внеклассное мероприятие "Вечер авторской песни Владимира Высоцкого"
учебно-методический материал по музыке на тему

Тарасова Екатерина Владимировна

методическая разработка внеклассного мероприятия для 8,9классов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 8, 9 класса.

«Вечер Авторской песни  Владимира Высоцкого».

 

Цель: ознакомиться ближе со стихами и песнями B.C. Высоцкого.

Подготовка мероприятия

Учащиеся учат стихи, песни, оформляют кабинет по теме.

Действующие лица

Чтецы.

Ведущие.

Ход внеклассного мероприятия

Чтец.

О Володе Высоцком я песню

Придумать решил:

Вот еще одному не вернуться

Домой из похода.

 

Говорят, что грешил, что не

К сроку свечу затушил...

Как умел, так и жил,

А безгрешных не знает природа.

 

Ненадолго разлука, всего

Лишь на миг, а потом

Отправляться и нам по следам

По его по горячим.

 

Пусть кружит над Москвой

Охрипший его баритон,

Ну а мы вместе с ним

Посмеемся и вместе поплачем.

 

О Володе Высоцком я песню

Придумать хотел,

Но дрожала рука, и мотив со

Стихом не сходился.

Автор: Б. Окуджава

Ведущий 1. Дорогие друзья! Сегодня наш вечер посвящен Владимиру Семеновичу Высоцкому, песни и голос которого известны всей стране. Высоцкий сам писал песни и исполнял их. Он был замечательным актером театра и кино, талантливым человеком во всем, и все, за что он брался, делал великолепно. Его интересовали люди разных профессий: шахтеры, летчики, моряки, врачи и геологи. Разные места действия: тайга, тундра, борт пиратского судна, футбольное поле и даже боксерский ринг. Герои его песен - люди совершенно разных характеров, возрастов.

Песни его ворвались не только в наши квартиры, но и в наши души, а говорить и писать о нем было нельзя. Его не издавали. Кого-то пугала острая социальная направленность его стихов, кого-то раздражала его популярность. Трудно сказать, что испытывал человек, знавший себе цену и не имевший возможности увидеть свои стихи опубликованными.

Чтец. Из личного архива Владимира Семеновича Высоцкого, студента МИСИ.

«Родился в 1938 году в городе Москве в семье служащего. Когда началась война, мой отец Высоцкий Семен Владимирович, окончивший к тому времени техникум связи, уехал на фронт, а моя мама Высоцкая Нина Максимовна осталась в Москве. В 1943 году я и моя мать эвакуировались в город Бузулук Казанской области. В 1945 году мы возвратились в Москву, и я поступил учиться в 657-ю школу Щербаковского района в первый класс. В 1947 году отец, находившийся на военной службе, был направлен в ГДР в город Оберсвальд. Я также поехал с ним. Возвратился в 1948 году, поступил в 5-й класс 167-й школы и в 1955 году окончил десять классов. В апреле 1952 года был принят в ряды ВЛКСМ. За время пребывания в комсомоле был членом комсомольского бюро. В 10-м классе был редактором стенной газеты».

Ведущий 2. Когда Владимир Семенович закончил 10-й класс, он решительно заявил: хочу в театральный. Но родители были против. Они хотели, чтоб их сын стал нормальным инженером, и Высоцкий поступил в Московский строительный институт имени Куйбышева на механический факультет. Через Полгода почувствовал, что это не его... однажды залил тушью чертеж, в шестой раз переделанный, и сказал своему другу, что с завтрашнего дня в институт больше не пойдет. Решил: будет поступать в театральный. В то время Высоцкий уже несколько лет занимался в самодеятельности. Поступить в МХАТ оказалось не так просто - считалось, что его голос не приспособлен для сцены. Его даже пытались отчислить из студии за профнепригодность из-за голоса, но руководитель курса Павел Владимирович Масальский не позволил.

А в 1961 году Высоцкий окончил Школу-студию МХАТ в Москве и стал актером Театра на Таганке под руководством Юрия Любимого. Любимов всю жизнь был другом Высоцкого. Верил в него, доверял ему и многое прощал. А Владимир Семенович играл не щадя сил, и каждый вечер совершалось чудо: на подмостки Таганки выходили Галлий, Маяковский, Гамлет, Свидригайлов... Но главное - он любил концерты и встречи с публикой и даже подумывал уйти из театра. Официально поэтом его не признавали. Его стихи не печатались. Зато они использовались в кино. Он пел перед студентами, рабочими - самой разной аудиторией. Он пел на сцене и на экране. Пел о самом разном. Его песни любили все: взрослые и дети.

Звучит песня в записи или в исполнении учащихся под гитару.

зарядка

Вдох глубокий, руки шире,

Не спешите - три, четыре! –

Бодрость духа, грация и пластика!

Общеукрепляющая,

Утром отрезвляющая,

Если жив пока еще, - гимнастика!

 

Если вы в своей квартире, -

Лягте на пол - три, четыре!

Выполняйте правильно движения!

Прочь влияние извне, -

Привыкайте к новизне, —

Вдох глубокий до изнеможения!

 

Очень вырос в целом мире

Гриппа вирус - три, четыре!

Ширится, растет заболевание.

Если хилый - сразу в гроб!

Сохранить здоровье чтоб –

Применяйте, люди, обтирания!

Чтец. «Первую песню свою я написал в Ленинграде где-то в 1961 году. Дело было летом, ехал я на автобусе и увидел впереди себя человека, у которого была распахнута рубаха и на груди была видна татуировка - нарисована была очень красивая женщина, а внизу было написано: «Люба, я тебя не забуду!». И мне почему- то захотелось про это написать. Я сделал песню «Татуировка», только вместо Любы поставил для рифмы Валю. Вот так получилась первая песня. Сначала я просто подбираю ритм для стихов на гитаре. А кода есть точный ритм, как-то появляются слова. Одним словом, музыка помогает тексту, текст - музыке. Песня рождается странно, пишется трудно...

.. .Когда я начал писать свои стихи, никогда не рассчитывал на то, что у меня будет такая аудитория: залы, дворцы, даже стадионы, и не только здесь, но и в других странах. Я рассчитывал на очень маленькую группу, компанию своих самых близких друзей. Мы жили полтора года, а может и два, в Большом Каретном переулке. Была там такая компания, из которой уже некоторые не живут. Был такой Лева Коречан, который успел снять одно кино, Андрей Тарковский, Вася Шукшин... Этой компанией мы прожили всю нашу молодость, и, в общем, я писал для них... Дружба для меня очень много значила в жизни».

Чтец (или исполнение песни).

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а - так.

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош, -

Парня в горы тяни - рискни!

Не бросай одного его:

Пусть он в связке одной с тобой –

Там поймешь, кто такой.

 

Если парень в горах - не ах,

Если сразу раскис - и вниз,

Шаг ступил на ледник - и сник,

Оступился - и в крик, -

Значит, рядом с тобой - чужой,

Ты его не брани - гони:

Вверх таких не берут и тут

Про таких не поют.

 

Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал;

Если шел он с тобой, как в бой,

На вершине стоял хмельной, -

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

Ведущий 1. Идеалом Володи Высоцкого были честные, открытые люди, готовые идти в бой за честь, правду и справедливость, такие, как Робин Гуд.

Звучит фонограмма песни «Баллада о вольных стрелках» из кинофильма «Стрелы Робин Гуда».

Все рыщут за твоею

Непокорной головою,

Чтоб петлей худою шею

Сделать более худой.

 

Нет надежнее приюта:

Скройся в лес - не пропадешь, -

Если продан ты кому-то

С потрохами ни за грош.

 

Бедняки и бедолаги,

Презирая жизнь слуги,

И бездомные бродяги,

У кого одни долги, —

 

Все, кто загнан, неприкаян,

В этот вольный лес бегут, -

Потому что здесь хозяин —

Славный парень Робин Гуд!

 

Здесь с полслова понимают,

Не боятся острых слов,

Здесь с почетом принимают

Оторви-сорвиголов.

 

И скрываются до срока

Даже рыцари в лесах:

Кто без страха и упрека –

Тот всегда не при деньгах.

 

Знают все оленьи тропы,

Словно линии руки,

В прошлом - слуги и холопы,

Ныне - вольные стрелки.

 

Здесь того, кто все теряет,

Защитят и сберегут:

По лесной стране гуляет

Славный парень Робин Гуд!

Ведущий 2. Для фильма «Стрелы Робин Гуда» Высоцкий написал песню «Баллада о борьбе». В этой балладе он пишет о мальчишках, которые читают приключенческие книги и сами мечтают о подвигах. Именно из таких мальчишек потом получаются настоящие мужчины. Конечно, Высоцкий писал для детей не очень много стихов и песен. Но все его стихи помогают воспитывать в человеке ум и доброту.

Звучит песня «Баллада о борьбе».

Ведущий 1. Высоцкий родился с открытой душой. Его песни могут нравиться, могут раздражать. Но в них всегда беспощадный вопрос: «Как жить по совести?». Может быть, этим объясняется их неслыханная, феноменальная слава? А бюрократы, запрещая его песни, лишь увеличивали популярность Высоцкого. На все преграды, которые строила ему власть, он отзывался стихами.

Чтец.

У меня гитара есть - расступитесь стены!

Век свободы не видать из-за злой фортуны!

Перережьте горло мне, перережьте вены,

Только не порвите серебряные струны!

 

Я зароюсь в землю, сгину в одночасье.

Кто бы заступился за мой возраст юный?

Влезли ко мне в душу, рвут ее на части,

Только б не порвали серебряные струны!..

 

Что ж это, братцы? Не видать мне, что ли,

Ни денечков светлых, ни ночей безлунных?

Загубили душу мне. отобрали волю,

А теперь порвали серебряные струны!

Ведущий 2. У Высоцкого много военных песен. Он относит себя к поколению военных детей, у которых воевали родители, близкие и которые не понаслышке знают голод и беды. «У нашей семьи было много друзей-военных, а в детстве я часами слушал их рассказы и разговоры, многое из этого я использовал в своих стихах и песнях», - вспоминал Владимир Высоцкий. Слушая песни «Братские могилы», «Звезды», «Он не вернулся из боя», трудно поверить, что Высоцкий не воевал, потому что песни его о войне - это не воспоминания, это нечто живущее в человеке сегодня, как боль, готовая вспыхнуть в любой момент.

Звучит песня «Братские могилы».

Ведущий 1. Есть у Высоцкого песни, посвященные людям, которых он любил и которыми он восхищался: Юрию Гагарину, Всеволоду Абдулову, морякам теплохода «Шота Руставели» или клоуну Леониду Енгибарову. Высоцкий умел восхищаться другими людьми!

Ведущий 2. Высоцкий прожил 42 с половиной года. Кто-то подсчитал, что это составило 15 520 дней.

 

Фото. Памятник B.C. Высоцкому на Петровском бульваре

О смерти его узнали утром. Шла московская Олимпиада. Ни пресса, ни радио ничего не сообщили. Проводы были стихийными. На этих проводах людское море раскинулось на километры, а над толпой звучал магнитофонный голос Высоцкого...

Чтец (читает «Памятник»),

Я при жизни был рослым и стройным,

Не боялся ни слова, ни пули

И в обычные рамки не лез.

Но с тех пор, как считаюсь покойным, -

Охромили меня и согнули,

К пьедесталу прибив: «Ахиллес».

 

Не стряхнуть мне гранитного мяса

И не вытащить из постамента

Ахиллесову эту пяту.

И железные ребра каркаса

Мертво схвачены слоем цемента –

Только судороги по хребту.

 

Я хвалился косою саженью:

«Нате, смерьте!»

Я не знал, что подвергнусь суженью

После смерти.

Но в привычные рамки я всажен, -

На спор вбили,

А косую, неровную сажень –

Распрямили.

И с меня, когда взял я да умер,

Живо маску посмертную сняли

Расторопные члены семьи.

И я не знаю, кто их надоумил,

Только с гипса вчистую стесали

Азиатские скулы мои.

 

Мне такое не мнилось, не снилось,

И считал я, что мне не грозило

Оказаться всех мертвых мертвей,

Но поверхность на слепке лоснилась,

И могильною скукой сквозило

Из беззубой улыбки моей.

 

И при жизни я клал тем, кто хищный,

В пасти палец.

Подходить ко мне с меркой обычной –

Опасались.

Но по снятии маски посмертной –

Тут же, в ванной,

Гробовщик подошел ко мне с меркой

Деревянной.

 

А потом, по прошествии года,

Как венец моего исправленья,

Крепко сбитый литой монумент

При огромном скопленье народа

Открывали под бодрое пенье, —

Под мое, - с намагниченных лент.

 

Тишина надо мной раскололась,

Из динамиков хлынули звуки,

С крыш ударил направленный свет,

Мой отчаяньем сорванный голос

Современные средства науки

Превратили в приятный фальцет.

 

Я немел, в покрывало упрятан, -

Все там будем!

Я орал в то же время кастратом

В уши людям!

Саван сдернули — как я обужен! —

Нате, смерьте!

Неужели такой я вам нужен

После смерти?

 

Командора шаги злы и гулки.

Я решил: как во времени оном -

Не пройтись ли по плитам, звеня? –

И шарахнулись толпы в проулки,

Когда вырвал я ногу со стоном

И осыпались камни с меня.

 

Накренился я - гол, безобразен, -

Но и падая, вылез из кожи,

Дотянулся железной клюкой,

И когда уже грохнулся наземь,

Из разодранных рупоров все же

Прохрипел я: «Похоже - живой!»

 

И паденье меня и согнуло,

И сломало, но торчат мои острые скулы

Из металла! Не сумел я, как было угодно –

Шито-крыто.

Я, напротив, — ушел всенародно

Из гранита.

Звучит запись песни «Парус».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памяти Владимира Высоцкого (Песни о войне)

У каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть "свой Высоцкий", есть песни, которые нравятся больше других. Исключение, пожалуй, составляют песни о войне. Сам Высоцкий ...

Внеклассное мероприятие авторской песни для старшеклассников «Песни XX века»

План:       1.Что такое «авторская песня»?       2.Из истории бардовской песни.       3.Современные барды - кт...

Владимир Высоцкий. Авторская песня

Цели  урока:l    формирование представления учащихся о личности В. Высоцкого, основных темах и жанрах его стихов и песен;l    формирование умений планировать свой от...

Владимир Высоцкий. Авторская песня

•формирование представления учащихся о личности В. Высоцкого, основных темах и жанрах его стихов и песен;•формирование умений планировать свой ответ, воспроизводить информацию в виде построенного расс...

Конспект урока литературы на тему «Авторская песня. В.Высоцкий»

Цели: развитие интереса к предметам: литература, музыка; воспитание интеллектуальной, всесторонне культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценнос...

Литературная гостиная «Тема войны в песнях Владимира Семеновича Высоцкого» (методическая разработка урока для 11 класса).

Урок знакомит старшеклассников с песнями В.Высоцкого о войне и  нацелен на эмоциональное восприятие его песен....

Урок внеклассного чтения в 11 классе: «Современная авторская песня. В.Высоцкий» Литературно – музыкальная композиция. «Я весь прозрачен, как открытое стекло…»

Цели урока:познакомить учащихся с жизнью и творчеством автора и исполнителя В.Высоцкого;выяснить ответ на вопрос: почему Высоцкий был запрещен и непризнан в 70-е гг и знаменит сейчас;прививать любовь ...