Открытый урок "Работа над различными видами фортепианного изложения"
план-конспект урока по музыке на тему

Харасик Наталья Дмитриевна

Цель урока: формирование (закрепление) умений и навыков исполнения музыкальных произведений ( И.С.Бах «Менуэт», В.Коровицин «Два клоуна»).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН

открытого урока с ученицей 3 класса

фортепианного отделения

Посашковой Валерией

На тему: «Работа над различными видами фортепианного изложения»

Преподавателя  Харасик Натальи Дмитриевны

Тема урока: «Работа над различными видами фортепианного изложения».

Цель урока: формирование (закрепление) умений и навыков исполнения музыкальных произведений ( И.С.Бах «Менуэт», В.Коровицин «Два клоуна»).

Задачи:

Образовательные:

  • добиться применения правильной аппликатуры, фразировки, нюансов, штрихов при исполнении музыкального произведения;
  • проверить  усвоение знаний, умений, навыков по теме «Работа над различными видами фортепианного изложения».

Развивающие:

  • содействовать развитию умственных способностей обучающихся при работе над музыкальным произведением;
  • способствовать становлению и развитию учебной мотивации обучающегося;
  • помочь обучающемуся в развитии исполнительности, внимания, памяти, дисциплинированности.

Воспитательные:

  • способствовать привитию любви к музыкальному искусству и профессии музыканта;
  • способствовать эстетическому развитию и воспитанию обучающихся;
  • способствовать гармоническому воспитанию растущей личности обучающихся.

Тип урока: комбинированный урок;

Форма урока: индивидуальная;

Методы и технологии обучения:

наглядные: показ на инструменте, иллюстрации звуковые наглядные;

практические: гамма, пьеса;

здоровьесберегающие: учет индивидуальных особенностей обучающегося при подборе музыкального репертуара;

проблемные методы: поиск самостоятельного решения проблемы;

исследовательские: самостоятельное исследование вопроса с помощью литературных и информационных источников.

Технология личностно-ориентированного обучения: выявление индивидуальности учащегося, опора на субъективный познавательный опыт учащегося, предоставление свободы выбора способов и форм работы.

Оснащение урока: нотный материал, музыкальный инструмент, портативный компьютер, цифровое фортепиано.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы, цели и задачи урока.
  3. Проверка домашнего задания:
  1. Игра гаммы соль мажор, аккорды, длинные арпеджио; развитие независимости и силы пальцев, отработка пальцевого стаккато при свободной кисти. Ровность и полнота звучания при постоянном ощущении опоры. Аккорды – ощущение разных способов прикосновения к клавиатуре. Постоянная смена моментов напряжения и освобождения мышц.

При  исполнении арпеджио важно тщательно следить за единством линии. Особое внимание уделять плавному подкладыванию 1-го пальца (небольшое отведение запястья по направлению движения). Игра отдельно каждой рукой приемом «бусинки».

  1. Прослушивание материала, над которым осуществлялась работа на предшествующем уроке.

Беседа о композиторе и эпохе, в которой жил и творил И.С.Бах.

Просмотр видеозаписи танца Менуэт помогает познакомиться с характером исполнения, найти новые образные представления и новые звуковые задачи. Направляют и определяют всю работу над изучением пьесы – требуемый звук, фразировка, ритмика, исполнительские штрихи.

  1. Плавное начало мотива, устремление к сильной доле второго такта и последующий мягкий спад звучности. Освоение приемов исполнения: «объединяющее»  движение к 5-му пальцу с постепенным подъемом запястья и последующее собирание руки во втором такте к 1-му пальцу

Полезно играть по голосам, совместно с учеником, меняя поочередно партии рук.

Работа с Менуэтом полезна не только для ознакомления с контрастной полифонией и элементами имитационного письма. Она вводит в область старинной танцевальной музыки, воспитывает ритмическую гибкость.

  1. В.Коровицин «Два клоуна» - определение характера пьесы, ее специфического колорита. Тема I части требует легкого пальцевого стаккато, точности работы кончиков пальцев и кисти. Легкость, скерцозность, рельефность. Работа над распределением звука, мотивной динамикой. Необходимо добиваться очень ровной пульсации и свободной кисти.

Основные задачи в работе над средней частью – певучее, гибкое легато при свободной руке. Искать rubato, играть с движением, придавая музыке живое дыхание.

Сложность в партии сопровождения. Нижний голос играется в клавишу, снимая вес в конце лиги. Важно ощущение свободы плеча и локтя. Работа над этой пьесой может принести большую пользу. В крайних частях развитие энергии, ритмической упругости исполнения. Средняя часть вырабатывает навыки, необходимые для исполнения певучих пьес. Пьеса требует от ученика ощущения движения и хорошей координации, создает хорошую основу для яркого образного представления.

  1. Первичное закрепление изученного:
  1. внимательное проигрывание отдельных отрывков, тщательное вслушивание в свою игру и последовательное устранение всех недочетов;
  2. точное соблюдение артикуляционных приемов
  3. исполнение пьесы по очереди учащимся и педагогом (фразу исполняет ученик, следующую педагог, и так до конца произведения). Такой способ развивает способность находиться в высоком энергетическом тонусе от начала и до конца исполнения пьесы.

  1. Задание на дом
  • гамма Соль мажор. Короткие арпеджио;
  • «Менуэт»: играть с движением, закрепить двигательные приемы. Упражнение на дыхание;
  • «Два клоуна»: среднюю часть отработать отдельно каждой рукой, грамотно и точно выучить левую руку с педалью;
  • подготовить рассказ о творчестве композитора В.Коровицина.

  1. Подведение итогов урока. Провести анализ урока:
  • что удалось достичь на уроке;
  • над чем необходимо поработать на следующем уроке.

  1. Поставить оценку за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для 8 класса "Обучение различным видам изложения"

Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. По выражению М.А. Ры...

Методическая разработка открытого урока «Гитара в различных видах ансамбля ДШИ»

Методическая разработка  подготовки и проведения открытого урока «Гитара в различных видах ансамбля ДШИ» с нотными приложениями....

Открытый урок по теме: «Краткие сведения о шёлковой ткани. Использование шёлковой ткани для отделки различных видов одежды» 7 класс

Тема урока: Краткие сведения о шёлковой ткани. Использование шёлковой ткани для отделки различных видов одежды. Цели: Ознакомить учащихся с происхождением шёлковой ткани; со свойствами шелка; научить ...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...

Программа элективного курса "Обучение различным видам изложения"

Программа нацелена на подготовку к изложению...

Научная статья "Обучение различным видам изложений в начальных классах школы для глухих"

Статья посвящена вопросу методики подготовки к изложению в начальных классах школы для глухих детей. В статье рассматриваются специфические приёмы работы над изложением Л.М. Быковой....