Музыка Ксении Маниной: вокально-инструментальная сюита "Дюймовочка".
методическая разработка по музыке по теме

Манина Оксана (Ксения) Евгеньевна

Вокально-инструментальная сюита «Дюймовочка», написана  для музыкального оформления одноименного спектакля по сказке Ганса Христиана Андерсена в переложении Светланы Гореловой и Нелли Басовой для детей дошкольного и младшего школьного возраста. А чтобы занятия были увлекательными и познавательными детский художник Елена Немыкина создала раскраски, способствующие полноценному развитию личности ребенка и помощи ему в раскрытии образов героев и пониманию содержания сказки.

Идея  создания вокально-инструментальной сюиты «Дюймовочка»  для постановки  с детьми – это желание  синтезировать  несколько видов искусств, сделать их доступными  для ребенка, соответствуя возрасту и индивидуальному развитию. Все  номера сюиты оркестрованы и записаны в CD-формате.

В сюиту входит 13 номеров, все  разнохарактерные и разножанровые.  Образ Дюймовочки и Ласточки раскрывается в  лирических песнях: «Рождение Дюймовочки», «Грусть Дюймовочки», «Колыбельная Дюймовочки», «Песенка для крота», «Песенка для солнышка», «Счастье Дюймовочки», «Песенка Ласточки». Танцы представляют герои сказки, с кем встречается маленькая девочка: плавный «Танец лепестков», веселая «Песенка рыбок и полька»,  воздушный «Вальс в лесу»,  торжественный «Танец жуков», написанный в жанре полонеза.  Есть музыкальные номера, несущие изобразительное начало «Жужжание жука», мелодичный перезвон в номере «Раскрытие цветка», лейтмотив грусти «Грусть Дюймовочки».

Предлагаемая вокально-инструментальная сюита «Дюймовочка»  может быть рекомендована для музыкального оформления одноименного  спектакля в Детском саду, Доме творчества, драмкружке.  Музыка и раскраски помогут сделать занятия интересными, увлекательными и познавательными.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дюймовочка.

По мотивам сказки Г.Х.Андерсена.

Сценарий для постановки в детском саду.

Автор сценария

Светлана Горелова, Нелли Басова, Ксения Манина

Ведущий: Жила была женщина, и  ей  очень хотелось иметь ребеночка, но где его взять? И вот она отправилась к одной старой волшебнице, и та  дала зернышко.

 (Появляется рука из-за кулис. Женщина берет зернышко. Кланяется, идет домой, сажает зернышко, заботливо поливает и ложится спать. Свет гаснет,  раздается мелодичный перезвон. Свет включается. Посреди комнаты красивый бутон.)

Мама:  Ах, какой славный цветок! (целует лепестки)

(Лепестки (девочки) открываются, внутри сидит девочка)

 Танец лепестков

Мама: Какая у меня славная доченька! Ты такая нежная и крохотная, я назову тебя Дюймовочкой.  

Ведущий: Блестящая лакированная скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой, голубые фиалки - матрацем,  а лепесток розы одеяльцем; в этой колыбельке  она спала, а днем- играла. Дюймовочка умела  петь, и такого нежного, красивого голоска никто еще не слыхивал!

Дюймовочка:

Песня

Из цветочного бутона

К маме на руки сойдя,

Чувствую новорожденной

И счастливою себя.

Интересно, что же будет

Через месяц, через год?

Верить хочется, что чудо

Непременно меня ждет.

(Дюймовочка ложится в колыбельку.)

Ведущий: Однажды ночью, когда она лежала в своей колыбельке, через разбитое оконное стекло пролезла большущая жаба, мокрая, безобразная! Она вспрыгнула прямо на стол, где спала под розовым лепесточком Дюймовочка.

Жаба: Вот жена моему сынку!

(Берет колыбельку с девочкой и увозит.)

Ведущий:  За домом протекала большая, широкая река; у самого берега было топко и вязко; здесь-то, в тине, и жила жаба с сыном.

Сын жабы: Коакс, коакс, брекке-ке-кекс! Ты принесла мне комаров? Кто это?

Жаба: Тише ты! Она еще проснется, да убежит от нас. Она ведь легче пуха! Высадим ее посредине реки на лист кувшинки. Это ведь целый остров для такой крошки, оттуда она не сбежит. А мы пока разберем внизу наше гнездышко, и заживете вы в нем на славу.

Сын жабы: А что мне с ней делать? Я не хочу делить с ней свои кувшинки.

Жаба: Не переживай, много места она не займет. Зато она сможет ловить для тебя комаров и убирать гнездо от тины.

Сын жабы: А чтобы не сбежала, привяжем её к камышу за веревочку. Ооо! У меня будет много комаров!

 (Дюймовочка просыпается, понимает, где она казалась и плачет. Жаба подплывает к ней)

Жаба: Вот мой сынок, твой будущий муж! Вы славно заживете с ним у нас в тине.

Сын жабы: Коакс, коакс, брекке-ке-кекс!

 (Берет кроватку и подвозит к листу кувшинки. Уходят. Дюймовочка  просыпается, выходит из скорлупки на листок  и поет жалобную песенку).

Дюймовочка:

Песня

Я здесь одна среди воды,

Потерян милый дом,

И в ожидании беды

Мне очень нелегко.

(Появляются рыбки и Мотылек).

Рыбки и мотылёк: Какая грустная у тебя песенка…

Дюймовочка: Я не хочу жить с жабами. Они прожорливые и  злые.

Рыбки и мотылёк: Хочешь уплыть далеко-далеко отсюда?

Песня

Рыбки мы, и мы резвимся

Каждый день в воде речной

И на солнце серебримся

Разноцветной чешуей.

Но в веселых прибывая

 В играх с самого утра,

Все же мы не забываем

Делать добрые дела.

Непременно это надо –

Тем, кто плачет, помогать,

А иначе нам не в радость

Будет плавать и играть.

Танец рыбок.

Ведущий: Рыбки столпились внизу, у стебля, и живо оторвали листик, Дюймовочка сняла с себя пояс, одним концом обвязала мотылька и листок с девочкой поплыл по течению, дальше, дальше.  Теперь  жабе ни за что было не догнать крошку!

(Рыбки и мотылек везут листочек.

Жужжание.

 Вдруг неожиданно прилетает жук и уносит Дюймовочку) 

Жук: (сажает к себе на ветку и угощает цветочным соком). Добро пожаловать, крошка. Посмотри как красиво у меня на дереве! Я думаю, мы отлично заживем здесь вместе. Хоть ты и не очень похожа на майского жука, но все равно очень милая! (кричит другим) Эй, братцы и сестрицы, приходите познакомиться с моей невестой.

Танец Жуков и Жучков-барышень. Танец с веерами.

( Жучки-барышни, оглядывая Дюймовочку):

- У нее только две ножки! Жалко смотреть!

- У нее нет щупальцев!

- Какая у нее тонкая талия!

Жук: И правда, моя невеста должна быть красивой. Я передумал жениться на тебе. Иди куда хочешь. (Выталкивает из круга Дюймовочку. Все насекомые уходят. )

Ведущий: И Дюймовочка одна-одинешенька осталась в лесу.

Дюймовочка: 

Песня

 Последний луч привет прощальный шлет

И исчезает – ласков и бесстрастен.

И, засыпая под сиянье звезд,

Я начинаю снова верить в счастье…          

 (Дюймовочка поет и  засыпает.)

             Звучит вальс.  Танец птиц (танец цветов).

(Дюймовочка просыпается, встает и любуется птицами.)

Дюймовочка. Какое чудное приволье 
Среди лужаек и полей! 
Гамак из белых паутинок 
На стебельках от двух травинок 
Подвешу крепко, а потом 
Постель себе устрою в нем. 
Пыльцу и сладкий свой нектар 
Цветы мне предлагают в дар.

Птички: Прощай, Дюймовочка, нам пора в дальние страны. Уже осень, скоро наступит зима, станет,  совсем холодно, мы не можем больше оставаться.

Дюймовочка: Прощайте, друзья! (машет) Как же так, я думала, лето будет всегда. Неужели дальше будет только холоднее? (Подходит к дому) И листик завял!

  Тот же мелодичный перезвон, что и в начале.

Дюймовочка: Я не знаю, что такое зима.  Пойду попрошу кого-нибудь приютить меня, пока лес опять не расцветет.

(Дюймовочка заворачивается в лист - зеленое покрывало и движется в сторону норки-домика.)

Ведущий: Возле леса, куда она попала, лежало большое поле; хлеб давно был убран, одни голые, сухие стебельки торчали из мерзлой земли.  И вот пришла бедняжка к дверям полевой мыши; дверью была маленькая дырочка, прикрытая сухими стебельками и былинками. Полевая мышь жила в тепле и довольстве: все помещение было битком набито хлебными зернами, кухня и кладовая у нее были на загляденье!

Дюймовочка: Здравствуйте, госпожа Мышь. Пожалуйста, дайте мне хоть одно зернышко! Я не ела два дня и очень замерзла!

Мышь: Ах ты, бедняжка! Ступай сюда, погрейся да поешь со мною!

(Дюймовочка заходит, садится за стол, мышь кормит её)

Мышь: Ты можешь жить у меня всю зиму, только убирай хорошенько мои комнаты да рассказывай мне сказки, я до них большая охотница.

Ведущий: И Дюймовочка стала делать все, что приказывала ей мышь, и зажила в теплой норке мыши. За окнами летели снежинки, и темные тучи завесили все небо. Дюймовочка каждый день проверяла, не появилось ли солнышко, не расцвели ли опять прекрасные цветы.

Мышь: Скоро, пожалуй, у нас будут гости. Мой сосед обычно навещает меня раз в неделю. Он живет куда лучше меня: у него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубе. Вот если бы тебе удалось выйти за него замуж! Ты бы зажила на славу! Беда только, что он слеп и не может видеть тебя.

              Дюймовочка: Я вовсе не собираюсь замуж. Но если вы пожелаете, я могу спеть для господина Крота.

(Входит крот)

Крот: Здравствуй, хозяйка, принимай гостя.

Мышь (лебезит): Здравствуйте, дорогой сосед, мы вас так ждали, так ждали,  присаживайтесь. Дюймовочка, налей гостю чая, только без ромашки. Господин Крот не любит цветов.

(Дюймовочка молча подает чай)

Крот: А что их любить? Проку от них никакого. Целое лето только и знают, как собирать вокруг себя мошкару. А  осенью все равно вянут! И какой в них толк? Солнце тоже только вредит, жарит все лето так, что у меня земля в норе трескается. А от этого у меня убытки. Право, лучше, если б солнца и вовсе не было.  Вот я живу всю свою жизнь под землей, подальше от солнца и вполне, моя дорогая, доволен.

Мышь: Как же вы правы, господин Крот… Позвольте я познакомлю Вас с Дюймовочкой. Эта девочка отлично рассказывает сказки и убирает мою норку. Ах, как жаль, что вы не видите её, она очень мила. Дюймовочка, спой нашему гостю свою лучшую песенку.

Дюймовочка:

Песня

В теплом доме старой мыши

Ходят ходики: тик-так.

Сильный ветер бьет по крыше,

Тесто в кадке мирно дышит,

В закромах лежит мука.

Здесь учусь и я трудиться,

Забывая о себе.

Быть послушной, не лениться –

Этот навык пригодиться

Непременно в жизни мне.  

Крот: Весьма недурно. Кстати, я закончил рыть галерею, соединяющие наши дома. Теперь я смогу приходить почаще. Не хотите осмотреть?

Мышь: С удовольствием!

(Крот берет гнилушку-фонарик и ведет их по галерее)

Крот: Так, проходите, пожалуйста. Осторожно, не наступите на птицу.

Дюймовочка: Птичка!

Крот: Да, она, должно быть, замерзла в начале зимы и её здесь закопали.

 Дюймовочка: Может быть, это она  так чудесно распевала летом! Сколько радости доставила ты мне, милая, хорошая птичка!

 (Дюймовочка пытается оживить ласточку, крот с мышью переговариваются)

Крот: Небось не свистит больше! Вот горькая участь родиться птицей- только и умеет чирикать, поневоле замерзнешь зимой!

Мышь: Да, да, правда ваша. Какой прок от этого чириканья? Что оно приносит птице? Холод и голод зимой? Много, нечего сказать!

Крот: Нам пора возвращаться.

Мышь: До свидания, господин Крот. Будем рады ещё вас увидеть, не забывайте про нас! (садится в кресло) Эх, вздремнуть бы чуток. Дюймовочка, проверь-ка запасы нашего зерна, кажется,  тебе придется тебе есть поменьше, а то до весны может и не хватить. (засыпает)

(Дюймовочка тихонько берет одеяло и пробирается в галерею, там укрывает Ласточку)

Дюймовочка: Прощай, миленькая птичка. Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда все деревья были такие зеленые, а солнышко так славно грело!

(Дюймовочка склоняет голову на грудь Ласточки)

Дюймовочка: Ах, что-то стучит! Ты живая! Мне пора идти, я завтра обязательно приду и принесу тебе поесть.

(Дюймовочка уходит, потом возвращается с маленькой подушечкой и подкладывает под голову Ласточке).

Ведущий: Осенью ласточки улетают в теплые края, а если которая запоздает, то от холода окоченеет, упадет замертво на землю, и ее засыплет холодным снегом. Так получилось и с нашей птичкой. На следующую ночь Дюймовочка опять потихоньку пробралась к ласточке. Птичка уже ожила, только была еще очень слаба и еле-еле открыла глаза, чтобы посмотреть на девочку.

Ласточка: Благодарю тебя, милая крошка! Я так славно согрелась. Скоро я совсем поправлюсь и опять вылечу на солнышко.

Дюймовочка: Ах, теперь так холодно, идет снег! Останься лучше в своей теплой постельке, я буду ухаживать за тобой.

(Дюймовочка уходит, потом приходит с ковшиком воды.)

Ведущий:  На следующую ночь Дюймовочка принесла птичке воды. Ласточка попила и рассказала девочке, как поранила себе крылышко о терновый куст и потому не могла улететь вместе с другими ласточками в теплые края. Всю зиму прожила тут ласточка, и Дюймовочка ухаживала за ней. Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом, они ведь совсем не любили птичек. И вот, настала весна…

Дюймовочка: Сегодня Господин Крот сказал, что наступила весна. А это значит, что скоро станет совсем тепло, и ты сможешь лететь к своей семье!

Ласточка: Не хочешь полететь со мной?  Садись ко мне на спину, и мы полетим в зеленый лес!

Дюймовочка: Нет, нельзя... Хозяйка Мышь очень огорчится, если я улечу. Она уже старенькая, а со мной ей веселее.

Ласточка: Прощай, прощай, милая крошка!  (улетает) Кви-вить, кви-вить!

(Дюймовочка возвращается домой)

Мышь: Летом тебе придется готовить себе приданое! Господин Крот посватался за тебя.

Дюймовочка: Как? Мы же с ним почти не разговаривали!

Мышь: Такие важные особы, как Господин Крот не тратят время на пустые разговоры. Садись за шитье. Надо, чтобы у тебя всего было вдоволь, а там выйдешь замуж за крота и подавно ни в чем нуждаться не будешь!

Ведущий: Девочке пришлось шить  по целым дням. Каждый вечер крот приходил к полевой мыши в гости и все толковал о том, что вот скоро лету будет конец, солнце перестанет так палить землю, а то она совсем уж как камень стала, и тогда они сыграют свадьбу. Но девочка была совсем не рада, она любила солнце и цветы. А с кротом ей всегда придется жить под землей.

Дюймовочка (встает на песню)

 (Песня)

Каждое утро встречая рассвет,

А на закате прощаясь,

Солнцу я шлю теплый привет,

Благодарю, восхищаюсь.

Трудно понять мне, почему

Сердце так радостно бьется.

Просто, мне кажется, я так люблю,

Очень люблю тебя, солнце.

Как светло, как хорошо там, на воле! Милая ласточка, где ты сейчас летаешь? (садится шить)

 Ведущий: К осени Дюймовочка приготовила все свое приданое.

Мышь: Через месяц твоя свадьба!

Дюймовочка: Но я не хочу выходить замуж за Крота.

Мышь: Пустяки! Только не капризничай, а то возьму да укушу тебя белым зубом. У тебя будет чудеснейший муж. У самой королевы нет такой черной бархатной шубки, как у него! Да и в кухне и в погребе у него не пусто!

(Дюймовочке  одевают фату и  белую накидку)

Ведущий: Наступил день свадьбы. Теперь Дюймовочке придется идти за ним в его нору, жить глубоко-глубоко под землей, и никогда не выходить на солнышко, крот ведь терпеть его не мог! А бедной крошке было так тяжело навсегда распроститься с красным солнышком! У полевой мыши она все-таки могла хоть изредка любоваться на него.

(Входит крот).

Мышь: Здравствуйте, господин Крот. Вот я Вам красавицу-невесту приготовила.

(Мышь протягивает руки)

Крот: Что ещё?

Мышь: А как же свадебный подарок?

Крот: Вот ещё! Может она ещё и не стоит никаких подарков.

Мышь: Ну, Дюймовочка, все что я могла для тебя,  сделала. Прощай.

Дюймовочка: Прошу вас! Разрешите мне попрощаться с солнышком, с чистым небом! Обещаю, я не попрошу у Вас больше ничего.

Крот:  Хорошо. Только не долго. По крайней мере, мне не пришлось тратиться!

(Дюймовочка выходит из дома).

Ведущий: И  Дюймовочка вышла взглянуть на солнце в последний раз.

Дюймовочка: Прощай, ясное солнышко, прощай! Милый цветочек, кланяйся от меня ласточке, если увидишь ее!

(Появляется  ласточка).

Ласточка: Кви-вить, кви-вить!

 Дюймовочка: Здравствуй милая ласточка, как хорошо, что я могу попрощаться с тобой! Меня заставляют выйти замуж за Крота. Я буду жить глубоко под землей, куда никогда не заглянет солнышко.

Ласточка: Скоро придет холодная зима, и я улетаю далеко-далеко, в теплые края. Хочешь лететь со мной? Ты можешь сесть ко мне на спину только привяжи себя покрепче поясом, и мы улетим с тобой далеко от гадкого крота, далеко за синие моря, за высокие горы, в теплые края, где солнышко светит ярче, где всегда лето и цветут чудные цветы! Полетим со мной, милая крошка! Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в темной, холодной яме.

Дюймовочка: Да, да, я полечу с тобой!

Ласточка: 

(Песня)

Я лечу навстречу солнцу,

В теплый край, где нет зимы,

В край чудесный, где смеётся

Шорох ласковой волны.

Полетим туда, скорее,

Сбросив груз земных забот.

Посмотри, нас вольный ветер

За собою в путь зовет.

(Дюймовочка берет за талию Ласточку, и они движутся, имитируя полет)

Ведущий: Ласточка взвилась стрелой и полетела над темными лесами, над синими морями и высокими горами, покрытыми снегом.

Ведущий: Но вот и теплые края! Тут солнце сияло уже гораздо ярче, небо стояло выше, а около канав и изгородей вился чудесный зеленый и черный виноград. На берегу чудесного голубого озера, посреди зеленых кудрявых дерев стоял старинный белый мраморный дворец. Виноградные лозы обвивали его высокие колонны, а наверху, под крышей, лепились ласточкины гнезда. В одном из них и жила ласточка, которая принесла Дюймовочку.

(Остановились).

Ласточка: Вот мой дом!  А ты выбери себе внизу какой-нибудь красивый цветок, я тебя посажу в него, и ты заживешь как нельзя лучше!

Дюймовочка:  Ах, как чудесно! (хлопает в ладоши)

(Дюймовочка садится на цветок)

Ведущий: Внизу росли чудеснейшие цветы. Ласточка посадила девочку на один из цветов. В соседнем цветке сидел человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла прелестная золотая корона, за плечами развевались блестящие крылышки, а сам он был не больше  Дюймовочки. 

Дюймовочка: Ах, как он хорош!

Эльф: Здравствуй, я король эльфов. А как тебя зовут? Где твои крылышки?

Дюймовочка: Я не эльф, я девочка, Дюймовочка.

Эльф:  Эге-гей!  Посмотрите все, какая милая девочка прилетела к нам на спине большой птицы!

(Подходят дети с крылышками)

Дюймовочка:

Милые эльфы, мне нравится тут. Здесь вечная весна и теплое солнышко и цветут розы.

(Дети помогают одеть крылышки  Дюймовочке).

Ведущий: Маленький король снял свою золотую корону, надел Дюймовочке на голову и спросил, хочет ли она быть царицей цветов? И девочка согласилась. Все Эльфы поднесли Дюймовочке подарки. Самым лучшим была пара прозрачных крылышек. Их прикрепили к спинке девочки, и она тоже могла теперь летать с цветка на цветок! То-то было радости!

Дюймовочка: 

(Песня)

Нет надо мной земных оков,

Все горе, беды позабыты,

Нашла я преданных друзей,

Сердца их для любви открыты.

И в их душевной дружбе чистой

Хотела б слиться, в песне свету

И Славу воздавать Тому,

Кто каждый день дает рассветы.

(Во время звучание песни-герои сказки выходят на поклон).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Вокально-инструментальный ансамбль"

Рабочая программа педагога дополнительного образования в детском доме "Вокально-инструментальный ансамбль"...

Особенности работы над аккомпанементом в вокально-инструментальных произведениях на уроках общего фортепиано

Важнейшим видом практической деятельности музыканта является концертмейстерское исполнительство. В основе исполнительской деятельности лежит принцип интерпретации музыкального произведения. Интерпрета...

Авторская (адаптационная) педагогическая разработка образовательной программы дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"

Программа имеет художественно--эстетическую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области вокально-инструментальной музыки....

Программа дополнительного образования "Вокально-инструментальный ансамбль"

Данной  программой могут воспользоваться педагоги дополнительного образоваия....

Дополнительная общеобразовательная программа вокально- инструментальный ансамбль "Лазурный берег"

Программа учебной дисциплины вокально-инструментального ансамбля (ВИА) "Лазурный берег" направлена на организацию внеурочной деятельности подростков 11-17 лет. Срок реализации...

Самоанализ занятия вокально-инструментального коллектива по теме «Стили в музыке»

Самоанализ занятия вокально-инструментального коллектива  по теме «Стили  в музыке»...

Музыка Ксении Маниной: нотный сборник с раскрасками "Радуга звуков"

Как известно, именно дошкольный возраст называют сензитивным периодом, когда закладывается фундамент для развития личности. А что же важно для формирования грамотного представления об окружающем...