В чём сила музыки?
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Прокопенко Лариса Борисовна

 

Урок  музыки в шестом   классе по программе В. О. Усачёвой и Л. В. Школяр.3 четверть, 2 урок

Цель урока: Показать жизненность, правдивость и красоту музыки М.И.Глинки.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_chyom_sila_muzyki.docx23.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В чём сила музыки?

Урок  музыки в шестом   классе по программе В. О. Усачёвой и Л. В. Школяр.

3 четверть, 2 урок

Цель урока: Показать жизненность, правдивость и красоту музыки М.И.Глинки.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Задачи

Образовательные:

  • Знать творческую биографию М.И.Глинки
  • понимать какие средства выразительности использует композитор
  • определять на слух Арию И.Сусанина, Патриотическую песню, хор «Славься»

Воспитательные:

  • раскрыть понятие «духовной красоты» подвига
  • уважение к истории  своей родины

Развивающие:?

  • Развитие ассоциативно-образного мыщления на основе сопоставления музыкальных и живописных произведений.

Технические средства обучения:

Компьютер, мультимедийный проектор

Дидактический материал:

  • Презентация
  • Фонохрестоматия произведений
  • Звуковая дорожка

Ход урока:

I.        Организационный этап.  Послание королевы музыки.

II.        Основной этап.

  1. Биографические сведения о композиторе.
  2. История и идея создания оперы.
  3. Слушание и анализ арии  И.Сусанина.
  4. Слушание и анализ  хора «Славься» Сравнительная характеристика двух музыкальных номеров оперы.

 III.         Исполнительская деятельность.

IV.        Заключительный этап. Рефлексия (подведение итогов)

I

 «Музыка – душа человека»

М.И.Глинка

«Многое меняется – сердце остаётся одно»

Ф.М.Достоевский

Вход: М.Глинка «Патриотическая песня»

У. – Я не случайно начала урок с «Патриотической песни» М.И.Глинки.

Что вы можете рассказать о композиторе?

Учащиеся рассказывают о композиторе, называют знакомые произведения)

II.1  Биографические сведения.

М.Глинка – 1804 – 1857г

Родился в селе Новоспасском. Его детские годы прошли в имении отца, среди русской природы. С детства полюбил русскую песню и сказки няни Авдотьи Ивановны. Называли «мимозой», т.к. был очень болезненным. У дяди был крепостной оркестр, учился игре на скрипке, флейте. Знакомился с музыкальной классикой. С 11 лет  - уроки игры на фортепиано, изучение языков: французского, немецкого, английского ,всего 8.

1812г –пламя партизанской войны на Смоленщине. 1825 г – восстание декабристов. Глинка далёк от политики, но свободолюбивые идеи близки ему.

«Любовью к Родине, к русскому народу проникнуты его произведения»

II.2   Опера «Иван Сусанин» 1834г

Постановка 27.11.1836г, на премьере присутствовали Пушкин, Жуковский, Баратынский, Вяземский.

Мысли об опере возникли в италии в 1830г. Сюжет жолжен быть национальным и героическим. Жуковский предложил сюжет.

В XVI в. Польша напала на Россию. Воспользовавшись «смутным временем», отсутствием твёрдой власти, заняли Москву, угрожали подчинить всё русское государство. Русский народ боролся с захватчиками. Минин и Пожарский собирали народное ополчение.

Отряд иноземных войск искал проводника, который бы указал дорогу на Москву. Костромской крестьянин согласился провести вражеский отряд через лес. Тайком послав сына предупредить русских о появлении врагов, завёл поляков в глухую чащу. Разъярённые поляки убили отважного патриота.

 II.3  Слушание: Ария Сусанина из 4 действия «Чуют правду»

«Красив его подвиг – это высшее проявление красоты человеческого духа»

«Ты взойдёшь моя заря!»

Заря – спасение Родины, но с другой стороны последняя заря в жизни Сусанина.

У.- О чём рассказывает в арии Сусанин? Какие черты характера раскрывает композитор в этой Арии?

Мужественность, благородство, любовь к Родине, которая ему дороже всего на свете, дороже жизни.

У. Каковы музыкальные выразительные средства?

Д.  Медленный темп, низкий регистр, минор, протяжность, мелодичность, певучесть, народность.

В исполнении сдержанность, суровость, скорбь.

II.4  Повторное слушание: Хор «Славься»  из 4 действия

У.  Каков характер  и музыкальные выразительные средства?

Д. Торжественный гимн – прославляющий подвиг русского народа!  Маршевый, мажорный, величественный характер мелодии. Умеренный темп, исполняет смешанный хор. Передаёт радость и ликование, восторг подвигу народа.

III.

Начало арии – распевание, отметить сходство с народной песней «Румяной зарёю».

У. Скажите, пожалуйста, в какой момент нашей истории такие черты русского характера, как любовь к родному краю, любовь к Родине, духовность, сила духа проявляются с особой силой?

Д. В годы войны, дни блокады в Ленинграде.

У. Мы продолжаем разучивание песни «Здравствуй, город мой» - Олега Юргенштейна.

Разобрать выразительные средства использованные композитором.

IV. Обобщение

У. Можете ли вы мне сказать в чём сила искусства?

Д. Жизненость, правдивость и красота.

У. Ребята, как вы думаете, почему я выбрала такие высказывания?: «Музыка – душа человека»

Д. Потому что музыка выражает чувства и переживания людей.

У.  «Многое меняется – сердце остаётся одно»

Д. Во все времена люди испытывают одни чувства – любовь к Родине, верность другу, радость победы, горечь утраты. Сердце человека не меняется. Человек всегда способен сочувствовать и сопереживать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 10 классе на тему "Сила тяжести. Двиижение в поле силы тяжести"

Конспект урока физики в 10 классеТема урока:«Сила тяжести. Движение под действием силы тяжести»....

Самостоятельная работа для 7класса по теме «Сила тяжести. Вес тела . Сила упругости»

Самостоятельная работа для 7класса в двух вариантахпо теме«Сила тяжести. Вес тела . Сила упругости»...

Силы в механике: сила упругости, сила сухого и вязкого трения.

Лекция по физике 10 класс "Силы в механике: сила упругости, сила сухого и вязкого трения"...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

7 кл- Самостоятельная работа по теме «Сила. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости»

Самостоятельная работа по теме «Сила. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости» содержит 6 вариантов по 3 задания....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «СКАЗКА О ТРЕХ СИЛАХ:СИЛЕ ТЯЖЕСТИ, СИЛЕ УПРУГОСТИ, СИЛЕ ТРЕНИЯ».

Мероприятие театрализованное, ребята готовятся заранее, разучивают роли, готовят костюмы, глубже проникают в смысл физических явлений, учатся видеть в повседневной жизни проявления природных сил....