Статья: "Художественно-педагогическое общение в рамках музыкально-педагогической деятельности "
статья по музыке по теме

Иголкина Наталья Васильевна

 

Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической музыкальной культуры, которая закладывается в процессе занятий музыкой и общения школьников с учителем и самой музыкой.

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.

Таким образом, общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.

Музыка, как и многие другие виды искусства, имеющие в своей основе владение тонкими технологиями, передается от одного поколения к другому при помощи учителя. Часто отношение к предмету опосредуется отношением к учителю, поэтому от последнего требуется наличие определенных личностных качеств, для которых наряду с профессиональными знаниями большое значение имеют коммуникативные способности

В настоящее время предметом пристального внимания музыкальной науки и практики становится проблема общения как проблема воспитания культуры чувств, умения понимать состояние и мысли друг друга, умения откликаться на переживания другого человека, стремления разделить с ним радость и горе. Для учителя музыки общение — многогранная, широкая форма взаимодействия: это и общение с музыкой, через музыку с учащимися с целью постижения музыки, раскрытия художественного образа в музыкальном произведении.

Таким образом, проблема художественно – педагогического общения, влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений школьников актуальна.

В современных условиях совершенствования образовательно-воспитательной практики актуализируется потребность в учителе-воспитателе как личности творческой, способной к продуктивному общению с подрастающим поколением, адаптированной к интеллектуальным профессионально-значимым запросам личности.

Педагогическое общение - целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащее в себе обмен информацией, воспитательное воздействие и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

В системе учитель-ученик межличностные отношения в общении играют основную роль в решении задач обучения, воспитания и развития. Образно говоря, труд учителя - это общение с детьми на заданную тему. И, очевидно, что оно достигает хороших результатов только в том случае, если школьники (класс) и педагог находятся в оптимальных для совместной деятельности состояниях.

В процессе общения происходит направленное и ненаправленное личностное взаимовлияние, которое может быть как позитивным, так и негативным, как вербальным, так и невербальным и осуществляться через внушение, убеждение, заражение и подражание. Эти условия являются предпосылкой возникновения близких или аналогичных психических состояний. Изменение психического состояния учителя приводит к изменению состояний всего класса. И наоборот.

Поскольку преподавание музы­ки является сугубо творческой дея­тельностью, её специфическими ком­понентами являются: музыкальные способности, художественно педаго­гические способности, художествен­но-коммуникативные умения, испол­нительский артистизм, навыки интерпретации, способность к со­зданию творческой атмосферы, художественное воображение и фан­тазия.

Особую роль в содержании пе­дагогического мастерства играет педагогическое общение, система коммуникативных умений учителя или,  иначе, «профессиональное об­щение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее оп­ределённые педагогические функции и направленное  на создание бла­гоприятного психологического кли­мата, а также на другого рода «оп­тимизацию» учебной деятельности и отношений между педагогом, уча­щимися и внутри ученического кол­лектива»

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:

 

- особенности коммуникативных возможностей учителя;

 

- сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

 

- творческая индивидуальность педагога;

 

- особенности ученического коллектива.

Чтобы общение на уроке музы­ки было продуктивным, учитель дол­жен хорошо знать своих учеников, их особенности и возможности, и,

исхо­дя из этого знания, правильно пла­нировать и осуществлять общение. Задачи планирования общения многочисленны и разнообразны. В их  число входят функции и цели общения.

Поскольку на уроке музыки пре­обладают коллективные формы обще­ния, важно знать состав класса, его музыкально-творческие потенциалы, систему взаимоотношений, психоло­гические и прежде всего ценностные особенности учащихся, влияющие на эффективность совместной деятель­ности.

В любой момент урока музыки педагог должен обеспечивать опти­мальный психологический климат, стимулирующий работу внимания, памяти, творческого музыкального мышления, восприятия, создающий благоприятную эмоциональную ат­мосферу. Управление общением пред­полагает и ещё один важный компо­нент, связанный с процессами кон­такта. С одной стороны, для того, чтобы управлять общением, препода­ватель должен мастерски  владеть средствами установления и поддержа­ния контакта. С другой стороны, он должен обучать своих учеников приемам контакта, определенным комму­никативным стереотипам.

Основная задача руководства му­зыкальным  образованием школьников со­стоит в том, чтобы сформировать, как пишет В.А. Левин в книге «Воспита­ние творчества», «отношение к про­дуктам художественной деятельнос­ти как к средству общения». Но еще раньше, напоминая о том, что «специфический мотив художествен­ной деятельности — мотив общения искусством», автор утверждает, что «первая стратегическая задача руководства детским творчеством: развивать общение детей друг с другом, взаимный интерес, взаимное внимание»

Я считаю, что  деятельностью,  наиболее подходящей для формирования отношения к продуктам художественного творчества как средствам общения, является главным образом организованная учителем творческая деятельность в процессе общения.  С моей точки зрения, поддерживая и поощряя эмоциональность общения детей с произведением  творчества, необходимо помочь им увидеть  его содержание и обеспечить слушательское развитие  формировать коммуникативное отношение детей к результату общения с искусством, коллективного  творчества, обеспечить «эмоциональное понимание»  художественного  произведения, научить «применять художественные средства как средства общения искусством»

Еще в восьмидесятых годах про­шлого столетия появился в музы­кально-педагогической литературе термин «художественно-педагогическое общение», термин интуитивный, научно не обоснованный, но, тем не менее, достаточно точно характери­зующий систему художественно-ком­муникативных отношений учителя и учащихся.

В контексте разрабатываемых теоретических основ художественно-педагогического общения основной профессиональной позицией учителя является позиция гуманиста,  его мотивационная направленность на другого человека, отношение к дру­гому как к самоценности, готовность к открытому общению, умение опи­раться на духовную ценность учени­ка, умение гибко представить пози­ции и роли в общении,  выбирать оптимальное сочетание средств обще­ния.  В структуре художественно-пе­дагогического общения 

 

 

 

 

доминирующее функциональное зна­чение по отношению к задачам и содержанию музыкально-педагоги­ческого процесса в той или иной кон­кретной ситуации урока может выполнять любой из ее компонентов в том числе — музыкальное произве­дение.

Музыкальное общение предполагает взаимодействие субъектов (композитор — исполнитель — слушатель), поэтому необходимо уточнить какими средствами музыка общается с нами, а мы — с ней.

Специфическим языком музыки являются звуки, организованные в систему ладовых и метроритмических соотношений. Идейно-эмоциональное содержание музыки реализуется в мелодии. Это главный ведущий компонент музыкального произведения, от выразительности, естественности и богатства мелодии зависит жизненная достоверность музыкального образа. Музыкальный образ — это художественно-звуковое воспроизведение явлений действительности, раскрывающихся в теме музыкального произведения, углубленное и дополненное в процессе развития сюжета. Важным средством выразительности музыкального языка является гармония и интонация. Гармония — закономерное объединение согласующихся музыкальных тонов в созвучии. Интонационная окраска мелодии очень выразительно может передать различные оттенки чувств: радости и страдания, лирической приподнятости или торжественности. Определенные эмоции вызываются определенными звуковыми соотношениями различной степени высоты и длительности, зависящими от тембра, темпа, ритма. Как и интонация, ритм, темп могут выразить стремительное движение, покой или возбуждение. Специфическим для музыки является выражение в музыкальных образах чувств и мыслей композитора, навеянных окружающим его миром.

Музыкальное общение предполагает включение в различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Музыкальная деятельность подчинена общим закономерностям теории деятельности, она имеет свои, присущие только ей особенности: соединение эмоционально-чувственного и сознательного; ярко выраженная эстетическая направленность; специфические способы и приемы ее осуществления (основаны на умении слушать музыку, «расшифровывать закодированную» в музыке информацию); творческий характер.

Художественно-педагогическое общение выполняет следующие функции:

Информационная характеризуется тем, что в процессе общения передается информация, заложенная композитором в музыке, при этом учащиеся обмениваются мнениями, усваивают различные музыкальные термины, у них развиваются любознательность, духовные интересы, умение излагать мысли.

Перцептивная заключается в восприятии педагогом и учащимися музыки как субъекта общения, как собеседника. Благодаря деятельности воображения в процессе художественно – педагогическое общение создается, на основе имеющихся представлений о музыке в целом и отдельных выразительных средств, конкретный музыкальный образ. От ясности и богатства возникающего образа прямо зависят глубина и тонкость восприятия музыки.

Эмоционально-экспрессивная предусматривает наличие в общении неразрывно связанных компонентов экспрессии человека: интонации, мимики, жестов. Их нельзя рассматривать раздельно, обособленно друг от друга. Музыкальная интонация неотъемлема от всей сферы экспрессивности человека и должна пониматься как единство «звук — лик — жест». В художественно-педагогическом общении ярко проявляются чувства педагога и ученика: чувство удовлетворения, радости, чувство сопричастности, неудовлетворенности, разочарования, печали, гнева.

Эстетическая предполагает, что в общении развиваются способности и умения осуществлять эстетическую оценку музыки, это выражается в сформированности определенного уровня эстетического суждения, степени развитости эстетического вкуса, эстетического творчества.

Таким образом, художественно-педагогическое общение есть специ­фическая форма общения, в котором художественное произведение высту­пает и как предмет общения и как средство общения. То есть «для при­общения к искусству нужна специ­альная педагогическая организация жизни ребенка, специфический мо­тив художественной деятельности — мотив общения искусством».

Дети – бесценный дар, кладезь эмоций, ощущений. Каждый ребенок талантлив от природы, в нем заложено творческое начало. Задача взрослых – развивать это начало, а не загонять его под определенные рамки. Особая задача ложится здесь на учителя.

Как быть, если урок музыки – урок непосредственного общения с музыкой - бывает раз в неделю? А знания и впечатления, полученные детьми на уроке, должны остаться на всю жизнь, должны принести пользу и удовольствие.

Современный опыт ведения урока в школе убедительно показывает, что учитель может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.

Если учитель, продумывая урок, не берет в качестве "материала" самого себя, свои чувства, мысли, опыт, то как ему обрести грань между внешним - холодным, равнодушным, и внутренним - глубоко пережитым, прочувствованным?

Несомненно, то, что для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально.

Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства учителя музыки умение найти верный тон урока. Термин "задать тон" беседе, исполнению издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти верный тон, который бы присутствовал и был своеобразным в каждом уроке, - одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время.

Для учителя музыки чрезвычайно важно уметь быть выразительным во всех своих проявлениях, уметь находить адекватную внешнюю форму выражения переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому педагогу необходимо научиться не бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что трудноуловимо в произведении искусства - его красоту, тончайшее кружево его образов. При этом надо постоянно помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный материал. "Если нет материала, чувству не во что излиться" (С. Волконский). Эмоциональное начало должно органично соединиться в мастерстве учителя музыки с аналитическими способностями. Ибо "в основе всякого творческого процесса заложено увлечение, что, конечно, не исключает огромной работы разума.

«Но разве нельзя мыслить не холодно, а горячо?» (К. Станиславский)

Психологически музыкально-педагогическая творческая деятель­ность опирается на художественно-педагогическую  интуицию,  т.е. способность предчувствовать педаго­гические явления, прогнозировать педагогический результат и перестраивать свою деятельность в соответствии с развитием педагогической ситуации. В организации творческого учебного процесса определяющую роль играют ассоциативные способности учителя, умение моделировать управлять педагогическими ситуациями, анализировать педагогический результат, т.е. педагогическое творчество, являющееся одной из основных профессиональных характеристик личности учителя музыки, следовательно, высшей формой педагогического мастерства.

Основная цель педагогического творчества — создание новых методов  и средств разрешения педагогических ситуаций в процессе художественно-педагогического общения.

В технологический инструментарий при организации художественно-педагогического общения я включаю следующие методы:

Словесный метод играет важную роль в организации самого общения.

 Я стараюсь, добиваться  яркой, выразительной, эмоциональной речи. На музыкальных занятиях в разделе «Слушание музыки» применяю метод сравнений, анализа, обобщения отдельных структурных элементов, тематического и динамического развития музыкального произведения. Например, при слушании произведений из цикла «Времена года» Чайковского использую яркий  словесный  комментарий.

Музыкальное произведение обычно сопровождается рассказом. Для того чтобы исполнение было понятно слушателям, стимулировало возникновение образных ассоциаций, способствовало логическому осмыслению прослушанного, подвожу учащихся к активному слушанию, учу  жить в музыке, понимать ее.

Художественный анализ музыкального произведения помогает мне создать на занятиях атмосферу погружения в мир музыки, способствующую пониманию настроения произведения и композиторского замысла. Внимание учащихся должно обращаться на основные в данном произведении музыкальные образы, выраженные в определенной интонации, мотиве, фразе, на главную линию развития художественного образа, контрастность эпизодов и смену настроений, на то, какими выразительными средствами композитор создает определенный колорит звучания (например, этот метод необходим при анализе Второй симфонии А. Бородина). Цель художественного анализа — будить творческую фантазию слушателей, помочь им создать мир образных ассоциаций, воспитывать у детей правильное отношение к слушанию музыки, научить размышлять о ней.

Для развития коммуникативных умений считаю  важным  применение дискуссий в общении с детьми при прослушивании музыкальных произведений, чтобы развивать способность выражать свою точку зрения на данное произведение, отстаивать свои взгляды, высказывать свои впечатления.

Наглядный метод делится на наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Наглядно-слуховой включает прослушивание музыкального произведения  как целиком, так и отдельных фрагментов, исполнения песни, попевок, небольших пьес на различных музыкальных инструментах. Наглядно - зрительный предполагает иллюстрацию картин, портретов композиторов, рисунков, музыкальных инструментов и игрушек, сценок кукольного, музыкального театра, различных танцевальных движений. На основе слухового и зрительного восприятия у учащихся формируются образные представления о предметах и явлениях, создаются условия для сознательного усвоения знаний.

Метод упражнений. При моделировании художественно-педагогического общения  использую на занятиях  ситуативно-ролевые упражнения по установлению контакта с учащимися. Вокально-хоровые упражнения способствуют развитию вокальных (формирование правильного звукообразования, выработки четкой дикции и правильного дыхания) и хоровых (работа над ансамблем — добиваться слитности звучания и строем — чистого интонирования мелодии). Музыкально-ритмические упражнения развивают двигательные навыки. Это могут быть упражнения с зафиксированным движением, свободные движения под музыку, упражнения с предметами.

Музыкально-дидактические развивающие игры «Узнай инструмент», «Выбери собеседника», «Ритмическая угадай-ка» и другие способствуют развитию общеучебных умений и навыков, таких, как музыкальная память, внимание, восприятие музыкальных произведений различных жанров, развитие музыкального интереса и музыкального вкуса.

Создание музыкально-игровых ситуаций, музыкально-театрализованной игры снимает эмоциональное напряжение, создает благоприятную атмосферу на занятии, превращает урок в увлекательное путешествие.

Метод эмоционального воздействия предполагает установку на эмоционально-духовное общение с музыкой и создание эмоциональных ситуаций: включение учащихся в атмосферу эпохи, сюжета музыкального произведения, ситуаций сопереживания, сочувствия музыкальным героям. Процесс восприятия музыки можно назвать процессом сотворчества слушателя и композитора, понимая под этим сопереживание и внутреннее воссоздание слушателем содержания сочиненного композитором музыкального произведения, которое обогащено деятельностью воображения, чувствами, ассоциациями.

Этот метод включает пример эмоционально-чувственного моего поведения  при слушании музыки. Важно показать, как внешне проявляется в эмоциях, мимике, жестах отношение к музыкальному образу, динамическому развитию, ритму, темпу, характеру и т. д. Данный метод помогает развитию культуры слушания музыки. Применение его обусловлено спецификой музыкальной деятельности, предполагающей проявление эмоционально-чувственной сферы и потребностями эмоционального взаимодействия в общении.

Если уроки, которые создаёт учитель, действительно являются результатом его творчества, его художественно-педагогической позиции, если его действительно влечёт творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как педагог и художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.

Как говорит Б.С. Рачина: «пока интересно учителю — интересно детям».

Для предмета “Музыка” общение - одно из центральных понятий. Это прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально- содержательную окраску. Общение на уроке музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней.
Многообразная палитра взаимоотношений предстает на уроке: между музыкой, учителем и учениками; между учителем и учениками; между детьми в коллективных формах деятельности. Но все это многообразие емко и образно выражено в словах Асафьева о том, что музыка “заключается и существует в единстве и соотношении творчества, исполнительства и слушательства через восприятие».

Большое внимание я уделяю слову о музыке, т.к. значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка.

Прослушана музыка, задан вопрос - и нет ответа. Я не тороплюсь с подсказкой. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, я вместе с ними ищу художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью. Дети прочувствуют, осознают и ответят. Более того, учитывая специфику урока музыки, я использую не только вопрос как традиционную форму общения, а высказывание-раздумье, высказывание-проблему, высказывание-отношение. Некоторых учеников трудно привлечь к общему разговору на уроке. Самолюбие, порой болезненно проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят, они стесняются выражать свои мысли, боясь выглядеть неловкими и смешными. Я отношусь к ним с особым вниманием, терпением, поощряя их попытки высказаться о музыке.
Важно понимать природу коллективного размышления детей о прослушанной музыке, учитывать закономерности общения в создании коллективного отношения к музыке. Размышления детей на уроке музыки - это деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его.

Художественная и педагогическая ценность вопроса заключается в возможности дать на него разные правильные ответы, в его многоплановости и творческой основе. И тогда творчество проявляется в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов. Например: размышляя о характере песни “Сторона моя”, дети отвечают: “Грустная, нежная, спокойная, тихая, медленная, ласковая, красивая”, “Это очень печальная песня”, “Мне жаль волшебника изумрудного города”. Все дети находятся под воздействием звучащей музыки: они вместе творят, воссоздают ее образ, раскрывая свое отношение. При этом замечательно, если коллективное размышление собирают сами дети, а я или кто-то из учеников только объединяем то, что они сказали. Преобладание коллективных форм работы на уроке музыки создает объективные предпосылки для глубокого всестороннего личностного общения детей, взаимовлияния их друг на друга. Вот почему необходимо чувствовать, понимать и сохранять индивидуальность, неповторимость каждого ребенка.

Для меня важно не только содержание, но и интонации речи ученика. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи - восхищении, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи ученика на уроке. Это один из обширнейших источников познания творческой деятельности детей.
Но я не свожу общение только к речевой деятельности. Бывает в классе такая тишина, которую больше всяких слов “скажет” о том, что общение состоялось. Дети не просто молчат, они остаются “жить” в прозвучавшей музыке. Так же как пауза - это не перерыв в музыке, так и молчание класса - не перерыв в восприятии, а продолжение работы чувств и мыслей детей. Такая пауза чрезвычайно важна на уроке. Однажды я наблюдала, как, словно завороженные, шестиклассники сидели, слушая “Реквием” В.А.Моцарта. Думаю, что это не забудется, останется на долгие годы в их душе как нечто невыразимо прекрасное. Еще одна форма свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов и склонностей присутствует на моих уроках. Дети очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах.

«Каждый пишет, как он слышит,

Каждый слышит, как он дышит,

Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить…»

Так когда-то сказал Окуджава, и я стараюсь использовать эти выразительные возможности на своих уроках.

Невозможно исчерпывающе осветить все грани проблемы общения на уроках музыки. Главное задуматься над проблемами художественного процесса общения совместной музыкально-творческой деятельности учителя и учеников.

Совместная музыкально-творческая деятельность учителя и ученика - вот стержень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе музыкально-творческого общения. Как удивительно прекрасен класс, когда я исполняю новую песню а дети начинают потихонечку подпевать, кто-то начинает плавно двигаться, раскачиваться, кто-то задумчиво смотрит вдаль…  Или, когда слушая вальс цветов из балета Чайковского «Щелкунчик»  класс “живет” в музыке и каждый ребенок сопереживает по-своему: кто-то отстукивает пальцами ритмический рисунок мелодии, кто-то движением выразительно передает  гибкую мелодию. И начинается творчество детей в определении характера-образа прозвучавшей музыки.

Для уроков искусства, в част­ности,  музыки,   художественно- педагогическое общение представляется оптимальным. С психологической точки зрения оптимальное педагогическое общение — такое общение учителя  со школьниками в процессе обучения, которое созда­ёт наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личнос­ти школьника,   позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные осо­бенности учителя

От личности педагога его стиля общения  зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие его учеников.

Для формирования своего стиля общения  для развития коммуникативных способностей я выбрала следующее:

1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям - выражение общественных требований.

2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога - залог прочных контактов с воспитанниками.

3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

6)  Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.

7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.

8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.

 

 

 

 

Отслеживая результаты своей работы, могу с уверенностью сказать, что правильно выбранный стиль художественно-педагогического общения создает на уроках атмосферу творческой активности, увлеченности учащихся. Дети стремятся к самосовершенствованию, более глубокому изучению предмета, получая от этого большой положительно-эмоциональный заряд.  Качество знаний на уроках повышается.

В итоге происходит обогащение учащихся музыкально-эстетическими знаниями, развитие эмоционально-психологических свойств личности, музыкальных, коммуникативных, творческих способностей, формирование  музыкально-эстетического вкуса.

 

Список используемой литературы:

 

1. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика общения в общеобразовательной школе. — М.  Просвещение, 1983.

2. Д.Кабалевский “Как рассказывать детям о музыке” Москва“ Просвещение” 1989.

3. Алиев Ю.Б. “Настольная книга школьного учителя-музыканта” М.2000 г.

 

4. Апраксина О.А. “Музыкальное воспитание в школе” М.,1985 г.

 

5. Искусство в школе” №4 М. 2000

 

6. Арчажникова Л.Г. “Профессия-учитель музыки” М.1984 г.

 

7. Каган М. С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. М., 1987.

8. Каган М. С. Мир общения.

9. Вендрова Т.Е.; Пигарёва И.В.  “Воспитание музыкой” М.,1980 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc102.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:








Художественно-педагогическое общение

в рамках музыкально-педагогической деятельности







Выполнила:

учитель музыки

Иголкина Наталья Васильевна


2011 год

Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической музыкальной культуры, которая закладывается в процессе занятий музыкой и общения школьников с учителем и самой музыкой.

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.

Таким образом, общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.

Музыка, как и многие другие виды искусства, имеющие в своей основе владение тонкими технологиями, передается от одного поколения к другому при помощи учителя. Часто отношение к предмету опосредуется отношением к учителю, поэтому от последнего требуется наличие определенных личностных качеств, для которых наряду с профессиональными знаниями большое значение имеют коммуникативные способности

В настоящее время предметом пристального внимания музыкальной науки и практики становится проблема общения как проблема воспитания культуры чувств, умения понимать состояние и мысли друг друга, умения откликаться на переживания другого человека, стремления разделить с ним радость и горе. Для учителя музыки общение — многогранная, широкая форма взаимодействия: это и общение с музыкой, через музыку с учащимися с целью постижения музыки, раскрытия художественного образа в музыкальном произведении.

Таким образом, проблема художественно – педагогического общения, влияния педагога на развитие личности и межличностных отношений школьников актуальна.

В современных условиях совершенствования образовательно-воспитательной практики актуализируется потребность в учителе-воспитателе как личности творческой, способной к продуктивному общению с подрастающим поколением, адаптированной к интеллектуальным профессионально-значимым запросам личности.

Педагогическое общение - целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащее в себе обмен информацией, воспитательное воздействие и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

В системе учитель-ученик межличностные отношения в общении играют основную роль в решении задач обучения, воспитания и развития. Образно говоря, труд учителя - это общение с детьми на заданную тему. И, очевидно, что оно достигает хороших результатов только в том случае, если школьники (класс) и педагог находятся в оптимальных для совместной деятельности состояниях.

В процессе общения происходит направленное и ненаправленное личностное взаимовлияние, которое может быть как позитивным, так и негативным, как вербальным, так и невербальным и осуществляться через внушение, убеждение, заражение и подражание. Эти условия являются предпосылкой возникновения близких или аналогичных психических состояний. Изменение психического состояния учителя приводит к изменению состояний всего класса. И наоборот.

Поскольку преподавание музыки является сугубо творческой деятельностью, её специфическими компонентами являются: музыкальные способности, художественно педагогические способности, художественно-коммуникативные умения, исполнительский артистизм, навыки интерпретации, способность к созданию творческой атмосферы, художественное воображение и фантазия.

Особую роль в содержании педагогического мастерства играет педагогическое общение, система коммуникативных умений учителя или,  иначе, «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное  на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода «оптимизацию» учебной деятельности и отношений между педагогом, учащимися и внутри ученического коллектива»

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:

- особенности коммуникативных возможностей учителя;

- сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

- творческая индивидуальность педагога;

- особенности ученического коллектива.

Чтобы общение на уроке музыки было продуктивным, учитель должен хорошо знать своих учеников, их особенности и возможности, и,

исходя из этого знания, правильно планировать и осуществлять общение. Задачи планирования общения многочисленны и разнообразны. В их  число входят функции и цели общения.

Поскольку на уроке музыки преобладают коллективные формы общения, важно знать состав класса, его музыкально-творческие потенциалы, систему взаимоотношений, психологические и прежде всего ценностные особенности учащихся, влияющие на эффективность совместной деятельности.

В любой момент урока музыки педагог должен обеспечивать оптимальный психологический климат, стимулирующий работу внимания, памяти, творческого музыкального мышления, восприятия, создающий благоприятную эмоциональную атмосферу. Управление общением предполагает и ещё один важный компонент, связанный с процессами контакта. С одной стороны, для того, чтобы управлять общением, преподаватель должен мастерски  владеть средствами установления и поддержания контакта. С другой стороны, он должен обучать своих учеников приемам контакта, определенным коммуникативным стереотипам.

Основная задача руководства музыкальным  образованием школьников состоит в том, чтобы сформировать, как пишет В.А. Левин в книге «Воспитание творчества», «отношение к продуктам художественной деятельности как к средству общения». Но еще раньше, напоминая о том, что «специфический мотив художественной деятельности — мотив общения искусством», автор утверждает, что «первая стратегическая задача руководства детским творчеством: развивать общение детей друг с другом, взаимный интерес, взаимное внимание»

Я считаю, что  деятельностью,  наиболее подходящей для формирования отношения к продуктам художественного творчества как средствам общения, является главным образом организованная учителем творческая деятельность в процессе общения.  С моей точки зрения, поддерживая и поощряя эмоциональность общения детей с произведением  творчества, необходимо помочь им увидеть  его содержание и обеспечить слушательское развитие  формировать коммуникативное отношение детей к результату общения с искусством, коллективного  творчества, обеспечить «эмоциональное понимание»  художественного  произведения, научить «применять художественные средства как средства общения искусством»

Еще в восьмидесятых годах прошлого столетия появился в музыкально-педагогической литературе термин «художественно-педагогическое общение», термин интуитивный, научно не обоснованный, но, тем не менее, достаточно точно характеризующий систему художественно-коммуникативных отношений учителя и учащихся.

В контексте разрабатываемых теоретических основ художественно-педагогического общения основной профессиональной позицией учителя является позиция гуманиста,  его мотивационная направленность на другого человека, отношение к другому как к самоценности, готовность к открытому общению, умение опираться на духовную ценность ученика, умение гибко представить позиции и роли в общении,  выбирать оптимальное сочетание средств общения.  В структуре художественно-педагогического общения  

произведение искусства

учитель                   ученик

доминирующее функциональное значение по отношению к задачам и содержанию музыкально-педагогического процесса в той или иной конкретной ситуации урока может выполнять любой из ее компонентов в том числе — музыкальное произведение.

Музыкальное общение предполагает взаимодействие субъектов (композитор — исполнитель — слушатель), поэтому необходимо уточнить какими средствами музыка общается с нами, а мы — с ней.

Специфическим языком музыки являются звуки, организованные в систему ладовых и метроритмических соотношений. Идейно-эмоциональное содержание музыки реализуется в мелодии. Это главный ведущий компонент музыкального произведения, от выразительности, естественности и богатства мелодии зависит жизненная достоверность музыкального образа. Музыкальный образ — это художественно-звуковое воспроизведение явлений действительности, раскрывающихся в теме музыкального произведения, углубленное и дополненное в процессе развития сюжета. Важным средством выразительности музыкального языка является гармония и интонация. Гармония — закономерное объединение согласующихся музыкальных тонов в созвучии. Интонационная окраска мелодии очень выразительно может передать различные оттенки чувств: радости и страдания, лирической приподнятости или торжественности. Определенные эмоции вызываются определенными звуковыми соотношениями различной степени высоты и длительности, зависящими от тембра, темпа, ритма. Как и интонация, ритм, темп могут выразить стремительное движение, покой или возбуждение. Специфическим для музыки является выражение в музыкальных образах чувств и мыслей композитора, навеянных окружающим его миром.

Музыкальное общение предполагает включение в различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Музыкальная деятельность подчинена общим закономерностям теории деятельности, она имеет свои, присущие только ей особенности: соединение эмоционально-чувственного и сознательного; ярко выраженная эстетическая направленность; специфические способы и приемы ее осуществления (основаны на умении слушать музыку, «расшифровывать закодированную» в музыке информацию); творческий характер.

Художественно-педагогическое общение выполняет следующие функции:

Информационная характеризуется тем, что в процессе общения передается информация, заложенная композитором в музыке, при этом учащиеся обмениваются мнениями, усваивают различные музыкальные термины, у них развиваются любознательность, духовные интересы, умение излагать мысли.

Перцептивная заключается в восприятии педагогом и учащимися музыки как субъекта общения, как собеседника. Благодаря деятельности воображения в процессе художественно – педагогическое общение создается, на основе имеющихся представлений о музыке в целом и отдельных выразительных средств, конкретный музыкальный образ. От ясности и богатства возникающего образа прямо зависят глубина и тонкость восприятия музыки.

Эмоционально-экспрессивная предусматривает наличие в общении неразрывно связанных компонентов экспрессии человека: интонации, мимики, жестов. Их нельзя рассматривать раздельно, обособленно друг от друга. Музыкальная интонация неотъемлема от всей сферы экспрессивности человека и должна пониматься как единство «звук — лик — жест». В художественно-педагогическом общении ярко проявляются чувства педагога и ученика: чувство удовлетворения, радости, чувство сопричастности, неудовлетворенности, разочарования, печали, гнева.

Эстетическая предполагает, что в общении развиваются способности и умения осуществлять эстетическую оценку музыки, это выражается в сформированности определенного уровня эстетического суждения, степени развитости эстетического вкуса, эстетического творчества.

Таким образом, художественно-педагогическое общение есть специфическая форма общения, в котором художественное произведение выступает и как предмет общения и как средство общения. То есть «для приобщения к искусству нужна специальная педагогическая организация жизни ребенка, специфический мотив художественной деятельности — мотив общения искусством».

Дети – бесценный дар, кладезь эмоций, ощущений. Каждый ребенок талантлив от природы, в нем заложено творческое начало. Задача взрослых – развивать это начало, а не загонять его под определенные рамки. Особая задача ложится здесь на учителя.

Как быть, если урок музыки – урок непосредственного общения с музыкой - бывает раз в неделю? А знания и впечатления, полученные детьми на уроке, должны остаться на всю жизнь, должны принести пользу и удовольствие.

Современный опыт ведения урока в школе убедительно показывает, что учитель может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.

Если учитель, продумывая урок, не берет в качестве "материала" самого себя, свои чувства, мысли, опыт, то как ему обрести грань между внешним - холодным, равнодушным, и внутренним - глубоко пережитым, прочувствованным?

Несомненно, то, что для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально.

Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства учителя музыки умение найти верный тон урока. Термин "задать тон" беседе, исполнению издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти верный тон, который бы присутствовал и был своеобразным в каждом уроке, - одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время.

Для учителя музыки чрезвычайно важно уметь быть выразительным во всех своих проявлениях, уметь находить адекватную внешнюю форму выражения переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому педагогу необходимо научиться не бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что трудноуловимо в произведении искусства - его красоту, тончайшее кружево его образов. При этом надо постоянно помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный материал. "Если нет материала, чувству не во что излиться" (С. Волконский). Эмоциональное начало должно органично соединиться в мастерстве учителя музыки с аналитическими способностями. Ибо "в основе всякого творческого процесса заложено увлечение, что, конечно, не исключает огромной работы разума.

«Но разве нельзя мыслить не холодно, а горячо?» (К. Станиславский)

Психологически музыкально-педагогическая творческая деятельность опирается на художественно-педагогическую  интуицию,  т.е. способность предчувствовать педагогические явления, прогнозировать педагогический результат и перестраивать свою деятельность в соответствии с развитием педагогической ситуации. В организации творческого учебного процесса определяющую роль играют ассоциативные способности учителя, умение моделировать управлять педагогическими ситуациями, анализировать педагогический результат, т.е. педагогическое творчество, являющееся одной из основных профессиональных характеристик личности учителя музыки, следовательно, высшей формой педагогического мастерства.

Основная цель педагогического творчества — создание новых методов  и средств разрешения педагогических ситуаций в процессе художественно-педагогического общения.

В технологический инструментарий при организации художественно-педагогического общения я включаю следующие методы:

Словесный метод играет важную роль в организации самого общения.

 Я стараюсь, добиваться  яркой, выразительной, эмоциональной речи. На музыкальных занятиях в разделе «Слушание музыки» применяю метод сравнений, анализа, обобщения отдельных структурных элементов, тематического и динамического развития музыкального произведения. Например, при слушании произведений из цикла «Времена года» Чайковского использую яркий  словесный  комментарий.

Музыкальное произведение обычно сопровождается рассказом. Для того чтобы исполнение было понятно слушателям, стимулировало возникновение образных ассоциаций, способствовало логическому осмыслению прослушанного, подвожу учащихся к активному слушанию, учу  жить в музыке, понимать ее.

Художественный анализ музыкального произведения помогает мне создать на занятиях атмосферу погружения в мир музыки, способствующую пониманию настроения произведения и композиторского замысла. Внимание учащихся должно обращаться на основные в данном произведении музыкальные образы, выраженные в определенной интонации, мотиве, фразе, на главную линию развития художественного образа, контрастность эпизодов и смену настроений, на то, какими выразительными средствами композитор создает определенный колорит звучания (например, этот метод необходим при анализе Второй симфонии А. Бородина). Цель художественного анализа — будить творческую фантазию слушателей, помочь им создать мир образных ассоциаций, воспитывать у детей правильное отношение к слушанию музыки, научить размышлять о ней.

Для развития коммуникативных умений считаю  важным  применение дискуссий в общении с детьми при прослушивании музыкальных произведений, чтобы развивать способность выражать свою точку зрения на данное произведение, отстаивать свои взгляды, высказывать свои впечатления.

Наглядный метод делится на наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Наглядно-слуховой включает прослушивание музыкального произведения  как целиком, так и отдельных фрагментов, исполнения песни, попевок, небольших пьес на различных музыкальных инструментах. Наглядно - зрительный предполагает иллюстрацию картин, портретов композиторов, рисунков, музыкальных инструментов и игрушек, сценок кукольного, музыкального театра, различных танцевальных движений. На основе слухового и зрительного восприятия у учащихся формируются образные представления о предметах и явлениях, создаются условия для сознательного усвоения знаний.

Метод упражнений. При моделировании художественно-педагогического общения  использую на занятиях  ситуативно-ролевые упражнения по установлению контакта с учащимися. Вокально-хоровые упражнения способствуют развитию вокальных (формирование правильного звукообразования, выработки четкой дикции и правильного дыхания) и хоровых (работа над ансамблем — добиваться слитности звучания и строем — чистого интонирования мелодии). Музыкально-ритмические упражнения развивают двигательные навыки. Это могут быть упражнения с зафиксированным движением, свободные движения под музыку, упражнения с предметами.

Музыкально-дидактические развивающие игры «Узнай инструмент», «Выбери собеседника», «Ритмическая угадай-ка» и другие способствуют развитию общеучебных умений и навыков, таких, как музыкальная память, внимание, восприятие музыкальных произведений различных жанров, развитие музыкального интереса и музыкального вкуса.

Создание музыкально-игровых ситуаций, музыкально-театрализованной игры снимает эмоциональное напряжение, создает благоприятную атмосферу на занятии, превращает урок в увлекательное путешествие.

Метод эмоционального воздействия предполагает установку на эмоционально-духовное общение с музыкой и создание эмоциональных ситуаций: включение учащихся в атмосферу эпохи, сюжета музыкального произведения, ситуаций сопереживания, сочувствия музыкальным героям. Процесс восприятия музыки можно назвать процессом сотворчества слушателя и композитора, понимая под этим сопереживание и внутреннее воссоздание слушателем содержания сочиненного композитором музыкального произведения, которое обогащено деятельностью воображения, чувствами, ассоциациями.

Этот метод включает пример эмоционально-чувственного моего поведения  при слушании музыки. Важно показать, как внешне проявляется в эмоциях, мимике, жестах отношение к музыкальному образу, динамическому развитию, ритму, темпу, характеру и т. д. Данный метод помогает развитию культуры слушания музыки. Применение его обусловлено спецификой музыкальной деятельности, предполагающей проявление эмоционально-чувственной сферы и потребностями эмоционального взаимодействия в общении.

Если уроки, которые создаёт учитель, действительно являются результатом его творчества, его художественно-педагогической позиции, если его действительно влечёт творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как педагог и художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.

Как говорит Б.С. Рачина: «пока интересно учителю — интересно детям».

Для предмета “Музыка” общение - одно из центральных понятий. Это прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально- содержательную окраску. Общение на уроке музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней.
Многообразная палитра взаимоотношений предстает на уроке: между музыкой, учителем и учениками; между учителем и учениками; между детьми в коллективных формах деятельности. Но все это многообразие емко и образно выражено в словах Асафьева о том, что музыка “заключается и существует в единстве и соотношении творчества, исполнительства и слушательства через восприятие».

Большое внимание я уделяю слову о музыке, т.к. значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка.

Прослушана музыка, задан вопрос - и нет ответа. Я не тороплюсь с подсказкой. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, я вместе с ними ищу художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью. Дети прочувствуют, осознают и ответят. Более того, учитывая специфику урока музыки, я использую не только вопрос как традиционную форму общения, а высказывание-раздумье, высказывание-проблему, высказывание-отношение. Некоторых учеников трудно привлечь к общему разговору на уроке. Самолюбие, порой болезненно проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят, они стесняются выражать свои мысли, боясь выглядеть неловкими и смешными. Я отношусь к ним с особым вниманием, терпением, поощряя их попытки высказаться о музыке.
Важно понимать природу коллективного размышления детей о прослушанной музыке, учитывать закономерности общения в создании коллективного отношения к музыке. Размышления детей на уроке музыки - это деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его.

Художественная и педагогическая ценность вопроса заключается в возможности дать на него разные правильные ответы, в его многоплановости и творческой основе. И тогда творчество проявляется в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов. Например: размышляя о характере песни “Сторона моя”, дети отвечают: “Грустная, нежная, спокойная, тихая, медленная, ласковая, красивая”, “Это очень печальная песня”, “Мне жаль волшебника изумрудного города”. Все дети находятся под воздействием звучащей музыки: они вместе творят, воссоздают ее образ, раскрывая свое отношение. При этом замечательно, если коллективное размышление собирают сами дети, а я или кто-то из учеников только объединяем то, что они сказали. Преобладание коллективных форм работы на уроке музыки создает объективные предпосылки для глубокого всестороннего личностного общения детей, взаимовлияния их друг на друга. Вот почему необходимо чувствовать, понимать и сохранять индивидуальность, неповторимость каждого ребенка.

Для меня важно не только содержание, но и интонации речи ученика. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи - восхищении, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи ученика на уроке. Это один из обширнейших источников познания творческой деятельности детей.
Но я не свожу общение только к речевой деятельности. Бывает в классе такая тишина, которую больше всяких слов “скажет” о том, что общение состоялось. Дети не просто молчат, они остаются “жить” в прозвучавшей музыке. Так же как пауза - это не перерыв в музыке, так и молчание класса - не перерыв в восприятии, а продолжение работы чувств и мыслей детей. Такая пауза чрезвычайно важна на уроке. Однажды я наблюдала, как, словно завороженные, шестиклассники сидели, слушая “Реквием” В.А.Моцарта. Думаю, что это не забудется, останется на долгие годы в их душе как нечто невыразимо прекрасное. Еще одна форма свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов и склонностей присутствует на моих уроках. Дети очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах.

«Каждый пишет, как он слышит,

Каждый слышит, как он дышит,

Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить…»

Так когда-то сказал Окуджава, и я стараюсь использовать эти выразительные возможности на своих уроках.

Невозможно исчерпывающе осветить все грани проблемы общения на уроках музыки. Главное задуматься над проблемами художественного процесса общения совместной музыкально-творческой деятельности учителя и учеников.

Совместная музыкально-творческая деятельность учителя и ученика - вот стержень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе музыкально-творческого общения. Как удивительно прекрасен класс, когда я исполняю новую песню а дети начинают потихонечку подпевать, кто-то начинает плавно двигаться, раскачиваться, кто-то задумчиво смотрит вдаль…  Или, когда слушая вальс цветов из балета Чайковского «Щелкунчик»  класс “живет” в музыке и каждый ребенок сопереживает по-своему: кто-то отстукивает пальцами ритмический рисунок мелодии, кто-то движением выразительно передает  гибкую мелодию. И начинается творчество детей в определении характера-образа прозвучавшей музыки.

Для уроков искусства, в частности,  музыки,   художественно- педагогическое общение представляется оптимальным. С психологической точки зрения оптимальное педагогическое общение — такое общение учителя  со школьниками в процессе обучения, которое создаёт наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника,   позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя

От личности педагога его стиля общения  зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие его учеников.

Для формирования своего стиля общения  для развития коммуникативных способностей я выбрала следующее:

1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям - выражение общественных требований.

2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога - залог прочных контактов с воспитанниками.

3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

6)  Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.

7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.

8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.

Отслеживая результаты своей работы, могу с уверенностью сказать, что правильно выбранный стиль художественно-педагогического общения создает на уроках атмосферу творческой активности, увлеченности учащихся. Дети стремятся к самосовершенствованию, более глубокому изучению предмета, получая от этого большой положительно-эмоциональный заряд.  Качество знаний на уроках повышается. 

В итоге происходит обогащение учащихся музыкально-эстетическими знаниями, развитие эмоционально-психологических свойств личности, музыкальных, коммуникативных, творческих способностей, формирование  музыкально-эстетического вкуса.

Список используемой литературы: 

1. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика общения в общеобразовательной школе. — М.  Просвещение, 1983.

2. Д.Кабалевский “Как рассказывать детям о музыке” Москва“ Просвещение” 1989.

3. Алиев Ю.Б. “Настольная книга школьного учителя-музыканта” М.2000 г.

4. Апраксина О.А. “Музыкальное воспитание в школе” М.,1985 г.

5. Искусство в школе” №4 М. 2000

6. Арчажникова Л.Г. “Профессия-учитель музыки” М.1984 г.

7. Каган М. С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. М., 1987.

8. Каган М. С. Мир общения.

9. Вендрова Т.Е.; Пигарёва И.В.  “Воспитание музыкой” М.,1980 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние европейских музыкантов на развитие русской музыкально-педагогической школы. Творческая деятельность Карла Шуберта в Петербурге

Малоизвестные факты творческой деятельности Карла Шуберта -  первого профессора класса виолончели Петербургской консерватории...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...

Музыкально-педагогические основы технологических знаний в деятельности концертмейстера

Что является слагаемыми успеха концертмейстера и как добиться гармоничного, обеспечивающего оптимальное ансамблевое взаимодействие с солистом, будь то вокалист, вокальная группа, хор и или инструмента...

Статья "Индивидуальный стиль учителя музыки в его музыкально- педагогической деятельности"

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ЕГО МУЗЫКАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ю. Н. Славинская Музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки имеет ярко выраженное социально...

Методический доклад "Клавишный синтезатор -новый инструмент музыкально-педагогической деятельности в ДМШ"

Доклад содержит  информацию  об особеностях и функциях синтезатора, его роли  в музыкальном  образовании детей  и  использовании  синтезатора  в работе  пр...

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Воспитание патриотических и духовно-нравственных ориентиров молодежи в современной музыкально-педагогической деятельности.

Статья повестует о формировании нравственных ориентиров молодежи  на снове кономузыки двадцатого века....