Ритмы, несущие здоровье
статья по музыке по теме

Роль  уроков музыки и ритмики  в реабилитации и оздоровлении детей с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ritmy_nesushchie_zdorove.docx23.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ритмы, несущие здоровье.

       Главной целью музыкально - эстетического воспитания в коррекционном образовательном учреждение является создание условий для реализации права учащегося с проблемами здоровья на качественное  музыкально – эстетическое образование в соответствии с его психо - физическими возможностями и способностями.                                                                                    Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания. Важная задача предмета                                                                                                                             - развитие их художественно- эстетического вкуса, музыкальности;                                                                                           - формирование музыкально- ритмической координации;                                                                                                                     -развитие танцевальных способностей;                                                                                                                       -развитие гибкости тела;                                                                                                                                       - научить детей двигаться в характере музыки, образного содержания, передавая её темповые, динамические, метро-ритмические  особенности                                                                                        В условиях   школы для детей с  ограниченными возможностями здоровья «коррекционная ритмика» - это  специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных  психо-коррекционных  упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшается качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция,  произвольность движений и поведения.                                                                                                              . Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психо - эмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка.                                        Организация движений  с помощью ритма развивает у детей внимание, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной личности. Ритмика является одной из своеобразных форм музыкотерапии, средством специально подобранных методов и приемов, направленных на преодоление  недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально- волевой сферы.                                                                               На уроках коррекционной ритмике для детей с нарушением зрения  можно выделить основных направления работы с детьми:

Оздоровительное:   музыкально – ритмические движения, упражнения служат и задачам физического воспитания. Они  совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, координации, ориентировке в пространстве, укрепляют вестибулярный аппарат,  благотворно воздействуют  на работу органов дыхания, кровообращения Занятия ритмикой способствует укреплению у детей мышечного корсета,  формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом,  и  это достигается :

- через создание условий для комфортного самочувствия на занятиях;                                - выполнение заданий, адекватных возможностям ребенка;                                                                                                 - активное использование физминуток,  динамических пауз для здоровья сбережения.

      Образовательное:  уроки ритмики помогают усвоить основные музыкально - теоретические понятия, развивают музыкальный слух, память, чувство ритма, активизирует восприятие музыки;

 Воспитательное:  на занятиях ребенок соприкасается с миром искусства, получает представление о танце и балетном искусстве, приобретает опыт общения, совместного действия, творчества, сопереживания, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, овладевает целым рядом навыков в области сценического движения.                                                        

Музыкально - ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок песен, хороводов, упражнений. Особое значение в развитии моторики, ритма, внимания, слуха уделяется игровым песням, тат как они являются одним из основных видов деятельности  детей и важным средством воспитания, создание ситуации успеха, отдавая предпочтение стимулирующим приемам  воздействия на личность ребенка

Коррекционно - развивающее :  учебные и коррекционные задачи реализуются с учетом возраста, уровня восприятия учебного материала, уровня физических возможностей ребенка с использованием  индивидуально- ориентированный материал, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, Это специально подобранный   репертуар, который разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача - подведение детей к выразительному самостоятельному исполнению композиции – танца,  публичное выступление на концертах.                                                                                                               Важным элементом урока являются  релаксационные  музыкальные упражнения, способствующие снятию, мышечного и эмоционального напряжения.                                                                                                                        На уроке развиваются творческие способности детей. Занятия ритмикой способствует общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, исправлению недостатков общей и речевой моторики, эмоционально- речевой  сферы. Активно применяется театрализация на занятиях по ритмике. Художественное слово, элементы сказок, загадки помогают «разбудить» воображение детей, обострить восприятие, повысить интерес к процессу и результату. Для развития мелкой моторики рук применяется пальчиковая гимнастика.

        Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образное движение связано с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Это относится и к музыкальным играм, которые пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально-двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования - кто скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание и т.д.

                Сюжетно-ролевая ритмика представляет собой совокупность средств физического воспитания, музыки, игры–драматизации и содержания сказок, обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности школьников.
        Сказка активизирует его воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у него появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

Таким образом, кроме учебных и коррекционных задач используются различные виды воспитательного воздействия на учащихся с нарушениями зрения с целью адаптации в окружающем социуме. Результатом этого воздействия является:

  1. Эмоциональная и физическая разгрузка,
  2. Совместное взаимодействие, коммуникативность, инициативность. стремление  к лидерству
  3. подготовка  внеклассных мероприятий, конкурсов.

Уроки ритмики строятся по принципу чередования видов деятельности: интеллектуальной, физической, эмоциональной нагрузки.                                                       Итогом уроков ритмики  является: эмоциональный заряд, позитивное настроение, воспитание художественного вкуса, познание красоты и силы своего тела, физическое развитие в соприкосновении с музыкой.

Таким образом, занятия ритмикой в коррекционной работе является мощным эмоционально-положительным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.

Приобщение детей к удивительному миру музыки и танца способствует  их всестороннему эстетическому развитию, оздоровлению и сохранению самого ценного, что есть у наших детей – их здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритм. О чём рассказывает музыкальный ритм. 6 класс

Разработка урока музыки в шестом классе с презентацией по программе В.В. Алеева, Т.И.Науменко. В уроке были использованы различные виды деятельности, каждый из которых  логически мотивирован и це...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ  РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Статья "Ритм жизни - в деятельности "РИТМА" (дополнительное образование)

Помимо школьного пространства существует «пространство жизни, в котором дети не будущее, а реально действующее, имеющие немало настоящих проблем, решающие нередко совсем не детские задачи, вступающие ...

Урок музыки в 3 классе: "Острый ритм - ритм джаза".

Урок музыки в 3 классе: "Острый ритм - ритм джаза"....

Городская акция «В ритме ЗОЖ», посвященная Всемирному Дню Здоровья

7 апреля 2019 года по всему миру отмечали День здоровья. В этом году по решению всемирной организации здравоохранения темой праздника стал «Всеобщий охват услугами здравоохранения».Нижнева...