план-конспект урока по ФГОС НОО. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
план-конспект урока по музыке по теме

Комлык Диана Николаевна

план-конспект урока по ФГОС НОО. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Примерный план-конспект урока по ФГОС НОО

 ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет:                
Музыка

Раздел программы:            В музыкальном театре

Тема урока:               Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила».        

Тип урока:                 Урок «открытия» нового знания       Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока:                Урок-путешествие

Цели и задачи урока:  

  • Знакомство с оперой как музыкальным театром.
  • Дети должны иметь представление об этом жанре в русской музыке.

Оборудование урока:              музыкальный центр, фортепиано  

Художественный материал урока:       портрет М.И.Глинки, либретто, программки, Увертюра, Марш Черномора и Заключительный хор из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».

Дидактические единицы урока:         программка, либретто,  опера, ария, симфонический оркестр

Структура урока

Ход урока

Универсальные учебные действия

 Организационный момент (1-2 минуты)

 

Актуализация знаний

(4-5 минут)

 

 

 

4.   

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

(30-35 минут)

 

 

 

8.      

 

 Рефлексия    (итог урока 2 минуты)

 

Вход под музыку Увертюры М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

У.: Ребята, кто из вас когда-нибудь был в театре?

Д.: ответы.

У.: А в музыкальном театре?

Д.: ответы.

У.: С чего же начинается театр?

Д.: ответы (с вешалки).

У.: Вот мы с вами вошли в театр,  разделись, купили программку (показать). Вы знаете, что такое программка и для чего она нужна? В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Итак, мы купили программку и прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру, а оркестр находится в оркестровой яме. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра, т.е. вступление к опере. Так начинается опера.

У.: Мы сейчас  с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки, который является основоположником, т.е. создателем первой русской оперы.

(слушаем фрагмент увертюры)

У.: Опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв?

Д.: Антракт.

У.: Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В зависимости от содержания оперы бывают исторические, бытовые, сказочные. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы). Что делают художники?

Д.: Декорации, грим, костюмы.

У.: Оперные артисты?

Д.: играют и поют.

У.: Что делают музыканты в оркестре?

Д.: Играют на музыкальных инструментах.

У.: А что делают писатели, поэты?

Д.: Пишут рассказы, сказки, стихи.

У.: А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто  (показать).

У.: Главное лицо в опере – композитор. Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем?

Д.: Без музыки.

У.: Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр. Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Герой оперы свою душу обнажает. Пусть все замрут и слушают. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Сусанина из еще одной оперы Глинки «Иван Сусанин».

(звучит ария).

У.: Какая музыка по характеру? Какие думы она на вас наводит?

Д.: ответы.

У.: Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина.

У.: Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется?

Д.: Симфонический.

У.: Оперный оркестр пению помогает и вместе с пением за красоту и выразительность музыки отвечает. А еще оркестр звуками картинный рисует: битвы, бурю и что-нибудь другое.

У.: Он звучит на протяжении всего действия. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» под названием «Марш Черномора». А кто такой Черномор? Он настоящий или сказочный? Добрый или злой? Приготовьте листочки, карандаши, фломастеры и попробуйте под музыку отобразить ваши представления об этом персонаже. Слушайте (звучит «Марш Черномора).

У.: А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним (игра на ударных инструментах под «Марш Черномора»). Молодцы!

У.: А еще есть в опере отдел балета, который обеспечивает оперу по ходу действия танцами, что очень ее украшает. А теперь посмотрим балетные номера из оперы «Руслан и Людмила».

У.: Ребята, вы очень любите петь вместе. Как называется такой коллектив?

Д.: Хор.

У.: Откроем с вами  учебник и обратим внимание на нотную запись хора «Слава великим богам». Сейчас мы с вами разучим мелодию этого хора (разучивание хора). Хор играет в опере большую роль.

У.: Ребята, как вы думаете, как должен прозвучать хор «Слава великим богам»?

Д.: Празднично, радостно, торжественно.

У.: Сейчас мы с вами послушаем заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила» «Слава великим богам» (прослушивание в записи хора «Слава великим богам»).

У.: Так мы с вами узнали о счастливом окончании оперы-сказки. Завершил эту оперу заключительный хор «Слава великим богам».

Вот на этой торжественной ноте мы и завершим свое сегодняшнее путешествие в оперу. Закончилась наша маленькая экскурсия. Большое это дело – опера.      

 Что больше всего вам понравилось на уроке? Какой вид деятельности? Оцените свою работу, работу своих одноклассников.

Регулятивные: самоконтроль, волевая саморегуляция.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов.

Личностные: личностные  УУД действие смыслообразования. Познавательные: умение структуировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности.

Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы.

Познавательное: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание. Построение логической цепи рассуждения.

Личностные: действие смыслообразования.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов.

Личностные: личностные  УУД действие смыслообразования. Познавательные: умение структуировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности.

Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы.

Познавательное: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание. Построение логической цепи рассуждения.

Личностные: действие смыслообразования

 

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов.

Общеучебные: исполнительская деятельность, точность интонирования, выразительное исполнение произведения, анализ исполнения, исправление ошибок.

Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы.

Общеучебные: исполнительская деятельность, точность интонирования, выразительное исполнение произведения, анализ исполнения, исправление ошибок.

Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий одноклассников, и самооценка. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, контролировать действия партнера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок и презентация по литературе " А.С.Пушкин."Руслан и Людмила"-"Пролог"

Разработка урока и презентация по творчеству А.С. Пушкина, цель которого  - ввести пятиклассников в мир сказок , подготовить к восприятию «Пролога», рассказать об А.С. Пу...

М.И.Глинка "Руслан и Людмила"

Небольшая презентация в помощь учителям музыки при прохождении оперы "Руслан и Людмила"....

Конспект урока музыки в 3 классе по теме «Интонационно-образное развитие музыки. Опера М.И. Глинки « Руслан и Людмила».

Урок музыки, с использованием технологии системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон. Технологическая карта урока....

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания....

Методическая разработка внеклассного занятия "Пушкин+Глинка=Руслан и Людмила"

Методическая разработка по теме "Пушкин+Глинка=Руслан и Людмила" содержит конспект внеклассного мероприятия по поэме Пушкина "Руслан и Людмила" и опере М.И. Глинки. В содержание включены фрагменты опе...

М.И. Глинки "Руслан и Людмила" 2 класс

Познакомить учащихся с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила». ...

Урок литературы в 5 классе «Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок».

Цель данного урока - познакомить с историей создания поэмы «Руслан и Людмила» и выяснить художественные особенности пролога.Особенность данного урока заключается в том, что в классе занима...