Технологическая карта занятия " Музыкальные инструменты"
план-конспект по музыке

Завалий  Виктория Степановна

Технологическая карта занятия " Музыкальные инструменты"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия  по музыке

Тема «Музыкальные  инструменты»

Автор

Саенко Виктория Степановна педагог дополнительного образования

Место работы

СОШ № 22

Программа

« Чарующий мир музыки»

Возраст

 1 -2 класс

Тема занятия

«Музыкальные  инструменты»

Тип занятия

Обобщение знаний

Цель занятия

Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой  части духовной культуры школьников, через  знакомство  с музыкальными инструментами.

Задачи занятия

  • включить учащихся в учебную деятельность;
  • организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок;
  • актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
  • организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
  • зафиксировать новое  содержание во внешней речи;
  • повторить раннее изученную песню;
  • организовать самостоятельную работу;
  • оценить собственную деятельность на занятие.

Методы организации учебной деятельности

  • метод идентификации – вживание в образы искусства;
  • метод организации художественно-эстетической среды;
  • поиск выразительных средств исполнения;

            вокально-хоровая работа.

Форма организации работы

Коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность

  • Фронтальная – музыкальная беседа - рассуждение

Используемые технологии

Технология деятельностного метода, технология проектной и исследовательской деятельности, Информационно - коммуникационные технологии, игровые технологии.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, постановка и выполнение целей;

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формирование устойчивого интереса к уроку через взаимосвязь учебных предметов, использование дидактических игр;

Коммуникативные:  аргументировать свою позицию и координировать её с позициями других учеников при выработке общего решения, участвовать в коллективном обсуждении;

Личностные: наличие эмоционального отношения к произведениям разного характера, расширение представлений об опыте человечества, реализация творческого потенциала через индивидуальные и коллективные упражнения.

Музыкальный материал

Паганини «Каприз №5», И. С. Бах «Токката и фуга ре минор», Бах Скерцо из сюиты для флейты , звуки муз. Фонограммы.

Оборудование

Ноутбук, диски, фортепиано, презентация « Музыкальные инструменты», плакаты, инструменты детские.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.Этап мотивации к учебной деятельности (организационный момент и мотивация)

Задачи этапа:

- включить обучающихся в учебную деятельность;

- организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Здравствуйте! Начинаем наше занятия. Удобно сели на места. Пение распевки « Начнем занятия, мы все уже пришли» ( здороваемся, пропевая имя каждого ребенка). Ребята, вспомним правила на занятие:              

правила     Ответить хочешь – не шуми,

А только    руку подними.

Сначала подумай,

Пото          потом    отвечай!

Не              Не бойся    ошибиться –

                   Ведь ты  пришёл учиться,

Не              Пой, не мучайся –

Ведь н       На ошибках учатся!

2. Е            Если хочешь стоя петь –

                   Головою не вертеть

Стань красиво, подтянись

                    И спокойно улыбнись!

               

а               Отвечайте без оглядки на предложенные загадки.

       1.        Три струны, играет звонко

                   Инструмент тот — «треуголка».

                   Поскорее узнавай-ка, это ребята…( Балалайка)

Что же эт  В руки ты её возьмёшь,

                   То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая, нарядная,

                    Русская, двухрядная  (Гармонь)

Презентация « Муз. инструменты»

Музыкальное приветствие.

Здравствуйте.

Ответы детей.

Ответы детей.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Личностные УУД:

понимание социальных функций музея  в жизни людей, общества, в своей жизни;

Познавательные УУД:

владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе размышлений о музыкальных инструментах.

Регулятивные УУД:

проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил) в процессе работы над разгадыванием загадок на занятие.

2.Этап

актуализация опорных знаний.

Задачи этапа:

-актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

Чтобы пополнить свои знания о музыкальных инструментах наша экскурсия начинается. сами  если отгадаете голос этого инструмента.

 ( Скрипка)

Чтобы больше узнать о скрипке я приглашаю сюда наших экскурсоводов.  

Давайте послушаем этот удивительный инструмент. ( Слушаем звучание скрипки Слушание. Н.Поганини «Каприз №5»

Наши артисты  пока начинающие музыканты, но есть и были музыканты которые в совершенстве владели скрипкой .Среди них НиколоПоганини ( портрет Никколо Паганини ( 1782 -  1840) был самым знаменитым виртуозом скрипки своего времени. Имя скрипача Никколо Паганини еще при жизни стало легендой. Что не удивительно, ведь его непревзойденный талант покорил сначала Париж, потом всю Европу, а затем и весь мир. Сама личность Паганини, окутанная ореолом мистики и таинственности, неизбежно привела к возникновению самых разнообразных слухов. Среди них была и уверенность в том, что он продал душу дьяволу, чтобы обрести свой талант.)

Услышать самого скрипача и композитора у нас нет такой возможности, но послушать его музыку мы можем .

Паганини по происхождению был итальянец, и поэтому был еще и гитаристом.

Гитара наш следующий музыкальный экспонат. Слово нашим экскурсоводам.

Для этого инструмента написано немало замечательных произведений и песен.

Струнные музыкальные инструменты можно сравнить с охотничьим луком.

Можно было сделать несколько луков разной величины и исполнять на них мелодию из трёх-четырёх звуков. Но тогда удобнее струны натянуть на деревянной раме. Так возникает музыкальный инструмент.

Скрипка — самый распространенный струнный смычковый инструмент. Её часто называют королевой инструментов. Скрипка  похожа на человека.. Кстати, даже детали имеют похожие названия: головка, шейка, какие плавные у неё закругления, тонкая «талия».

Гитара.                                                                    Один из самых популярных и распространенных инструментов в мире – гитара. Древние люди натягивали на лук две или три тетивы и с их помощью получали различные звуки..

Название «гитара» происходит от двух слов:  «сангита», что означает музыка, и  «тар» – струна.

Ответы учащихся

Сообщение о скрипке. Интересные факты о инструменте.

Исполнение музыкального произведения.

Слушание. Н.Поганини «Каприз №5»

Сообщение о скрипке. Интересные факты о инструменте.

Исполнение с учителем. «Большой секрет» С.Никитин

Личностные УУД:

понимание единства деятельности композитор, исполнителя, слушателя.

Познавательные УУД:

поиск и использование в практической деятельности информации о музыке (жанры, стили, язык), композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах

Коммуникативные УУД:

совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;

развитие навыков постановки проблемных вопросов  в процессе поиска и сбора ин-формации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и музицирования;

Регулятивные УУД:

понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное от-ношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклас-сников в разных формах взаимодействия;

3. Постановка цели занятия.

Принятие целей учебно- познавательной деятельности.

Сегодня мы будем  знакомиться с   народной музыкой и инструментами, научимся определять на слух звучание .

Слушают  объяснение учителя и формулируют учебную задачу.

4. Освоение новых знаний и способов деятельности.

Задачи этапа:

- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

5. Физкультминутка.

Мы сегодня познакомились с инструментами прошлого и настоящего. А интересно, нужны ли будут муз. инструменты в будущем и какие они будут?

Из истории возникновения музыкальных инструментов.

Музыкальные инструменты — это магические устройства. Их звучание очаровывает не только тех, кто их слушает, но и тех, кто заставляет их звучать.

На самом деле может показаться странным, что инструмент обладает такими возможностями, поскольку это не более чем прибор, заставляющий определённым способом вибрировать воздух. Однако этот способ и издаёт музыку, перед чарами которой не может устоять никто. Вместе с тем музыка — это самое мимолётное из всех видов искусства. Как только её перестают играть, она перестаёт существовать. Поэтому каждый момент, когда звучит инструмент, бесценен и неповторим. Это знают люди во всём мире, поэтому музыкальные инструменты с давних времён входят в состав каждой культуры.

Я узнала, что раньше всех появились ударные инструменты – конечно, самые простые. Затем – духовые: дудки, свистки, а потом флейты из тростника и кости. Позднее люди научились делать флейты, потом появились струнные инструменты, а позже всего – смычковые.

К группе духовых музыкальных инструментов относятся все те музыкальные инструменты, звук в которых образуется при помощи воздуха. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе или в большом дупле, издает низкие, басовые звуки, а из узеньких стволов камыша раздаются звуки высокие, свистящие. Так постепенно появились разновидности духовых инструментов.

А теперь немного отдохнем и подвигаемся. Музыкальная физкультминутка « Музыкальные инструменты».

.

Дети встают и исполняют слова – припевки, выполняя движения, имитирующие игру на дудочке.

Познавательные:

- постановка и формулирование проблемы, участие в исследовательской деятельности и представление ее результатов

Коммуникативные:

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Личностные УУД:

владение первичными навыками работы с информационно-компьютерными средствами (компьютер, плеер, музыкальный центр, интерактивная доска, айфоны, айпены, Интернет).

Регулятивные УУД:

планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки, создания композиций, а также при организации проектно-исследовательской деятельности;

6. Закрепление знаний

- А сейчас прозвучит музыкальное произведение, и вы  вместе с музыкантами будете исполнять его на воображаемом музыкальном инструменте, а я посмотрю – узнаете ли вы его голос?

1.Игра «Нарисуй гитару  и  балалайку»  закрытыми глазами. ( 2 плаката и 2  платка, 2 маркера).

2.Составить  3 плаката духовые, струнные и ударные инструменты. (3 плаката, картинки с инструментами, клей) (какие инструменты остались почему? К какой группе они относятся (клавишным).

3. Игра на музыкальных инструментах. (детские музыкальные инструменты)

Педагог предлагает обучающимся изобразить игру на музыкальном инструменте.

- Какой музыкальный инструмент мы услышали и изобразили?

Дети вначале изображают игру на балалайке, затем некоторые узнают гитару, вместе приходят к общему выводу – гитара.

Ответы на вопросы:

– Звучание было похоже на голос балалайки, ведь гитара  тоже – струнный инструмент.

- Перебирали, ударяли по ним, отщипывали струны.

Дети размышляют о том, что эти слова звучат как старинный напев - неторопливо, широко, распевно, протяжно, почти как песня.

Обучающиеся  делятся на 3 группы и собирают картинки с муз. инструментами на свой плакат.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение работать в  группе.

8. Рефлексия.

- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали.

- Что узнали нового?

- Что особенно вам понравилось? Почему?

Оцените свою работу на занятие с помощью Смайликов.

Обучающиеся  отвечают на вопросы.

Оценивают с помощью Смайликов свою работу на занятие.

Уметь выражать свои мысли.

Давать эмоциональную оценку деятельности  на занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме: Полное исследование функции и построение графика (практическое занятие)

Технологическая карта занития  по дисциплине "Математика" на 2 курсе учреждений СПО...

: Технологическая карта урока, как инструмент проектирования и диагностирования целей и задач ,

1.     Технологическая карта урока.(согласно концепции Т.И.Шамовой.2.     Диагностирование целей урока.3.     Сравнительная эффективность пр...

Технологическая карта занятия по программе дополнительного образования «Музыкальная студия»

Технологическая карта занятия по программе дополнительного образования «Музыкальная студия»Учитель: Щербакова Наталия ГригорьевнаКласс: 1Тема занятия: Певческое дыхание.Тип занятия: повторения и обобщ...

Технологическая карта занятия "Создание рисунков с помощью инструмента «Распылитель»"

Занятие проводится с учащимися первого года обучения по программе "Компьютерная графика и анимация". Дополнительно также разработан электронный файл-задания и презентация к занятию, которые ...

Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) в подготовительной к школе группе Тема: "Загадки Зимушки-зимы"

Цель:  обогащение музыкальных впечатлений детей через восприятие характера музыки  и способы передачи в движении музыкальных образов....

Доклад "Технологическая карта как современный инструмент проектирования урока по ФГОС"

Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируем...