Урок по музыке в 6 классе "В чем сила музыки?"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Догузова Фатима Амирановна

Художественно-педагогическая цель урока:

v  осознание, что сила воздействия музыки определяется двумя качествами – правдой и красотой;

v  развитие музыкального мышления учащихся в опоре на знания о музыкальном языке, умения анализировать и обобщать музыкальные произведения, вокально-хоровых навыков;

v  воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся, нравственных и духовных качеств личности ребенка.

Задачи урока:

v  осознать, что сила музыки В.Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости;

v  закрепить понятия «серенада», «рондо». Познакомить с новыми понятиями «реквием», «месса», «лакримоза»;

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционная.

Методы урока:

v  словесный, наглядно-слуховой, самостоятельность мышления учащихся, стимулирование интереса к восприятию, познавательных дискуссий, эмоционально-нравственных переживаний, поощрения и контроля , и самоконтроля деятельности учащихся.

Оборудование:

v  музыкальный центр, компьютер, проектор, синтезатор, видеофильм «Амадей»                ( США, 1984г., режиссер: Милош Форман, в ролях: Ф. Мюррей Абрахам, Том Халс и др.),  портрет В. Моцарта, кроссворд, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_chem_sila_muzyki.doc89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель музыки

МОУ СОШ№2 с. Октябрьское,

Пригородный район РСО-Алания

Догузова Ф. А.

2014г

Моцарт – это молодость музыки,

вечно юный родник, несущий

человечеству радость весеннего

обновления и душевной гармонии.

Д. Шостакович

Тема: В чем сила музыки В.А.Моцарта?

Художественно-педагогическая цель урока:

  • осознание, что сила воздействия музыки определяется двумя качествами – правдой и красотой;
  • развитие музыкального мышления учащихся в опоре на знания о музыкальном языке, умения анализировать и обобщать музыкальные произведения, вокально-хоровых навыков;
  • воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся, нравственных и духовных качеств личности ребенка.

Задачи урока:

  • осознать, что сила музыки В.Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости;
  • закрепить понятия «серенада», «рондо». Познакомить с новыми понятиями «реквием», «месса», «лакримоза»;

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционная.

Методы урока:

  • словесный, наглядно-слуховой, самостоятельность мышления учащихся, стимулирование интереса к восприятию, познавательных дискуссий, эмоционально-нравственных переживаний, поощрения и контроля , и самоконтроля деятельности учащихся.

Оборудование:

  • музыкальный центр, компьютер, проектор, синтезатор, видеофильм «Амадей»                ( США, 1984г., режиссер: Милош Форман, в ролях: Ф. Мюррей Абрахам, Том Халс и др.),  портрет В. Моцарта, кроссворд,

Ход урока

1.Вход под песню «Весенняя» В. А. Моцарта.

2. Музыкальное приветствие.

У. Здравствуйте, ребята!

Д. Добрый день!

У. Ребята, у нас сегодня присутствуют гости. Как правило, с гостями надо здороваться!          Поздороваемся с ними!

Д. Добрый день!

У. Ребята, когда вы вошли, звучала музыка. Как называется  произведение и кто написал его?

Д. Вольфганг Амадей Моцарт. Это песня «Весенняя» или «Тоска по весне».

У. Скажите, пожалуйста, к какому стилю можно отнести музыку Моцарта?

Д. Классическому.

У. Правильно. Точнее Венский классицизм. Моцарт, как мы знаем, является одним из основоположников направления в искусстве – классицизм. А каких классиков вы еще знаете?

Д. Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен.

Презентация№1- «Венские классики», с использованием ИТК

У. Давайте вспомним песню «Весенняя» В. А. Моцарта.

Перед исполнением – распевка.

Исполнение песни «Весенняя» В. А. Моцарта. (Текст на экране.)

ВЕСЕННЯЯ

Слова ОВЕРБЕК   Перевод Т. Сикорской                               Музыка В. А. Моцарта

1 куплет                                                                              2 куплет

Приди, весна, и снова                                                        Хотим, чтоб рощи эти

Пусть рощи оживут,                                                          Цвели опять пышней,

Под шум ручья лесного                                         Весёлый май, мы, дети,

 Фиалки пусть цветут!                                         Зовем тебя скорей.

Пускай нас с солнцем вместе                                     Пусть солнце травы сушит,

Разбудит птичий гам.                                         Сверкает тихий пруд,

Мы станем бегать с песней                                 Пускай кричат кукушки

По рощам и лугам.                                                 И соловьи поют.

У. Любовь к музыке Моцарта побудило  нашего писателя Гадиева Цомахъа написать осетинский текст к этой песне!  Давайте порадуем наших гостей исполнением этой песни на родном языке!

Исполнение песни «Весенняя» на осетинском языке,  «Æрцыд, ныллæуыд уалдзæг». (Текст на экране.) Вокально – хоровая работа.

У. Проведем небольшой экскурс по темам 5 класса. Ребята, назовите, пожалуйста, виды искусства.

Д. Музыка, литература, живопись, театр, кино.

У. Какая связь между ними? Как они взаимосвязаны?

Д. Все они взаимосвязаны, потому что отражают в произведениях жизнь, происходящие события, а главное отношение композиторов, поэтов, писателей, художников к жизни и событиям.

Учащийся читает стихотворение о Моцарте. Борис Дубровин

У.  Как и в сказках, баснях, музыка часто бывает главной действующей особой в повести. Она звучит во многих повестях  К. Г. Паустовского – одного их самых «музыкальных» писателей России. Кто читает внимательно книги этого автора, всегда отмечает его восторженную любовь к искусству, хотя ни в одном из произведений мы не найдем пространных объяснений о музыке, восхищенных слов. Любовь писателя скромна, сдержанна, глубока. Так же относятся к музыке и его герои. Для них музыка – помощник в жизни. Она помогает побеждать недуги, быть великодушными в любых обстоятельствах, как бы тяжелы они не были, дарит радость, обогащает духовно, вселяет веру. И таким произведением автора является - «Старый повар».

На экране портрет К. Паустовского

 Отрывок из рассказа К. Паустовского «Старый повар», который читает и иллюстрирует учитель, со звучанием Фантазии до-минор В. А. Моцарта.

У. Какую роль сыграла музыка в рассказе? А помогает ли музыка быть счастливым?

Д. Ответы детей.

У. Мы увидели и услышали, как музыка сотворила чудо, она осчастливила старого, умирающего повара , может быть, в последний раз.

             Ученые психологи пришли к выводу, что музыка Моцарта лечебная, лечит от всяких невзгод, и даже лечит физически. Об этом констатируют некоторые факты, например:

  • Монахи из монастыря Бриттани обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами еще и, слушая музыку Моцарта, дают больше молока.
  • В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. Обнаружен и «побочный» эффект: в результате снизилось потребление наркотиков.
  • Музыка Моцарта оказывает, несомненно, положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующие для математики и шахматных комбинаций.
  • Музыка – лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.

Давайте послушаем уже знакомые вам замечательные произведения Моцарта:

  • Звучит главная тема 1 части Симфонии №40

У. Какой характер у музыки? 

Д. Легкая, танцевальная, изящная, светлая, музыка для праздников.

У. Какие моцартовские интонации мы слышим, слушая Моцарта?

Д. Медленные, быстрые, веселые, свободные, загадочные, возбуждающие воображение, торжественные и яркие.

У. Моцарт впервые в музыкальной жизни был свободным художником, музыкантом. Он писал музыку не в угоду кому-то, не подчиняясь никому, а такую, какую ему хотелось писать. Как он чувствовал, так и писал, ни от кого не зависел.. Особенностью всех выдающихся композиторов является широта жизненного содержания музыки. Есть музыка трагическая, шутливая, драматическая, лирическая. При этом каждый композитор имеет свои характерные черты, творческий стиль. Музыку В.Моцарта мы узнаем по ее особой чистоте, ясности, прозрачности. Хотя у Моцарта не сложилась жизненная судьба, он оставался оптимистом. Он искал возможности, чтобы стать придворным музыкантом.

 А почему, не потому, что это мешало его свободе, а потому, что придворный композитор был всегда хорошо обеспечен, т. е. денежным содержанием. Он очень хотел найти место и признание при каком-нибудь дворе, но, к сожалению, он даже не умел экономно тратить деньги, поэтому ему постоянно не хватало. Но, когда мы слушаем его музыку, и в этой музыке не слышим, что он кому-то жалуется, что недоволен, она яркая и оптимистичная.

  •  Звучит фрагмент «Маленькой ночной серенады»

У. В какой форме написано «Маленькая ночная серенада»?

Д. В форме рондо.

У. Что такое серенада, что такое рондо?

Д. Серенада (франц. Serenade, от итал. Serenata, sereno-ясная погода, ночная прохлада)) – первоначально музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви(песня в честь возлюбленной).

Рондо – правильнее рондó ( итал. Roundó, франц. Rondeau от Rond-круг) – музыкальная форма, основанная на многократном повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания(«круговая форма»). Главная тема (называют рефреном) проводится не менее трёх раз в основной тональности.

У. Какие инструменты больше всего любил Моцарт? Можно не называть их в отдельности, назовите их группы. Какие группы были близки Моцарту?

Д. Струнная смычковая.

У. А еще?

Д. Деревянная духовая.

Презентация№2 - «Музыкальные инструменты», с использованием ИТК.

Краткая биография В. А. Моцарта.

Презентация№3 - «В чем сила музыки Моцарта?», с использованием ИТК.

 

         Жизнь гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Моцарт прожил всего 36 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, начавшуюся с шестилетнего возраста, он создал за это время очень много произведений. Моцартом написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты и другие произведения различных жанров.

Жизненный путь

Детские годы.  Вольфганг Амадей Моцарт родился в старинном, красивом городе Зальцбурге, расположенном на берегах живописной реки Зальцах, город, с его чудесными окрестностями, садами и великолепными по архитектуре дворцами и соборами, был одним из живописнейших уголков Австрии. Моцарт родился 27 января 1756 года, в семье Леопольда и Анны Марии Моцарт, получивший при крещении имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил.  Из семи детей от этого брака остались живы только двое: дочь Мария Анна, которую в семье называли Наннерль, и сын Вольфганг. Мать композитора, Анна Мария Моцарт, жизнерадостная, веселая и добродушная женщина, была уроженкой Зальцбурга. Отец Леопольд был образованным и серьёзным музыкантом. Он служил при дворе князя, правителя Зальцбурга. Леопольд Моцарт играл на скрипке, органе, руководил оркестром, церковным хором, писал музыку.  Помимо того, отец Моцарта был превосходным педагогом. Заметив несомненные признаки музыкальной одаренности шестилетней Наннерль, он взялся заниматься с ней на клавире. И эти занятия очень заинтересовали и трехлетнего Вольфганга. Он усаживался у клавира и целыми часами с упоением подбирал музыку, приходя в восторг, если ему это удавалось найти. Обнаружив талант у сына, отец сразу же стал с ним заниматься. Когда ему исполнилось 4 года он начал разучивать с ним небольшие пьесы. Вскоре мальчик начал сочинять сам, а поскольку писать он еще не умел, и тем более не знал нотной грамоты, он проигрывал их отцу и просил записать.

С этого и начинается чудесное, похожее на сказку, детство Моцарта.

В четыре года он пытается сочинять концерт для клавесина! Обладая природной беглостью пальцев, которую он непрерывно развивал, к шести годам маленький музыкант уже исполнял сложные виртуозные произведения.

Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент. Наоборот, они уговаривали его прекратить занятия, чтобы он не переутомился.

            За это же время, незаметно, даже для отца, мальчик овладел игрой на скрипке и органе. Отец и его друзья не переставали удивляться такому невероятно быстрому развитию ребёнка.

            В 12 лет Моцарт пишет оперу «Придворная пастушка».

           В 14 лет Болонская Академия избрала его своим членом, оказав 14летнему мальчику честь, которой удостаивались лишь самые выдающиеся композиторы.

Отец решает вести мальчика с его талантливой сестрой в концертное путешествие. Шестилетний музыкант отправляется завоёвывать мир!

           Семья Моцартов посетила сперва Мюнхен, Вену, Париж, Лондон, Амстердам, Гаагу, Женеву. Поездка, продолжавшаяся три  года, превратилась в поистине триумфальное шествие. Концерты маленького Моцарта, где он выступал вместе с сестрой Анной-Марией, неизменно вызывали бурю восторга, удивление и восхищение. Детей осыпали подарками. Маленький мальчик в сюртуке в паричке с косичкой выходил на сцену и начиналось чудо…Вольфганга называли «чудом  XVIII века».

Трудное, но счастливое детство и юность вскоре кончились. Началась новая жизнь.

              Родной город встретил прославленных путешественников неприветливо. Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо оказался властным и жестоким человеком и, поэтому он пользовался любым поводом, чтобы больно обидеть юношу.  Старый Моцарт уговаривал сына смириться и покориться. Вольфганг не мог этого сделать, положение слуги его оскорбляло.

Вена. Последний период жизни и творчества.

           В 1781 году Моцарт поселился в Вене, где и прожил до конца своих дней.

           По заказу Немецкого театра в Вене Моцарт написал комическую оперу «Похищение из сераля», «Свадьбу Фигаро»,  «Дон Жуан» и «Волшебную флейту».

            В эти годы Моцарт  достиг вершины мастерства и в инструментальной музыке. В течение одного лета 1788 года он написал три свои последние симфонии. Различные по характеру все три произведения гениальны по своей музыке. Больше композитор уже не возвращался к этому жанру.

            Счастливо, в основном, сложилась и семейная жизнь Моцарта. Его женой стала Констанца Вебер. Мягкого, весёлого характера, она была музыкальным и чутким человеком.

                  Последним произведением Моцарта был «РЕКВИЕМ».  В июле 1791г. незадолго до смерти Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в чёрной маске и заказал ему «Реквием». Заказчик, незнакомый композитору человек в темном плаще, не пожелал открыть своего имени. Он обещал композитору большой гонорар при условии: Моцарт не должен пытаться узнать имя заказчика. Но как установили биографы композитора, это был граф Ф. Вальсег-цу-Штуппах, решивший выдать купленное сочинение за собственное. Композитору начинает казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя… Работу над незавершённым «Реквиемом», закончил его ученик Зюсмайер. 

По сей день ведутся споры о том, какая в точности часть принадлежит Моцарту, а какая — Францу Ксаверу Зюсмайеру и Йозефу Айблеру. Тем не менее, «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта.

Реквием – хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего. Реквием далеко выходит за рамки строгого церковного произведения. В величественной и трогательной музыке композитор передал  глубокое чувство любви к людям.

              Просмотр отрывка из художественного фильма «Амадей», со звучанием «Лакримозы» из «Реквиема» и фрагмента смерти и похорон Моцарта.

             Моцарт умер 5 декабря 1791 года и был похоронен в общей могиле для бедняков. Так печально закончилась жизнь великого австрийского композитора.

Учащиеся читают стихотворение Грановского «Реквием».

Реквием состоит из 12 частей.

Обобщение урока.

У. Что такое «Реквием»?

Д. Траурная заупокойная месса.

У. Что лежит в основе реквиема?

Д. Традиционный латинский текст католической заупокойной службы, которая сложилась в далеком Средневековье.

У. Что такое «Лакримоза»?

Д. Лакримоза (слезная, скорбная)- начинающаяся этим словом часть католического реквиема(заупокойной службы, мессы) оркестрово-хорового произведения траурного характера. 

У. «Лакримоза» - самая короткая, но самая чудесная часть из «Реквиема». Это – кульминация всего произведения.

Сила музыки В. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и глубокой жизненной правде. “Маленькая ночная серенада” - соответствует настроению ночного праздника, “Лакримоза” - глубоко передает настроение человеческой скорби. Так музыка одного композитора может заставить нас улыбнуться и испытать печаль.

Небольшая игра:

У. Проведем небольшую игру, для этого нам с вами необходимо совершить путешествие в XVIII век и почувствовать атмосферу того времени. Для этого, вы будете прерывать мой рассказ в том месте, где услышите ошибку.

У. Мы с вами находимся на концерте маленького Моцарта и его сестры Анны-Марии. На сцене стоит рояль…

Д. Клавесин.

У. Выходит высокий, розовощекий семилетний Вольфганг…

Д. Мал ростом, худенький, бледный, пятилетний Моцарт.

У. Он одет в тяжелый, расшитый золотом придворный костюм, с пышной прической…

Д. Он в парике.

У. Маленький виртуоз исполнял сложные произведения на скрипке и органе, импровизировал на заданную тему. Мы испытали бурю восторга, удивление и восхищение. После концерта в зале выключили свет…

Д. В XVIII веке еще не было электричества.

Итог урока:

У. А теперь решим с вами КРОССВОРД:

С

И

М

Ф

О

Н

И

Я

Р

О

Н

Д

О

З

А

Л

Ь

Ц

Б

У

Р

Г

В

Е

Н

А

Р

Е

К

В

И

Е

М

П

А

У

С

Т

О

В

С

К

И

Й

 Презентация№4 - «КРОССВОРД» , с использованием ИТК.

Вопросы:

1. Цикл этого жанра состоит из 4-х частей.

2. В какой форме написана « Маленькая ночная серенада»?

3. Город, где родился В. А. Моцарт?

4. Столица Австрии?

5.Последнее произведение В. А. Моцарта?

6. Автор произведения «Старый повар», где  В. А. Моцарт исполнил последнее желание   старого, больного повара?

Под конец урока исполнение песни, под фонограмму, «Песня о Моцарте» на стихи и музыку Булата Окуджавы. Текст песни на экране.

Домашнее задание: Нарисовать рисунок на тему песни Моцарта «Весенняя», прочитать о композиторе, подготовить доклады.

Выход из кабинета под музыку Моцарта, выбранную учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по музыке 6 класс "В чем сила музыки В.А.Моцарта"

Урок музыки разработан для проведения в 6-м классе, во 2-м полугодии по программе по музыке 1–8-м классе под руководством Д.Б. Кабалевского....

Интегрированный урок по музыке. Тема: «В чём сила музыки В.А.Моцарта?»

             Тема: «В чём сила музыки В.А.Моцарта? Цель: расширить  у учащихся     представление о творчестве В.А.Моцарта, показ...

Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

Презентация к уроку музыки 6 класс "Волшебная сила музыки"

Эта презентация - красониая  иллюстрация к уроку....

Модель урока по музыке 6 класс "Преобразующая сила музыки Л.В. Бетховена"

Конспект урока  по проамме Д.Б. Кабалевского"Преобразующая сила музыки" 6 класс...

Презентация к уроку по музыке 6 класс "Волшебная сила музыки"

В презентации  расскрывается тема "Как музыка воздейтсвует на людей" на примере произвидений  Глюк "Орфей и Эввридика" и Дебюсси  Нактюрн "Сирены". Раскрыт...