Главные вкладки

    План-конспект урока (музыка, 6 класс) на тему:
    Тема урока: «Соло и тутти»

    Жеребятьев Владимир Александрович

    Тема урока: «Соло и тутти»

     

    Программа: (автор: Т.И. Науменко, В.В. Алеев, IV четверть, урок 29

     (тип - изучение нового материала, форма - комбинированный)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Тема урока: «Соло и тутти»58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Соло и тутти»

    Программа: (автор: Т.И. Науменко, В.В. Алеев, IV четверть, урок 29

     (тип - изучение нового материала, форма - комбинированный)

    Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра, дать понятие учащимся о соло и тутти, о значении в выражении музыкальных образов.

    Планируемые результаты:

    Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения: Н.А. Римский-Корсаков. Три чуда, из оперы «Сказка о царе Салтане», наблюдать в музыкальном произведении примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать умение выбирать тембры музыкальных инструментов для различных образов;

    Метапредметные:

    •  познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
    •  коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;
    •  регулятивные - организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

    Личностные: оценивают результаты деятельности.

    Музыкальный материал: Н.А. Римский-Корсаков. Три чуда, из оперы «Сказка о царе Салтане», в презентации – звуки музыкальных инструментов.

    Дополнительный материал: презентация к уроку «Соло и тутти», И. Крылов. Басня «Квартет»,

    ХОД УРОКА.

    1. ОРГМОМЕНТ.

    У: Здравствуйте, ребята.

    2  ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ.

    У: Я очень рад нашей встрече, которая дарит нам сегодня прекрасную возможность взаимного общения и надеюсь, что благодаря музыке наше

     общение станет  не только интересным, но и полезным.

    3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

    У: Очень часто для того, чтобы интересно и полезно провести время, мы отправляемся в гости или приглашаем гостей к себе. Вот и я сегодня пришел к вам не один.

    У: Я пригласил сегодня в гости известных вам героев. Кто они? Откуда?

    (Заходят подготовленные, переодетые дети с инструментами: Мартышка, Осел, Козел, Мишка)

    У: Они так долго готовились к этой встрече и настолько соскучились по живому общению, что хотят как можно быстрее продемонстрировать вам свои умения. А вы подумайте, чем отличается музыка, которую они сыграют.

    (Ребята играют р. н. п. «Во саду ли, в огороде» по одному) .

    У: Чем отличаются звучание этих инструментов?

    Д: Отличаются тембром.

    У: Что такое тембр?

    Д: Тембр - специфическая окраска звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу.

    У: Как исполняли герои музыкальное произведение?

    Д: По одному, т.е.

    (Прикрепляю на доске табличку: СОЛО)

    У: А как еще можно исполнить?

    Д: Всем вместе.

    (Прикрепляю на доске табличку: ТУТТИ)

    4.ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

    У: Каждый знает, что в гостях время пролетит интересно и незаметно, если разговор будет вестись вокруг темы, которая интересна всем.

    Ребята, а вам интересны эти необычные слова? Так какую же музыкальную тему на правах хозяев предложите вы для взаимной беседы?

    Д: соло и тутти.

    ТЕМА УРОКА: Соло и тутти.

    У: Ребята, а что мы сегодня на уроке с вами узнаем, какие цели перед собой поставим; исходя из темы урока?

    ЦЕЛИ:

    Д; Должны узнать, что такое СОЛО и ТУТТИ

    У: Хорошо! Ребята! Мы с вами в 3 классе слушали симфоническую сказку «Петя и волк» С.С. Прокофьева, где композитор охарактеризовал каждый образ именно присущим ему инструментом: птичку – флейта, утку – гобой, кошку – кларнет, Петю – квартет струнных инструментов и т. д. Так что же нам надо понять?

    Д; Почему композиторы некоторые произведения пишут для соло, а некоторые  -  для тутти.

    У: Поэты нам передают содержание и образы путём – слов, художники путём – красок и кистей, композиторы – путём звуков.  У каждого инструмента своё звучание.  Так над чем мы ещё поговорим?

    Д: О тембре звука.

    У: А ещё, какую роль играют тембры музыкальных инструментов для понимания образов в исполнении соло и тутти. 

     Ребята, а вы все знаете как звучат различные инструменты?

    Д: Нет.

    У: Так что надо сделать?

    Д: Узнать, как они звучат.

    Планирование деятельности:

    У: Я предлагаю составить план нашей работы на уроке .

    • Слушать музыку
    • Учиться различать соло и тутти.
    • Выяснить, какую роль играют тембры музыкальных инструментов для понимания образов в исполнении соло и тутти.

    5. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

    1. (Дети сидят за столами по группам)

    У: Работать над новой темой мы будем в группах. У вас лежат на столах иллюстрации инструментов и характеристика к ним. Вы должны познакомиться с текстом о представленных музыкальных инструментах и выделить в этих описаниях только характеристику голоса этого инструмента.

    (Учащиеся работают в группах.)

    1 группа:

    2 группа:

    3 группа:

    4 группа:

    У: Представьте, пожалуйста, результат вашей работы. (шесть карточек в каждой группе и шесть ответов)

    У: Хорошо, молодцы! Вы услышали словесную характеристику звучания, а теперь я думаю, пришёл черёд услышать ещё раз как они звучат и проверить себя.

    (Игра «Звуки музыкальных инструментов»).

    У: Оцените свою работу:

    Что вам нужно было сделать?

    Удалось ли правильно назвать инструменты?

    Вы выполнили это задание самостоятельно или вам потребовалась помощь?

    2.

    У: А теперь давайте прослушаем, с помощью какого инструмента создается образ белки?

    (Прослушивание музыки «Три чуда»)

    Д: Флейты.

    У: Так что же такое соло?

    Д; Это когда один музыкант играет на инструменте или поёт.

    У: А ещё какое чудо было?

    Д; Богатыри выходили из моря.

                                                                                                                                                                                                                                             

     У: С помощью каких инструментов создаётся образ богатырей?                                                                                                                                                       А их много было? Как они шагали? Весь оркестр играл? Значит, как можно назвать этот способ исполнения?

    Д: Тутти

    У: А что такое тутти?

    Д:

    У: Какую роль играют соло и тутти в музыкальном произведении?

    Д: Чтобы показать образ одного персонажа композитор выбирает солирующий инструмент, а сразу много образов – тутти.

     (Инсценирование басни.)

    У: Что-то мы забыли про наших музыкантов. Давайте их попросим сыграть что-нибудь. Как пытались играть музыканты?

    Д: Вместе.

    У: т.е. тутти. А почему не получилось?

    Д: Не было дирижера.

    У: Кто такой дирижер?

    Д: Руководитель оркестра.

    У: Что такое оркестр?

    Д:

    Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

    У: Наши артисты пытались пересаживаться, но у них совместная игра не шла на лад. В чём-то артисты были правы. Ведь у каждого из инструментов свой тембр звука и своя громкость звучания, и они должны быть правильно рассажены в оркестре. Я предлагаю вам внимательно ознакомиться с тем, как инструменты расположены в оркестре и поиграть в игру.

    (Игра «Рассади оркестр»)

    1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

    У: Давайте подведём итог работы на уроке.

    Что узнали нового, с чем познакомились?

    Что у вас получилось лучше всего?

    В чём испытывали затруднения?

    Над чем надо ещё поработать?

    Что запомнилось, понравилось на уроке?

    (На столе у ребят карточки)

    Если и вам понравилась наша беседа, то прилепите эти нотки с улыбкой к мажору, а кому не понравилось наше общение – нотки с грустью – к минору.

    Д:

    У: Я очень рад и мне приятно было поговорить с вами! Спасибо за приём!

    На этом наша беседа подошла к концу. До новых встреч.

    Методические материалы к уроку.

    1. Искусство. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012г.
    2. Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия, Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2010.
    3. Портрет и биография Н. А. Римского-Корсакова http://biopeoples.ru/genius/1416-nikolay-rimskiy-korsakov.html
    4. Портрет А.С. Пушкина http://tnu.podelise.ru/pars_docs/refs/234/233602/233602_html_44307521.jpg
    5. Три чуда из оперы Н.А. Римского-Корсакова http://www.youtube.com/watch?v=eAWgF3wkf5s