Ритм. О чём рассказывает музыкальный ритм. 6 класс
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Решетникова Светлана Георгиевна

Разработка урока музыки в шестом классе с презентацией по программе В.В. Алеева, Т.И.Науменко. В уроке были использованы различные виды деятельности, каждый из которых  логически мотивирован и целесообразен (слушание, пение, слушание на оценку и определение жанра по ритмическому рисунку)

Задачи урока:

Образовательная:

- познакомить обучающихся с творчеством И.Штрауса и Ф.Шопена;

- сравнить музыкальные ритмы  И.Штрауса «Сказки Венского леса» с «Мазуркой си-бемоль мажор» и «Полонеза» Ф.Шопена.

 Развивающая.

- развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления);

- развивать вокально-хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока: умение слушать и анализировать прослушанный материал.

Воспитательная: воспитание у обучающихся слушательской и исполнительской культуры, музыкального вкуса.

Через жизненные события, искусство, музыку дети узнают о музыкальном ритме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_muzyki_v_6_klasse_reshetnikova_s.g.doc117.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Решетникова Светлана Георгиевна

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

О чём рассказывает музыкальный ритм

Предмет

Музыка

Класс

6

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Решетникова Светлана Георгиевна

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ№6

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Ямало-Ненецкий автономный округ

Республика/край

Тюменская область

Город/поселение

Город Ноябрьск

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

урок изучения, закрепления и первичного закрепления  новых знаний.

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

формировать у обучающихся конкретное представление о музыкальном ритме,  размере на примерах музыкальных произведений И.Штрауса и Ф.Шопена.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

Образовательная:

- познакомить обучающихся с творчеством И.Штрауса и Ф.Шопена;

- сравнить музыкальные ритмы  И.Штрауса «Сказки Венского леса» с «Мазуркой си-бемоль мажор» и «Полонеза» Ф.Шопена.

 Развивающая.

- развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления);

- развивать вокально-хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока: умение слушать и анализировать прослушанный материал.

Воспитательная: воспитание у обучающихся слушательской и исполнительской культуры, музыкального вкуса.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Технологии: ИКТ.

Методы: творческих заданий, наблюдения и сравнения, организации диалогов разных уровней.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

40 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Знать понятия: ритм, музыкальный ритм, размер.

Уметь  определять соответствия ритмических рисунков музыкальным жанрам, (вальс, мазурка, полонез).

Применять полученные знания в творческой деятельности.

Необходимое оборудование и материалы

Музыкальный материал:

 И.Штраус «Сказки Венского леса»;

 Ф.Шопен «Мазурка си – бемоль мажор»;

 Ф.Шопен «Полонез ля мажор» (фрагмент);

П.Чайковский «Вальс цветов»;

Огиньский «Полонез»;

Ф.Шопен « Мазурка»;

Г.Струве «Школьный корабль»;

Видеофильм «Ряд Фибоначчи».

ТСО:

Компьютер, проектор, экран или интерактивная доска.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Учебник.

Презентация Power Point.

Список учебной и дополнительной литературы

  1. Музыка. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / авторы В.В.Алеев, Т.И.Науменко. – М.: Дрофа, 2014.
  2. Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985.
  3. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1984.
  4. Интернет рессурсы.

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Слайд1.

I. Урок начинается со звучания «Сказки венского леса» И. Штрауса.

- С какого произведения начался наш сегодняшний урок?

- Кто написал данное произведение?

Слайд 2.

- Под впечатлением чего была рождена идея создания данного произведения?

- С помощью какого средства музыкальной выразительности было передано ощущение движения в данном произведении?

 - Какие чувства вызывает музыка при её прослушивании?

- В вальсе слышится равномерное чередование одной сильной и двух слабых долей такта и сразу навевает образ плавного кружения, изящного и лёгкого бального танца.

Слайд 3. Звучит стихотворение Я.Озерова «Вальс».

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса лёгкий шаг

Как вешний ветерок

Как трепетанье птичьих крыл

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк

Ещё звучит тот вальс во мне

Как облако в голубизне

Как родничок в траве

Как сон, что вижу наяву

Как нить о том, что я живу

С природою в родстве.

-А сейчас подумаем и попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Слайд 4. Тема нашего урока: «О чём рассказывает музыкальный ритм». 

-Вспомним, что такое ритм?

-Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму.

Подробное описание всех этапов урока  (мероприятия, занятия). Количество недостающих строк добавляет автор.

Слайд 5.

Чувство ритма очень сильно развито в народе. Ритм свойственен работе тогда, когда человек исполняет ряд однообразных движений. Песни,  которыми народ сопровождал однообразный, утомительный труд, как, например, известная «Эй, ухнем!...», подчеркивают ритм труда.

-Приходилось ли вам задумываться когда-нибудь, почему маленькие дети так быстро и легко засыпают под звуки колыбельной песни?

-Почему они тут же начинают приплясывать, если поешь им какую-нибудь музыкальную прибаутку?

Ведь ребенок еще не учился ничему и не знает, что на музыку следует как-то реагировать - двигаться, танцевать.

-Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с музыкальными ритмами  знаменитого композитора Ф. Шопена его  произведениями:  мазурка, полонез.

Начиная с основания жизни на Земле, ритм обнаруживает себя повсюду: и в музыке, и в окружающей жизни.

Слайд 6. Работа человеческого организма, организмов животных – ритмична.

Слайд 7.

Ритмичны архитектурные сооружения, смена времён года, время суток и др. Все в нашей жизни создано правильно, симметрично, ритмично.

Хотелось бы обратить ваше внимание на небольшой фильм о ритмичности происходящего в природе. Приведу пример: все наблюдали за тем, как располагаются семечки в подсолнухе, начинается движение с середины и затем происходит ритмичный завиток, без скачков, без отрыва, все точно и правильно. Так и в музыке, все должно быть точно и ритмично.

Слайд 8. Демонстрируется: Знаменитый ряд Фибоначчи.

Последовательность Фибоначчи была известна еще древним грекам и египтянам. И действительно, с тех пор в природе, архитектуре, искусстве, математике, физике, астрономии, биологии и многих других областях были найдены закономерности, описываемые коэффициентами Фибоначчи.

Фибоначчи составил такой ряд из натуральных чисел, который впоследствии оказался полезным в науке и искусстве:

Слайд 9.   Леонардо Фибоначчи – один из величайших математиков Средневековья.                    1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 ...

В математике, а это точная наука, все точно и правильно. А в музыке музыкальные ритмы разнообразны!

    Несмотря на упорядоченность музыкального ритма, именно в музыке он достигает наибольшего многообразия. Ведь, прежде всего, ритм придает неповторимый облик музыкальным жанрам, помогает нам уже с первых тактов узнать вальс и полонез, болеро и тарантеллу, услышать торжественную поступь марша и величавую приподнятость гимна. Эти ритмы так характерны, что без труда улавливаются в сочинениях более сложных жанров - симфониях, романсах, ариях; некоторые композиторы говорят, что характерные ритмы порой можно услышать даже в звуках окружающего мира.

Слайд 10. Слушание музыки. Послушаем мазурку польского композитора и пианиста Фридерика Шопена. Мазурки занимают особое место в его творчестве. В его творческом наследии 58 мазурок. Большинство мазурок он написал вдали от доме, от Польши, но в них очень ярко выражал национальную сущность своего творчества Для него сам жанр мазурки превратился в музыкальную эмблему Польши.

 Звучит «Мазурка си – бемоль мажор» Ф.Шопена.

Слайд 11. Ответьте мне:

- Каков ритмический рисунок мазурки? (нет плавности, много острых и угловатых интонаций, резких акцентов, иногда на слабой доле такта).

- Из какой страны Ф.Шопен? (работа с учебником стр.46)

- Когда и где звучали мазурки?

Слайд 12. Слушание музыки. Ритм полонеза – еще одна разновидность трехдольного размера. Полонез представляет собой торжественный бальный танец-шествие, поэтому в его трехдольности слышится не легкое кружение вальса, а церемонная поступь придворных дам и их кавалеров –полузабытая картина давно ушедших времен. Послушаем полонез Шопена, один из самых известных в мире.

 Звучит Полонез «Ля мажор» (фрагмент).

Вопрос обучающимся:

- Какой характер полонеза?

- Где могла звучать такая музыка?

        Итак, полонез – это торжественный бальный танец – шествие. Это церемонная поступь придворных дам и кавалеров, полузабытая картина давно ушедших времен.

- Что объединяет полонез с мазуркой и вальсом?

Правильно, это ещё одна разновидность трёхдольного размера.

Слайд 13. Ритмическое упражнение:

- На слайде записан ритмический рисунок Вальса, Мазурки и Полонеза и мы с вами сейчас прохлопаем данные рисунки (сначала всем классом, затем по рядам, мальчики и девочки, работа в парах).

Мы много слушали, смотрели и хлопали, но не пели!

Слайд 14.Сейчас мы исполним выученную ранее песню и постараемся правильно передать ритм данного произведения в собственном исполнении.

Хоровое исполнение:

Г.Струве, стихи К.Ибряева «Школьный корабль».

Слайд 15. Слушание на оценку.

        Давайте проверим, насколько мы научились различать танцы, которые объединяет общий размер 3/4, но в которых настолько разный ритм! В тетрадях проставим в столбик 1,2,3 – написать название, прослушанного произведения соответствующей цифре (мазурка, полонез, вальс).

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

Слайд 16. Подведём итог урока:

-  С творчеством, какого композитора мы познакомились на уроке?

-  Какие произведения любил писать композитор Ф.Шопен?

-  О чём может рассказать  музыкальный ритм?

Домашнее задание  (если это необходимо на уроке)

Слайд 17. Ответить на вопросы:

-  Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке.

- Любимый инструмент Шопена.

-  О каком танце идёт речь: «Торжественный бальный танец-шествие»?

- Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Шопена?

Дополнительная необходимая информация

Фильм Ряд Фибоначчи

http://video.yandex.ru/users/dusya-vo/view/211/#

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://documentary.theoryandpractice.ru/seminars/15011-desyat-suzhdeniy-o-innovatsionnoy-srede-v-rossii-15-4

http://www.perekop.info/livadia-balls/

http://poiskm.ru/song/112508-SHtraus-Skazki-Venskogo-lesa

http://poiskm.ru/song/882700-CHaykovskiy-Vals-tsvetov-SHCHelkunchik

http://kaleidoskop-dance.ru/wp-content/uploads/2011/10/Mazourka.jpg

http://classic.chubrik.ru/Chopin/Mazurkas_Rubin.html

http://miranimashek.com/photo/330-0-21855                     http://bestgif.su/photo/osen/osennie_listja/44-0-3156

http://miranimashek.com/photo/330-0-21855                      http://bestgif.su/photo/osen/osennie_listja/44-0-3156

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Раскрытие данной темы, как и  других тем, с использованием медиа-, мультимедиа помогает развитию творчества учителя в организации эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся. Обучающийся - читает, слушает, видит, запоминает, сопоставляет, ищет и оценивает.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Очень просто перейти к теме следующего урока, т.к. продолжение темы следует. На данную тему отводится 2 часа: «О чём рассказывает музыкальный ритм», делая вывод, что ритм  присутствует и прослушивается в любом произведении и не только в музыкальных произведениях, но и в других видах искусства. Например, в архитектуре, изобразительном искусстве, но и просто в окружающей нас жизни.

Другое

Ритм –это жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальные ритмы в математике"

Интегрированный урок на закрепление вычислительных навыков, повторение геометрического материала. В ходе урока учащиеся создают оркестр русских народных инструментов, знакомятся с историей создания ру...

Чувство музыкального ритма и его воспитание у учащегося

Вся  музыка-искусство,протекающее во времени и состоит из звуков, бегущих по законам времени.Сведения из области ритма должны перейти в сознание учащегося непрерывно с чувством времени.В изучении...

"О чем рассказывает музыкальный ритм"

Разработка урока музыки, 6 класс (по программе В.В.Алеева) в соответствии с ФГОС ОО....

О чем рассказывает музыкальный ритм 6 класс Алиев

О чем рассказывает музыкальный ритм,болеро 6 класс...

Новый музыкальный ритм- марш

Научить учащихся распознавать, называть музыкальный ритм «марш»...

Презентация в 6 классе на тему "О чем рассказывает музыкальный ритм"

Презентация на урок Музыки 6 класс 2 четверть на тему "О чем рассказывает музыкальный ритм"...