Музыкальное развитие детей средствами интеграции искусств
методическая разработка по музыке по теме

Козлова Марина Владимировна

В данной методической разработке представлен педагогический опыт по теме: "Музыкальное развитие детей средствами интеграции искусств", где раскрываются основные подходы, приемы и методы, как средствами искусства учить мыслить, чуствовать, сопереживать.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальное развитие детей средствами интеграции искусств».

«Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели - видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят эксперементировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом».

                                                                                                     П. Вайнцвайг.

Сегодня я педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки – воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя, неподражаемая – вот «портрет» души маленького человека. Человека, который смотрит на меня широко открытыми глазами. Человека, который верит, что мир прекрасен.

Вот в этот момент я понимаю, как важно то, чему учим наших детей. Либо это современные песенки, исполняемые под фонограмму, порой не имеющие никакого смысла, либо это культурный пласт, накопленный нашими предками, - музыка, проверенная временем.

И вот моя задача как учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Я пришла к выводу, о том, что найти основу духовно – нравственного развития детей можно и на уроках музыки.

Т.О., воплощая в жизнь свою ведущую педагогическую идею обеспечения условий для формирования целостной личности, я поставила перед собой цель: гармоничное развитие детей средствами интеграции искусств и через духовно- нравственное воспитание.

Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества:

  1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно- нравственное воспитание музыкой.
  2. Активизация познавательной деятельности учащихся.
  3. Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.
  4. Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально – теоретических знаний и навыков, постижения сути музыки во взаимосвязи с другими видами искусства и учебными предметами.

Применяя методы интеграции у школьников создается целостное представление об окружающем мире. Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые окружают связь отдельных частей мира как системы, в которой все элементы взаимосвязаны.

Русская культура, русский человек, русская поэзия и литература, русская живопись

, русские герои, русские святые, русская история, русская природа, русское слово, русский народ, русская вера – все это объединено одним словом – Русь! Это и есть основная идея, которая должна стать фундаментом содержания современного музыкального образования в России.

Музыка в школе – это идейный, высокодуховный предмет. Нам, людям искусства нужно найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Но формировать духовный мир ребенка только средствами музыкального искусства в отрыве от других видов искусства, не даст желаемого результата («Все, что находиться во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же связи». Я.А. Каменский). Именно поэтому я выбрала тему по самообразованию: « Музыкальное развитие детей средствами интеграции искусств».

Под интеграцией понимается процесс сближения и связи наук, связанности отдельных частей системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Интеграционная система способствует воспитанию эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению проблем. Интеграция в обучении может рассматриваться как цель и как средство обучения. В первом случае под интеграцией понимается создание у школьника целостного представления об окружающем мире, во – втором – это нахождение общей платформы сближения предмета знаний.

       Идея комплексного освоения искусства в настоящее время обретает особую актуальность. Музыка, литература, живопись охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно. Кроме этого, комплексное освоение искусства активизирует фантазию, воображение, артистичность, ассоциативное мышление. Чтобы хоть в какой - то степени скоординировать, соотнести, привести «в равновесие» разногласия, а иногда и пропасть в программах по разным предметам, я и использую межпредметные связи, интегрированные уроки. Если мыслить шире, то сегодня для подготовки специалиста любой области одних знаний уже недостаточно. Нужны люди разносторонне развитые, обладающие значительным личностным и профессиональным потенциалом.

       Моя работа основана на программе Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Отбитая содержание для УМК «Музыка», авторы сочли необходимым включить в него широкий спектр явлений музыкальной культуры, такие направления как фольклор, музыка религиозной традиции, произведения «золотого фонда» композиторов – классиков, сочинения современных композиторов. Приоритетной в содержании УМК «Музыка» является ориентация школьников на освоение отечественной музыкальной культуры как части художественной картины мира. Именно от родных тем, интонаций, образов, от «родного порога» (Б. М. Неменский)  происходит органичное вхождение ребенка в разнообразный мир музыки, позволяет ему понять то, что музыка – часть окружающей их жизни, часть духовного опыта человечества, универсальный способ общения людей друг с другом.

       Нравственно – эстетическая проблематика УМК «Музыка» базируется на осмыслении детьми «вечных тем» жизни и искусства, которые нашли отражение в музыкальных образах – прекрасное и безобразное, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, война и мир, отношение к природе, матери, Родине, ее историческому прошлому и др. Авторы УМК нацеливают учителя на раскрытие перед детьми содержания и смысла музыкальных образов через осознание ими основных закономерностей музыкального искусства:

  1. Интонационной природы музыки;
  2. Ее жанровых и стилевых черт;
  3. Триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя;
  4. Особенностей формы музыкальных сочинений;
  5. Специфики музыкального языка;
  6. Взаимодействия музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, театром, кино.

Особо следует заметить, что в период популяризации низкопробной музыки, в УМК предпринята попытка изучения лучших образцов современной музыки (как академической, так и популярной). Это призвано воспитывать у детей «иммунитет против пошлости» (Д. Б. Кабалевский), ориентировать сознание младших школьников на усвоение особенностей современной музыки, ее образцов, жанров, интонаций, ритмов, исполнительских трактовок.

         Разнообразные виды музыкальной деятельности школьников на уроке в начальной школе рассматриваются в УМК «Музыка» как формы приобщения детей к музыке. Это активное (эмоциональное и осознанное) восприятие музыки и размышление о ней; пение (хоровое, ансамблевое, сольное); пластическое интонирование и музыкально – ритмические движения; инструментальное музицирование;  инсценирование и драматизация песен и небольших сочинений с ярко выраженным программным характером; импровизации (речевые, вокальные, инструментальные, пластические, художественные); освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

         Интонационно – образный и жанрово – стилевой подход к изучению музыки детьми реализуется авторами УМК с учетом нескольких факторов:

  1. Направленность процесса преподавания музыки в школе как живого образного искусства;
  2. Широкое культурологическое пространство учебных пособий для детей, позволяющих осуществлять «выходы» за пределы музыки;
  3. Вариативность использования музыкального (и шире – художественного) материала в учебно- воспитательном процессе;
  4. Многообразие способов, методов и приемов обучения музыке, адекватных природе музыкального искусства, детского художественного творчества, возрастным особенностям учащихся.

Пособия для учащихся – учебники и рабочие тетради – позволяют раскрыть творческий потенциал младших школьников за счет проблемности вопросов и заданий в них, «погружения» детей в атмосферу концертного зала. Творческие проявления детей могут выявляться в процессе поиска произведений других видов искусства, созвучных музыке, участие в музыкальных инсценировках на сюжеты известных детских сказок, создания программ музыкальных концертов, рисования на темы полюбившихся произведений, подбора музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку и т.п.

          Музыкальное развитие учащихся на уроках музыки в начальной школе предполагает не только формирование их специальных музыкальных способностей, но и общеучебных умений и навыков. Процесс восприятия музыки связан с формированием слуховой активности ребенка, его памяти, воображения, фантазии. При размышлении о содержании, характере и настроении музыки, определении средств выразительности происходит становление эмоционально – образного словаря школьников. В процессе вокально – хоровой работы младшие школьники приобретают опыт коллективной деятельности, в которой происходит развитие не только эмоционального отношения к разучиваемым и исполняемым сочинениям, но и речевых (вербальных) навыков осмысленно – осознанного произношения текста песен (с использованием донотной и нотной графики) происходит развитие координации слуха и голоса, правильного речевого и вокального звукообразования, дикции, артикуляции учащихся. При пении увеличивается объем легких, регулируется процесс диафрагмального дыхания.

          Использование на уроках музыки приемов пластического интонирования, движений, инсценировок сюжетов песен и инструментальных сочинений программного характера, «разыгрывания» фольклорных образцов музыки совершенствует координацию простых движений детей под музыку (маршировка, применение элементов танцев), улучшает осанку младших школьников, пластичность и образность движений, ориентацию детей в пространстве в процессе движений под музыку. Пластические этюды и музыкально – двигательные импровизации позволяют детям проявлять выдумку, фантазию, свободу интерпретации музыкальных произведений.

          Музицирование детей на простейших музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки, маракасы, треугольник, металлофоны и пр.) также способствует развитию тембрового слуха и развивает мелкую пластику пальцев, что особенно важно для совершенствования навыков письма.

          Использование в контексте УМК «Музыка» для начальной школы других видов искусства – литературы (проза и стихи) и изобразительного искусства (живопись, архитектура, скульптура, графика) направлено на развитие ассоциативно – образного мышления, понимания жизненной основы этих искусств, осознание специфики и общности их языка. На начальном этапе обучения музыки одним из ведущих способов познания музыки становится игра, которая помогает устанавливать преемственные связи между дошкольным и школьным этапами обучения, сделать обучение музыке эмоционально окрашенным, увлекательным, а также – вносит элемент психологической разгрузки в учебный процесс.

          Т.О., музыкальное развитие ребенка на уроках музыки связано с другими школьными предметами. Эти связи способствуют выработке универсальных способов деятельности учащихся и направлены на использование здоровьесберегающих технологий обучения. (Данный УМК «Музыка» включен в комплект «Школ России» (рук. А. Плешаков) и «Преемственность» (рук. Н. Федосова)).

         Важнейшим аспектом в духовно- нравственном воспитании на уроках музыки по программе Е. Д. Критской, является изучение духовной музыки. Духовность – это то, что дает ощущение полноты жизни, наличие ее цели и смысла, понимания счастья  и того, что жизнь есть важнейшая тайна. В программе духовная музыка раскрывается в нескольких направлениях:

  1. Колокола на Руси и колокольность в русской музыке;
  2. Знакомство с храмом, как памятником архитектуры, иконография;
  3. Собственно музыка, звучащая в церкви во время богослужения, знакомство с песнопениями, литургией, всенощной;
  4. Духовные образы в произведениях композиторов – классиков, духовные стихи;
  5. Содержание духовно – православных праздников;
  6. Идея героизма и подвига в рассказах о Святых и подвижниках.

Все темы имеют широкое общечеловеческое значение, они значительны и серьезны. Через связь духовного искусства с жизнью осознаются главные этические законы – Любви, Добра, Справедливости. Важность воспитания в человеке способности видеть красоту окружающего мира, ощущать себя в гармонии с этим миром является основной идеей духовно – нравственного воспитания школьников на уроках музыки.

              В связи с этим, предлагаемый авторами курс ориентирует нас на проблемы современности, обновляя духовно – нравственными акцентами. Претворяя в жизнь основную идею программы, синтезируя все виды искусств, я воспитываю в детях духовно – нравственные ценности: высокую гражданскую позицию, патриотизм, любовь и уважение к малой родине, к России, ибо Россию святую и непобедимую, хотели видеть русские святые. Такой Россией: могучей и непознанной, гордились великие русские умы, такую Россию: многострадальную и терпеливую, простую и величавую, любим мы, обычные люди.

           Главная новизна опыта кроется в самом подходе к музыкальному воспитанию и образованию, который рассматривается в ситуации глобального духовно – нравственного кризиса духовной жизни человека. Уроки музыки я провожу как уроки духовно – нравственного оздоровления детей средствами искусства.

          Изучив связь музыки с другими предметами, я пришла к выводу, что существующие разработки уроков предлагают интеграцию музыки с ограниченным числом предметов, обычно это литература и изобразительное искусство. Ряд предметов, наиболее удачно интегрирующихся с музыкой:  

  1. Литература (музыкальные произведения на литературный сюжет, произведения фольклора, выразительное чтение и выразительные средства в музыке);
  2. Русский язык (понятие о тексте, идея произведения, правильное произношение слов, определение главного и зависимого слова, виды предложений, стили речи, ассонанс, аллитерация);
  3. Математика (музыкальные длительности, метр, размер);
  4. Хореография (импровизация под музыку, знание основных движений танца);
  5. История (история России в песне, опере, кантате);
  6. География (музыка моего народа, музыка народов мира);
  7. Ознакомление с окружающим миром (произведения композиторов о временах года и явления природы);
  8. Иностранные языки (музыка народов мира);
  9. Экология (благоприятное и пагубное воздействие музыки на человека и окружающую среду);
  10. Православие (духовная музыка);
  11. Физкультура (выполнение движений в соответствии с характером и динамикой музыки);
  12. Изобразительное искусство (видеть музыку, слышать живопись).

  Как научить детей рисовать? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо заметить, что краски и звуки в природе сосуществовали всегда. Близки друг к другу тембр в музыке и колорит в живописи (недаром в музыкознании существует понятие: «мелодический рисунок»).

          Ритм также является универсальным компонентом художественного языка и важнейшим выразительным средством и музыки и изобразительного искусства.

          Колорит – одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, тембр в музыке главный фактор ее изобразительности, т.е. колорит является наиболее «музыкальным» элементом живописи, а «тембр» наиболее «живописным» элементом музыки. Примеры сопоставления колорита в живописи (цвета) и колорита (тембра) в музыке многочисленны. Художник В. Кандинский соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр. Голубой цвет ассоциировался у него с тембром флейты, красный – трубы, синий – виолончели.

          Русские композиторы Н. Римский – Корсаков и А. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им «окрашенной» в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Так, до мажор у Н. Римского Корсакова  «белый», до минор   «багряный», ми мажор  «темный, сумрачный, серо - синеватый.»  

        Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и архитектуры и живописи. Семантически родственны, считает И. И. Иоффе, ритм стройных, восходящих линий в архитектуре и живописи, стройных восходящих голосов в музыке, восходящих лирических чувств в литературе.

Существует двусторонняя связь между слуховым и зрительным восприятием. Эту связь уловили уже художники древности, которые сопровождали звучание музыки различными зрительными демонстрациями. Музыка способна вызывать у слушателя яркие зрительные представления, что позволяет композиторам создавать «музыкальные картины» («Рассвет на Москве  реке» М. Мусоргского; «Утро» Э. Грига; «Лунный свет» К.Дебюсси).

В живописи определенные сочетания линий, цвета могут вызывать у зрителя ощущение звука («звучащая живопись»). Живопись может изображать состояние звукового покоя (И. Левитан «Тишина»). В результате взаимодействия изобразительного искусства и музыки происходит обогащение рисунков новым содержанием при решении изобразительных задач. В то же время созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Настроение музыки в рисунках детей чаще передаются с помощью колорита цвета: громкость   с помощью величины изображения, темп - динамичности движений.

Сопоставление произведений музыкального, изобразительного искусства является наиболее обоснованным при опоре на ассоциативно-  образную связь.

        Но наиболее ценными я считаю уроки, где интегрируют несколько предметов.

Например,  4 класс, тема: «Три чуда» (из оперы «Сказка о царе Салтане»).

При знакомстве с музыкальным фрагментом «Царевна Лебедь» детям был задан вопрос: «Как вы считаете, мелодия здесь опускается вниз или поднимается вверх, или кружится на одном месте?» Ответы детей: «Поднимается вверх, опускается вниз, она летает». В рисунках детей можно увидеть волнообразные линии, плавные штрихи. Кроме этого, учащиеся находили в тексте-сказке описание Царевны - Лебеди и под музыку импровизировали танцевальные  движения, и они отличались плавностью.

3 класс, тема: «Знакомство с сюитой «Пер Гюнт» Э. Грига».

Музыка            Слушание пьесы Э.Грига  «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

Чтение              Анализ стихотворения С. А. Есенина

   «Зарделась зорька алая…»

Экология        «Здесь краски не ярки

                    и звуки не резки»

                                Н. Рыленков.

Изобразительное искусство                Демонстрация картин

                         Рисование музыки «Утро».

Ребята рисовали разное утро (раннее, среднее, позднее), из выполненных работ при повторном слушании выстраивали цепочку «Пробуждение».

   Также мною разработанные и проведенные интегрированные уроки:

  1. «Картинки с выставки. М.П. Мусоргский» (музыка, изобразительное искусство, литература, история);
  2. «Богатырские образы в искусстве» (история, литература, музыка, живопись);
  3. «Вечно юный вальс» (история, литература, иностранный язык, хореография, музыка, живопись);
  4.  «Колокольные звоны России» (музыка, литература, православие, живопись);
  5. «С чего начинается Родина?» На этом уроке органически сочетались три компонента: образ (музыка, иллюстрации, декорации), слово (декламация, беседа), дело (танцы, пение, игры). Дети читали стихи, слушали музыку – классиков, исполняли песни о Родине, России. В заключение прозвучал Гимн РФ.

Такая интеграция способствует более полной реализации системного подхода в образовании. Результат данной технологии – гармоничное развитие личности ребенка, воспитание у него чувства прекрасного, воспитание целостного взгляда на мир.

Помимо интегрированных, провожу самые разные по форме уроки: урок – сказка, урок – конференция, уроки – творчества, урок – экскурсия, урок – путешествие, занятие – игра, комбинированные уроки. Такие уроки выходят за рамки традиционных уроков. Они дают возможность организовать коллективную деятельность в сочетании с индивидуальным творчеством как учащихся, так и преподавателя, создание эмоционального подъема детей, ситуаций успеха для каждого ребенка с учетом его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.

        Основные методы, применяемые мною:

  1. Метод наблюдения за музыкой (Б. В. Асафьев);
  2. Метод» забегания» вперед и «возвращения» к уже пройденному материалу (Д Б. Кабалевский);
  3. Метод размышления, рассуждения о музыке (Д.Б. Кабалевский);
  4. Метод эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский);
  5. Метод создания художественного контекста (Л.В. Горюнова). Этот метод предполагает «выход» за пределы музыки в другие виды искусства, а также обращение к конкретным жизненным ситуациям.
  6. Метод создания композиций (Л.В. Горюнова). Этот метод предполагает изучение музыкальных произведений через исполнение различными способами.
  7. Проблемный, поисковый метод (приобщение к музыкальному искусству средствами проблемного обучения основывается на самостоятельности музыкального мышления).
  8. Интонационный метод познания музыки (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский).

Для включения детей в активную практическую работу на уроке широко использую творческие задания. Такие задания предполагают:

  1. Углубление и обогащение восприятия;
  2. Развитие мышления и воображения;
  3. Выработку навыков художественного анализа;
  4. Активизацию самостоятельного творчества.

Рассмотрим подобные типы этих заданий:

  1. Синтезация различных образных решений в пределах одного и того же сюжета, («весна» в произведениях П.И. Чайковского, С. Рахманинова, К. Дебюсси,  И. Стравинского);
  2.  Сочинение мелодий к стихотворению.
  3. Составление  коллекций из музыкальных, литературных произведений и произведений живописи с целью развития умения видеть их эмоциональную общность.

(«Тройка» П.Чайковского; «Зимнее утро» А.С. Пушкина, картина П.П. Соколова  «Морозное утро»).

  1. Подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов и музыки к картинам.
  2. Сравнение романсов различных композиторов на один и тот же текст.
  3. Подбор стихотворного эпиграфа к музыкальным произведениям. (П.И Чайковский «На тройке»)

«Кто долго жил в глуши печальной,

Друзья, тот верно знает сам,

Как сильно колокольчик дальний

Порой волнует сердце нам…»

  1. Показ в красках процесса движения мелодий (В.Моцарт «Симфония № 40»).
  2. Передача настроения музыки на ассоциативной основе.
  3. Составление сказок по опорным словам, соответствующих характеру музыки (Ф. Шопен «Прелюдия № 7», «Прелюдия № 20»).

Кроме перечисленных методов, приемов, заданий в своей работе я применяю современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. Так, проблему прочности знаний я решаю через технологию уровневой дифференциации.

     Дифференциация по интересам предполагает выполнение учениками на уроках и во внеурочной деятельности творческих исследовательских заданий. Это может быть групповая работа над проектами и индивидуальная. Основой индивидуально ориентированной системы обучения является дифференцированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей (А.П., Бородин «Симфония № 2», «Три богатыря», «Былины»).

        После изучения темы на уровне базового содержания материала выявляю две группы учеников: усвоивших содержание   (они работают по расширению изученного материала) и не усвоивших   (с ними провожу работу по устранению появившихся пробелов в знаниях.)

        В начальной школе дифференцированные задания могут выглядеть следующим образом: на самом низком уровне группа  учащихся исполняет песню; на среднем - исполняет песни выразительно; на  высоком  -   группа готовит инсценировку песни.

        Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учеников.

        Оздоровление детей духовно-нравственно, использование межпредметных связей происходит не только на уроках, но и во внеклассной работе. К основным внеклассным формам, направленным на развитие духовно - нравственного развития относятся праздники, проводимые в школе: «День матери», «Ветераны, вы наша гордость», Неделя музыки в школе: «Православная музыка в жизни человека», «Музыкальный КВН», на которых ребята поют песни о Родине, о маме, о дружбе, песни, написанные в годы Великой Отечественной войны. К формам, направленным на развитие интереса к двигательной деятельности относятся музыкально - спортивные праздники в рамках дней здоровья,  которые готовятся совместно с учителями физкультуры.

      Помимо знакомства с музыкальным искусством, я советую детям поездки по живописным и историческим местам нашей России, чтобы дети получали массу впечатлений, информации и заряд бодрости.

      За время своей работы я добилась хороших, стабильных результатов, качества знаний, ребята проявляют интерес к уроку музыки, используют знания, полученные на уроках музыки на других предметах.

   Как известно, в школьном курсе обучения наблюдаются так называемые «ножницы» в программе и относительно предметов, и относительно классов. И чтобы хоть  как-то сгладить этот разрыв, это несоответствие в программах, я применяю и буду применять на более высоком уровне интеграцию и межпредметную связь, чтобы у учащихся было целостное восприятие явления, события, детали.

Применяя дифференцированный подход в обучении, планирую большую работу проводить с одаренными детьми, чтобы не пройти мимо способности, таланта. Выявив этого одаренного ученика, буду проводить с ним более сложную индивидуальную работу.

Используя все формы и методы своей работы: межпредметные связи, интеграцию и дифференциацию,  я хочу «достучаться» до души каждого ребенка и, прежде всего, выработать у него вкус.

С изменением парадигмы Российского общества последних десятилетий произошли коренные перемены в образовательном процессе, и налицо у современной школы интерес к самобытным историческим, культурным и духовным ценностям нашей великой России. И возрождению этого интереса будет способствовать и преподавание музыки в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование музыкально-дидактических пособий для музыкального развития детей дошкольного возраста"

В презентации освещены вопросы необходимости использования музыкально-дидактических пособий, вследствии чего развивается общая музыкальность  ребёнка, его творческие способности. Предложены назва...

Музыкально-дидактический материал по музыкальному развитию детей.

Материал представлен ввиде авторских разработок по разделу"Музыкальное развитие детей дошкольного возраста"...

Музыкально-дидактический материал по музыкальному развитию детей.

Презентация  на тему "Музыкальные инструменты" Цель.Закрепить знания детей о  музыкальных инстпументах. Презентация "Веселые нотки" Музыкально-демонстрационный материал по обучению детей нот...

"Развитие творческих способностей детей средствами изобразительного искусства».

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.                                ...

Рабочая программа музыкального руководителя детского сада. Модуль «Музыкальное развитие детей 5–6 лет» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федер...

Консультация для педагогов"Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства"

Приобщение детей к миру танца происходит с ранних лет. Танцы и пляски – хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку....


 

Комментарии

Тарасова Надежда Николаевна

Очень ценный материал! Спасибо огромное, Марина Владимировна!!!