Русская народная песня как средство развития музыкального слуха у учащихся 1 класса на уроках сольфеджио
статья по музыке по теме

Подъячева Вера Ивановна

 В статье рассматриваются вопросы развития музыкального слуха, чувства метро-ритма, чистоты интонирования и музыкальной памяти

у учащихся 1-х классов на основе русского народного музыкально-песенного творчества.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Русская народная песня как средство развития музыкального слуха у учащихся 1 класса на уроках сольфеджио

Одним из важнейших вопросов музыкального воспитания является вопрос о приобщении детей к народному музыкальному искусству. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок получает первые представления о культуре, в том числе и музыкальной, о народной песне.

Воспитывая у детей любовь к произведениям музыкального народного творчества, необходимо давать им возможность слушать народную музыку (в аудиозаписи), петь народные песни, прибаутки, в основе которых часто бывают простейшие попевки.

 Творчество обогащает личность ребенка, уроки становятся интереснее, содержательнее. Музыкальные вкусы учащихся младших классов только формируются, поэтому, если с самого раннего возраста ребёнок поёт, слушает русские народные песни, танцует, играет под эту музыку, его слух осваивает её мелодические интонации.

 На основе использования русской народной песни можно воспитать у учащихся ладогармонический слух, развить самостоятельное музыкальное мышление. На основе пения, слухового анализа можно научить детей раскрывать содержание музыкального произведения.

Дети быстро усваивают произведения русского музыкального народного творчества, потому что они просты, образны и мелодичны,. В младших классах это коротенькие прибаутки, песенки, плясовые мелодии. Многие народные песни используются для распевания в старших классах. Дети слушают (в аудиозаписи) игру оркестров русских народных инструментов, произведения в исполнении русских народных хоров.

Русская народная песня сложна для исполнения: широкие распевы, большие скачки на сексту, октаву, смена ритма и темпа, изменение лада и тональности, отличается большим диапазоном. Всё это надо учитывать на первом этапе обучения, где дети получают, прежде всего, общее представление о выразительности музыкального языка, затем постепенно знакомятся со средствами музыкальной выразительности.

Напевы ярких и разных песен легко осознаются учащимися как контрастные по настроению. Например: «Со вьюном я хожу», «Акулинка, «Дыбы, дыбы»,«Колыбельная».

Используя короткие мелодии из 2-х - 3-х – звуков, удобно развивать понимание мелодической линии (вверх, вниз, повторность, поступенное  движение, широкие скачки). Можно также движением руки показывать направление этой мелодии. Для этой цели можно использовать прибаутки, считалки. Например:

из 2-х-3-х звуков  «Не летай, соловей», «Прошли святки»,«Дударик», «Сорока, сорока»  «Дон – дон».

мелодии, охватывающие мажорный тетрахорд (восходящий или нисходящий): «Светит солнышко», «Галя по садочку ходила», «Как под горкой», «Пойду в зелёный сад».

Для слушания можно использовать более сложные мелодии.Например «Летал голубь», «Я посеяла ленку», «А мы просо сиялы».

Сжатая, лаконичная форма народной песни очень удобна для знакомства со строением мелодии. Это и различное количество фраз (равных и неравных по длине), повторного и варьированного строения с запевом и припевом, без припева и т.д.

Например: одинаковые фразы  «На зелёном лугу», «Акулинка»;запев, припев - «Во поле берёза стояла», «Как у наших у ворот».

варьированные фразы  «У меня во садочке», «Около сырого дуба».

повторного строения «Пойду ль я, выйду ль я», «Дождик»;

запев, припев:  «Я посеяла ленку», «Как под наши ворота».

Необходимо анализировать строение каждой разучиваемой песни, так как это поможет учащимся при восприятии более сложной формы музыкальных произведений. Для более лёгкого восприятия фраз можно использовать переклички. Например, первую и третью фразы поёт педагог (или 1-й ряд), вторую и четвёртую фразы ученики (или 2-й ряд). При этом можно создавать сколько угодно вариантов перекличек.

Важно воспитать умение петь звуки активно, а не только слегка касаясь их голосом.

Имея в виду воспитание распевности ещё до знакомства с размером, надо объяснить сравнительную протяжённость звуков во времени более долгих и более коротких звуков.  Начинать можно с четвертей или восьмых в прибаутках, песенках, где на каждый слог приходится только один звук. Например: «Андрей – воробей», «Дон – дон», «Приди, приди, солнышко», «Дождик».

Чтобы сохранить интерес к урокам, сосредотачиваю внимание детей на изобразительности звука, музыкальной фразы. Можно сравнить звук, фразу, ритм с каким-либо действием: бегом лошадки, стуком дождя, криком кукушки и т.п.

Детям нравится игровая форма работы: выложить карточками ритм знакомой песни, а затем спеть, простучать (на шумовых инструментах, металлофоне). Например:

У детей постепенно вырабатывается умение простучать ритм в доступных произведениях, если для развития ритмического слуха используются наглядные пособия, ритмические карточки, ритмические кубики, музыкально-ритмические движения (игры, упражнения, игра на шумовых инструментах).

Начинаем с четвертной, так как она – основа движения большинства песен (пульс). Её можно отмечать движением руки. Например: «Котик», «Баюшки, баю».

Ощущение основной доли движения, даёт возможность перейти к знакомству с 2-х  дольным и  3 дольным размером, затактом.

Для пения:«На горе - то калина», «У кота воркота»

Для слушания:«Пойду я в зелёный сад»,«Пойду ль я, выйду ль я».

Ритмическая запись, прохлопывание ритма песни – это подготовительный этап к записи диктантов (мелодий). Тактирование оказывает большую помощь при записи мелодий, помогая легче заметить, где ставить тактовую черту, а также, сколько звуков приходится на каждую долю. В качестве примера можно использовать песни: № 35 «Лепёшки», № 30 «А баюшки, баю», № 36 «Ой, звоны звонят».

Знакомство с ладом начинается с показа двух песен одинакового характера и даже словесного содержания. Например: № 37 «Со вьюном я хожу», № 1 «Со вьюном я хожу».

Музыкальные мысли как бы излучают различный свет – яркий (мажорный), тёмный (минорный).

Для сопоставления мажора и минора используем песни:

для пения № 2 «Акулинка», № 5 «Не летай, соловей», № 38 «Ходит зайка»;

для слушания: «Со вьюном я хожу», № 40 «Как по морю».

Ладовой принцип устойчивости и неустойчивости звуков легко можно выявить при разборе музыкальных фраз со стороны их законченности и незавершённости. При этом особенно ярко выступит Тоника, как самый опорный, устойчивый звук. Им чаще всего заканчивается вся песня. Устойчивое окончание фраз можно показать на примере песен:

в мажоре для пения: «Ходит Илья», № 42 «Бояре» «Как на тоненький ледок»;

в миноре:«Во поле берёза стояла», «А мы просо сеяли»;

для слушания: «Ай, на горе дуб», «Рябина».

Движение мелодии по звукам тонического трезвучия есть в песнях:

«Как на тоненький ледок», «Ой, дудки вы дудки».

Из неустойчивых звуков сначала выделяем вводные ступени:

например«Как на тоненький ледок»,«На горе – то калина».

В 1-м классе учащиеся поют главным образом по слуху и в основном одноголосные песни. Во втором полугодии можно предпринять первые шаги к двухголосному пению. Это обостряет слуховое влияние учащихся, воспитывает чувство ансамбля. На данном этапе второй голос (подголосок в первом голосе) исполняет педагог. Желательно, чтобы наиболее продвинутые учащиеся к нему присоединялись.

Подголосок должен быть крайне простым: вести параллельное движение в терцию, эпизодический характер. Например: № 16 «На зелёном лугу», № 36 «Ой, звоны звонят», № 47 «Колида».

Хорошее исполнение двухголосной песни возможно только при условии чистого пения мелодии песни. Поэтому в самом начале обучения учащихся пению одноголосной песни, педагогу приходится обращать особое внимание именно на эту сторону исполнения, как основе самостоятельного исполнения многоголосных песен.

Народная песня – это ценный художественный образ. Чтобы осознанно воспринимать напев, необходимо направить своё внимание на его строение по фразам, на характер движения, ладовую структуру и т.д. Подходить осмысленно к тому или другому средству её выразительности следует, учитывая уровень слухового развития учащихся, лучше всего в процессе работы над её исполнением. Немаловажное значение в развитии интереса к народной музыке имеют различные педагогические приёмы, которые побуждают детей думать о музыке, находить ответы на свои вопросы самим, высказываться о ней.

Предложенный программный репертуар учитывает разнообразие песенных жанров. Здесь представлены детские игровые песни, календарные, хороводные, протяжные и т.д. Русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые в работе с детьми, развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений. Народные песни пробуждают чувство любви к природе, родному языку, родной музыке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального слуха у учащихся в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля

В статье рассмотрены основные аспекты деятельности учителя музыки по развитию слуха учащихся....

«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио»

План методической работы по теме:«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио» 1.     Введение.2.     Работа по развитию мелодического слуха.3....

Литературно-музыкальный урок « В этой песне вся душа» (русская народная песня и хакасский тахпах)

Цели урока: 1) Раскрыть своеобразие песен.2) Показать народные песни как жанр фольклора.3) Способствовать воспитанию любви   к Отечеству, желанию изучать творчество  родного края....

Средства развития УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

Презентация "Средства развития УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы"...

«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио в младших классах»

Повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности....

Исследовательская работа "Русская народная песня и её развитие в репертуаре фольклорного ансамбля «Прялица» с.Ногуши"

В наши дни, когда утрачиваются многие моральные ценности и падает уровень духовности, необходимо изучение и сохранение культурного наследия, традиций и обрядов родного края....

Приобщение школьников к истокам русского народного творчества – необходимое условие развития музыкальной культуры.

Изучение истоков русского народного творчества обладает большими воспитательными возможностями в развитии музыкально-эстетического интереса младших школьников, жанровым многообразием, отвечающим ...