Конспект урока по музыке в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Петрова Ирина Александровна

Коснспект урока музыки в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки по теме "Авторская песня: прошлое и настоящее" 6 класс

( с использованием структур «Сингапурской системы обучения»)

Учитель музыки МБОУ «СОШ №60» г. Набережные Челны  Петрова Ирина Александровна

Цель: расширить представления учащихся об авторской песни, ее жанрах и особенностях.

Задачи: 

  • познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; со значениями слов «ваганты», «бард»; учить детей интерпретации нового и уже известного музыкального материала, выразительно исполнять его;
  • развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки; способность к сопереживанию; творческое воображение; опираясь на структуру урока, определить его музыкальную форму;
  • воспитывать чувство патриотизма; эмоционально-ценностного отношения и устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего; музыкальный вкус учащихся, их слушательской и исполнительской культуры.
  • овладение учащимися навыками коммуникации, сотрудничества, работы в команде.

Межпредметные связи: на данном уроке устанавливаются связи с предметами:

  • литература
  • русский язык
  • история

Организация пространства: на данном уроке пространство организовано таким образом, что дети сидят по группам – 4 человека в команде, лицом друг к другу, обеспечено место для свободного перемещения детей по классу.

 Технические средства обучения: музыкальный инструмент – фортепиано, интерактивная доска, компьютер, проектор, магнитофон.

Используемые технологии: Мэнэдж Мэт, Клок Баддис, Джот Тотс, Тик-Тэк-Тоу, Таймд Пэа Шэа,

                                                    Синг Раунд Робин, Раунд Тэйбл, Конэрс.

Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке.
Б. Окуджава

Ход урока

Этапы уроков

Название структур

Содержание

1.

Организационный момент.

Мэнэдж Мэт

Ученики исполняют музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй!» на русском и татарском языках. Затем рассаживаются по группам.

2.

 Всесторонняя проверка знаний.

Клок Баддис

Таймд Пэа Шэа

Учитель назначает встречу на 9 часов. Ученики встают и находят свою пару. Учитель просит вначале учеников  Б2 , А3 ответить ученикам А1, Б4 (своему соседу по плечу)на вопрос: Что такое баркарола? По сигналу учителя, через определенное время, они меняются ролями и отвечают на  следующий вопрос: Кто такие скоморохи? Затем назначаем встречу на 12 часов и по такому же принципу работаем и отвечаем на следующие вопросы: Что такое рондо? и Что такое акапелла?

3.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Мэнедж Мэт

Джот Тотс

Тик-Тэк-Тоу

Синг Раунд Робин

(Слайд 1)

У.: Сегодня мы обратимся к авторским песням, которые помогают нам в любых ситуациях, в которых многие люди находят поддержку, открытость, радость общения.

(Слайд 2)

У.: Эпиграфом нашего урока будут слова поэта Б. Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». И я приглашаю вас совершить путешествие. Среди вас есть ребята, которые вместе с родителями любят путешествовать? Что делают туристы, когда вечером отдыхают у костра? (поют песни). Все туристы, путешественники любят исполнять авторские песни. Узнаем же, откуда идут их корни? Итак, переносимся мысленно в Европу, в эпоху Средневековья. В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты.

- Кто же такие ваганты. Давайте ознакомимся. На столах лежат листочки с материалом по теме. В каждой группе А1 начинает вслух для всех остальных читать, кто же такие ваганты?

Ваганты -священнослужители, не имевшие постоянного прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, беглые монахи, школяры, странствующие студенты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии. Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое братство помогало вынести все т У.: Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки.

  До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII – XIII вв. Вот уже несколько сотен лет знаменитая песня «Гаудеамус» является международным студенческим гимном.

(Слайд №3)

Учитель читает фрагмент из перевода гимна.

Да здравствует Академия!
Да здравствуют преподаватели!
Да здравствует каждый в отдельности!
Да здравствуют все вместе!
Пусть всегда они процветают!

 

Да сгинет печаль,
Да сгинут горести!
Да сгинет дьявол,
Всякий враг студентов,
А также насмешники.

Учащиеся слушают гимн «Гаудеамус» (фонозапись)и определяют характер этого произведения.

Учитель предлагает взять по 4 листочка каждому и на каждом листочке записать по одному слову, которое бы могло характеризовать музыку. Не  соблюдая очередности, каждый ученик должен заполнить 4 листочка и положить их в центр стола лицевой стороной вверх.

Теперь учитель предлагает оставить только 9 листочков, которые по их мнению более точно передают характер гимна, то как он прозвучал. Затем каждый ученик из группы записывает в тетрадь одно предложение, в котором он задействовал три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.

Затем каждый ученик, начиная с А1 читает для всех вслух свое предложение о том, как прозвучал этот гимн.

У.: Хорошо, молодцы! А теперь мы отправляемся дальше и куда же сейчас попадаем? А попадаем мы в Ирландию, Уэльс, Шотландию,

В эти места мы попали не просто так. Очень давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами».

У.: Кто же такие  барды?.Давайте ознакомимся. На столах лежат листочки с материалом по теме. В каждой группе теперь уже Б2 начинает вслух для всех остальных читать, кто же такие барды.

Д.: Очень давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами». Барды – это и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии.

У.:Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас современных людей. А что же было на Руси в это время?

– На Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники.

– Кто догадался, о ком идет речь? (О скоморохах.).

(Слайд 4)

Д.: Скоморохи – в средневековой России странствующие музыканты, певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи впервые упоминались в летописях в 1068 году. На рубеже XVI и XVII веков роль скоморохов возрастает. Относились к скоморохам по-разному, но период до середины XVII века можно было назвать эпохой скоморохов. Они были яркими интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров.

У.: Совершив экскурсию в прошлое, вспомнив, откуда пришла к нам авторская песня, я предлагаю отправиться из древней Руси в XX век.

У.:. Вторая  половина XX века. Именно в этот период происходит зарождение современной авторской песни у нас, в России.

В каждой группе теперь уже А3 начинает вслух для всех остальных читать, что же такое авторская песня.

Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который называется по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. В самом начале авторские песни чаще всего называли студенческими и туристскими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях и в туристских походах. Кто же они – авторы-исполнители этих песен?

– Каких авторов-исполнителей вы знаете?

Дети отвечают на вопрос.

У.: Сейчас их имена знают все. Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, , Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. Более того - лишь единицы могли причислить себя к профессиональному поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены - представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня.

Внимание бардов привлекали разные темы: мужественные, смелые, стойкие люди. Любовь, чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее; дружба, выбор друга.

(Слайд 5)

У.: Я предлагаю вам спеть «Песню о друге» Владимира Высоцкого. Учащиеся исполняют песню В. Высоцкого.

У.: Какой образ раскрыл нам автор? (Образ настоящего друга, который не бросит в беде, всегда выручит. В трудную минуту всегда надо быть вместе.)

(Слайд 6)

У.: Первым по значимости российским бардом считается Булат Шалвович Окуджава (1924–1997). Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости.

Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г.

(Слайд 7)

У.: В нашей стране авторская песня получила большую популярность. Проводятся фестивали авторской песни, среди них самый популярный – Грушинский фестиваль, который с 1968 года проводится ежегодно под Самарой.

На этот фестиваль, названный в честь Валерия Грушина, автора и исполнителя своих песен, который трагически погиб, приезжают люди со всей России и привозят свои песни.

4

Обобщение. Подведение итогов урока.

Раунд Тэйбл

Конэрс

У.: Авторская песня появилась как противопоставление развлекательным, бездушным песням, в которых иногда и слова не всем понятны. Она возникла из протеста пустой развлекательности.

Что же главное в авторской песне: поэтический текст или мелодия?

Учитель предлагает каждой группе учащихся ответить на вопрос:

– В чем ценность авторской песни?

Дети пишут на одном листе по кругу ответ, а затем зачитывают свои варианты ответов.

А теперь я предлагаю подумать и ответить, есть ли будущее у авторской песни? Тот, кто считает да, прошу подойти к доске, тот кто считает нет – к стене. Теперь найдите себе пару и друг другу по сигналу скажите и обоснуйте свой выбор.

5.

Домашнее задание

Каждой из групп предлагается подготовить презентацию, доклад об одном из бардов (Высоцкий, Ким, Городницкий, Розенбаум, Яушева, Окуджава).

6.

Итог

Учитель напоминает детям эпиграф урока и предлагает всем взяться за руки и исполнить песню О. Митяева «Как здорово!».

Учитель благодарит всех за урок и выставляет оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по английскому языку для 5 класса по теме :" Помощь людям. Введение грамматики. Настоящее совершенное время".

Тип урока: урок введения нового грамматического материала. Цели урока: социокультурный аспект — знакомство учащихся с такими понятиями, как «Волонтерство. Добровольные помощники». разви...

План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

План-конспект урока по музыке "Авторская песня:прошлое и настоящее"

Конспект урока по программе Критская, Сергеева....

Конспект урока по музыке в 6 классе по теме: "Авторская песня.Прошлое и настоящее"

Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....

конспект урока "Учителя музыки Икковской школы с начала XX века по настоящее время"

Данный урок знакомит учащихся с творческими биографиями учителей музыки Икковской школы Чебоксарского района Чувашской Республики...

Конспект урока по музыке для 1 - 2 классов с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологии. Тема урока: «Музыкальные инструменты. Свирель и рожок».

Конспект урока по музыке для 1-2 классов. "Музыкальные инструменты. Свирель и рожок". Адресован учителям музыки....