Воспитание духовно - нравственной культуры на уроках музыки.
статья по музыке по теме

Салихова Лилия Ахметовна

Из опыта работы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НА УРОКАХ МУЗЫКИ

     «Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе» - повторяем мы и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании Человека уже в самом начале его пути, в детстве. Ищем, пробуем, экспериментируем. Задача сложна – ведь жизнь меняется стремительно. Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Мыслят все быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях – все больше… Вот только удивляются все меньше. Меньше восхищаются. Негодуют. Тенденция к равнодушию страшна. Общество нуждается в активных творческих людях. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах? Как заставить «душу трудиться»?

     Во многом это зависит от нас педагогов, учителей, воспитателей, родителей и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

     Какое же звено выпало в нашем воспитании, если мы оказались перед угрозой «духовного» вакуума? Конечно, чаще всего выпадало искусство. А человек, увлеченный искусством – личность, умеющая ценить общечеловеческие ценности, имеющая понятия о нравственности, любящая свою Родину.

     Если проблемой актуализации сознания занимается наука, то  совершенным «инструментом» погружения в духовность является искусство. Музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах – охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно.

     А в общеобразовательной школе музыка, литература, живопись - это предметы эстетического цикла. И объединяет их конечная цель – это развитие в личности духовных и нравственных ценностей.

     Какие же ценности можно считать духовно-нравственными? Это те ценности, которые действуют в любом обществе: доброта, милосердие, скромность, мужество, справедливость, готовность помочь попавшему в беду. А отсюда и более глобальные ценности: жизнь, красота, человек, труд, познание, добро.

     По глубокому убеждению В.А. Сухомлинского, «музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности».

     На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве искусства и науки занимала одно из основных мест в системе формирования духовно-нравственных параметров личности.

     Многовековой опыт человечества и специальные исследования показали, что музыка как составная часть искусства в целом влияет на физиологию, психику, мировоззрение человека.

     Музыкальное воспитание способствует гармоническому развитию личности, формирует творческие способности и потребности. Л.А.Рапацкая отмечает, что музыка, являясь искусством «интонируемого смысла (по Б.В. Асафьеву), способна воплощать широкий спектр эмоциональных состояний человека, обобщать его отношение к окружающей действительности, отражать уровень духовных и художественных потребностей общества.

     Преимущество и специфическая сила музыки в первую очередь заключается в ярком раскрытии порожденных жизнью человеческих переживаний. Раскрывая духовный внутренний мир человека, его эмоции, различные идеи, музыкальное искусство оказывает исключительное влияние на личность. Из сказанного можно предположить, что именно уроки музыки в школе обладают неограниченными возможностями для духовного развития личности на начальном этапе образования и целенаправленно формируют основы нравственной культуры.

     Появление в последние годы новых программ по предмету музыка, а также региональных программ, представляет учителю-музыканту широкие возможности при выборе стратегии и тактики музыкально-эстетического воспитания школьников.

     Современный этап развития нашей многонациональной страны вызывает сегодня все больший интерес к прогрессивному прошлому разных народов, к духовным ценностям национальной отечественной и общечеловеческой культуры. В сложном процессе духовного становления личности, ее мировоззрения, нравственных убеждений, духовной культуры значительная роль принадлежит мудрости народной педагогики, своей родной культуре, истории, языку и искусству (народному и профессиональному), которые стимулируют творческие начала в человеке, формируют его способности и духовные потребности.

     За свое невнимание и пренебрежение к огромному творческому национальному богатству наших народов, а нередко и искаженность историко-культурных знаний в течение многих десятилетий, мы расплачиваемся бездуховностью, ожесточенностью и опустошенностью душ подрастающего поколения.

     Сегодня как никогда актуальна проблема очеловечивания человека и общества, очевидно значение национальных культур в спасении человечества от духовного обнищания.

     Обращение к духовным традициям народа, к национальной музыкальной культуре способствует нравственно-эстетическому и художественному воспитанию школьников, обогащая их эмоциональный и духовный потенциал, развивая чувство взаимопонимания, дружбы и сотрудничества.

     Так сегодня воспитание и образование школьников в Башкортостане путем освоения традиции национальной музыкальной культуры на уроках музыки формирует истинное уважение к народам Башкортостана и других регионов Российской Федерации, приобщает молодежь к духовным ценностям общества.

     Под руководством Кашаповой Л.М. творческий коллектив работников образования и науки в 1995 году разработал региональный стандарт музыкального образования школьников, который наряду с всеобщим охватом области музыкального искусства в процессе обучения включает обязательный компонент изучения традиций национальной культуры народов Башкортостана.

     А целенаправленная исследовательская работа по этой проблеме велась уже с 1985/86 учебного года. Одним из направлений работы явилось представление передового педагогического опыта учителей музыки г. Уфы (Салихова Л.А. – СОШ № 68) на Всероссийской научно-практической конференции (1990, г. Стерлитамак) по проблеме «Традиции национальной культуры в музыкальном воспитании детей и юношества».

     И по сей день особое место в моей работе занимает тема: «Содержание, формы и методы использования башкирской национальной культуры на уроках музыки в общеобразовательной школе».

     Любовь к своей родной культуре, истории, языку и искусству я прививаю в рамках программы по музыке, не нарушая ее тематизма.

     Цель, которую я преследую – это изучение башкирской музыки (народной и профессиональной) как составной части мировой музыкальной культуры в сопоставлении с музыкой других народов, проживающих в республике, знакомство с «золотым  фондом» национальной музыки, образцами классического и современного музыкального творчества.

     Изучение башкирской национальной музыкальной культуры осуществляю по разделам:

     а) народное музыкальное творчество (башкирская народная песня и инструментальная музыка, искусство сэсэнов, народные инструменты, народные праздники);

     б) музыкальные жанры в творчестве башкирских композиторов (опера, балет, хоровая музыка, камерная музыка, симфоническая музыка);

     в) музыкальная культура народов Башкортостана (взаимопроникновение и взаимообогащение музыкальной культуры разных народов, населяющих нашу республику).

     Программа преподавания башкирской национальной музыки построена таким образом, что некоторый материал изучается на отдельных уроках, включенных в программу взамен наименее важных музыкальных сочинений. А другой включен в уроки как составная часть изучаемого материала.

     Так в моей работе родились уроки, которые стали для меня и моих воспитанников традиционными. Вот некоторые из них.

     «Башкирский народ – народ воин» (Р. Муртазин, Симфония № 2), «Героические интонации» (Н. Сабитов «Симфоническая поэма»). Воспитательная задача этих уроков – вызвать у ребят чувство гордости за подвиги героев, причастности к славной истории Отечества, понимание необходимости защищать родину.

     Урок «Башкирская народная песня – история башкирского народа» (звучат узун-кюй, кыска-кюй, кубаиры, баиты, мунажаты). Дети получают представления об истоках музыкального искусства башкирского народа, отражающие обычаи, моральный и духовный облик, национальные особенности.

     В рамках урока «Край чудес и очарований» дети благодаря воображению наслаждаются красотой родной земли. А помогает в этом музыка Х. Ахметова «Утро Урала», «Ночной Урал», Р. Муртазина «Дремучий лес», З. Исмагилова «Ноктюрн». На таких уроках мы воспитываем у детей отношение к родной земле, ее природе, обращаем внимание как башкирские композиторы отражают разное состояние в природе – любование ею.

     В декабре каждого года на уроке «Целый Урал свалился с души моей» (5 класс) дети узнают, что дебют Ф. Шаляпина состоялся на Уфимской сцене (звучит в записи живой голос Ф. Шаляпина – романсы, народные песни, арии из опер).

     На уроке «Образ Салавата в разных видах искусства» звучат фрагменты из оперы З. Исмагилова «Салават Юлаев», стихи Салавата, дети смотрят картину А. Кузнецова «Допрос Салавата», вглядываются в скульптуру. Так образ Салавата раскрывается перед школьниками глубже и рождает в детских душах гордость и уважение к национальному герою.

     Такой урок как «Отцы и дети» (Х. Ахметов – М. Ахметов «Варган-симфония»)    обращает внимание ребят к теме (композиторские династии) и помогает осмыслить понятия: традиции и новаторство. На этом уроке учащиеся учатся давать личностную оценку музыке разных стилей. Одновременно происходит углубление понимания назначения музыкального искусства как средства познания окружающего мира, его роль в утверждении общественных идеалов.

     На уроках «Джаз и башкирский фольклор» (звучат обработки группы Дустар, Орлан, Караван-Сарай) учащиеся открывают для себя особенности и технические приемы разных направлений современной музыки, но при этом осознают тесную взаимосвязь, взаимовлияния и взаимопроникновения народной и профессиональной музыки.

     А в заключении хочу сказать, что в основу программы по изучению башкирской национальной музыкальной культуры положена идея воспитания чувств учащихся, формирования их духовного мира, которого иногда так сегодня не хватает в наших воспитанниках.

     Хочется надеяться, что я на правильном пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы

В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно– нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы как важной составляющей личностной компетенции современного человека....

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Это статья о воспитании духовно-нравственных качеств у детей....

Презентация на тему: Метапредметный подход к формированию духовно-нравственной культуры на уроках технологии

Метапредметный подход к формированию духовно-нравственной культуры на уроках технологииДля более глубокого усвоения учащимися материала по предмету технологии необходимо использовать межпредметные свя...

Межпредметная интеграция при воспитании духовно-нравственной культуры школьников

Данная статья предназначена для учителей иностранного языка...

Статья "Воспитание духовно- нравственной культуры через внеурочную деятельность"

Статья "Воспитание духовно- нравственной культуры через внеурочную деятельность"...

Механизм формирование духовно нравственного культуры на уроках технологии

Таким образом, четко построенная система преподавания образовательного курса «Технология» обеспечивает воспитание духовно-нравственной личности с высоким творческим потенциалом....