Урок "Героические образы в музыке"
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Иголкина Наталья Васильевна

Цель: формировать у учащихся музыкально-образное мышление на примере  Седьмой  симфонии Д.Д. Шостаковича.

Задачи: 1. Учить анализировать образное содержание музыки.

                2.Углубить знания о жизни и творчестве Д.Шостаковича

                3. Способствовать формированию гражданской и нравственной направленности личности, воспитанию у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geroicheskie_obrazy_v_muzyke.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Иголкина  Наталья Васильевна

учитель музыки

МБОУ СОШ № 19 г. Муром

конспект урока музыки в 7 классе

Тема: « Героические образы в  музыке»

Цель: формировать у учащихся музыкально-образное мышление на примере  Седьмой  симфонии Д.Д. Шостаковича.

Задачи: 1. Учить анализировать образное содержание музыки.

                2.Углубить знания о жизни и творчестве Д.Шостаковича

                3. Способствовать формированию гражданской и нравственной направленности личности, воспитанию у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны.

Наглядность: Фрагмент фильма о Шостаковиче  «Гении 20 века» Презентация «Блокада Ленинграда» Текст на доске: 

Музыка  Шостаковича -
                   это мир глубоких мыслей…
                   это гимн человеку…
                   это протест против     жестокости…  
                   это исповедь…
                   это летопись нашей жизни…
                 Р. Щедрин

Музыкальный материал: Д.Шостакович Симфония №7  « Ленинградская» 1 часть,  песни военных лет.

Звучит  песня « Священная война»

Учитель:  Песня «Священная война»  – эмблема В.О. войны.  Расскажите,  какие  чувства,  образы рождает у вас песня?

Ответы.

 Учитель:  Ребята,  Кто такие герои.  Знаете ли вы музыкальные произведения, композиторы   создали героические образы?

Ответы.

                                                                                             

Учитель:  тема нашего урока «Героические образы в симфонической музыке». Сегодня в классе будет звучать музыка советского композитора Д.Д. Шостаковича (1906-1975). Этот композитор один из крупнейших композиторов современности. Он сочинил 15 симфоний, оперы и балеты оратории и  кантаты, музыку к кинофильмам.

Показ фрагмента фильма «Гении 20 века»

Рассказ с презентацией ( Сообщения учащихся)

Д.Д. Шостакович – Ленинградец.  В самом начале войны город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) фашисты окружили блокадным кольцом. Город подвергался страшной, ежедневной бомбардировке с воздуха. Из-за отсутствия связи с внешним миром в городе не хватало продуктов питания и медикаментов. Всё это привело к голоду, эпидемиям и массовой гибели мирного населения. Когда Шостаковичу бесповоротно отказали послать его на фронт, он записался в народное ополчение, (его определили в пожарную команду) и дежурил на крыше во время вражеских налётов. В свободное время он сочинял песни, делал переложения для концертов на передовой. В это время он ощутил, что должен сделать что-то более серьёзное. Так он и начал сочинять свою знаменитую седьмую симфонию. Он полностью погрузился в работу. Даже во время воздушной тревоги, он, проводив в бомбоубежище жену и двоих детей, возвращался в квартиру и под разрывами бомб продолжал писать.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

 не поколеблет грохот канонад,

 и если завтра будут баррикады-

 мы не покинем наших баррикад…

 И женщины с бойцами встанут рядом,

 и дети нам патроны поднесут,

 и надо всеми нами зацветут

 старинные знамена Петрограда.

(О. Берггольц)

Вскоре оставаться в городе стало совсем опасно и Шостакович вместе с семьёй был эвакуирован в город Куйбышев (ныне Самара). Работа над симфонией шла очень быстро, и уже в конце декабря 1941 года он закончил партитуру. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду».

Первая премьера состоялась в марте 1942 года в городе Куйбышеве. Премьеру транслировали по радио на всю страну. Вскоре состоялась вторая премьера в Москве. Но всё же самое главное исполнение состоялось там, в осажденном Ленинграде, где репетиции часто проходили под грохот разрывов. Для исполнения такого сложного произведения нужен большой симфонический оркестр. Дирижер Карл Ильич Элиасберг приложил немалые усилия, чтобы собрать оркестр, ведь многие музыканты были на разных фронтах.  Премьеру симфонии очень ждали. И вот, наконец, день Главной премьеры — 9 августа 1942 года — настал. Когда на сцене Большого зала филармонии появился Элиасберг, зал бурно приветствовал его. Осуществить исполнение сложнейшей партитуры в голодном, полуразрушенном городе — это тоже был трудный подвиг.

Исполнение симфонии длилось 80 минут.

Все это время орудия врага безмолвствовали:

артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

Исполнению придавалось исключительно значение. Несмотря на бомбежку и авиаудары в филармонии были зажжены все люстры.

Вспоминает Виктор Козлов, кларнетист:

«Действительно включены были все люстры хрустальные. Зал был освещен, так торжественно. Такой подъем был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку».

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, — веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

Учитель:  Послушайте главную партию экспозиции (показ на инструменте) охарактеризуйте её.

Дети : Она звучит героически и величественно. Перед нами образ Родины.

Учитель : Вслед за главной звучит лирическая побочная партия. (показ )

Дети : Это тоже образ Родины. Образ советских людей. Их мирный и созидательный труд. Мелодия словно струиться и растворяется в тишине.

 Учитель:  Эпизод нашествия (показ темы) –  ответы  самих учащихся, что слышат в музыке?...

 Учитель: Так начинается   “эпизод фашистского нашествия” – потрясающая картина вторжения разрушительной силы, схватка советского народа с фашизмом, борьба двух миров.

  Сейчас мы с вами будем слушать фрагмент Первой части Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича.

 Слушание первой части Симфонии № 7.

Вопросы учителя:

Каковы ваши впечатления от прослушанного? Охарактеризуйте звучание, развитие, определите музыкальный образ.

Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для создания образа?  

Найти и записать противопоставление словам.

Противопоставления: (запись на доске)

    мир созидания творчества разума – (мир разрушения и жестокости);

    человек – (варвар);

    добро – (зло);

    мир – (война);

              конфликт:

              столкновение;

              борьба;

              победа.

Учитель: На каком образном конфликте основан эпизод?

 Дети : На конфликте   темы Родины и темы фашистского нашествия.

 Творческое задание Ассоциативный ряд: Героические образы в музыке ( ответы учащихся по одному слову «Какие?»: решительные, мужественные, гордые, волевые, лучше переданы в оркестре и т.д.  )

«Дороги»  муз.  Новикова .

Вокально-хоровая работа:

  • работа над выразительным исполнением,  
  • работа над текстом, (разговор о созвучности песни сегодняшнему материалу урока).
  • Работа над ансамблем

 Обобщение темы  урока:

  • Что нового узнали?
  • Как вы думаете можно ли сказать, что  музыка  приблизила  день Победы?
  • Какие чувства возникли у вас после полученной информации на уроке?

    Мы восхищаемся и гордимся мужеством и стойкостью людей того времени. Музыка была необходима людям во время войны, она придавала им силы и уверенность в себе. Мы должны помнить тех героических людей, которые защищали нашу землю.                                                                                                                  Нам нельзя забывать ту войну и ту музыку, которая родилась во время войны. Музыку, которая звучала, когда гремели пушки.  И сейчас композиторы обращаются к теме войны, откликаются на любые самые трагические события, происходящие в нашей стране

21 августа 2008 года фрагмент 1 части Симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвали оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. На ступенях разрушенного в результате артобстрела здания парламента  Симфония приобрела  новое  звучание и смысл.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

урок музыки для 6 класса "Мир образов симфонической музыки"

Разработка урока музыки для 6 класса по теме "Василий Сергеевич Калинников. Симфония жизни в 4- х частях"...

План-конспект урока музыки в 5 классе "Героические образы в музыке и изобразительном искусстве"

План-конспект урока музыки в 5 классе "Героические образы в музыке и изобразительном искусстве"...

Урок музыки в 7 классе "Драматические образы в музыке". Презентация.

Презентация к уроку музыки в 7 классе "Драматические образы в музыке"...