Главные вкладки

    Методическая разработка по музыке по теме:
    Открытый урок по музыке в 1-м классе по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. "Музыкальная азбука".

    Щербакова Наталия Александровна

    На этом уроке учащиеся 1-го класса смогуть проникнуть в удивительный мир музыкальных звуков и смогут проникнуть в тайны музыкальной грамоты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    razrabotka_uroka_muzykalnaya_azbuka.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

                               Урок музыки в 1-м классе.

                                                                      Учитель музыки:  Щербакова Н.А.

    Тема урока «Музыкальная азбука».

    Цель:

        Дать первичные представления о нотной грамоте.

    Задачи:

    Воспитательная:

    • формирование эмоционального отношения к музыке,
    • понимание музыки,
    • развитие  культуры речи,
    • сравнение музыкальных образов и оценивание характеров;  
    • воспитание дисциплинированности;

    Образовательная:

    • углубить знания о средствах музыкальной выразительности – динамические оттенки, штрихи, тембр, интонация.
    • Умение использовать их при составлении музыкального портрета.
    • познакомить учащихся с нотной записью;
    • проконтролировать уровень усвоения материала по теме:   «Музыкальная грамота».

    Развивающая:

    • совершенствовать навыки самостоятельной работы;
    • развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.

    Оборудование: 

    • ТАВСО;
    • музыкальный инструмент: свирель;

    Методы обучения, используемые на уроке:

    Музыкальные:

    метод эмоциональной драматургии,
    метод наблюдения за музыкой,
    метод сопереживания,
    методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному,
    размышления о музыке,
    метод моделирования художественно-творческого процесса.

    Общепедагогические:

    по источнику знаний -   практический, наглядно-слуховой, словесный.
    по характеру познавательной деятельности -  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, игровой.
    по дидактическим целям -  методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

    Ход урока:

    Орг. момент:

     Вход под музыку П.И. Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года»               / фортепиано/ -  разминка – эмоциональный настрой на урок – приветствие.

    Учитель: Кто вспомнил музыкальное произведение, под которое мы настраива-лись на работу? Какая была музыка по характеру?

    Ученики:  «Апрель» из альбома « Времена года» П.И. Чайковского.

    Учитель: Не случайно наш урок начался именно с этого произведения. Нам природа подарила еще один весенний месяц – АПРЕЛЬ. И сегодня, в этот апрельский денёк, мы продолжим листать книгу под названием «Музыка».

    Ох, сколько страниц мы уже перелистали в этой книге: - познакомились с композитором, музыкантом , слушателем.

    Ученики:  краткие рассказы о композиторе – музыканте – слушателе.

    Учитель: познакомились с музыкальными инструментами. Кто напомнит, с какими?

    Ученики:  ответы детей.

    Учитель: Были в гостях у 3-х подружек. Ребята, что-то я забыла как их зовут, как они выглядят. Помню только их музыкальные темы.  Я их сейчас наиграю, а вы мне поможете вспомнить их имена, как они выглядят. /игра на свирели музыкальных тем подружек/

    Ученики: дети рисуют образы подружек, говорят, как их зовут, пропевают песенки девочек.

      Учитель: Молодцы! А какие музыкальные инструменты помогут нам исполнить эти песенки?

    Ученики:  Злюка – музыкальный молоточек; Плакса – треугольник; Резвушка – бубен.  / Исполнение песенок с музыкальными инструментами/

    Учитель: Вы все прекрасно помните, но сейчас я узнаю, какое настроение преобладает у нас на уроке? Я отворачиваюсь, считаю до 7 , а вы мимикой показываете, какая девочка вам понравилась больше всех!

    Ученики:  выполняют задание.

    Учитель: Очень хорошо! В нашем классе царит веселая, радостная, добрая атмосфера. И в воздухе летает солнечное настроение! Ребята, совсем недавно мы перелистнули страницу под названием «Азбука, азбука…» и вы попрощались со своей первой книгой, которая называлась?

    Ученики:  «Азбука»

    Учитель: Приготовились для пения стоя: следим за осанкой, дыханием. Помним, что пение – это не крик, слушаем соседа и смотрим на дирижера.

    Ученики:  Исполнение песни «Азбука».

    Учитель: Поаплодировали себе за эмоциональное исполнение песни и тихо сели. В азбуке вы познакомились с буквами и научились складывать их в слова.  Все вы уже хорошо читаете. Вот и наступил момент перевернуть еще одну страницу нашей музыкальной книги. / напомнить о правилах работы с книгой/. Открываем страницу 22. тема урока «Музыкальная азбука».

    «Музыкальная азбука» - это начало большого путешествия в страну музыки. Здесь много интересного! Постепенно, знакомясь со всеми жителями этой страны, мы много узнаем и многому научимся. Обратите внимание, как давным -  давно записывалась музыка.  И только четыреста лет назад в Италии изобрели НОТЫ – это знаки, которыми записывается музыка.  Ребята, а сколько их всего?

    Ученики: 7 нот.

    Учитель: Да, их всего семь, но сколько музыкальных произведений сочинено композиторами, сколько песен написано!!!! В каждой нотке заложена огромная сила. Эта сила может нас развеселить, а может заставить плакать. А кто знает название всех семи нот.

    Ученики: До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

    Учитель: Молодцы! А теперь мы не много отдохнем, а помогут нам в этом наши 7 нот.

    Физ. минутка: ДО – попрыгаем на месте 1-2-3!

                            РЕ – похлопаем в ладоши 1-2-3!

                            МИ – побегаем на месте 1-2-3!

                            ФА – наклоны, дружно, вместе 1-2-3!

                           СОЛЬ – потянемся повыше 1-2-3!

                            ЛЯ – присядем, да пониже 1-2-3!

                            СИ – надуемся как шар 1-2-3!

                             И все дружно спустим пар 1-2-3!!!

    Учитель:  Очень хорошо !  Ребята, а вы знаете, что все 7 нот ни когда не расстаются! Они всегда вместе, потому что точно знают, что если какая-то нотка не прозвучит, то музыка может потерять свою музыкальную краску. Но мелодии мы слышим всегда, а ноты видим редко, потому что они живут в своём городе, с которым мы познакомимся на следующем уроке. А сегодня, наши 7 нот решили поиграть с вами в прятки, и тот, кто их найдёт, тот и будет носить имя этой нотки.

    Давайте и мы их поищем!

    Ученики: у каждого ученика своя нотка.

    Учитель:  Здорово! У всех теперь новые имена-нотки! /Перекличка/. Ноты решили проверить, как вы запомнили их названия и спрятались в словах. Наша задача: отыскать их и поднять карточки с теми нотами, которые спрятались в словах. Готовы? Главное – внимание, дисциплина!!!!! И тогда все получится!

    Игра «Моя нотка» - ДОждик, поДОрожник; Ребёнок, Редиска; Мимоза, Миска; Фартук, Фара; СОЛЬ, СОЛЬфеджио; кЛЯкса, коЛЯска; Силач, соСИска.

    Учитель:  Молодцы! Замечательно! Все ноты найдены. Ребята, вчера ко мне пришло письмо от начинающего музыканта: «Наталья Александровна, помогите, пожалуйста, найти все ноты, которые спрятались в стихах. Пусть ваши ученики Вам в этом помогут! С благодарностью! Начинающий музыкант».

    /В зависимости от времени можно прочитать мини- рассказы, в которых есть слова с нотами/

    Учитель:  Спасибо, ребята, я обязательно сегодня отправлю ответ начинающему музыканту. А ещё в конверте лежал диск с новой  песней. Мы её сейчас прослушаем и разучим.   Сели для восприятия музыки, помним о правилах слушания.

    Звучит песня «Чтоб выучится пению…» Аркадий Островский


    1. Чтоб выучиться пению,
    Имеем мы терпение.
    И, чтоб урок не зря у нас прошел,
    Должны мы быть старательны,
    Послушны и внимательны,
    И выучить все ноты хорошо!

    Припев:
    До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
    До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

    2. Возьмем свои тетрадки мы,
    И ноты по порядку мы
    Запишем, чтобы каждый помнить мог.
    Должны мы быть старательны,
    Послушны и внимательны,
    И дома каждый день учить урок!

    Припев:
    До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
    До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

    Беседа о характере песни, о форме. Что общего с темой урока. Пение куплета с показом нот по руке.

    Учитель:  Очень хорошо ! Ребята, вы все сегодня замечательно поработали, на уроке была хорошая дисциплина, вы были внимательны, поэтому мы многое успели,  много нового узнали.  Вспомнили о 3-х подружках, о первой вашей книге «Азбуке»,  познакомились с нотами. /опрос: что такое ноты, звукоряд/.  Давайте поаплодируем себе за хороший урок, который вы показали. Повернулись к своим соседям и сказали «Спасибо!». А теперь, под музыку, тихо выходим из класса.