Комплекс артикуляционной гимнастики "Ребятки и зверятки" с презентацией.
презентация к уроку на тему

хозяинова татьяна геннадьевна

 

         Данная презентация предназначена для наглядной демонстрации  при проведении артикуляционной гимнастики в процессе разучивания песен, работе над дикцией, звукоформированием,   и как самостоятельное занятие в свободное время индивидуально с ребёнком или подгруппой детей, имеющих вялую артикуляцию.

         Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов речевого  аппарата, что необходимо для правильного произнесения звуков при исполнении песен и активной артикуляции.

Тематика презентации позволяет использовать её при проведении занятий  в рамках одной из тем года «Братья наши меньшие», когда дети знакомятся с музыкой разных композиторов о животных и птицах  (К. Сен – Санс,  сюита «Карнавал животных»), как это сделала я. 

Анимационные картинки в сопровождении  стихотворного  текста,  использованные в презентации, привлекают внимание ребят, вызывают  у них  стойкий интерес к занятию. Радостные эмоции и желание подражать зверушкам  препятствуют переутомлению ребят.  По мере усвоения данного комплекса можно добавлять картинки с изображениями других животных.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аннотация к презентации «Ребятки и зверятки».

        Данная презентация предназначена для наглядной демонстрации  при проведении артикуляционной гимнастики в процессе разучивания песен, работе над дикцией, звукоформированием,   и как самостоятельное занятие в свободное время индивидуально с ребёнком или подгруппой детей, имеющих вялую артикуляцию.

        Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов речевого  аппарата, что необходимо для правильного произнесения звуков при исполнении песен и активной артикуляции.

         Необходимость регулярных  занятий  артикуляционной гимнастикой:
- благодаря  занятиям артикуляционной гимнастикой, дети могут научиться говорить чисто и правильно;
- дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстро
преодолеть свои речевые дефекты и укрепить мышцы речевого аппарата;
-  артикуляционная гимнастика полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением;
- занятия артикуляционной гимнастикой в сочетании с дыхательной,   позволяют детям  научиться произносить слова во время  пения
правильно, отчётливо и красиво.

        Тематика презентации позволяет использовать её при проведении занятий  в рамках одной из тем года «Братья наши меньшие», когда дети знакомятся с музыкой разных композиторов о животных и птицах  (К. Сен – Санс,  сюита «Карнавал животных»), как это сделала я. Фотографии детей  были добавлены в презентацию  для отправки работы на муниципальный Фестиваль.

        Анимационные картинки в сопровождении  стихотворного  текста,  использованные в презентации, привлекают внимание ребят, вызывают  у них  стойкий интерес к занятию. Радостные эмоции и желание подражать зверушкам  препятствуют переутомлению ребят.  По мере усвоения данного комплекса можно добавлять картинки с изображениями других животных.

         В дальнейшем эта гимнастика используется в любое свободное время индивидуально или с группой детей.

        Этапы проведения:

- на первом этапе  упражнения выполняем медленно, глядя на себя в зеркало, т. к. ребёнку необходим зрительный контроль.
- на последующих занятиях зеркало убирается, и ребёнок «включает» самоконтроль;
- полезно задавать наводящие вопросы, например (что делают губы?), (что делает язычок?), (где он находится, вверху или внизу, слева или справа?)  и т. д.
- упражнения выполняются  в спокойном темпе и плавно.

- вначале используется показ взрослого, а потом  в паре с другим ребёнком, когда дети могут контролировать  друг друга или соревноваться, у кого лучше получается.
        Вся гимнастика занимает совсем немного времени
(от 3 до 5 минут),  но даёт положительные результаты в дальнейшей работе, когда детям перед началом  пения предлагается вспомнить,  как они изображали животных.

        Можно дать задание: будем петь, как «слоники», «обезьянки», «рыбки» и т. д., а теперь, как настоящие «певцы». Такой игровой приём способствует эмоциональной разрядке и препятствует переутомлению детей. 

        Использование такой гимнастики  активизирует  и улучшает  артикуляцию, звукопроизношение, дикцию.  В результате дети начинают говорить и  петь выразительнее, осмысленнее, правильнее, интереснее, точнее.

Комплекс артикуляционной гимнастики  

 «Ребятки и зверятки»

(для детей старшей и подготовительной групп).

        Цель:  выработка качественных,  полноценных движений и определённых положений органов артикуляции, умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка и хорошей артикуляции во время пения.

        Задачи:

- укреплять мышцы речевого аппарата детей;

- развивать умение контролировать свою речь и артикуляцию;

        Результат:

- повышаются показатели уровня развития речи детей;

- развиваются певческие навыки;

- дети начинают петь  осмысленно,  правильно, красиво.

        Область применения:

 - в свободное время (индивидуально или подгруппой детей);

-  во время НОД «Музыка» перед  пением в процессе работы над дикцией и артикуляцией (группа детей).

        Примечание: комплекс можно использовать частями, постепенно вводя новые упражнения.

Ход занятия:

        М. Р. Здравствуйте, ребята! Вы все знаете, какую пользу нашему организму приносит гимнастика. Мы становимся красивее, выносливее, меньше болеем.  Мышцы нашего тела  благодаря гимнастике становятся крепкими  и сильными.  Но ведь гимнастика нужна не только  мышцам  нашего тела.  Сегодня я хочу провести с вами  гимнастику не совсем обычную.  И для этого я пригласила  помощников.

Послушайте и посмотрите, кто мне сегодня будет помогать.

1 слайд. Описание движений (слайд предназначен для ознакомления с комплексом, для детей нужно его пропустить).

Описание движений:

«Рыбка» - смыкать и размыкать губки, немного вытягивая вперёд и

беззвучно пошлёпывая ими.

«Слоник» - активно вытягивать губы вперёд «хоботком».

«Лягушка» - широкая улыбка, уголки  губ тянутся в стороны ушей.

«Тигр» - показать верхние и нижние зубы, постукивая ими.

«Кошка» - вытягивать широкий язычок вперёд и обратно, складывая его ложбинкой.

«Лошадка» - «прищёлкивать» язычком.

«Жираф» - язычком тянуться к верхнему нёбу.

«Ёжик» - язычком касаться внутренних сторон обеих щёк.

«Лосёнок» - расслабить язычок, сложив на нижнюю губу, активно подышать.

«Мартышка» - погримасничать (задействованы все мыщцы  лица).

«Бегемотик» - широко открывать и закрывать рот, не сдерживая ощущение зевка.

2 слайд. Начиная со второго слайда,  презентация предназначена  для просмотра детьми.

Чтобы речь была красивой, чтобы песни петь на «пять»,

Надо ротик сделать сильным, надо ротик укреплять.

А помогут мне, ребятки, ваши младшие друзья:

Кошки, слоники, тигрята – подражать им буду я.

Вы, ребята, не зевайте и за нами повторяйте!

3 слайд.

Открывает рыбка рот, молча песенку поёт.

Мы, как рыбки, сами шлёпаем губами.

4 слайд. Губки вытянем вперёд, будто слоник -  хоботок.

5 слайд. Губки тянем мы до ушка, улыбнёмся, как лягушка.

6 слайд. Грозный тигр оскалил зубы, он шутить – то ведь не любит.

Зубки тоже мы покажем.  «Не боимся!» - тигру скажем.

7 слайд. Любит киска молоко, хоть лакать ей нелегко.

Молочко полезно очень, и лакать мы будем тоже.

8 слайд. Будем щёлкать язычками, на лошадке едем к маме.

 9 слайд. Язычок поднимем вверх – ведь жирафик выше всех!

10 слайд. А у ёжика иголки очень колки, очень колки.

Влево, вправо язычком щёчки изнутри проткнём.

11 слайд. Наш лосёнок бегал долго, и теперь язык – метёлкой.

Отдышаться лось не может, ждёт он, кто ему поможет.

12 слайд.  Эй, девчонки и мальчишки, покривляйтесь, как мартышки.

13 слайд. Широко откроем ротики, подражаем  бегемотику.

14 слайд. 

Ротик потрудился славно, занимался он на «пять».

Ротик мы закроем плавно – мышцам надо отдыхать

(в случае, если это занятие проводится  в свободное время и дальнейшего пения не предполагается).

Вариант для последующего пения:

Ротик потрудился славно, занимался он на «пять».

Будем говорить красиво, сможем песни петь опять!

Скажем, ребятки «Спасибо!»  зверяткам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплекс артикуляционной гимнастики «Ребятки и зверятки » Описание движений: «Рыбка» - смыкать и размыкать губки, немного вытягивая вперёд и б еззвучно пошлёпывая ими. «Слоник» - активно вытягивать губы вперёд «хоботком». «Лягушка» - широкая улыбка, уголки губ тянутся в стороны ушей. «Тигр» - показать верхние и нижние зубы, постукивая ими. «Кошка» - вытягивать широкий язычок вперёд и обратно, складывая его ложбинкой. «Лошадка» - «прищёлкивать» язычком. «Жираф» - язычком тянуться к верхнему нёбу. «Ёжик» - язычком касаться внутренних сторон обеих щёк. «Лосёнок» - расслабить язычок, сложив на нижнюю губу, активно подышать. «Мартышка» - погримасничать (задействованы все мыщцы лица). « Бегемотик » - широко открывать и закрывать рот, не сдерживая ощущение зевка.

Слайд 2

Ребятки и зверятки Чтобы речь была красивой, чтобы песни петь на «пять», Надо ротик сделать сильным, надо ротик укреплять. А помогут мне, ребята, ваши младшие друзья: кошки, слоники, тигрята. Подражать им буду я. Вы, ребята, не зевайте и за нами повторяйте!

Слайд 3

Открывает рыбка рот, молча песенку поёт. Мы, как рыбки, сами шлёпаем губами.

Слайд 4

Губки вытянем вперёд, будто слоник хоботок.

Слайд 5

Губки тянем мы до ушка, Улыбнёмся, как лягушка.

Слайд 6

Грозный тигр оскалил зубы – Он шутить – то ведь не любит. Зубки тоже мы покажем. «Не боимся!» – тигру скажем .

Слайд 7

Любит киска молоко, хоть лакать ей нелегко. Молочко полезно очень, и лакать мы будем тоже.

Слайд 8

Будем щёлкать язычками, На лошадке едем к маме.

Слайд 9

Язычок поднимем вверх, ведь жирафик выше всех.

Слайд 10

А у ёжика иголки очень колки, очень колки. Влево, вправо язычком щёчки изнутри проткнём .

Слайд 11

Наш лосёнок бегал долго, и теперь язык - метёлкой. Отдышаться лось не может, ждёт он, кто ему поможет.

Слайд 12

Эй, девчонки и мальчишки, покривляйтесь, как мартышки.

Слайд 13

Широко откроем ротики, подражаем бегемотику .

Слайд 14

Ротик потрудился славно, занимался он на “ пять”. Ротик мы закроем плавно, - мышцам надо отдыхать ... (вариант для последующего пения: «Ротик славно потрудился, занимался он на «пять». Будем говорить красиво, сможем песни петь опять»). Скажем, ребятки, «СПАСИБО!» зверяткам .

Слайд 15

В презентации использованы анимационные картинки с сайта: http:// mirgif.com/zhivotnyj_mir.htm Идея стихов: . maam.ru/ detskijsad /seminar-vospitanie-zkr-artikuljacionaja-i-dyhatelnaja-gimnastika-v-i-i-ii-ml-gr.html (стихотворный текст изменён и адаптирован под данную презентацию автором работы) Литература: http://www.pedlib.ru/Books/3/0298/3_0298-7.shtml#book_page_top Е . Косинова , Артикуляционная гимнастика . Музыкальный руководитель Хозяинова Т. Г., МБДОУ «Детский сад» с. У сть – Лыжа, Усинск, Республика Коми. На фото - воспитанники старшей разновозрастной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастики...

Комплексы артикуляционной гимнастики

Материал содержит комплексы упражнений, ежедневное выполнение которых будет способствовать профилактике и устранению нарушений звукопроизношения....

Комплекс артикуляционных упражнений для звука Р.

В  материале предсталены карточки для выполнения артикуляционной гимнастики.  На карточке изложено описание упражнения и  иллюстрация....

Презентация "Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р"

Презентация "Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р" представляет собой использование здоровьесберегающих технологий на коррекцонно-развивающих логопедических занятиях....