Особенности работы над аккомпанементом в вокально-инструментальных произведениях на уроках общего фортепиано
статья по музыке по теме

Важнейшим видом практической деятельности музыканта является концертмейстерское исполнительство. В основе исполнительской деятельности лежит принцип интерпретации музыкального произведения. Интерпретация максимально развивает творческую самостоятельность, создает ассоциативные связи.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Важнейшим видом практической деятельности музыканта является концертмейстерское исполнительство. В основе исполнительской деятельности лежит принцип интерпретации музыкального произведения. Интерпретация максимально развивает творческую самостоятельность, создает ассоциативные связи. Для эффективной музыкально-творческой  деятельности аккомпаниатора обычно бывает недостаточно знаний только по одному своему предмету, необходимы широкие познания по другим дисциплинам музыкально-теоретического и музыкально-исполнительского циклов. Разносторонность и гибкость мышления, способность к глубокому усвоению знаний в различных областях музыкальной науки, широкая осведомленность в проблематике своего предмета- все это может помочь концертмейстеру творчески, с наибольшей эффективностью переработать имеющийся материал.

Учебный процесс в классе концертмейстерского мастерства имеет структуру, основанную на взаимосвязи разнообразных  представлений: музыкально-слуховых, двигательных, зрительных.

Особенностью учебного процесса на дирижерско-хоровом отделении является исполнительско- педагогическая направленность на формирование у студентов аккомпаниаторских навыков. Важное значение в обучении имеет тесная связь с другими предметами- дирижированием, постановкой голоса, чтением хоровых партитур. Согласно индивидуальным возможностям учащегося подбирается программа, соответствующая определенному этапу обучения.  Музыкальный материал должен быть разнообразным и включать произведения различной степени сложности. Студенты должны уметь исполнять народную, классическую и эстрадную музыку.

Работа в концертмейстерском классе включает:

1.самостоятельный  (или с помощью преподавателя) разбор музыкального произведения;

2.выучивание (не наизусть) партии сопровождения;

3.работу с вокалистом или инструменталистом над звуком и текстом;

4.определение концертмейстерских задач и выявление технических трудностей в аккомпанементе;

5. создание музыкально-художественного образа в ансамбле;

6.исполнительскую трактовку и показ произведения.

На занятиях по концертмейстерскому классу необходимо:

-владение подбором музыки по слуху:

-чтение нотного текста с листа;

-пение под собственный аккомпанемент;

-транспонирование на тон или полтона вверх или вниз;

-умение импровизировать.

С целью выработки этих навыков полезно ходить на концерты, слушать грамзаписи. Важным является наличие и развитие таких качеств, как творческое воображение, музыкальное восприятие, эстетический вкус. Эмоциональное восприятие музыки- важный момент в исполнительском творчестве аккомпаниатора. Не обладая им невозможно передать свое отношение к музыкальному образу и выявить художественный замысел музыкального произведения. Анализируя сочинение, следует обращать  внимание на единство поэтического текста и музыки, которое поможет постижению музыкальной формы.

        Публичное выступление – итог учебного процесса, его завершающая стадия. Как показывает опыт, именно данный этап является для студентов самым трудным. Об успешном исполнении можно говорить лишь при соблюдении всех норм репетиционного процесса и правильном выборе программы.

        Особая роль в концертмейстерском классе принадлежит выработке навыков чтения нотного текста с листа. Для развития этих навыков необходимо выработать умение безостановочного исполнения, научиться воспринимать музыкальный материал в целом, а не отдельными нотными знаками. Научиться быстро вникать в замысел сочинения, ясно предвидеть линию развития музыкального образа, прочувствовать характер музыки, быть предельно внимательным к смене темпа, тональности, фактуры и ритмическим изменениям. Развивать в себе умение вносить купюры в нотный текст, не искажая при этом содержания произведения, вырабатывать умение играть сопровождение с одновременным пением солирующей партии.

        Стремление сыграть сочинение без остановок, в темпе, по возможности приближающимся к нужному, зачастую становится причиной того, что невольно допускаются неточности в нотном тексте: убираются второстепенные голоса, пропускаются менее значительные звуки в аккордах. Поэтому фигура произведения озвучивается не полностью, некоторые трудные в техническом отношении места остаются пропущенными и неточно сыгранными. При чтении с листа музыкального произведения очень важны навыки упрощения композиторского текста и отбор самого главного. Для этого надо развивать навык мгновенно находить гармонические основы, удобную аппликатуру для воспроизведения технических пассажей, превращать гармонические фигурации в аккорды. Фактурные облегчения необходимы в практике аккомпаниатора. В концертмейстерской практике используются разнообразные приемы нотного текста:

  1. преобразование или опускание подголосков или украшений;
  2. облегчение или перемещение аккордов;
  3. преобразование разложенных гармонических фигураций в основные гармонические функции;
  4. преобразование ритмически усложненных последовательностей в элементарную пульсацию.

Нельзя забывать, что любое облегчение допустимо лишь при условии сохранения идейно-образного смысла и содержания произведения, интонационной и ритмической структуры солирующего голоса, гармонической основы произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

Открытый урок. Тема: "Особенности работы над совместным исполнительством в классе общего фортепиано"

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей  "Ногинская детская школа искусств"  План-конспект открытого урока Преподаватель: Малиновская Ольга Николаевна...

Доклад на тему: "Особенности преподавания общего фортепиано В дмш"

Развитие общей музыкальной грамотности и расширение его музыкального кругозора. Эмоционально, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания....

Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»

Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано.  Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...