"Край чудес и очарований" .
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме

Салихова Лилия Ахметовна

Урок музыки в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray_chudes_i_ocharovaniy.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

7 КЛАСС

Тема полугодия: Музыкальный образ.

Тема урока: Край чудес и очарований.

Цель урока: показать целостность выражения музыкальной мысли, которая, развиваясь в одночастной форме, создает единый музыкальный образ на примере творчества Х. Ахметова.

Задачи:

Воспитательная:  воспитание навыков вдумчивого вслушивания в музыкальное произведение; воспитание эстетического отношения к окружающему миру.

Образовательная: приобщение учащихся к «золотому фонду» классической башкирской музыки,  умение анализировать их содержание и средства выразительности на интонационной основе, формировать умения рассуждать о музыке.

Развивающая: формирование навыков выразительного исполнения музыки, развитие музыкального слуха, учить вычленять музыкальный образ, опираясь на знания элементов музыкальной речи, развивать фантазию и воображение.

Материалы и оборудование к уроку: дидактические карточки, нотная запись темы «Утро Урала», плакат с текстом песни «Живи, моя земля», портреты композиторов, фотографии пейзажей , аудиокассеты, нотные хрестоматии. Фортепиано.

                                                                        Ход урока.

Вход: З. Исмагилов «Ноктюрн»

Приветствие под музыку.

Учитель. Добрый день!

Дети. Добрый день! Всем, всем, всем!

Учитель. Наша встреча, как и все предыдущие посвящена теме:

Дети: Музыкальный образ.

Учитель. А что значит музыкальный образ?

Дети: Отражение частицы жизни….

Учитель. Вас встретила знакомая музыка? Какая музыкальная картина: портрет, пейзаж или жанровая сцена?

Дети. Это больше напоминает пейзаж.

Учитель. Кто автор музыкального пейзажа?

Дети. З. Исмагилов – композитор Башкортостана, автор оперы «Салават Юлаев» (портрет)

Учитель. Лауреат государственной премии РСФСР им. М. Глинки, а также народный артист СССР.

Ребята, какой по настроению пейзаж рисует музыка З. Исмагилова?

Дети. Спокойный и немного грустный, задумчивый, печальный, романтический.

Учитель. А значит, какое состояние в природе ?

Дети. Похоже на вечер или ночь.

Учитель. Какими средствами музыкальной выразительности композитор создал образ ночной природы?

Дети. Темп был спокойным, ритм  ровный, динамика средняя, лад минорный, мелодия нисходящая.

Учитель. Рисуя картину спокойного ночного пейзажа З. Исмагилов выбирает какой жанр?

Дети. Ноктюрн.

Учитель. Почему?

Дети. «Ночной» с французского, термин появляется в XVIII в. – пьесы исполнялись на открытом воздухе в ночное время, а в XIX в. – пьеса, навеянная образами ночи.

Учитель. Ребята, послушайте 2 стихотворения и решите какое из них будет созвучно настроению Ноктюрна З. Исмагилова.

А. Фет                      

«Какая ночь! Алмазная роса

Живым огнем с огнями неба в споре,

Как океан, разверзлись небеса,

И спит земля – и теплится, как море…»

А. Блок

«В сыром ночном тумане

Все лес, да лес, да лес…

В глухом сыром бурьяне

Огонь блеснул – исчез…»

Дети. Стихи А. Фета созвучны музыке З. Исмагилова – это любование тихой, спокойной, вечерней природой.

Учитель. С музыкальными пейзажами мы часто встречаемся и в творчестве Х. Ахметова (портрет). Классик башкирской музыки – все поколения, следующих башкирских композиторов учились у него. А учиться есть чему: 250 песен и романсов на стихи башкирских писателей и русских – С. Есенин, а. Пушкин; кантаты, хоровые циклы, инструментальные сочинения, балет «Горный орел», опера «Современники».

Ребята, что является «душой» (темой) и носителем образа в музыке?

Дети. Это мелодия.

Учитель. Предлагаю послушать одну из тем сочинения Х. Ахметова и решить, какой образ олицетворяет  эта мелодия?

Учитель играет тему из произведения

«Утро Урала» - Х. Ахметов.

Дети. По настроению образ добрый, светлый, нежный, спокойный.

Учитель. А куда устремлена мелодия?

Дети. Она восходящая, но есть и нисходящее движение мелодии.

Учитель.  И что это могло быть в природе? Какое время года или состояние в природе?

Дети. Конечно, возможно это образ утра или весны.

Учитель. Давайте проверим свои ощущения, сами прочувствуем , исполнив эту мелодию.

           На доске выписана мелодия. Учитель вместе с ребятами ее исполняет, добиваясь чистого интонирования, а также обращает внимание на мелизмы.

Учитель. А теперь, ваши ассоциации  изменились?

Дети. Нет. Это пробуждающаяся природа – однозначно!

Учитель. А какие краски вы подобрали бы, рисуя этот пейзаж?

Дети. Это светлые краски, есть немного холодные, но больше теплых.

Учитель. Говорят, что мелодия похожа на жизнь цветка, а цветы расцветают в разное время суток. Одни раскрываются навстречу первым солнечным лучам, другие просыпаются в жаркий полдень, третьи дожидаются сумерек.

И сейчас, слушая живописную музыку Х. Ахметова, подумайте в какое же время «расцветает» наш «цветок».

Слушаем и смотрим! Не забываем про элементы музыкальной речи.

Звучит пьеса «Утро Урала» (4 минуты).

Учитель. Красивая музыка! Ее исполнители?

Дети. Струнные смычковые и фортепиано.

Учитель. Пример симфонической или камерной музыки?

Дети. Камерная.

Учитель. Совершенно верно! Почему так решили?  Почему  не  симфоническая?

Дети: Исполняет небольшая группа- ансамбль: струнные смычковые и фортепиано.

Учитель. Ансамбль под руководством  Швайштейна, а за фортепиано А. Минков.

Учитель. Какие чувства вызывает эта музыка?

Дети. Теплые, нежные, добрые, светлые.

Учитель. Так, в какое же время суток «расцвел» наш «цветок».

Учитель еще раз играет мелодию.

Дети. Конечно утром, навстречу первым лучам солнца.

Учитель. Как сама музыка донесла красоту пробуждающей природы?

Дети. Динамика постепенно нарастала. Темп спокойный, мелодия устремляется вверх, скрипочки – теплый тембр, фортепиано – немного  холодный тембр.

Учитель. Ребята, произведение построено на одной теме или их  несколько?

Дети. Тема одна, но она проходит то у струнных, то у фортепиано.

Учитель. Можно сказать, что как бы течет непринужденно. Какой принцип развития мелодии использует Х. Ахметов (повтор, контраст или вариационность)?

Звучит фрагмент пьесы и ребята решают,

что это принцип повтора.

Учитель. Почему композитор избежал контраста? Это творческий замысел или случайный выбор?

Дети. Автор хотел запечатлеть один образ – образ утра.

«Утро Урала» Х. Ахметов  Башкортостан ( на доске)

Учитель. Конечно, это не только картина природы. Х. Ахметов выразил здесь свои чувства! Какие?

Дети. Восхищение природой, восторг, любование природой.

Учитель. Вспомните, у кого в творчестве с подобным образом мы уже встречались?

Учитель играет мелодию «Утро» Э. Грига.

Дети. Это «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» - норвежский композитор 19в. Э.Григ. ( портрет)

Учитель. 19в. – Норвегия, 20в. – Башкортостан, в музыкальном языке много общего. Почему?

Дети.  Композиторы переживали одно душевное  состояние от красоты пробуждающей природы. Учитель.  В каких еще видах искусства мы можем встретиться с пейзажами?

Дети.  Изобразительное искусство, литература.

Учитель. А у нас сегодня фотоискусство. Какому пейзажу посвящены  фотографии?

Дети. Утро, рассвет, пробуждение…

Домашнее задание – «Утро Урала» вашими глазами (рисунки).

Учитель.  Продолжением  нашей встречи будет конечно песня. Послушайте, о чем она, какой образ присутствует здесь, что воспевают авторы?

Учитель исполняет песню (текст на плакате).

«Живи, моя земля» муз. Р.Газизова  сл .С. Алибаева     .

Дети. В песне воспевается башкирская земля, ее луга, поля…

Певческая посадка!

Работа с текстом (читаем в ритме, отмечаем распевы).

 Работа с нотным текстом (элементы 2-х голосия).

Работа в группах (аккомпанемент-фортепиано).

Исполнение песни под фонограмму.

Учитель. Спасибо!

Обобщение:

Учитель. Чья музыка и какая музыка сопровождала нас на уроке?

Дети. Ответы.

Что заставило башкирских композиторов обратиться к теме природы в своем творчестве?

Дети.  Ответы.

Учитель. Ребята! А завершить нашу встречу я хотела бы словами Б. Асафьева «Музыка – живая речь, чутко отражающая действительность». Вы согласны?

Дети. Ответы.

                                                                               Оценки.

Учитель. Спасибо за урок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конференции, посвященной 75- летию Хабаровского края "7 чудес Хабаровского края"

Сценарий конференции, посвященной 75-летию Хабаровского края "7 чудес Хабаровского края"...

Игра "Поле Чудес" для учащихся 2—3-х классов на тему: "Мой северный край"

– Ребята, как называется полуостров на котором мы живем? (Ямал)1-ый ученик:Вы на карту посмотритеИ Ямал на ней найдите,Потому что здесь наш дом:Мы на Севере живем... ( И. Истомин)2-ой ученик:Пойдем со...

Исследовательская работа " 7 чудес Алтайского края"

Работа посвящена юбилею Алтайского края...

Методическая разработка спортивного мероприятия "Семь чудес Воронежского края"

Методическая разработка спортивного мероприятия "Семь чудес Воронежского края"...

Мы попали в край чудес

Учебное занятие по экологии о лесе...

Дигория-край чудес"

Рассказывается о красоте Дигорского ущелья....

Русский лес - край чудес

Современные дети мало общаются с природой, редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о знаниях том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. ...