урок музыки в 6 классе
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

жаркова жанна валерьевна

Урок музыки в 6 классе :"Мир образов инструментальной музыки" 

Шопен. Этюд №12

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnyy_urok_shopen.docx27.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 6 классе.

Тема урока: Мир образов инструментальной музыки.

Цель урока: Формирование эмоционально-эстетической культуры обучающихся на основе произведений Ф.Шопена

Для достижения данной цели были сформулированы задачи.

Образовательные задачи:

- познакомить обучающихся с творчеством польского  композитора  Фридерика  Шопена;

- расширить   музыкального  кругозора обучающихся;

- познакомить с жанром «этюд».

Развивающие задачи:

- развивать творческое   мышление  на  основе  восприятия  музыки, живописи, литературы;

-развивать умения анализировать, сравнивать, доказывать;

- развивать  речь: обогащение и усложнение её словарного запаса;

- развивать культуру слушания классической музыки;

- развивать эстетический вкус.

Воспитывающие задачи:

- воспитывать толерантность, уважение к музыкальным традициями культуре  другого  народа;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение  к  мнению  собеседника.

Методическое оборудование: проектор, фортепиано, компьютер.

Дидактический материал: творческие папки (стихи о Шопене, слова для составления эмоционально-образной цепочки, репродукции   известных художников, словарь эмоционально-образных слов), книга мудрости, с листами для заполнения «О чём мне рассказал старый рояль», кисточки, краски, альбомные листы, баночки с водой.

Ход урока:

Он стоит молчаливый, приткнувшись к стене… Старый рояль! А когда-то его звуки наполняли парадную гостиную, либо просторный  зал... Сверкающий, концертный рояль! Он вызывал восторг и ликование публики своим блеском и силой звука... Он рассказывал драмы и пел песни о любви, перебирая чёрно-белые клавиши, будто перелистывая страницы жизни…

Кто знает, созвучна ли ему история сегодняшних героев? Какую тайну хранит старый рояль? Ах, если бы он умел разговаривать! Умеет! Звучит и поёт! И мы постигаем силу звука из прошлого в настоящем...

          (Мелодекламация, слайд)

Ребята, а нам современным людям, живущим в 21 веке нужна ли музыка из прошлого?

Как вы относитесь к словам из сочинения: "Серьёзной музыки я просто не понимаю. Я не испытываю к ней никакого интереса. Мне говорят, что я сам лишаю себя большого удовольствия своим нежеланием понимать музыку. А я то же самое думаю о людях, не умеющих кататься на скейтборде..."

(музыка старины созвучна нашему времени, она заставляет думать, мыслить, размышлять).

Ребята размышляют откуда появляется музыкальный образ (вдохновение , эмоции, переживание - и рождается образ, наполненный чувствами…в музыке )

Ребята формулируют тему.

-О чём сегодня нам расскажет старый рояль? (акцент на слово «инструментальная» музыка ) Вслушайтесь в музыку. Как она звучит? Какие чувства у вас вызывает?

1 слушание. Звучит фрагмент. ЭТЮД № 12.

Как прозвучала музыка? (отчаянно, встревоженно, резко, драматично, героический порыв, гневно, сильно, уверенно, взволнованно)

Какие чувства в музыке выразил композитор? ( гнев, боль, отчаяние, крик души, возмущение)

Образ какого человека, по- вашему, рисует музыка? (возможно, это образ человека , который испытывает боль, гнев, отчаяние… Волнуется, страдает, негодует ,изнывает. Стонет…

- Но ведь нам об этом никто не рассказывает, почему вы пришли к таким выводам? (нам рассказывает об этом музыка, )

- Ребята, а можно сравнить эту музыку с выразительной речью? (да)

Какими средствами музыкальной выразительности этого добивается композитор? (нарастает динамика, быстрый темп,

фортепианные пассажи.)

Как заканчивается произведение? (неуверенными аккордами)

Почему? ( надежда)   Ребята аргументируют свои ответы.

Динамическая пауза-Если бы мы были в настоящем концертном зале… (аплодисменты стоя)

Сегодня на уроке мы слушаем музыку великого польского композитора Фридерика Шопена.

Шопен был замечательным пианистом, гениальным композитором! Говорили, «что клавиши под его пальцами поют!» Современники называли его "душой фортепиано".

У каждого из нас свои мысли, свои переживания… Что сейчас вам подсказывает сердце? Какую тайну хранит старый рояль? Что рассказывал ему Шопен? Какой образ раскрыл композитор в данном произведении?

Вам предстоит выполнить творческое задание «Созвучие».

Подготовка к творческому заданию.

(5 творческих групп. Обучающиеся по желанию выбирают папки с данными творческими заданиями. )

1 группа  «Созвучие музыки в цвете»

Приглашаю за отдельную парту ребят, умеющих   или   желающих рисовать. Перед ними краски, кисти, альбомные листы, баночки с водой. Задание для «художников» - подобрать цвет к музыке, используя технику «размыва красок водой».

 2 группа «Созвучие музыки с чувствами»- составить цепочку эмоционально-образных слов;

3 группа «Созвучие музыки с картинами»- выбрать репродукции, созвучные   музыке;

4 группа  «Созвучие музыки со стихами»- выбрать стихи о Шопене

 5 группа «Созвучие в музыке» (эрудиты)- познакомиться с новыми определениями (камерная музыка, этюд)

Слушание 2. Этюд №12. Фрагмент.  Выполнение творческого задания в созвучии с музыкой.

Представление выполненных творческих заданий.

Ребята аргументируют ответы о выборе тона и цвета красок к музыке, о выборе стихов, репродукций, о цепочке эмоционально-образных слов.

5 группа- обучающиеся определяют жанр «Этюд», дают характеристику «камерной музыки» Учитель знакомит обучающихся с название произведения ЭТЮД №12 (на доске) «Революционный»

2 группа-представляет цепочку чувств и эмоций к этюду

-Учитывая ваш выбор эмоций и чувств, определите образ чего передаёт музыка?

1 группа- представление цветовой гаммы. Аргументы. Итак, по-вашему это образ…

3 группа-аргументы выбора репродукций, подходящих к музыке.

4 группа-стихи о Шопене, наиболее подходящие к музыке. Аргументы.

Созвучие музыки, картин, стихов, наших чувств, подсказывает нам, что  в этом этюде Шопен раскрывает какой образ? (образ отчаяния, образ боли, образ гнева, мужественный образ, образ борьбы…) Драматический образ.

Так случилось, что Шопен вынужден был покинуть Польшу и до конца дней он жил в Париже. Но любовь к Польше, к своему народу он хранил всю жизнь. Все свои переживания, всю свою любовь он поведал нам в музыке. Шопен завещал своё сердце Родине! По сей день его сердце хранится в одном из польских костёлов.

Любовь к Родине… У каждого человека она своя… Любовь Шопена к Родине была безгранична…

Слушание 3. Этюд №12.

Учитель открывает  Книгу мудрости.

Мелодекламация на последней фразе.

«Музыка, вырывавшаяся из-под пальцев, с лихвой принимала в себя всю боль и тоску о Польше, накопившуюся в сердце…Инструмент стонал, кричал от отчаяния , забирал всю печаль… Музыкант, подобно  свече, отдавал миру свет, оставшийся в сердце…

Последний всплеск энергии. Пальцы тем временем не замедляли свой ход, а лишь разгонялись быстрее, быстрее, еще быстрее! Предельное напряжение и… он завершает композицию мощным, тяжелым аккордом.

Он сыграл свой этюд, перебирая чёрно-белые клавиши, будто перелистывая страницы жизни…»

Учитель просит ребят заполнить странички из книги Мудрости ("О чём мне рассказал старый рояль?")


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"

Закрепление  и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...