Учебная программа по предмету Вокальный ансамбль
методическая разработка по музыке по теме

Тененбаум Ирина Валерьевна

 

Программа по предмету “ Вокальный ансамбль” ставит своей целью дать возможность овладеть основами вокального и музыкального образования, навыками ансамблевого исполнительства, приобретение которых не только способствует расширению кругозора и обогащению духовного мира ребенка, но и  способствует социализации юной личности

Программа имеет положительную рецензию Карышевой М.А. заместителя директора по научно-методической деятельности Иркутского музыкальногот коледжа им. Ф. Шопена.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

“ Детская  музыкальная школа № 7”

Г. Иркутск

Программа

по предмету

“ Вокальный ансамбль”

         

Автор- составитель: Тененбаум И.В.

Иркутск 2008 год                          

Пояснительная записка

Программа по предмету “ Вокальный ансамбль” ставит своей целью дать возможность овладеть основами вокального и музыкального образования, навыками ансамблевого исполнительства, приобретение которых не только способствует расширению кругозора и обогащению духовного мира ребенка, но и  способствует социализации детей.

Необходимость создания авторской программы по предмету «Вокальный ансамбль», обусловлена  фактическим отсутствием методического материала,  репертуара приемлемого для детского коллектива. В данной программе составлены разделы: пояснительная записка, контроль и учет успеваемости, годовые требования,  методические рекомендации и репертуарные списки.

Годовые требования и примерные репертуарные списки составлены с учетом возраста и вокальных данных учащихся посещающих вокальный ансамбль, в связи с чем состав ансамбля подразделяется на две группы: младший и старший.

 Предмет “Вокальный ансамбль” изучается в течении всего периода обучения в школе.

Задачи предмета “Вокальный ансамбль”:

- развитие певческих навыков полученных на уроках сольного пения;

- знакомство с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы, способствующее значительному расширению музыкального кругозора учащихся, и повышению их общего культурного уровня;

- воспитание у учащегося чувство ансамбля – умение слышать не только себя, но и партнера (осознание роли своей партии как части целого);

- воспитание стремления к художественному единству в исполнении;

- развивать музыкально-художественную инициативность;

- стремиться к максимально точному воплощению музыкально-художественной концепции без участия дирижера.

В нашей школе по учебному плану часы на данный предмет взяты из “предмета по выбору” в объеме 3-х академических часов на группу ансамбля (не менее 5-6 человек в группе), годовых – 105 часов. Помимо регулярных занятий, предусмотренных расписанием на неделю, проводятся 2-х часовые сводные занятия.

По окончании курса обучения по данной программе, учащийся должен:

 - овладеть навыками ансамблевого пения;

- максимально развить навыки вокального исполнительства:

 - певческое дыхание;

 - высокую вокальную позицию и чистое интонирование;

 - ровность звучания голоса;

 - дикционные навыки, четкую ясную артикуляцию;

 - мелодический и гармонический строй;

 - умение добиться частного и общего ансамбля;

 - исполнение унисона;

 - навыки пения a cappella;

 - исполнение штрихов и нюансов;

- обладать хорошим музыкально – эстетическим вкусом;

- повысить общий культурный уровень.

Методические рекомендации

За период обучения учащиеся должны овладеть объемом знаний и навыков, предлагаемых данной программой. Обучение, по данной программе рекомендуется учащимся с выявленными вокальными данными.

 Вокальный ансамбль соединяет в себе особенности хорового и сольного пения, что позволяет включать в репертуар коллектива многоголосные произведения, не прибегая к нивелировке тембров с одной стороны, и обрабатывать произведения, написанные для соло не боясь нарушить авторский замысел.

 Одной из основных задач является постоянный контроль чистоты интонирования, как в нутрии партии (если она дублируется), так и в целом.

 Ансамблевое пение позволяет следить за качеством звучания каждого участника, вырабатывая, в то же время, навыки коллективного исполнения.

В ансамбле все голоса должны быть слышны, сливаясь воедино,  но поскольку идеально сливающиеся между собою голоса встречаются не всегда, руководителю необходимо при распределении участников по партиям учитывать следующее:

- уровень подготовленности учащихся;

- индивидуальную тембральную окраску голоса;

- художественный замысел композитора;

 -  поэтический текст (если таковой есть);

- концепцию интерпретации.

Задачи курса

Развивать у учащихся:

 - общий культурный уровень;

- профессиональные певческие навыки;

 - навыки ансамблевого пения;

 - певческое дыхание;

 - высокую вокальную позицию и чистое интонирование;

 - ровность звучания голоса;

 - дикционные навыки, четкую ясную артикуляцию;

 - мелодический и гармонический строй;

 - умение добиться частного и общего ансамбля;

 - исполнение унисона;

 - навыки пения a cappella;

 - исполнение штрихов и нюансов;

 - навыки исполнения не только вокальной, но и инструментальной музыки;

 - навыки исполнительства с различными видами сопровождения и аккомпанемента;

 - воспитание чувство ансамбля – умение слушать себя и партнера.

Программа рассчитана на два возрастных уровня обучения:

  1. младший ансамбль (где обучаются дети в возрасте от 6 – до – 12 лет)
  2. старший ансамбль (где обучаются подростки от 12 – до – 18 лет)

Такая возрастная градация (обязателен индивидуальный подход) обусловлена физиологическими изменениями в организме ребенка, влияющими на формирование голосового аппарата, а также, связанными с психофизиологическим становлением личности.

Начинать работу в классе вокального ансамбля рекомендуется с не больших не сложных дуэтов, или  одноголосных произведений с элементами двухголосия, постепенно переходя к более сложным ансамблям.

По окончании  курса обучения учащиеся должны уметь исполнять любую партию (с учетом индивидуальных особенностей, степени подготовки по сольному пению) в трех – четырехголосных ансамблях.

По окончании курса учащиеся получают первоначальное вокальное образование, овладевают навыками ансамблевого пения, приобщаются к мировому вокальному наследию. Навыки, приобретенные в процессе обучения в вокальном ансамбле, способствуют развитию творческого потенциала учащихся и дают возможность впоследствии реализовать свои возможности в различных творческих коллективах.

Опыт показывает, что вокальный ансамбль – это наиболее доступный, мобильный и актуальный вид коллективного творчества, поскольку, являясь социальной структурой, дает возможность участникам коллектива приобрести не только знания и умения в области музыкального искусства и культуры, но и навыки межличностного общения, что так же входит в спектр педагогических задач.

                                             Контроль и учет успеваемости.

Формы контроля образовательного процесса в классе вокального ансамбля:

- выступление в концертах в течении учебного года (не менее трех).

Контрольные мероприятия позволяют определить следующие показатели:

- уровень общих музыкальных способностей

- уровень певческих навыков

- уровень исполнительского мастерства

- навыки ансамблевого исполнительства

- воплощение художественного образа

- умение держаться на сцене, свободно и пластично двигаться (без ущерба для вокального исполнительства)

- умение пользоваться микрофоном (эстрадный ансамбль)

- умение работать с фонограммой (-1 )

Годовые требования

                                             Младший ансамбль

Занимаясь в составе младшего ансамбля,  учащиеся должны овладеть элементарными представлениями об ансамблевом пении; уметь исполнять одноголосные произведения в соответствии с требованиями,  предъявляемыми к вокальным ансамблям: единого звукообразования, одновременного произнесения текста, единых вступлений и снятий, единой манеры исполнения. А так же иметь представление о голосовом аппарате, резонаторах, о правильной постановке корпуса во время пения, уметь правильно пользоваться певческим дыханием.

Работу над произведениями с не сложным двухголосием и канонами рекомендуется начинать в конце первого года обучения, постепенно усложняя репертуар.

Подготовка к исполнению 2-х, 3-х – голосных произведений начинается в упражнениях (многоголосных распевках), что позволяет учащимся быстрее и легче научится слышать вертикаль в целом и свой голос в составе аккорда.

В период обучения в младшем ансамбле, учащиеся должны постоянно совершенствовать вокально-технические и музыкально – художественные навыки, приобретаемые в данный период. А именно:

- работать над организацией дыхания;

-  выравнивать звучание гласных и четко произносить согласные;

-  развивать четкую дикцию;

-  мягкие регистровые переходы;

- постоянно работать над чистотой интонацией.

В течении учебного года в классе вокального ансамбля должно быть пройдено 6-8 произведений, из них 4-5 исполняются на публичных концертах.

Старший ансамбль

Переход учащихся в состав старшего ансамбля происходит по мере достижения учениками возраста 12 – 13 лет (с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей) и на основе соответствующей  исполнительской подготовленности. В период обучения в старшем коллективе постоянно совершенствуются навыки, приобретенные в младшем ансамбле:

- единое звукообразование;

- одновременные снятия и вступления;

- единое произнесение текста;

-  единая манера исполнения.

 Качественное исполнение унисона остается такой же первостепенной задачей, как и вновь приобретаемые навыки, как, например:

- умение слышать себя в вертикали;

- исполнение многоголосных произведений (в том числе с солистом);

- исполнение a cappella;

- для коллективов работающих в эстрадной манере умение исполнять произведения как под фонограмму  -1, так и с концертмейстером.

В период обучения в старшем ансамбле учащиеся должны постоянно совершенствовать вокально-технические и музыкально – художественные навыки, расширять свой исполнительский и общекультурный кругозор, постоянно совершенствоваться не только как исполнители, но и как слушатели, так как теоретический слуховой опыт максимально дополняет исполнительскую деятельность.

В течении учебного года в классе вокального ансамбля должно быть пройдено 6-8 произведений, из них 4-5 исполняются на публичных концертах.

При подборе репертуара следует учитывать не только его учебно-педагогическую ценность, но и пригодность к концертному исполнению, поскольку вокальный ансамбль – это не только учебная дисциплина, но и исполнительская.

Рекомендуемый репертуарный список является примерным и может изменяться и дополняться  педагогом.

                     

Примерная концертная программа старшей группы вокального ансамбля (эстрадное пение)

  1. А.И. Хачатурян “Андантоно” обр. ансамбля “ГАЛА”
  2. К. Молчанов сл. М. Львовского “Солдаты идут” обр. И. Тененбаум
  3. Русская народная песня “Ты река ль, моя реченька” обр. ансамбля “ГАЛА”
  4. музыка народная сл. И. Сурикова “Рябина” обр. И.Зыкова, И. Тененбаум.
  5. А. Петров сл. Харисона. “ Крылья в небе”
  6. Дж. Фюре “Джазовый канон”
  7. Э.Л. Уэббер Реквием “Pie Jesu” №8
  8. Дан Шварц Аскап. “You Gotta Generate Heat” обр. В. Семенова
  9. Ирландская народная песня “Вечерний звон”. А. Розенблата
  10.  Русская народная песня “Летят утки” обр. И. Тененбаум
  11.  Г.Ф. Гендель “Сарабвнда” D – moll обр. И. Тененбаум, Е. Пятаевой
  12. В. Сюткин «Красная стрела» аранжировка И. Тененбаум, Е. Пятаевой
  13. В. Сюткин «Переход»  аранжировка И. Тененбаум
  14.  Пьер Сертон «Я сказать не смею» аранжировка Ю. Пятаевой

Примерная концертная программа младшей группы вокального ансамбля (эстрадное пенипе)

  1. муз. и сл. Н. Осокиной “Мама”
  2. А. Гречанинов “Дон – Дон” прибаутка обр. ансамбля “ГАЛА”
  3. Итальянская народная песня “Четыре таракана и сверчок”
  4. муз. А. Басилая сл. Д. Багашвили “Арго”
  5. М. Славкин “Снег” из цикла”Земля”
  6. сл. и муз. Л. Маркиной “Кискин блюз”
  7. сл. и муз. Л. Маркиной “Рождество”
  8. сл. и муз. С. Смирнова “Семь веселых нот”
  9. В. Семенов “Когда я стану миллионером” из мюзикла “Том Сойер и другие”
  10.  Б. Мокроусов сл. В. Ласкина, Н. Лабковского “ Дорожка фронтовая”
  11.  А. Журбин, Ю. Энтин «Про человека»
  12.  А ермолов «Солнечный дом»
  13.  Из репертуара ВИА «Аккорд» «Я пушистый беленький котенок»

     

                       Примерный репертуар класса вокального ансамбля.

Младшая группа

Адлер Е. Падежи

Алябьев А. Зимняя дорога. Переложение для хора А. Лукина

Андерсон Б. Счастливого нового года.

Аноним Утренний канон. Франция XIII век.

Айвазян А. Тбилиси

Аракишвили Д. Грузинская песня из оп. “Сказание о Шота Руставели”

Аренский А. Под солнцем вьются жаворонки. Переложение Букреевой О.

Бах И. Терцет из мотета № 3.

Бетховен Л. Край родной. Менуэт.

Бизе Ж. Серенада.

Берлин И. Белое Рождество.

Богословский Н. Темная ночь.

Брамс И. Колыбельная. Переложение Полищук Л.

Буцко Ю. Гриб - Архип

Векерлен Ж. Менуэт Экзоде.

Гайдн Й. Вот опять уходит лето. Переложение Попова В.

Гречанинов А. Пришла весна, Дон – Дон (прибаутка). Переложение Тененбаум И.

Глиэр Р. Здравствуй, гостья зима. Вечер.

Глинка М. Ты, соловушко умолкни. Переложение Букреевой О.

Гладков Ген. Прощальная песня из телефильма “ Обыкновенное чудо”, Синема из кинофильма “Человек с бульвара Капуцинов”.

Гершвин Дж. Лиза. Колыбельная Клары.

Галлин Дж. обр. В. Семенова Christmas in the air.

Гуцелев Б. Про театр. Из кантаты “Вредные советы”  

Дунаевский И. “Веселые ребята” фантазия на тему музыки из к/ф. Под луной золотой, Не забывай, Пути – дороги, Ой, цветет калина, Летите голуби, Скворцы прилетели.

Дунаевский М. Ветер перемен, Пол года плохая погода.

Даргомыжский А. Ночевала тучка золотая. Ванька – Танька.

Десмонд П. Играем на пять.

Жарковский Е. Непогода пройдет.

Ипполитов – Иванов М. Горные вершины., Грузинская колыбельная песня.

Кожухин В. Жили – были.

Крылатов Е. Песня о колоколах.

Каччини Дж. Мелодия обработка Ю. Славнитского.

Кельми К. Замыкая круг.

Косма В. “Укол зонтиком” фантазия на тему к/ф. Опавшие листья.

Кюи Ц. Заря лениво догорает., Омывшись на заре.

Литовская народная песня. Солнышко вставало. Обработка Шимкуса С.

Листов К. Землянка.

Леннон Д. и Маккартни П.  Let it Be.

Легран М. I will wait for you.

Минков М. Дельфины, Катерок. Переложение Пятаевой Е. Дорога добра. переложение Полищук Л.

Маренцио Л. Давай споем, приятель.

Марченко Л. Кискин блюз, Рождество.

Милославский А. Весна в январе.

Мокроусов Б. Дорожка фронтовая. Переложение Пятаевой Е. и Тененбаум И.

Мусоргский М. Вечерняя песня. Переложение Ждановой Т.

Народная итальянская песня Четыре таракана и сверчок. Обработка Пятаевой Е.

Никитин С На далекой Амазонке, Когда мы были молодые. Переложение Храмовой Н.

Озолинь  Лес раскинулся дремучий.

Осокина Н. Мама. Переложение Тененбаум И.

Парцхаладзе М. сл. Полухин Ю. Память.

Петров А.  Зов синевы,  Я иду, шагаю по Москве. Переложение Храмовой Н.

Песков Н. Кадриль.

Подгайц Е. Эхо.

Преториус  Viva la musika. Канон.

Римский – Корсаков Н. Ансамбль сестер из оперы “Сказка о царе Салтане”

Ребиков В. Встреча зимы. Отцвела уже фиалка.

Русская народная песня Ты река ль моя реченька. Обработка Тененбаум И.

Русская народная песня  Степь, да степь кругом.

Русская народная песня  Сон Степана Разина.

Русская народная песня Во кузнице. Обработка Тененбаум и.

Русская народная песня Бородино. Обработка Иорданского.

Русская народная песня Возле речки, возле мосту. Обработка Иорданского.

Русская народная песня в сыром бору тропина. Обработка Гречанинова А.

Русская народная песня Как по морю. Обработка Свешникова А.

Русская народная песня  Не летай соловей. Обработка Попова В.

Русская народная песня Сею, вею. Обработка Попова В.

Русская народная песня Со вьюном я хожу. Обработка Благообразова С.

Русская народная песня Уж ты поле мое. Обработка Балакирева М.

Соловьев – Седой В. Давно мы дома не были, Вечер на рейде, Соловьи.

Славкин М. цикл “ Земля”

Симон Н. Istanbul.

Семенов В. Когда я стану миллионером. Акварель. Звездная река.

Саульский Ю. сл. Л. Завальнюка “Счастья тебе, Земля”

Смирнов С. Наши учителя. Мой лучший друг. Семь веселых нот.

Струве Г. Матерям погибших героев. Музыка. Моя Россия.

Танеев С. Горные вершины.  Сосна.

Тухманов Д. Там, только там, Песенка про сапожника.

Уэббэр Э. Л. Реквием №8 Pie Jesu.

Украинская народная песня Козел и коза.

Уоррен Г. Поезд на Чаттаногу.

Ушкарев А. Лесная колыбельная. Переложение Букреевой О.

Уоттерс Р. и   Гилмар Д. Прощай, голубое небо.

Фрадкин М. Березы.

Французская народная песня. Все хорошо, прекрасная маркиза. Обработка Безыменского А.

Чайковский П. Легенда. Переложение Букреевой О. на море утушка купалася. Хор из оп. “Опричник”(?) переложение Луканина А.

                       Примерный репертуар класса вокального ансамбля.

Старшая группа

Аноним Вилланелла XVI век

Аноним. Музы согласно. XVIII век. Переложение Полищук Л.

Андерсон Б. Счастливого нового года.

Банкьери А. Капричиетта для трех голосов.

Бетховен Л. Менуэт.

Брамс И. Колыбельная. Переложение Полищук Л.

Бриттен Б. Колыбельная из сюиты “Обряд Керолл”.

Гершвин Дж. Хлопай в такт. Любимый мой. Колыбельная Клары из оперы “Порги и Бес” переложение Зыкова И.

Глинка М. Попутная песня. Переложение Лиувенко И.

Глиэр Р. Вечер.

 Гендель Г.Ф. Сарабанда D – moll Аранжировка Е. Пятаевой и И. Тененбаум

Да Нола Д. гальярда.

Даргомыжский А. Девицы – красавицы. (дуэт)

Дворжак А. Мелодия .переложение

Дубравин Я. Весна. Про Емелю.

Дунаевский И. Колыбельная.

Итальянская народная песня. Четыре таракана и сверчок. Обработка Никольского К.

Ирландская народная песня Вечерний звон. Обработка А. Розенблат

Итальянская народная песня Linverno e passato” обработка Муратова Г.

Крылатов Е. Будь со мною… Колокола.

Лассо О. Канцона. Тик – так.

Леннон Д. и Маккартни П. Because. Let it Be.

Морли Т. Май.

Макаревич А. Снег. Обработка Зыкова И.

Мели Д. Пастораль.

Минков М. Дорога добра.

Молчанов К. Солдаты идут. Переложение Тененбаум И.

Никитин С. Под музыку Вивальди. Обработка Щипунова В. Дон и Магдалина. Обработка Мачаловой А.

Петров А. Песенка о морском дьяволе. Обработка Храмовой Н.

Крылья в небе.

Прима Луис Sing  sing

Рахманинов С. Сирень. Переложение Славницкого Ю. У моего окна. переложение Вавиловой Т.

Римский –Корсаков Н. Звонче жаворонка пенье. Переложение Соколова Вл. Не ветер вея с высоты. Переложение Егорова А. ночевала тучка золотая.

Русская народная песня. Во лузях. Обработка лядова А.

 Русская народная песня  Летят утки. Обработка И. Тененбаум

Р.н.п. Долина – долинушка. Обработка Ежова А.

Р.н.п. Как у наших у ворот. Обработка Смирнова С.

Р.н.п. Комара муха любила. Обработка Леонтовича Л.

Р.н.п. Мимо садику. Обработка Гребенкина.

Р.н.п. Пойду ль я, выйду ль я да. Обработка Соколова В.

Р.н.п. Сронила колечко Обработка Бляхера.

Р.н.п. Ты  не стой колодец. Ты река ль моя реченька. Обработка Ледова А.

Р.н.п. Ты рябина ли. Обработка Юрлова Г.

Р.н.п. Четыре ветра. Обработка Струве Г.

Р.н.п. Эх, уж как пал туман. Обработка Флярковского А.

Словацкая народная песня. Танцуй, танцуй. Обработка Райхла М.

Славкин М. цикл “ Земля”.

Смирнов С. Не грусти, улыбнись и пой. Счастье приходит с песней.

Струве Г. Буря. Матерям погибших героев. Музыка.

Симон Н. Istanbul.

Суриков И. музыка народная .Рябина.обработка Зыкова И. и Тененбаум И.

Тухманов Д. Как прекрасен этот мир.

Уэббэр Э. Л. Реквием №8 Pie Jesu.

Френкель Я. Он, она и луна.

Хренников Т. Три песни из К/ф “Верные друзья”

Хачатурян А. Андантино.

Хренников Т. Московские окна. Обработка Щипунова В.

Хайтович Л. Музыкальные картинки.

Чайковский П. Дуэт Лизы и Полины из оп. “Пиковая дама “. Колыбельная песнь в бурю. Переложение. Рассвет (дуэт)

Шаинский В. Веселая фуга.

Шопен Ф. Прелюдия №4  E - moll

Эшпай А. Песня о криницах.

Рекомендуемые сборники

  1. Аренский А., Ребиков В. Детские песни. М., 1996 г.
  2. Басок М. Произведения для детского хора. Выпуск 1-2. Екатеринбург 1992г.
  3. Блантер М. Песни., М. «Советский композитор». 1963г.
  4. В старых ритмах. Выпуск 1. Составитель Модель В., Л. «Советский композитор» 1990г.
  5. Лядов А. Детские песни в сопровождении фортепиано. М.,1988 г.
  6. Крылатов Е. Крылатые качели. М. 2001г.
  7. Кюи Ц. Избранные хоры. Киев 1986г.
  8. Любуюсь родина тобой. Составитель Горлов Н. М. «Музыка» 1979г.
  9. Музыка в школе. Выпуск 1. Сост. Сергеева Г. М., 2000г.
  10. Марченко Л. Мир нужен всем. Песни для детей среднего и старшего школьного возраста. М.1988г.
  11. Мусоргский М. Песни и хоры для детей. Сост. Жданова Г. 1984г.
  12. Нижегородские соловушки. Сост. Попов В. Нижний Новгород 1996г.
  13. Наши любимые песни. Выпуск 1-4., М.2001г.
  14. Песни и романсы из репертуара Надежды Обуховой. М.1968г
  15. . Пахмутова А. Песни для детского хора.М.1983г.
  16. Петров А. «Синяя птица» М. 1985г.
  17. Произведения американских композиторов. Лирический джаз., Ростов-на-Дону. «Феникс» 1999г.
  18. Песни радио, кино и телевидения. Выпуск 46. М. «Музыка» 1982г.
  19. Песни в танцевальных ритмах. Выпуск 1., М. «Музыка» 1964г.
  20. Ровнер «Вокально-джазовые упражнения»
  21. Русские народные песни. Выпуск 6. Составитель Зацарный Ю. М. «Советский композитор» 1985г.
  22. Русские народные песни. Из репертуара С. Лемешева. М. «Музыка» 1964г.
  23. Славкин М. Песни и хоры для детей.,М. 1999г.
  24. С песней по жизни. Выпуск 3. Составитель Модель В., Л. «Советский композитор» 1985г.
  25. Школа хорового пения. Выпуск 1.сост. бандина А., Попов В. М 1966г.

 

                                             Список литературы

  1. Билль А.М. Чистый голос
  2. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 1. М.»Музыка»1962 г.
  3. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. М. «Музыка» 1967г.
  4. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 6.М. «Музыка» 1982г.
  5. Громов Старые и новые методы постановки голоса
  6. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. «Музыка».1968г.
  7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. С – П. 1997г.
  8. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. Учебное пособие для студентов педагогических институтов М. «Просвещение» 1968г.
  9. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М. «Музыка» 1965г.
  10. Морозов В. П Искусство резонансного пения
  11. Назаренко И.К. Искусство пения М. «Музыка» 1968г.
  12. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. «Прометей» 1992г.
  13. Пекарская Е. Вокальный букварь

Программа по предмету “Вокальный ансамбль”

одобрена на методическом совете МОУ ДОД “ДМШ№ 7”

и утверждена на заседании педагогического совета от___________________________________________2005г.

Протокол №


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по предмету « НАРОДНЫЙ АНСАМБЛЬ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМИЛЕТНЕГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН...

Учебная программа по предмету "Вокальное исполнительство"

Данная учебная программа рекомендована для работы с учащимися 0 класса (подготовительная группа)....

АДАПТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ» ( старшие классы)

Адаптированная программа «Ансамбль» (фортепиано) предназначена для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. Она разработана на основе Примерной программы для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ «Музыкальный...

Программа по ДОУ "Вокальный ансамбль"

Программа для вокального ансамбля...

Учебные программы по предметам: Специальность (баян,аккордеон), фольклорный ансамбль, музыка для уч-ся подготовительного отделения

Учебные программы  разработаны на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных п...

Авторская программа по вокалу вокального ансамбля «Лэйсян» для учащихся 1-7 класс

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!Если ваша душа поёт, пойте!»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»

Программа предназначенна для учащихся инструментальных отдлений и отделений общего эстетического развития  Детской музыкальной школы, проявляющих повышенный интерес к вокальному искусству....


 

Комментарии

Шнейвас Эльвира Юрьевна

Ирина Валерьевна! Думаю, что данная программа пригодится и педагогам дополнительного образования в общеобразовательных школах. Спасибо за Ваш замечательный труд.
С Уважением Эльвира.