урок музыки 5 класс по теме "Романса трепетные звуки"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

На уроке учащиеся познакомятся с жанром романс и его роли во взаимосвязи музыки, литературы, живописи.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ковалева Елена Алексеевна

Учитель музыки

Предмет: музыка

Класс: 5 класс

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление знаний

Технологическая карта урока

Тема

Романса трепетные звуки

Цели

Образовательные: формирование осознанного отношения к жизни, природе человеческих чувств на основе восприятия музыки романса, потребности и способности через искусство приобщаться к духовной культуре. Способствовать развитию музыкальной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Создание предпосылок к формированию у гимназистов основ теоретического (постигающего) мышления, представления о музыке как художественном воспроизведении жизни в её диалектической сущности;

Регулятивные УУД: развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности; развивать образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение, музыкальную память и слух, певческий голос

Коммуникативные УУД: воспитание эстетического, эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни, привитие навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства,

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; анализировать музыкальное произведение, сравнивать его с другими произведениями искусства, находить ответы на  поставленные вопросы

Планируемый результат

Предметная  компетенции:

  • дать представление о романсе; узнать, что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга;
  • узнать, какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов;
  • учиться слушать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок» М.И. Глинки;
  • развивать вокально – хоровую грамотность

Информационная компетенция: 

  • научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами;
  • уметь оформлять краткие записи материала урока

Коммуникативная компетенция:

  • развивать культуру диалогической и монологической речи в процессе изучения учебного материала

Личностная компетенция:

  • находить возможность для творческой самореализации на уроке

Основные понятия

Аккомпанемент, романс, сопрано, тенор, баритон

Межпредметные связи

Литература, Изо

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Т.И.Науменко, В.В.Алеев «Музыка»  5 класс

Фонохрестоматия, видеоматериал

презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

I. Орг.момент. (2 мин.)

Вход в класс под музыку М.И.Глинки «Жаворонок» (инструментальное сопровождение). Музыкальное приветствие

Проверка готовности. Мотивация к учебной деятельности, настрой учащихся на урок.

Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

Самоконтроль готовности. Пение мелодии приветствия с показом ручных знаков движения мелодии

Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные).

II. Повторение

пройденного материала:

актуализация

опорных знаний (4 мин.)

Закрепление знаний о музыкальной грамоте, изученных терминах, композиторе М.И. Глинке  и его музыкальных произведениях.

 Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока)

Точность подобранных заданий, их объём и характер, связь с темой нового урока.

Организация подготовки учащихся к теме урока, прогнозирование его содержания тематической, эмоциональной направленности в  соответствии с  возрастом учащихся.

Свободное владение материала  прошлого урока. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные).

III. Мотивация.

Целепологание.

Объявление

темы и задач урока.

Планирование

деятельности (6 мин.)

Вступительная беседа. Понятие романса. История появления жанра. Особенности русского романса. Тематика жанра.

Создание  условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Обращение учащихся к материалу учебника. Фронтальная работа по учебнику

Выбор способа выявления первичного восприятия темы (беседа, ответы на вопросы)

Работа с  материалом  учебника

Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Уметь формулировать свои мысли в устной форме (Коммуникативные).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, уметь ориентироваться в своей системе знаний  (Познавательные).

IV. Изучение нового

материала.

Художественно-творческое моделирование через постижение интонационно-музыкального развития и поэтического содержания произведения (8 мин.)

Сознание единства настроения жизни и музыки в романсе.

Романс-образ.

Слушание романса «Сирень» С.В.Рахманинова исп. И. Архипова  и транскрипции романса в исполнении Сергея Рахманинова

Чтение фрагмента рассказа Ю.Нагибина “Сирень”.

Разбор репродукций урока Э. Панов “Сирень в кувшине”, И. Левитан “Весна. Белая сирень”, С. Нестерчук “Сирень”, Борисов-Мусатов “Весна”.

Организует обобщение актуализированных знаний.

Знакомство учащихся с особенностями вокально-инструментального жанра “романс” в творчестве С. В. Рахманинова.

Выбор вида первичного чтения рассказа. Ю.Нагибина «Сирень». Выбор способа выявления первичного восприятия фрагмента рассказа и романса «Сирень»

Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесение необходимых корректив.

 Обращение учащихся к иллюстрациям. Развитие  культуры художественного восприятия произведений живописи и музыки.

Восприятие и анализ музыки Работа по характеристике и содержанию романса.

Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения

Слушают и смотрят картины с данным этапом урока.  Отвечают на вопросы по содержанию, находят  созвучия между музыкальными и зрительными образами картин

Выражать положительное отношение к процессу познания,  проявлять внимание, желание больше узнать (Личностные)

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные)

Уметь проводить  сравнение по заданным критериям. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные)

V. Работа с

фонохрестоматией,

распевание

Восприятие музыки Исполнительство (10 мин.)

Исполнение учителем  романса М.И.Глинки «Жаворонок»

Знакомство с музыкально-песенным материалом урока. Разучивание романса «Жаворонок»

Организует проверку умения ориентироваться в музыкальном тексте.

Организует самопроверку.

Создание различного рода композиций исполнения романса для более полного раскрытия музыкального образа произведения.

Организует работу над ошибками при исполнении романса.

Слушание и восприятие музыки Работа с  текстом по учебнику, разбор выразительных средств  романса. Сольмизация.

Исполнение соло, группой.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: (Познавательные)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные).

VI. Диалог- сопоставление музыкального материала урока (7 мин.)

Романс-состояние.

Учитель исполняет на фортепиано мелодию романса П.И. Чайковского «Снова, как прежде, один»

Просмотр видеозаписи романса П.И. Чайковского  «Снова, как прежде, один»  в исп. Д. Хворостовского

Романс - воспоминание

Б. Борисова “Я встретил вас” исп. И. Козловский.

Развивать культуру художественного восприятия музыкального произведения

Знакомство учащихся с разновидностью жанра романс.

Слушание и восприятие музыки. Умение выразить свои чувства, мысли.

Работа по характеристике и содержанию романсов.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные).

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные)

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)

Творческие задания: карты-творчества, с предлагаемым опорным вариантом стихотворения романса и вопросами.

Фрагменты инструментального звучания прослушанных на уроке романсов

Организует фиксирование содержания урока, рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.  

Отвечают на вопросы учителя.

Оценка  своей деятельности на уроке

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные).

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Романса трепетные звуки»

Слайд 2

Эдуард Панов. Сирень в кувшине Исаак Левитан. Весна. Белая сирень

Слайд 3

Степан Нестерчук . Сирень Борисов- Мусатов . Весна

Слайд 5

Сергей Васильевич Рахманинов С.В. Рахманинова называли величайшим композитором и пианистом всех времен, и как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени .

Слайд 6

Михаил Иванович Глинка РОМАНС «Жаворонок»

Слайд 7

Петр Ильич Чайковский Романс «Снова, как прежде, один»



Предварительный просмотр:

Чтение фрагмента рассказа Ю.Нагибина “Сирень” 

“Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке.

И когда Верочка Скалон выбежала утром в сад,.. она ахнула,… пораженная дивным великолепием сиреневого буйства.

Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени – у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдает чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…”

“Снова, как прежде, один,
Снова объят я тоской,
Смотрится тополь в окно
Весь озарённый луной.
Смотрится тополь в окно,
Шепчут о чём-то листы,
В звёздах горят небеса,
Где теперь милая ты?
Всё, что творится со мной
Я передать не берусь…
…Друг, помолись за меня,
Я за тебя уж молюсь…”

“Помню грустное прощанье
В час разлуки роковой;
Помню клятвы, обещанья,
Взор, увлажненный слезой.

Всё теперь как не бывало:
Вот уж замужем она –
И любви не испытала
Так давно душа моя.”

“Не умолкай, не умолкай!
Отрадны сердцу эти звуки:
Хоть на единый миг пускай
В груди больной задремлют муки.

Волненья прошлых давних дней
Мне песнь твоя напоминает,
И льются слёзы из очей,
И сладко сердце замирает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОКА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Тема: «Романса трепетные звуки».

Цель:Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста Задача:1. Воспитательная   - формирование  любви  к  музыке русского романса.2. Образовате...

Урок музыки в 5 классе по программе Алеева "Романса трепетные звуки"

Использованна технология критического мышления....

Открытый урок Музыкально – поэтическая гостиная: «Романса трепетные звуки»

Знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи....

Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"

Закрепление  и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...

РАЗРАБОТКА УРОКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ТРЕПЕТНЫЕ ЗВУКИ ВАЛЬСА,,,"

Предлагаю разработку урока в 7 классе  по теме полугодия "Музыкальный образ"....

Технологическая карта урока музыки по ФГОС "Романса трепетные звуки" (5 класс)

2 четверть, 3 урок (5 класс)Тема: Романса трепетные звукиЦель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романсаЗадачи урока:эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне клю...