Музыка как средство духовно-нравственного воспитания.
методическая разработка по музыке на тему

Галина Валентиновна Овсянникова

 

ГБОУ  СОШ  № 737    ЗАПАДНОГО  ОКРУГА   ГОРОДА   МОСКВЫ                   

            

 

 

 

 

 

                                                          Т Е М А :

                                              

         

                     « МУЗЫКА  КАК  СРЕДСТВО  ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО

                                             В О С П И Т А Н И Я»

                        

                                            Учитель   музыки   и   МХК

                                            Лауреат      конкурса 

                                          «ГРАНТ       МОСКВЫ»

                                            ОВСЯННИКОВА 

                                            ГАЛИНА  ВАЛЕНТИНОВНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Москва  2012 год

                                         

                                                                         «Рассматриваю музыку не как

                                                                           искусство   забавлять     слух ,

                                                                           а  как  одно   из   величайших

                                                                           средств трогать и возбуждать

                                                                           чувство…»

                                                                                            К.В.ГЛЮК

 

                 Проработав  в системе образования  учителем  музыки  и  МХК

        длительное время , хочу поделиться  своим опытом работы с детьми -

        высказать  мнения ,  суждения   и сделать     определенные      выводы .

        Я попыталась обобщить  свой опыт педагогической работы  в средней

        общеобразовательной  школе , опираясь  на основные  принципы  и

        методы  обучения школьников .                                                                                                    

                 В моей практике по предмету  «Музыка» основной и приоритетной

        была     программа    Д.Б . Кабалевского , однако  в  настоящее    время,

        в  связи  с   разработками  новых  концепций   общего  образования     и

        воспитания   школьников    применяется    новая     программа «Музыка»

        Е.Д. Критской  , Г.П .Сергеевой , авторы  которой   вместе  с  учителями

        музыки  выполняют  особые  цели   и   задачи  –  в  практике  массового

        музыкального   образования    главным     становиться          обращение

        учащихся  к   произведениям    искусства   как   к    духовному        опыту

        поколений  , проживание  их  в собственной  музыкальной деятельности ,

        что  позволит   активно  формировать   эмоционально – ценностный    и  

        нравственно – духовный опыт подростков , а  также  опыт  музыкально -

        художественного  творчества .

                Думаю , что   со  мной  можно  согласиться  в убеждении   того  ,

        что  музыка  играет  огромную  роль  в  жизни  людей .  Еще с давних

        времен музыка родилась и жила в человеке , а не рядом с ним и они

        являли собой  единое  нерасторжимое  целое , а  древние   мыслители

        отмечали , что даже отдельный музыкальный звук несет в себе особую

        духовно - оздоровляющую , творческую энергию , позволяет человеку

        ощутить  ее в себе , как стремление , любовь , добрый взгляд на мир ,и

        другие  истинно  духовные  чувства – состояния . Постижение   музыки ,

                                                            - 1 -

        несущей  в себе  ментальность  индивида , народа , общества , ведут к

        духовному  прозрению  личности , к освоению ею  всего лучшего , что

        открыто в «генетическом коде» человеческой общности.

                 Из наблюдений , учебно – образовательного процесса и проведения                                      

        уроков , я хотела бы отметить особую роль музыки  ,которая не только

        способствует , но   и   оказывает  огромное   воздействие  на  духовно –    

        нравственный мир личности школьников .Хотелось бы привести пример

        нужного  и  уместного   высказывания   –                Духовность по словам , 

        В.В. Медушевского не знания ,не навыки решения задач , а «способность

        мировоззренчески  – полетного бытия».

                   В  задачи  уроков  музыки  входят  продуктивное  развитие

        способности   эстетического  сопереживания    действительности   и

        искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с 

        с эстетическим преображенным  и этически содержательным миром        

        человеческих чувств , эмоций ,жизненных реалий .

                   Одна  из  главных  целей  программы  «Музыка»  ,заключается

        в духовно-нравственном  воспитании школьников через приобщение к

        музыкальной   культуре    как  важнейшему компоненту гармонического

        формирования личности .  

                  На протяжении всего существования человечества изменялись

        сохранялись  духовно – нравственные  ценности  людей , которые

        воплощались  в  произведениях     художественного    творчества   , и

        безусловно  основу  всего  этого  составляло  народное  творчество -         

        наследие прошлых  лет .

                  На  своих  уроках   музыки   я   ставлю   задачу  –  более  полно                        

        использовать     духовно  – нравственный   потенциал   искусства   ,

        благодаря  поурочной тематике  , музыка     помогает   осознать , что

        искусство  возникает  не  на пустом  месте , а имеет   тесную связь  с

        жизнью людей .

                  Из  практики  проведения  уроков  музыки  могу  отметить , что

        основой  формирования  музыкальной  и  духовно – нравственной

        культуры  школьников  является   восприятие   музыки . Стремлюсь

        выстроить урок  так , чтобы не только заинтересовать учащихся , но

        и  главное - нужно уметь  вслушаться  и понять музыку…, только  при

                                                             - 2 -

        правильной  работе  ученика   достигается  ожидаемый    результат –

        одновременно   это  и   опыт   непосредственного   переживания  и

        размышления . Воспитание  способности  активно  сопереживать –

        важнейшее условие для формирования  духовно –нравственной и

        развитой  личности .

                  Достучаться  до  сердца   и  души  сегодняшнего  школьника ,

        рационально    мыслящего  ,  становится    все  сложнее . Считаю  ,

        что   наиболее  внимательными   и  восприимчивыми ,   а  также 

        наиболее   активными   на  уроках   музыки    являются  учащиеся

        начальной школы .

                 С   большим   успехом   проходят  и  пользуются   огромной

        популярностью уроки  музыки - с  изучением   народного творчества -

        музыка  разных народов мира . На мой взгляд , этот факт объясняется 

        тем ,что все произведения   выполняют свои  нравственные ориентиры-

        учат законам  добра , любви ,милосердия , справедливости ...

                При   этом , выполняются   главные  цели   и   задачи  духовно - 

        нравственного  воспитания  детей  :

         - приобщение  к  духовно - нравственным  ценностям ;

         - формирование  нравственного  чувства ( совести , долга , веры ,

            надежды , ответственности , гражданственности , патриотизма…);

         - становлений нравственных  позиций ;

         - различие добра  и зла ;

         - проявление самоотверженности ;

         - приобретение  своего  мировоззрения;

         - истинного и  ложного ;

         - воспитание чувства любви к прекрасному ;

                   На    одном      из       фрагментов   -   это   урок     3- го   класса    ,

         предлагаю  рассмотреть  пример , в котором  музыка   выполняет

         роль  духовно – нравственного  воспитания  школьников :

         Учитель :        Сегодня  мы разучим  норвежскую , народную   песню -

                               «Волшебный   смычок» .  Музыка  поможет  узнать   об

                                 одной  поучительной истории , которая  имеет  глубоко

                                 нравственную  тематику и содержание .

                            -    Слушание  мелодия  песни  - без  слов .

                                                              - 3 -

          Учитель :       В исполнении какого инструмента прозвучала эта песня ?

          Дети       :       Скрипка

        ( Представление  доклада -  история  создания  , появления  скрипки…)

          Учитель  :       В  нашей  песне  тоже  поется  о  прошлом  времени

                                  норвежского  народа

                                  Разучивание  1-го куплета :

                                «Пришел  к  нам  в  село  музыкант – старичок ,

                                  В  руках  музыканта  волшебный  смычок .

                                  Ударил  по  струнам  - сбежался  народ ,

                                  Танцует , играет , смеется , поет .  

          Учитель :        Какой  поступок  совершил музыкант –нравственный

                                  или  безнравственный  ?

          Дети :             (предполагаемые  ответы) -   Нравственнный !

                                  Он  сделал  доброе  дело !

                               -  Старичок  играл  музыку  и  людям  она  нравилась !

                                  Значит  его поступок  правильный !

          Учитель :        Для  того  ,  чтобы  узнать , что  произойдет  дальше

                                  в  этой  песне , вам   нужно     разучить  2-й    куплет :

                                 «Шел  мимо  богач ,  услыхал  скрипача –

                                   И  вспыхнула  зависть  в  душе  богача.

                                   Продай  свою  скрипку  ! Ты  беден  и стар!

                                   Я  дам  за  нее  тебе  хлеба  амбар !

        Учитель :     -     Задумка  богача  имеет  положительную  и отрицательное

                                    сторону  ?

          Дети :          -    (предполагаемые  ответы) -  Отрицательную !

                              -     Он  просто  позавидовал  музыканту , а  играть

                                     на  скрипке   не  может !

          Учитель :     -    Продаст  старичок   скрипку    или  нет 

          Дети :           -    (предполагаемые  ответы) -  Нет ! Не  продаст  !

          Учитель :     -     Разучивая  3-й  куплет ,  вы  узнаем  чем  закончилась 

                                     эта  песня  :

                                   «Нет ! Скрипку  свою  не  продам  никому !

                                    Нужна  эта  скрипка  не  мне  одному .

                                     Под  звуки  ее  веселится  народ ,

                                                              - 4 -

                                     Танцует , играет ,смеется ,поет !

          Учитель :       -   Почему  поступок  музыканта  называют

                                     нравственным ?         

          Дети :            -   (предполагаемые  ответы)  :

                                -    Старичок  думал не  только  о  себе !    

                                -    Он  доставлял  радость людям  !

                                -    Устраивал  праздник  народу !

                                -    Деньги  для него  не  главное  в  жизни !

                                -    Музыкант  сделал  людям  доброе  дело !

          Учитель :      -    Какую  роль в этом  произведении  сыграла  музыка ?                                   

          Дети :           -    (предполагаемые  ответы) :

                               -    С помощью  этой  песни  мы  познакомились  с 

                                    народной , норвежской  музыкой ;

                               -    Музыка  помогла  изобразить  образы  и

                                    характеры  героев ;

                               -    С  помощью  музыки  смогли  понять настроения

                                    и  чувства  людей ;

                               -    Музыка  играет  огромную  роль в  жизни  людей…

         Учитель :           Чему  учит  эта  песня , какой  можно  сделать

                                    вывод  из  этой  истории ?

         Дети :                (предполагаемые  ответы) :

                               -    Нужно  быть  добрым  человеком !

                               -    Совершать  благочестивые поступки !

                               -    Не  обманывать  людей !

                               Исполнение  песни  -  инсценирование.

                   Рассматриваемый     мною  вопрос    чрезвычайно  важен  в

          современном   мире ,  это   жизненно – необходимый   фактор

          становления   личности . С помощью  этого  урока  музыки , дети

          смогли  развить  способность  видеть и понимать  окружающий  мир ,

          ориентироваться  в  нем , осозновать   свою  роль и предназначение,

          научились  выбирать  целевые  и  смысловые  способы  для   своих 

          действий    и    поступков ,   самостоятельно    принимать    решения ,

          связанные      с     ценностными      ориентирами     ,    формировать 

          представления   о  мире   и   человеке…

                                                        - 5 -

                   Духовно – нравственное  развитие  и  воспитание  учащихся  

          направлено  на  организацию  нравственного  уклада  школьного

          процесса    обучения .    Учебный    предмет  «Музыка»  обладает

          широкими       возможностями      для   духовно  -    нравственного

          воспитания   школьников , включает  в  себя  учебную , внеучебную ,

          социально  значимую   деятельность  обучающихся , основанную

          на  системе  духовных  идеалов  , ценностей , моральных  приоритетов .

 

          Используемая  литература  :

1.     Рувинский Л.И. ,Канн-Калик  В.А. , Гришин Д.М. «Введение  в

              Специальность» М.Просвещение» ,2008 г ;

2.     Данилюк А Я. «Концепция  духовно – нравственного  развития

и  воспитания  личности» , М.Просвещение», 2010 г;

3.     Стенолов Е.Н. «Личностно – ориентированный подход  в работе

педагога ,МТЦ .Сфера;

4.     Вендерова Т.Е. «Пусть музыка  звучит» ,М.Просвещение , 1990 г ;

5.     Свирина Н.А. «Роль   музыки   в  художественном    развитии

школьников ,СПб ,2002 г

         

         

          

         

 

               

 

                              

 

         

         

    

                                  

                                                              - 6 -

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_kak_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx26.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ  СОШ  № 737    ЗАПАДНОГО  ОКРУГА   ГОРОДА   МОСКВЫ                    

             

                                                          Т Е М А :

                                               

         

                     « МУЗЫКА  КАК  СРЕДСТВО  ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО

                                             В О С П И Т А Н И Я»

                         

                                            Учитель   музыки   и   МХК

                                            Лауреат      конкурса  

                                          «ГРАНТ       МОСКВЫ»

                                            ОВСЯННИКОВА  

                                            ГАЛИНА  ВАЛЕНТИНОВНА

                                                       Москва  2012 год

                                         

                                                                         «Рассматриваю музыку не как

                                                                           искусство   забавлять     слух ,

                                                                           а  как  одно   из   величайших

                                                                           средств трогать и возбуждать

                                                                           чувство…»

                                                                                            К.В.ГЛЮК

                 Проработав  в системе образования  учителем  музыки  и  МХК

        длительное время , хочу поделиться  своим опытом работы с детьми -

        высказать  мнения ,  суждения   и сделать     определенные      выводы .

        Я попыталась обобщить  свой опыт педагогической работы  в средней

        общеобразовательной  школе , опираясь  на основные  принципы  и

        методы  обучения школьников .                                                                                                    

                 В моей практике по предмету  «Музыка» основной и приоритетной

        была     программа    Д.Б . Кабалевского , однако  в  настоящее    время,

        в  связи  с   разработками  новых  концепций   общего  образования     и

        воспитания   школьников    применяется    новая     программа «Музыка»

        Е.Д. Критской  , Г.П .Сергеевой , авторы  которой   вместе  с  учителями

        музыки  выполняют  особые  цели   и   задачи  –  в  практике  массового

        музыкального   образования    главным     становиться          обращение

        учащихся  к   произведениям    искусства   как   к    духовному        опыту

        поколений  , проживание  их  в собственной  музыкальной деятельности ,

        что  позволит   активно  формировать   эмоционально – ценностный    и  

        нравственно – духовный опыт подростков , а  также  опыт  музыкально -

        художественного  творчества .

                Думаю , что   со  мной  можно  согласиться  в убеждении   того  ,

        что  музыка  играет  огромную  роль  в  жизни  людей .  Еще с давних

        времен музыка родилась и жила в человеке , а не рядом с ним и они

        являли собой  единое  нерасторжимое  целое , а  древние   мыслители

        отмечали , что даже отдельный музыкальный звук несет в себе особую

        духовно - оздоровляющую , творческую энергию , позволяет человеку

        ощутить  ее в себе , как стремление , любовь , добрый взгляд на мир ,и

        другие  истинно  духовные  чувства – состояния . Постижение   музыки ,

                                                            - 1 -

        несущей  в себе  ментальность  индивида , народа , общества , ведут к

        духовному  прозрению  личности , к освоению ею  всего лучшего , что

        открыто в «генетическом коде» человеческой общности.

                 Из наблюдений , учебно – образовательного процесса и проведения                                      

        уроков , я хотела бы отметить особую роль музыки  ,которая не только

        способствует , но   и   оказывает  огромное   воздействие  на  духовно –    

        нравственный мир личности школьников .Хотелось бы привести пример

        нужного  и  уместного   высказывания   –                Духовность по словам ,  

        В.В. Медушевского не знания ,не навыки решения задач , а «способность

        мировоззренчески  – полетного бытия».

                   В  задачи  уроков  музыки  входят  продуктивное  развитие

        способности   эстетического  сопереживания    действительности   и

        искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с  

        с эстетическим преображенным  и этически содержательным миром        

        человеческих чувств , эмоций ,жизненных реалий .

                   Одна  из  главных  целей  программы  «Музыка»  ,заключается

        в духовно-нравственном  воспитании школьников через приобщение к

        музыкальной   культуре    как  важнейшему компоненту гармонического

        формирования личности .  

                  На протяжении всего существования человечества изменялись

        сохранялись  духовно – нравственные  ценности  людей , которые

        воплощались  в  произведениях     художественного    творчества   , и

        безусловно  основу  всего  этого  составляло  народное  творчество -          

        наследие прошлых  лет .

                  На  своих  уроках   музыки   я   ставлю   задачу  –  более  полно                        

        использовать     духовно  – нравственный   потенциал   искусства   ,

        благодаря  поурочной тематике  , музыка     помогает   осознать , что

        искусство  возникает  не  на пустом  месте , а имеет   тесную связь  с

        жизнью людей .

                  Из  практики  проведения  уроков  музыки  могу  отметить , что

        основой  формирования  музыкальной  и  духовно – нравственной

        культуры  школьников  является   восприятие   музыки . Стремлюсь

        выстроить урок  так , чтобы не только заинтересовать учащихся , но

        и  главное - нужно уметь  вслушаться  и понять музыку…, только  при

                                                             - 2 -

        правильной  работе  ученика   достигается  ожидаемый    результат –

        одновременно   это  и   опыт   непосредственного   переживания  и

        размышления . Воспитание  способности  активно  сопереживать –

        важнейшее условие для формирования  духовно –нравственной и

        развитой  личности .

                  Достучаться  до  сердца   и  души  сегодняшнего  школьника ,

        рационально    мыслящего  ,  становится    все  сложнее . Считаю  ,

        что   наиболее  внимательными   и  восприимчивыми ,   а  также  

        наиболее   активными   на  уроках   музыки    являются  учащиеся

        начальной школы .

                 С   большим   успехом   проходят  и  пользуются   огромной

        популярностью уроки  музыки - с  изучением   народного творчества -

        музыка  разных народов мира . На мой взгляд , этот факт объясняется  

        тем ,что все произведения   выполняют свои  нравственные ориентиры-

        учат законам  добра , любви ,милосердия , справедливости ...

                При   этом , выполняются   главные  цели   и   задачи  духовно -  

        нравственного  воспитания  детей  :

         - приобщение  к  духовно - нравственным  ценностям ;

         - формирование  нравственного  чувства ( совести , долга , веры ,

            надежды , ответственности , гражданственности , патриотизма…);

         - становлений нравственных  позиций ;

         - различие добра  и зла ;

         - проявление самоотверженности ;

         - приобретение  своего  мировоззрения;

         - истинного и  ложного ;

         - воспитание чувства любви к прекрасному ;

                   На    одном      из       фрагментов   -   это   урок     3- го   класса    ,

         предлагаю  рассмотреть  пример , в котором  музыка   выполняет

         роль  духовно – нравственного  воспитания  школьников :

         Учитель :        Сегодня  мы разучим  норвежскую , народную   песню -

                               «Волшебный   смычок» .  Музыка  поможет  узнать   об

                                 одной  поучительной истории , которая  имеет  глубоко

                                 нравственную  тематику и содержание .

                            -    Слушание  мелодия  песни  - без  слов .

                                                              - 3 -

          Учитель :       В исполнении какого инструмента прозвучала эта песня ?

          Дети       :       Скрипка

        ( Представление  доклада -  история  создания  , появления  скрипки…)

          Учитель  :       В  нашей  песне  тоже  поется  о  прошлом  времени

                                  норвежского  народа

                                  Разучивание  1-го куплета :

                                «Пришел  к  нам  в  село  музыкант – старичок ,

                                  В  руках  музыканта  волшебный  смычок .

                                  Ударил  по  струнам  - сбежался  народ ,

                                  Танцует , играет , смеется , поет .  

          Учитель :        Какой  поступок  совершил музыкант –нравственный

                                  или  безнравственный  ?

          Дети :             (предполагаемые  ответы) -   Нравственнный !

                                  Он  сделал  доброе  дело !

                               -  Старичок  играл  музыку  и  людям  она  нравилась !

                                  Значит  его поступок  правильный !

          Учитель :        Для  того  ,  чтобы  узнать , что  произойдет  дальше

                                  в  этой  песне , вам   нужно     разучить  2-й    куплет :

                                 «Шел  мимо  богач ,  услыхал  скрипача –

                                   И  вспыхнула  зависть  в  душе  богача.

                                   Продай  свою  скрипку  ! Ты  беден  и стар!

                                   Я  дам  за  нее  тебе  хлеба  амбар !

        Учитель :     -     Задумка  богача  имеет  положительную  и отрицательное

                                    сторону  ?

          Дети :          -    (предполагаемые  ответы) -  Отрицательную !

                              -     Он  просто  позавидовал  музыканту , а  играть

                                     на  скрипке   не  может !

          Учитель :     -    Продаст  старичок   скрипку    или  нет  

          Дети :           -    (предполагаемые  ответы) -  Нет ! Не  продаст  !

          Учитель :     -     Разучивая  3-й  куплет ,  вы  узнаем  чем  закончилась  

                                     эта  песня  :

                                   «Нет ! Скрипку  свою  не  продам  никому !

                                    Нужна  эта  скрипка  не  мне  одному .

                                     Под  звуки  ее  веселится  народ ,

                                                              - 4 -

                                     Танцует , играет ,смеется ,поет !

          Учитель :       -   Почему  поступок  музыканта  называют

                                     нравственным ?          

          Дети :            -   (предполагаемые  ответы)  :

                                -    Старичок  думал не  только  о  себе !    

                                -    Он  доставлял  радость людям  !

                                -    Устраивал  праздник  народу !

                                -    Деньги  для него  не  главное  в  жизни !

                                -    Музыкант  сделал  людям  доброе  дело !

          Учитель :      -    Какую  роль в этом  произведении  сыграла  музыка ?                                    

          Дети :           -    (предполагаемые  ответы) :

                               -    С помощью  этой  песни  мы  познакомились  с  

                                    народной , норвежской  музыкой ;

                               -    Музыка  помогла  изобразить  образы  и

                                    характеры  героев ;

                               -    С  помощью  музыки  смогли  понять настроения

                                    и  чувства  людей ;

                               -    Музыка  играет  огромную  роль в  жизни  людей…

         Учитель :           Чему  учит  эта  песня , какой  можно  сделать

                                    вывод  из  этой  истории ?

         Дети :                (предполагаемые  ответы) :

                               -    Нужно  быть  добрым  человеком !

                               -    Совершать  благочестивые поступки !

                               -    Не  обманывать  людей !

                               Исполнение  песни  -  инсценирование.

                   Рассматриваемый     мною  вопрос    чрезвычайно  важен  в

          современном   мире ,  это   жизненно – необходимый   фактор

          становления   личности . С помощью  этого  урока  музыки , дети

          смогли  развить  способность  видеть и понимать  окружающий  мир ,

          ориентироваться  в  нем , осозновать   свою  роль и предназначение,

          научились  выбирать  целевые  и  смысловые  способы  для   своих  

          действий    и    поступков ,   самостоятельно    принимать    решения ,

          связанные      с     ценностными      ориентирами     ,    формировать  

          представления   о  мире   и   человеке…

                                                        - 5 -

                   Духовно – нравственное  развитие  и  воспитание  учащихся  

          направлено  на  организацию  нравственного  уклада  школьного

          процесса    обучения .    Учебный    предмет  «Музыка»  обладает

          широкими       возможностями      для   духовно  -    нравственного

          воспитания   школьников , включает  в  себя  учебную , внеучебную ,

          социально  значимую   деятельность  обучающихся , основанную

          на  системе  духовных  идеалов  , ценностей , моральных  приоритетов .

          Используемая  литература  :

  1. Рувинский Л.И. ,Канн-Калик  В.А. , Гришин Д.М. «Введение  в

              Специальность» М.Просвещение» ,2008 г ;

  1. Данилюк А Я. «Концепция  духовно – нравственного  развития

и  воспитания  личности» , М.Просвещение», 2010 г;

  1. Стенолов Е.Н. «Личностно – ориентированный подход  в работе

педагога ,МТЦ .Сфера;

  1. Вендерова Т.Е. «Пусть музыка  звучит» ,М.Просвещение , 1990 г ;
  2. Свирина Н.А. «Роль   музыки   в  художественном    развитии

школьников ,СПб ,2002 г

         

         

           

         

               

 

                             

         

         

     

                                   

                                                              - 6 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыка как средство духовно-нравственного развития"

В этой работе представлены мнения , размышления , суждения и сделаны определенные  выводы о  духовно - нравственном  воспитании  учащихся .Особая  роль  в  этом ...

Проект "Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся"

С данным проектом выступала на Республиканской Ярмарке инновационных проектов осенью 2011 г., получила диплом 3 степени. А в апреле 2012 г. делилась наработками по проекту в г.Отрадном на Международно...

Театральное искусство в кадетском корпусе, как средство духовно-нравственного воспитания гражданина.

В настоящее время все острее встает проблема воспитания подрастающего поколения. Поэтому перед учителями поставлены задачи создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала, развития...

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...