. Развитие вокально-певческих навыков на уроках музыки в младших классах
статья по музыке по теме

Форат Юлия Викторовна

Вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе. Упражнения для выработки певческого дыхания, развития артикулляции, на улучшение слуховых и вокальных навыков. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_vokalno.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

. Развитие вокально-певческих навыков на уроках музыки

     в младших классах

Основные распространенные недостатки в пении у детей на первоначальном этапе: недостаточная координация слуха и голоса, неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть, вялый артикуляционный аппарат, плохая дикция и т.д.

В этот период обучения правильному пению главной задачей становится:

чистое интонирование

развитие навыка слушания себя

развитие навыка слушания себя и своих товарищей

развитие навыка ансамблевого пения в унисон

пение простейших канонов

пение простейших мелодий в двухголосном изложении

 начальные навыки развития гармонического и полифонического слуха

 Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно.

Правильное дыхание - один из главных навыков, которому уделяется особое внимание во время пения на уроках музыки.

В вокальной практике целесообразно использовать грудо-диафрагмальное дыхание – вид певческого дыхания, при котором работают мышцы грудной и брюшной  полости, а также нижнего отдела спины.  

Типичная ошибка детей - поднятие плеч при вдохе, использование

«ключичного» дыхания, при котором зажимается шея, нижняя челюсть, подбородок ,что нежелательно.

Упражнение 1:

Спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирать голову вверх - излишне напрягается гортань и голосовые связки. Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую сторону. Мягко опускаем голову вниз, затем в первоначальное положение.

Упражнение 2:

«Кивающая голова». Откидываем голову назад, в паре произнося звуки – «БА, ВА, ГА, ДА» и т.д. по алфавиту.

Дыхание и звук - взаимосвязаны. Во время образования звука одновременно напрягаются мышцы, осуществляющие вдох, а так же  мускулатура брюшного пресса. До начала основных упражнений рекомендую ученикам положить руку на живот и сделать несколько вдохов и выдохов через нос, при этом следить, чтобы не  поднимались плечи. Рука, находящаяся на солнечном сплетении, должна подниматься, когда вдыхаем воздух.

Упражнение 1:

Быстрый вдох носом -  выдох на слог «фо», «фо», «фо» - 60 сек. Это упражнение можно комбинировать с поворотами или наклонами головы направо и налево, с выдохом только носом, либо наоборот: вдох ртом - выдох носом и т.д.

Упражнение 2:

Зевок: вдох носом, три выдоха носом, ртом.

Упражнение 3:

3 вдоха- 3 выдоха и т.д.

Упражнение 4:

Толчки прессом:  легкое  «фо», «фо», «фо»; мощное «фо», «фо», «фо»; «фо», «фо», «фо» в крещендо

В качестве дополнительного упражнения на выработку «длинного выдоха» проговариваем  поговорки. Например:

«Как на горке на пригорке встали 22 Егорки- 1 Егорка, 2 Егорка, 3 Егорка»… и ей подобные.

                           Распевание класса

Распевание класса организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных). Здесь можно выделить 2-е задачи:

- разогрев и настройка голосового аппарата к работе,

- развитие  вокально-хоровых навыков, достижение чистого и красивого звучания в произведениях.

 Распевание начинаем  с наиболее ярко звучащих «примарных» тонов.

Чтобы настроить и сосредоточить детей, привести их в рабочее состояние, на уроках музыки  предлагаю им начать распевание с «мычания». Петь в унисон закрытым ртом. Диапазон небольшой, первоначально – квинта (постепенно увеличиваем). Эти упражнения можно петь и на слоги «лё», «лю». Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», ее не будет при слабой работе языка. А гласные «Ю», «Е» поются близко, упругими губами.

 Главный вид звуковедения - кантилена, т.е. плавное, связное, свободное звучание. Певучий, гладкий переход от звука к звуку включает в себя владение легато. Необходимо при этом добиваться, чтобы звук был в одной позиции, стабильным и устойчивым.

Полезно  разучивать распевки в быстром темпе, так как верхние звуки, трудные при медленном движении, легче удаются, если сделать их проходящими. Быстрый темп помогает также избавиться от страха высоких нот, вызывает необходимое привыкание к головному звучанию и позволяет ощутить свободу пения в высоком регистре. Использую в распевках также и трудные для исполнения отрывки в разучиваемых произведениях.

Чистое интонирование - одна из важнейших обязанностей при исполнении музыки. Среди известных методических приемов для развития слуха  и  голоса,  используемые на хоровых занятиях, применяю следующие:

- слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя;

- сравнение различных  вариантов исполнения, с целью выбора лучшего (у детей часто наблюдается форсированная манера пения);

- пение распевок в хроматическом порядке, введение простейших интервалов;

- пение «по цепочке», «живой инструмент», группами, чередование пения с дирижером;

- моделирование высоты звука движениями руки;

- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке учителя, с целью выстраивания унисона;

- деление на группы: хорошо интонирующие дети и неустойчиво интонирующие (в первые ряды);

- пропевание закрытым ртом, «молча», «про себя»;

- пропевание вслух на слоги «ку», «ту», штрихом «стаккато» под сопровождение инструмента, соблюдая темп и ритм;

- использование принципа многократного повторения отдельных фраз.

Очень важна на первом этапе работа по воспитанию навыков понимания дирижерского жеста. Ученики должны научиться реагировать  на основные дирижерские жесты: «внимание» (сосредоточить внимание всего класса на учителе), «вдох», «одновременно начинать» и «одновременно заканчивать пение».

Пение - это продленная речь. Чтобы хорошо петь, надо научиться хорошо говорить.

Так ясность и разборчивость речевого потока обеспечивают согласные звуки, которые собирают «каркас» любой песни. Если без гласных звуков речь не мелодична и неблагозвучна, то без точных согласных речь непонятна, бесформенна и неразборчива.  

Для исправления дикционной недостаточности на занятиях хора я  применяю:

- артикуляционную гимнастику (комплекс упражнений, развивающих подвижность мышц речевого аппарата),

- скороговорки,

- упражнения на  произнесение согласных и гласных звуков.

Упражнение 1: Для губ: «Улыбка» - губы вытянуть, как для поцелуя – раз, растянуть в улыбку, не обнажая зубов – два, и т.п.

Упражнение 2: « Пережевывание» звуков в простых попевках.

Упражнение  3:  Пение фрагментов песен с утрированной дикцией  при    закрытых губах.

Независимо от того, открыт рот или закрыт, язык должен быть расслаблен и плоско лежать во рту, кончиком  языка касаться основания нижних зубов.

Упражнение 4: «Чашечка»: широкий  язык высунуть изо рта и поднять кверху. Подержать 8-10 сек. и убрать опять в рот.

Упражнение 5: «Часовая стрелка»: вращать языком за сомкнутыми губами по часовой стрелке. Язык по кругу гладит верхние и нижние десны, и т.п.

Мягкое и свободное движение нижней челюсти играет большую роль  в процессе пения и говорения. Нижняя челюсть прикреплена к верхней челюсти сильными мышцами. Эти мышцы находятся около ушей, и их движение можно контролировать с помощью указательных пальцев. Если рот хорошо открывается, то улучшается звучание голоса и повышается разборчивость речи. Если челюсти зажаты, то речь будет «как сквозь зубы».

Чтобы освободить нижнюю челюсть использую следующие упражнения:

Упражнение 1: мягко опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока указательные пальцы рук не ощутят околоушные впадины или ямки. Увлекательно проводить это упражнение со словами «ДВА САПОГА-ПАРА», контролируя указательными пальцами околоушные ямки.

Упражнение 2: в алфавитном порядке произносить или пропевать согласные звуки с добавлением гласного «а» - «БА-ВА-ГА-ДА …», чередуя стаккато и легато. При пропевании «а» нижняя челюсть свободно опускается. «А» звучит ясно, полно, долго. Во время пения следить за артикуляцией губ, которые должны быть округлены.

Для выработки высокого неба использую следующие упражнения: «щелканье языком», «проговаривание согласных «Г-К», «проговаривание или пропевание под музыку слогов «ХА-ХО-ХЭ».

Приступая к работе над скороговорками, рекомендую ученикам произносить их медленно и в среднем темпе. Лишь добившись точности и чистоты произношения, увеличиваем темп.

При тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы до ощущения комфорта. И главная задача: добиваться состояния естественной активности и свободы. Если произнесение какого-либо звука или сочетания звуков в произведениях вызывает затруднение, то подбираю скороговорки, в которых этих звуков больше всего.

Чем отчетливее произносятся согласные, тем яснее и ярче звучат гласные. Все слова произносятся близко, «впереди» на губах, на зубах, на кончике языка, в передней части рта.

Для того чтобы лучше почувствовать непрерывность, кантиленность звучания разучиваем фразы–скороговорки:

У воды удавы.

(у-а-у-а-ы)

У Егора у Федоры в огороде помидоры.

(у-е-о-а-и-е-о-ы-а-а-о-е-а-и-о-ы)

Андрей воробей не гоняй голубей, гоняй галочек из под палочек.

(а-е-о-о-е-е-о-я-о-у-е-о-я-а-о-е-и-о-а-о-е).

После разучивания можно скороговорку «озвучить» на одном звуке. (выработка чистого унисона, добавить интервальный скачок и т.д.

Свистящие и шипящие согласные («с», «ч», «ш», «щ») прошу произносить как можно более коротко, чтобы не прерывалась вокальная линия. Пример: «..Среди вечерней тишины чуть шепчутся березы…»Э. Григ, «Заход солнца», 4 класс

Если слог в слове заканчивается на согласную букву, согласную переносим к следующему слогу. Пример: «…Солнце свети ---Тветры  дую-----Тливни  льются над Россией…» Г. Струве, «Моя Россия»,2 класс

Правило для гласных: если слово закончилось на гласную, а следующее слово начинается с гласной, разделяем твердой атакой.

Пример: «..положу я вьюн на правое плечо.---А со правого….,  р.н.п. «Со вьюном» 2 класс

Для отработки  сложного  по образованию согласного звука «Р» разучиваем скороговорки: «после росы росли розы», «на горе Арарат зреет вкусный виноград», «ехал Грека через реку…», «курьера курьер обгоняет в карьер» и т.п., что помогает легче справиться с произношением согласного и вызывают положительный азарт  на лучшее произношение скороговорок. После разучивания можно скороговорки пропеть  в ритме под сопровождение рояля. Одновременно решается несколько задач: активизируется речевой аппарат, отрабатывается интервальный скачок, подвижность голоса, пение в ансамбле, пение по руке дирижера.

Пример:      g      e    c  c  d        g  g   e  e  c  c    d

                  Чок, чок, пятачок, сзади розовый крючок

                              g   g  c  c  d  d c        g   g   c   c   d   d   c  

                              У красавицы овцы, подрастают близнецы.

Особую сложность вызывает одновременное произношение всем хором «т» в конце фразы.

Упражнение: проговаривание фраз «рост – мост- живокост» и т.п.

Скороговорки типа, «Воду пить, не дрова рубить» - помогают сконцентрировать произношение «т» в конце предложения. Одновременно прививается навык реагирования на дирижерский жест.

В конце каждого занятия для снятия усталости,  профилактики певческих узелков и восстановлении смыкания связок, предлагаю следующие упражнения: «мычание» в низком регистре, постукивая пальцами по ноздрям, «полоскание горла»,  «скрип» закрытым ртом на «м» в нижнем регистре. Это позволяет  восстановить уставшие связки и вернуть их в рабочее состояние.

На определенном этапе развития певческих и слуховых навыков очень важен переход к двухголосному пению. Многоголосное пение способствует развитию гармонического слуха, точной интонации, художественного вкуса. Поэтому ввод 2-х, 3-х-голосных произведений в репертуар считаю необходимым.

На первом этапе разучиваются песни, где голоса вступают поочередно: «гости, гости мы Вас ждем» - поют сопрано, «промочило нас дождем» - отвечают альты и т.д.

2 этап -  слуховая подготовка на определение двух музыкальных планов. Ребята учатся различать в песнях, которые они разучивают, собственную мелодию и сопровождение, далее – собственную партию в 2-х-голосном проведении, разучиваемого произведения.

Пению канонов предшествует работа над ритмическими канонами:

Пример: «Как на утренней на зорьке, два Петра и три Федорки, соревнуются с Егоркой говорить скороговоркой» (вступление разных голосов на сильную и слабую доли).

Можно разделиться на группы, двигаться навстречу друг к другу и т.п.

После освоения ритмических,  вводятся мелодические каноны, где голоса меняются очередью вступления на разные доли такта. Далее, усложняя программу, подбираю песни с вводом 2-го голоса в припеве, пение в терцию, даю для разучивания партию противоположного голоса.

Пение а cappella представляет большую сложность, поэтому в своем репертуаре использую не часто. Как правило, это - одноголосные русские народные песни, песни в гармоническом сочетании голосов. Вначале разучивается каждая партия, которая пропевается  под самостоятельный аккомпанемент, затем партия пропевается на слоги «ку, лё» на mp; без поддержки инструмента;  с поддержкой учителя или хорошо интонирующего ученика.

С первых шагов обучения необходимо обращать внимание детей на качество звука, учить их различать красивое пение, анализировать и оценивать певческие достоинства и недостатки у себя и у других.

 Добиваясь образного и выразительного исполнения, очень важно репетиционный процесс  превратить в увлекательную игру, будить фантазию, вовлекать детей  в волшебный мир музыки, в музыкальную сказку со своими героями и знакомыми образами. У 1 класса вызывает интерес театральная импровизация  потешки  «Тень, тень, потетень», или русской народной песни « Жил на свете комарочек».

В сознании композитора под воздействием  творческого воображения зарождается музыкальный образ (может быть заложен в названии), который затем воплощается в музыкальном произведении.  Основная задача - раскрыть этот образ,  найти нужную динамику, приемы исполнения и воплотить замысел композитора в исполнение  разучиваемых произведений.

Анализ словесного текста, введение элементарных музыкальных инструментов, простейшие двигательные движения детей в проигрышах, взаимодействие хора с солистом, обыгрывание содержания текста, - все это оживляет исполнение, находит эмоциональный отклик у маленьких певцов. Репертуар на уроках пения

При подборе репертуара руководствуюсь следующими общеизвестными принципами: песня должна

- соответствовать возрасту и пониманию детей,

- соответствовать слуховым и вокальным возможностям класса,

- быть высокохудожественной, развивать не только эстетический вкус, но и вырабатывать нравственные качества детей

- отвечать темам концертов: «Посвящение в первоклассники» , «Прощание с Букварем»,календарные и тематические праздники, выпускной концерт 4 класса, юбилеи композиторов, тематические вечера

- носить воспитательный , гражданский характер:  песни о России, о войне, русские народные песни и т.д.

- вызывать положительный эмоциональный отклик

В своей работе использую песни, входящие в перечень программы по музыке, а так же легкие переложения русской и зарубежной классики, многие русские народные песни, эстрадные песни соответствующей воспитательной направленности и смысловой нагрузки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-хоровых навыков на уроке музыки в общеобразовательной школе.

СодержаниеВведение1.  Особенности развития детского голоса на уроках музыки2.  Вокально-хоровые навыки2.1  Звукообразование2.2  Певческое дыхание2.3  Певческая артикуляц...

Конспект урока музыки 2 класс Тема: "Развитие музыки в хороводных песнях и танцах"

1.     Сформировать представление о «развитии музыки» (темп, вариации, ритм, динамика, тембр);2.     Расширить знания о хороводных песнях и танцах;3....

Открытое занятие на тему: "Развитие вокально-певческих навыков эстрадного исполнения в ансамбле"

Цель: развитие навыков ансамблевого пения и художественного вкуса, умений работы в коллективе и формирование навыков самоорганизации и творческой активности. Задачи: - формировать устойчивый инт...

Опыт работы с приложениями музыкального руководителя на тему "Развитие вокально-певческих навыков у дошкольников"

Опыт работы музыкального руководителя содержит разъяснение и практическое применение используемого им метода "художественного дирижирования"....

Мастер класс на тему: «Музыка -Творец!!!» «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

Урок музыки – источник творческого взаимодействия учителя и обучающегосяМузыка – это первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается маленьким человеком, и чтобы позна...

Развитие навыков чтения у учащихся младших классов с умственной отсталостью

Развитие навыков чтения у учащихся младших классов с умственной отсталостью....