«Современные педагогические технологии музыкального воспитания в работе с одаренными детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по музыке по теме

Журавлева Наталья Николаевна

 

Цель - Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.

Обоснование технологии:

Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы пришли к выводу о том, что в основе кризиса лежит несоответствие между имеющимся возможностями личности и внешней средой, неприспособленной для их реализации. Такая ситуация складывается и вокруг одаренного ребенка. И хотя на групповых занятиях музыкально одаренным детям уделяется особое внимание, нередко они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить что-то еще кроме программного содержания.

 Раскрытие этой темы очень актуально и своевременно, т.к. на сегодняшний день она пока не оформлена в систему теоретических и методических разработок; опровергает существующее мнение, что детский голос должен развиваться с 7 лет, хотя вокальные мышцы у дошкольников есть, и они функционируют. Я считаю, что недостаточно разработаны вопросы физиологии строения голосового аппарата дошкольников и отсутствует методическая база по этой проблеме. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Материал для портфолио141 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель - Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.

 Задачи

 1.Стимулировать творческую активность одаренных дошкольников, желание петь, танцевать, выступать на сцене.

 2. Заложить основы гармонического развития (развития слуха, внимания         движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей)

3. Побуждать детей к  стремлению овладеть необходимыми   вокально-хоровыми   навыками,  

4. Использовать танцевальное оформление песен.

5.Учить свободно чувствовать себя на сцене во время выступлений  на  концертах.

6.Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни)

7.Познакомить детей с  современными авторами детских песен.

Обоснование технологии:

Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы пришли к выводу о том, что в основе кризиса лежит несоответствие между имеющимся возможностями личности и внешней средой, неприспособленной для их реализации. Такая ситуация складывается и вокруг одаренного ребенка. И хотя на групповых занятиях музыкально одаренным детям уделяется особое внимание, нередко они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить что-то еще кроме программного содержания.

 Раскрытие этой темы очень актуально и своевременно, т.к. на сегодняшний день она пока не оформлена в систему теоретических и методических разработок; опровергает существующее мнение, что детский голос должен развиваться с 7 лет, хотя вокальные мышцы у дошкольников есть, и они функционируют. Я считаю, что недостаточно разработаны вопросы физиологии строения голосового аппарата дошкольников и отсутствует методическая база по этой проблеме.

Условия  реализации технологии

Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике использую технологию педагогического наблюдения, используя мониторинг по программе «Детство» с целью выявить детей с признаками одаренности.  

1.Уровень развития чувства ритма и ритмической последовательности  

2.Уровень сформированности звуковысотного чувства - адекватного ощущения соотношений высоты звука.

3.Степень развития ладово-гармонического чувства

Результаты педагогического наблюдения выражены в диаграммах №1,2,3

                                                                                    

Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики) см.  Мониторинг в д\с

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

Таким образом,  среди детей старшей и подготовительных групп выявлено 15 детей со значительно выраженной музыкальностью.

 Старшая                  гр.№6 - 4 чел.(20%)

Подготовительная гр. №2 – 6 чел.(30%)

Подготовительная гр. №12 – 5 чел.(28%)

 Для детей с высоким уровнем развития музыкальности я организовала   ансамбль «Бусинки», пользуясь принципами:

 Методические принципы

1.   создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Не принуждать детей к действиям (пению, игре), а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии

2.   - целостный подход в решении педагогических задач:

Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение ;

Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

3. Принцип последовательности - предусматривает усложнение поставленных задач по изучению музыкального репертуара

4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским, и частично историческим календарем.

5.     принцип партнерства. Всегда встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова. Таким образом, дети и музыкальный воспитатель становятся ближе и роднее друг другу. Так вместе переживают радость от совместной музыкальной деятельности.

6.   принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.

Этапы педагогической технологии

                           I Подготовительный

1. Исследовать степень музыкальной одаренности детей

2. Создать педагогические условия для развития творческого потенциала.

                            II Диагностический

Выявить детей с выраженной музыкальностью, используя тесты для диагностики «Мониторинг в д\с» по программе «Детство»

1.Уровень развития чувства ритма и  способность адекватного восприятия ритмической  последовательности (.фото №3)

а) прохлопать упр. «споем ладошками» детские песни

б) простучать ложками «Ритм» из сб. Каплуновой

в) сыграть на одной пластинке металлофона заданный ритм

г)Прослушать три мелодии и отгадать какой ритм я прохлопаю.

     2.Уровень сформированности  звуковысотного чувства (диапазон), и по   показателю – определение направление мелодии

    1. «Кот и котенок потерялись в лесу» (промяукать заданные звуки)

    2. «Музыкальные отгадки».

       а) использование карточек

       б) металлофона

  1. Степень развития  ладово - гармонического чувства  и  чувства завершенности музыкальной мысли      
  1. «Два гномика грустный и веселый» -определить  в каком порядке будут исполнять созвучия веселый и грустный гномик  пример: d-moll D- dur
  2. «Угадай, какая мелодия спряталась раньше времени, а какая звучит до конца.

                                III Практический

 В своей работе я придерживаюсь мнения, что своевременное систематическое развитие певческих и творческих способностей детей, базирующееся на современных, нетрадиционных и здоровьесберегающих технологиях музыкально-творческого воспитания приведет к такому результату, когда у детей  будет воспитываться «чуткое музыкальное ухо», совершенствоваться основные певческие навыки и развиваться креативные способности.                          

Учитывая эти особенности возраста, в своей работе я использую адаптированные, а также собственные упражнения и задания для развития певческих и творческих способностей дошкольников.

Работа над  певческими навыками

 С детьми изучаем нотную грамоту

  поем несложное сольфеджио, индивидуально

 и подгруппами для чистоты интонирования, а также для стройности и ансамбля.

   Работаю не только над певческими способностями,  организовав ансамбль «Бусинки , я добавила работу над движением под музыку, используя разминки Суворовой, а также эпизоды ее танцев.

  Пение под караоке это не простой процесс, для этого изучаю песню в нотном сопровождении,

  затем поем под  фонограмму.

 разучиваем движения подтанцовки  (часто дети сами предлагают варианты движений)

  и лишь затем предлагаю пение под (-)

 Большой мотивационной силой является новизна музыкального репертуара.

Это современные детские композиторы: Ан.Варламов, Ал. Кудрешов., а так же назабываемые песни Шаинского, Э…

 В репертуаре ансамбля целый блок песен патриотического содержания. Это песни о России, Петербурге, о мире, счастливом детстве.

 Подготовка сольных номеров, для концертных программ, и досуговых мероприятий

 Для ансамбля «Бусинки» с помощью родителей сшиты костюмы, яркие и красочные, что является большим стимулом для участников.  

Работая с одаренными детьми,  всегда оставляю место импровизации, творчеству. Только при таком  условии можно понять потребности  одаренных детей, их тревоги и даже страхи.  Для этого активно провожу музыкально-педагогическую пропаганду среди родителей  и педагогов,     выступаю на собраниях, консультирую педагогов по проблемам сохранения и укрепления здоровья детей, охране голоса.

                    IV   Результативный

  1. Повышенное эмоциональное удовлетворение детей от  личного и коллективного музыкального творчества..
  2. Участие в выступлениях перед сверстниками в   д\с,  и  в других образовательных учреждениях.
  3. Принимали  участие в детских музыкальных конкурсах: районный конкурс  «Весенняя капель»,  Всероссийский заочно-дистанционный конкурс «Страна Талантов»,   международный фестиваль «Славянской письменности».

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические приёмы активизации компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной работе логопеда с детьми дошкольного возраста

Аннотация: в статье предлагается материал из опыта логопеда-практика по использованию компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной деятельности с детьми дошко...

Работа с одаренными детьми дошкольного возраста в рамках интеграции основного и дополнительного образования

Тема одаренности достаточно актуальна в настоящее время. Для дальнейшего культурного, экономического, социального развития страны требуются яркие личности, умеющие принимать нестандартные решения. Гла...

Из опыта работы по ипользованию сказки в логопедической работе с неговорящими детьми дошкольного возраста.

В статье раскрываются эффективные приемы использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с неговорящими дошкольниками....

Педагогический опыт «Использование технологии - лэпбук с детьми дошкольного возраста в образовательной области "Физическая культура"»

В статье описывается опыт использования различных видов ЛЭПБУКА в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ...

«МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Одаренность – конечно дар,Богом данный, данный свыше.Одаренность – это огонь,Не гаси, поддержи его, слышишь?Одаренность – пытливый ум,Почемучка еще с пеленок.Одаренный – филосо...

Современные педагогические технологии при работе с одаренными детьми

В данной работе я поделилась опытом совей работы с одаренными детьми....