Главные вкладки

    Методическая разработка по музыке по теме:
    Открытый урок по музыке в 1-м классе по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. "Музыкальная азбука".

    Щербакова Наталия Александровна

    На этом уроке учащиеся 1-го класса смогуть проникнуть в удивительный мир музыкальных звуков и смогут проникнуть в тайны музыкальной грамоты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    razrabotka_uroka_muzykalnaya_azbuka.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

                               Урок музыки в 1-м классе.

                                                                      Учитель музыки:  Щербакова Н.А.

    Тема урока «Музыкальная азбука».

    Цель:

        Дать первичные представления о нотной грамоте.

    Задачи:

    Воспитательная:

    • формирование эмоционального отношения к музыке,
    • понимание музыки,
    • развитие  культуры речи,
    • сравнение музыкальных образов и оценивание характеров;  
    • воспитание дисциплинированности;

    Образовательная:

    • углубить знания о средствах музыкальной выразительности – динамические оттенки, штрихи, тембр, интонация.
    • Умение использовать их при составлении музыкального портрета.
    • познакомить учащихся с нотной записью;
    • проконтролировать уровень усвоения материала по теме:   «Музыкальная грамота».

    Развивающая:

    • совершенствовать навыки самостоятельной работы;
    • развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.

    Оборудование: 

    • ТАВСО;
    • музыкальный инструмент: свирель;

    Методы обучения, используемые на уроке:

    Музыкальные:

    метод эмоциональной драматургии,
    метод наблюдения за музыкой,
    метод сопереживания,
    методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному,
    размышления о музыке,
    метод моделирования художественно-творческого процесса.

    Общепедагогические:

    по источнику знаний -   практический, наглядно-слуховой, словесный.
    по характеру познавательной деятельности -  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, игровой.
    по дидактическим целям -  методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

    Ход урока:

    Орг. момент:

     Вход под музыку П.И. Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года»               / фортепиано/ -  разминка – эмоциональный настрой на урок – приветствие.

    Учитель: Кто вспомнил музыкальное произведение, под которое мы настраива-лись на работу? Какая была музыка по характеру?

    Ученики:  «Апрель» из альбома « Времена года» П.И. Чайковского.

    Учитель: Не случайно наш урок начался именно с этого произведения. Нам природа подарила еще один весенний месяц – АПРЕЛЬ. И сегодня, в этот апрельский денёк, мы продолжим листать книгу под названием «Музыка».

    Ох, сколько страниц мы уже перелистали в этой книге: - познакомились с композитором, музыкантом , слушателем.

    Ученики:  краткие рассказы о композиторе – музыканте – слушателе.

    Учитель: познакомились с музыкальными инструментами. Кто напомнит, с какими?

    Ученики:  ответы детей.

    Учитель: Были в гостях у 3-х подружек. Ребята, что-то я забыла как их зовут, как они выглядят. Помню только их музыкальные темы.  Я их сейчас наиграю, а вы мне поможете вспомнить их имена, как они выглядят. /игра на свирели музыкальных тем подружек/

    Ученики: дети рисуют образы подружек, говорят, как их зовут, пропевают песенки девочек.

      Учитель: Молодцы! А какие музыкальные инструменты помогут нам исполнить эти песенки?

    Ученики:  Злюка – музыкальный молоточек; Плакса – треугольник; Резвушка – бубен.  / Исполнение песенок с музыкальными инструментами/

    Учитель: Вы все прекрасно помните, но сейчас я узнаю, какое настроение преобладает у нас на уроке? Я отворачиваюсь, считаю до 7 , а вы мимикой показываете, какая девочка вам понравилась больше всех!

    Ученики:  выполняют задание.

    Учитель: Очень хорошо! В нашем классе царит веселая, радостная, добрая атмосфера. И в воздухе летает солнечное настроение! Ребята, совсем недавно мы перелистнули страницу под названием «Азбука, азбука…» и вы попрощались со своей первой книгой, которая называлась?

    Ученики:  «Азбука»

    Учитель: Приготовились для пения стоя: следим за осанкой, дыханием. Помним, что пение – это не крик, слушаем соседа и смотрим на дирижера.

    Ученики:  Исполнение песни «Азбука».

    Учитель: Поаплодировали себе за эмоциональное исполнение песни и тихо сели. В азбуке вы познакомились с буквами и научились складывать их в слова.  Все вы уже хорошо читаете. Вот и наступил момент перевернуть еще одну страницу нашей музыкальной книги. / напомнить о правилах работы с книгой/. Открываем страницу 22. тема урока «Музыкальная азбука».

    «Музыкальная азбука» - это начало большого путешествия в страну музыки. Здесь много интересного! Постепенно, знакомясь со всеми жителями этой страны, мы много узнаем и многому научимся. Обратите внимание, как давным -  давно записывалась музыка.  И только четыреста лет назад в Италии изобрели НОТЫ – это знаки, которыми записывается музыка.  Ребята, а сколько их всего?

    Ученики: 7 нот.

    Учитель: Да, их всего семь, но сколько музыкальных произведений сочинено композиторами, сколько песен написано!!!! В каждой нотке заложена огромная сила. Эта сила может нас развеселить, а может заставить плакать. А кто знает название всех семи нот.

    Ученики: До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

    Учитель: Молодцы! А теперь мы не много отдохнем, а помогут нам в этом наши 7 нот.

    Физ. минутка: ДО – попрыгаем на месте 1-2-3!

                            РЕ – похлопаем в ладоши 1-2-3!

                            МИ – побегаем на месте 1-2-3!

                            ФА – наклоны, дружно, вместе 1-2-3!

                           СОЛЬ – потянемся повыше 1-2-3!

                            ЛЯ – присядем, да пониже 1-2-3!

                            СИ – надуемся как шар 1-2-3!

                             И все дружно спустим пар 1-2-3!!!

    Учитель:  Очень хорошо !  Ребята, а вы знаете, что все 7 нот ни когда не расстаются! Они всегда вместе, потому что точно знают, что если какая-то нотка не прозвучит, то музыка может потерять свою музыкальную краску. Но мелодии мы слышим всегда, а ноты видим редко, потому что они живут в своём городе, с которым мы познакомимся на следующем уроке. А сегодня, наши 7 нот решили поиграть с вами в прятки, и тот, кто их найдёт, тот и будет носить имя этой нотки.

    Давайте и мы их поищем!

    Ученики: у каждого ученика своя нотка.

    Учитель:  Здорово! У всех теперь новые имена-нотки! /Перекличка/. Ноты решили проверить, как вы запомнили их названия и спрятались в словах. Наша задача: отыскать их и поднять карточки с теми нотами, которые спрятались в словах. Готовы? Главное – внимание, дисциплина!!!!! И тогда все получится!

    Игра «Моя нотка» - ДОждик, поДОрожник; Ребёнок, Редиска; Мимоза, Миска; Фартук, Фара; СОЛЬ, СОЛЬфеджио; кЛЯкса, коЛЯска; Силач, соСИска.

    Учитель:  Молодцы! Замечательно! Все ноты найдены. Ребята, вчера ко мне пришло письмо от начинающего музыканта: «Наталья Александровна, помогите, пожалуйста, найти все ноты, которые спрятались в стихах. Пусть ваши ученики Вам в этом помогут! С благодарностью! Начинающий музыкант».

    /В зависимости от времени можно прочитать мини- рассказы, в которых есть слова с нотами/

    Учитель:  Спасибо, ребята, я обязательно сегодня отправлю ответ начинающему музыканту. А ещё в конверте лежал диск с новой  песней. Мы её сейчас прослушаем и разучим.   Сели для восприятия музыки, помним о правилах слушания.

    Звучит песня «Чтоб выучится пению…» Аркадий Островский


    1. Чтоб выучиться пению,
    Имеем мы терпение.
    И, чтоб урок не зря у нас прошел,
    Должны мы быть старательны,
    Послушны и внимательны,
    И выучить все ноты хорошо!

    Припев:
    До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
    До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

    2. Возьмем свои тетрадки мы,
    И ноты по порядку мы
    Запишем, чтобы каждый помнить мог.
    Должны мы быть старательны,
    Послушны и внимательны,
    И дома каждый день учить урок!

    Припев:
    До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
    До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

    Беседа о характере песни, о форме. Что общего с темой урока. Пение куплета с показом нот по руке.

    Учитель:  Очень хорошо ! Ребята, вы все сегодня замечательно поработали, на уроке была хорошая дисциплина, вы были внимательны, поэтому мы многое успели,  много нового узнали.  Вспомнили о 3-х подружках, о первой вашей книге «Азбуке»,  познакомились с нотами. /опрос: что такое ноты, звукоряд/.  Давайте поаплодируем себе за хороший урок, который вы показали. Повернулись к своим соседям и сказали «Спасибо!». А теперь, под музыку, тихо выходим из класса.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Презентация к уроку музыки в четвёртом классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

    Презентация сопровождает урок по теме: "В музыкальном театре. Балет" Здесь дан тест по проверке знаний инструментов русс...

    Презентация к уроку музыки в четвёртом классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

    Тема урока: "В музыкальном театре".В презентации представляется второй акт оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин".Знакомство с...

    Презентация к уроку музыки в четвёртом классе по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

    Урок из блока "Гори, гори ясно...".Обобщает накопленные знания по оркестру русских народных инструментов....

    Методическая разработка урока по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Сергеевой, Критской

    Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме "Героическая тема в русской муз...

    Разработка урока по музыке в 3 классе по теме «Утро» по программе Е. Д Критской, Г. П. Сергеевой.

    На уроке прослушиваются пьесы П. Чайковского "Утренняя молитва", "Утро" Э. Грига, М. Мусоргского "Рассвет на Москве- рек...

    Урок музыки в 3 классе "Славны были наши деды!" по программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, Е. Д. Критской.

    Урок музыки в 3 классе в разделе «Россия – Родина моя» по программе «Музыка» авторов  Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагин...

    Пояснительная записка и тематическое планирование по музыке для 3 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской

    Пояснительная записка и тематическое планирование по музыке для 3 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской...

    Искусство 8-9 классы по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской (материал для экзамена в 9 классе)

    Из опыта работы примерные вопросы, задания для проведения экзамена по Искусству в 9 классе (в традиционной форме)...

    Рабочая программа по музыке для 5-7 классов общеобразовательных школ по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской

    Рабочая программа составлена в соответствии с программой для общеобразовательных школ "Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-...

    Урок в 6 классе по программе Е.Д. Критской. Тема "Баллада "Лесной царь" Ф.Шуберта"

    Урок позволяет углубить знания о творчестве Ф. Шуберта. Учащиеся знакомятся с одной из жемчужин вокальной лирики в мире ...