Рабочая программа педагога Афанасьевой Любовь Владимировны, учителя первой категории по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Свирельки»
рабочая программа по музыке на тему

Афанасьева Любовь Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vneurochke_svirel_p.61.doc634.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области  средняя общеобразовательная школа  с.Кабановка

муниципального района Кинель – Черкасский Самарской области

Рассмотрено                                    Согласовано                                     Утверждаю

Председатель МО                           Заместитель дир. по УР                  Директор ГБОУ СОШ с.Кабановка

__________/Алексашина А.М../           ГБОУ СОШ с.Кабановка                Кузнецова Л.А.________________

Протокол № ___________              ___________/Чехлякова Е.Н./        Приказ № _______________

от «_____»________ 2013г.            от «______»________2013г.           от «______»_________2013г.

Рабочая программа педагога

Афанасьевой Любовь Владимировны, учителя первой категории

по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления

                                        «Свирельки»

2013 – 2014 учебный год

Содержание:

  1. Пояснительная записка                                                           стр.3
  2. Общая характеристика программы                                       стр.3
  3. Назначение программы                                                          стр.3
  4. Актуальность программы                                                       стр.4

     5.  Цель и задачи программы                                                       стр.4-5

6  Личностные, метапредметные и предметные результаты    стр.5-6

освоения программы                                                                                  

7   Контроль и оценка планируемых результатов                      стр.6-7

8   Содержание программы:                                                          стр.8

2 класс                                                                                        стр.8

Планируемые результаты 1-го года обучения                       стр.9

3 класс                                                                                        стр.9

Планируемые результаты 2-го года обучения                       стр.10

      9  Календарно-тематическое планирование:                              стр.11

2 класс                                                                                        стр.11-12

3класс                                                                                         стр.13-14

10 Список литературы:                                                                  стр.15

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Необходимость дополнительных занятий по обучению игре на свирелях, возникла в связи с необходимостью расширения исполнительского и творческого опыта учащихся при знакомстве с музыкальными произведениями. Кроме того, занятия помогают укреплять здоровье детей: увеличивается объем легких, служат профилактикой легочных заболеваний и носоглотки, позволяют развить мелкую моторику, память.

Общая характеристика программы.

Свирель является русским народным инструментом., представляет собой простую пластмассовую дудку. На одном  конце ее есть свистковое устройство, а на середине лицевой  стороны вырезаны шесть отверстий. Приобщение детей к игре на этом инструменте благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Через обучение игре на свирели можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию воображения, формированию музыкального слуха .Этот вид деятельности стал очень популярным в последнее время. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир музыки. Система работы со свирелью построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий в работе  со свирелью требует терпения и виртуозности, а– это всегда упорный труд и воображение.

Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности,  приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование  активной деятельностной позиции.

Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек  рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность  проявить себя,  раскрыть  неповторимые  индивидуальные способности в процессе исполнения музыкальных произведений, очень важны  для    воспитания у обучающихся  нравственного начала, любви и уважения к творческому труду. Кроме того, повторяются и закрепляются навыки и примы, полученные на основных уроках. Больше внимания уделяется нотной грамоте и развитию гармонического слуха, а также импровизации. Используются упражнения для развития беглости пальцев, чистоты интонирования, овладения различными способами атаки звука.

Используется опыт работы и методические пособия Э.Смеловой, Е.Евтух, М. Космовской.

 

Цель программы – формирование духовно-нравственной культуры учащихся и развитие их музыкального вкуса посредством игры на свирели, создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техники игры на свирели как художественного способа воплотить мысли в реальность образа.

   Задачи программы:

1. Развитие и реализация творческих способностей учащихся при освоении различных приемов игры на свирели.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь

                                                                                                                           

на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-  развивать  положительный  мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться  смогу ли разрешить эту ситуацию…),

- формировать  положительные  изменения в эмоционально-волевой сфере   («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание учащимися субъективного открытия«Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы со                          

  свирелью;

-  учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими обучающимися  давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя или с помощью Интернет;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: уметь играть свою партию под аккомпанемент другого инструмента .

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: .

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения  и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

                                                                                                   

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений:

анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, эстетичности;

                     Условия реализации программы.

Возрастная группа обучающихся, объем часов.  Программа разработана для учеников  2 – 3 классов.  Курс обучения  рассчитан на два учебных года – всего 68 часа (по 34 часа в год). Занятия проходят во внеурочное время один раз  в неделю. Продолжительность занятия  40 минут.

   Курс обучения игре на свирели начинается во 2 классе. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному».                                                                                                                  Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий  может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей.  

                Контроль и оценка планируемых результатов.

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

- удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;

-  сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий, концертных выступлений при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.

1 год обучения

Учащиеся должны знать: нотные знаки, скрипичный ключ, размер 2/4, ¾, 4/4,

ритмическую запись (половинная, четверть, восьмая, целая), знаки альтерации, цезура.

Учащиеся должны уметь: играть по нотам звукоряд (ре1-до2), владеть твердой атакой звука, играть на одном дыхании небольшие фразы, снимать звук на паузы, правильно читать ритмическую запись, записывать ритм, играть 8-10 пьес .

2 год обучения

Учащиеся должны знать: нотные знаки, правила записи нот на нотном стане, скрипичный ключ, размер 2/4, ¾, 4/4, с, пунктирный ритм, знаки альтерации фа-диез, соль-диез, си-бемоль, запись нот-ре2-ми2, прием передувания, термин и понятие тоники.

Учащиеся должны уметь: играть в диапазоне ре-ми2, владеть твердой атакой звука. Играть двухголосные пьесы, читать ритмическую запись (пунктирный ритм-четверть с точкой и восьмая, паузы четверть и восьмая),сочинять и записывать окончание мелодии, уметь находит тонику.

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

  • тестирование;
  • анкетирование;
  • демонстрации;
  • выступления на сцене;

Контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы  ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.  

     Способом  организации накопительной системы оценки является

                                                                                                                           

  портфель достижений  обучающегося. Портфель достижений –грамоты, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.

                          Содержание программы  1 года обучения

2 класс (34 часа).

Тема  или раздел программы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Правила посадки при игре на свирели. Правила техники безопасности.

0.5

0,5

1

2

История создания и устройство музыкального инструмента (свирель)

0,5

1,5

2

3

Музыкальные звуки: высотность, длительность

0,5

2,5

3

4

Что такое музыка?

0.5

1,5

2

5

Природа и музыка. Осень.

0,5

1,5

2

6

Музыкальный фольклор (попевки)

1

2

3

7

Музыка о животных.

0,5

2,5

3

8

Природа и музыка. Зима.

0,5

2,5

3

9

Фольклор (песни)

0,5

3,5

4

10

Жанр песни- колыбельная.

0,5

1,5

2

11

Природа и музыка. Весна и лето.

0,5

2,5

3

12

Фольклор (танцы -хоровые, плясовые)

1

2

3

13

Детские игры и танцы

0,5

2,5

3

Всего:7,5; 25,5; 34 часа

Планируемые  результаты 1-го года обучения:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

- выбирать музыкальное произведение с учетом своего настроения  и возможностей,   организовывать свое рабочее место;

- уважительно относится к труду людей и своему собственному;

- применять приемы безопасной работы с дыхательным аппаратом;

- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

- применять изученную технику владения инструментом при исполнении музыкального произведения.

- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно исполнять  на концерте музыкальное произведение.

- анализировать форму музыкального произведения: (рондо, вариации)

- сравнивать отдельные музыкальные отрывки по характеру и динамическому плану.

- использовать для проигрывания пьес аккомпанемент минусовок или пьес без главного ведения партии.

Пользоваться доступными приемами исполнения произведений,  звуковой информацией в сети интернет.

Содержание программы 2 года изучения

Тема или раздел  программы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Введение в предмет. Организационные занятия. Правила техники безопасности.

0,5

0,5

1

2

Повторение первого обучения

1

4

5

3

Музыкальная культура родного края

1

4

5

4

Природа и музыка. Осень.

1

4

5

5

Музыкальная культура родного края. Фольклор.

0,5

2,5

3

6

Природа и музыка. Зима.

0,5

2,5

3

7

Музыка выразительная и изобразительная

1

2

3

8

Музыкальная культура родного края. Фольклор.

0,5

2,5

3

9

Весна. Лето.

0,5

2,5

3

10

Музыка других народов.

0,5

2,5

3

Всего : 7;,29;, 34 часа

                    Планируемые  результаты 2-го года обучения:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

-анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные произведения в соответствии с художественно-эстетической задачей;

- решать простейшие варианты музыкального исполнения посредством импровизационных приемов и придать музыкальному произведению новую окраску;

- использовать такие приемы украшения музыкального произведения как мелизмы, форшлаги и под руководством учителя осуществлять импровизационный вариант для проигрывания на сцене.

- исполнять небольшие пьески используя динамические оттенки, создавая тем самым яркое и красочное произведение музыкального искусства;

- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой музыкальной фактурой,  звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.


Календарно-тематическое планирование  

2 класс (первый год обучения)

№ п/п

Дата

Кол-во часов

Тема занятия

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

1

1

Вводное занятие.«Мы знакомимся». Презентация.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

Подобрать определенный репертуар для начала работы со свирелью.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения  и следовать им

 

2 -3

2

История создания  и устройства музыкального инструмента (свирели). Постепенное освоение каждого звука свирели на материале попевок на одном звуке. Дыхательные упражнения.

Уметь рассказать  про устройство свирели.

Уметь правильно брать дыхание.

Принимать и сохранять учебную задачу.

4-6

3

Музыкальные звуки (высотность, длительность).

Знакомство с основами нотной грамоты. Звуки высокие. Средние. Низкие. Звуки долгие и короткие. Нотная запись попевок.

Уметь издавать звуки разной высотности и длительности.

Уметь записать нотами попевку.

Уметь сыграть интонации секунды, терции в пьесах «Дождик», «Про слона».

Совершенствовать новые достижения в игре на свирели, находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя или с помощью  Интернет

7-8

2

Что такое музыка? интонации секунды, терции в пьесах .Первые понятия о ритме.

Уметь на материале попевок вместе вступать, снимать звук, брать дыхание по окончанию игры, дирижерскому жесту учителя.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

9 – 10

2

Природа и музыка. Осень. Темп медленный, быстрый.

Уметь играть на свирели интонации секунды, терции в пьесах «Дождик», «Про слона».

Учиться работать по предложенному учителем плану.

11-13

3

Музыкальный фольклор. Попевки. Размер. Такт. Реприза. Темп. Двухдольный размер «У кота воркота»

Уметь определять размер, знать , где находится реприза, чувствовать темп произведения.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с пьесой.

14-16

3

Музыка о животных. Знакомство  с основными дирижерскими жестами: внимание. Дыхание.

Уметь на материале попевок вместе вступать, снимать звук, брать дыхание по окончанию игры, дирижерскому жесту чителя.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

17-19

3

Природа и музыка.Зима. Понятие «вольта», интервал «кварта»

Уметь находить и исполнять интервал «Кварта» в музыкальном произведении (песня»Зима»).

Планировать последовательность музыкальных действий для реализации замысла, поставленной задачи.

20-23

4

Фольклор (песни). Жанры народных песен. Пунктирный ритм. Народная песня «Во поле береза стояла»

Уметь правильно исполнить пунктирный ритм в песне «Во поле береза стояла»

Анализировать музыкально-технические и художественные особенности предполагаемых песен..

24-25

2

Жанр-колыбельная. Сильные и слабые доли. Трехдольный размер.

Уметь играть пьесы с сильными и слабыми долями.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

26-28

3

Природа и музыка. Весна. Лето. Средства музыкальной выразительности: темп, динамика, регистр, мелодия, ритм.

Уметь записать на доске простейший ритмический рисунок и  сыграть на свирели.

Осуществлять поиск ритмических рисунков, используя литературу и другие источники.

29-31

3

Фольклор (танец-хоровод, пляска).

Определение характера музыки.

Уметь чисто интонировать и определить характер музыки.

Анализировать  произведение по характеру.  

33-34

3

Детские игры и танцы. Определение характера музыки.

Использовать в народных песнях переклички, ударные инструменты, движения.

3 класс (второй год обучения)

П\П№

ДАТА

Кол-во часов

              Тема занятия

      Планируемые результаты

     Универсальные действия

1

1

Введение в предмет. Правила техники безопасности. Повторение понятий: интонация, лад, средства музыкальной выразительности, основные дирижерские жесты, нотная грамота.

Уметь вспомнить раннее пройденные произведения.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения  и следовать им

2-7

6

Повторение репертуара 1 года обучения. Закрепление на старом репертуаре знаний, полученных на первом году обучения.

Уметь играть на свирели на определение высотности, длительности звуков, движения мелодии (вверх, вниз, поступенное, скачкообразное), средств музыкальной выразительности.

Принимать и сохранять учебную задачу, планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

8-11

4

Музыкальная культура родного края. Жанры народных песен: хороводные, плясовые, лирические.

Уметь играть на свирели произведения различных жанров.

Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

12-15

4

Природа и музыка. Осень. Характер, настроение осени. Работа над кантиленой, лирическим характером мелодии.

Уметь исполнять пьески кантиленного характера.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

16-18

3

Музыкальная культура родного края. Фольклор. Музыкальные термины и названия лада : (мажор, минор), нотный стан, ноты. Знаки альтерации.

Уметь играть на свирели произведения в мажоре и миноре.

Анализировать образец, контролировать и корректировать свою работу.

19-21

3

Природа и музыка. Зима. Средства музыкальной выразительности- темп, лад, динамика, ритм, интонация. Рождественские традиции.

Уметь играть произведения разного  характера о зиме.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

22-25

4

Музыка выразительная и изобразительная. Лад (мажор, минор).

Играть на свирели произведения в мажорном и минорном ладах.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

26-28

3

Музыкальная культура родного края .Фольклор. Музыкальные термины и названия : лад (мажор, минор), знаки альтерации (соль –диез, фа-диез), длительности.

Уметь играть русские народные песни.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

29-31

3

Весна. Лето. Музыкальные термины и названия: лад (мажор, минор),нотный стан, длительности.

Уметь на новых произведениях показать усвоенные знания

Перерабатывать полученную информацию в процессе исполнения нового произведения.

32-34

3

Музыка других народов. Характерные особенности музыки разных народов (интонации, музыкальные обороты).

Уметь самостоятельно разучивать новые произведения и не забывать пройденные.

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с традициями своего народа.

                                                                                     

                                                                  Репертуар

                     1 год обучения                                                                        2 год обучения

                «Андрей-воробей»                                                              «Листья в саду» Смирнова

                «Ах, ты, котенька»                                                              Р.Н.П. «А я по лугу»

                «Аты-баты» и другие попевки на одном звуке                 «Регги-вальс»

                «Дождик»                                                                              «Пой, пой, пой» Л.Прим

                «Про слона»                                                                          «Вальс при свечах» Ф.Черчиль

                «У кота воркота»                                                                  «Бубенцы» американская мелодия

                «Барашеньки»                                                                        р.н.п. «Пойду ль я»

                «Зима»                                                                                    лит.нар.песня «Добрый мельник»

                «Елочка»                                                                                «По дороге домой из школы» Э.Градески

               «Колыбельная»                                                                      «Весенняя» В.А.Моцарт

               «Баркарола» Ж.Оффенбах                                                    гимн школы №300

                 Р.н.п. «Во поле береза стояла»

                 Р.н.п. «Две свирели»

                                           

                                                                    Список используемой литературы :

  1. Евтух Е.В. Игра на свирели как форма активизации музыкальной деятельности учащихся.  Методическое  пособие.- санкт-Петербург. 2002 г.
  2. Методический и музыкальный материал, семинары в АППО /музыкальный отдел.
  3. Осеннева М.С. Безбородова Л.А. Методика мухыкального воспитания младших школьников. – Москва. АсаДЕМА. 2001 г.
  4. Космовская М.Л. Девять уроков игры на свирели.(донотный период) по методике Э

.Смеловой рку.деп.оцни «Школа и педагогика».-М., 1999г.

Список литературы для детей :

  1. Вместе с октавиком /сост.Е.В.Евтух-СПб.2001
  2. Гусь, танцующий рок-н ролл и другие мелодии со всего света / сост. Е.В.Евтух-СПб. 2003г.
  3. Наслаждайся, познавай пой по нотам и играй. / сост. Никитин В.М.- СПб.1999.вып.1,2.
  4. Смелова Э. Свирель поет.-М., 1991.

 Материалы интернета:              svirelin.ru/noti-of-songs.html

 orumudruzey.ru/?showtopic=526498,   medvedevu-let.ru/ноты-для-свирели-


                                 Материал из презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)

Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Восхождение к истокам» (для учащихся возраста от 12 до 15 лет)

   Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа должно осуществляться на всех ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Нефедовой Светланы Николаевны, учителя высшей категории по химии для 8-9 классов

Планирование составлено на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, автор Габриелян О.С....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку «Театр на английском языке» (внеурочная деятельность)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому  языку «Театр на английском языке» (внеурочная деятельность)...

Использование метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления

Описание опыта работы использования метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления...

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс. Работа в кружке «Экология рукоделия» - прекрасное средство развития творчества, эко...

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно – эстетического направления "Волшебный карандаш" 2-3 классы

Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Знакомить детей с различными видами изобразите...