План-конспект урока (музыка, 6 класс) на тему:
Тема урока: «Соло и тутти»

Жеребятьев Владимир Александрович

Тема урока: «Соло и тутти»

 

Программа: (автор: Т.И. Науменко, В.В. Алеев, IV четверть, урок 29

 (тип - изучение нового материала, форма - комбинированный)

Скачать:

ВложениеРазмер
Тема урока: «Соло и тутти»58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Соло и тутти»

Программа: (автор: Т.И. Науменко, В.В. Алеев, IV четверть, урок 29

 (тип - изучение нового материала, форма - комбинированный)

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра, дать понятие учащимся о соло и тутти, о значении в выражении музыкальных образов.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения: Н.А. Римский-Корсаков. Три чуда, из оперы «Сказка о царе Салтане», наблюдать в музыкальном произведении примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать умение выбирать тембры музыкальных инструментов для различных образов;

Метапредметные:

  •  познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
  •  коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;
  •  регулятивные - организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценивают результаты деятельности.

Музыкальный материал: Н.А. Римский-Корсаков. Три чуда, из оперы «Сказка о царе Салтане», в презентации – звуки музыкальных инструментов.

Дополнительный материал: презентация к уроку «Соло и тутти», И. Крылов. Басня «Квартет»,

ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ.

У: Здравствуйте, ребята.

2  ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ.

У: Я очень рад нашей встрече, которая дарит нам сегодня прекрасную возможность взаимного общения и надеюсь, что благодаря музыке наше

 общение станет  не только интересным, но и полезным.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

У: Очень часто для того, чтобы интересно и полезно провести время, мы отправляемся в гости или приглашаем гостей к себе. Вот и я сегодня пришел к вам не один.

У: Я пригласил сегодня в гости известных вам героев. Кто они? Откуда?

(Заходят подготовленные, переодетые дети с инструментами: Мартышка, Осел, Козел, Мишка)

У: Они так долго готовились к этой встрече и настолько соскучились по живому общению, что хотят как можно быстрее продемонстрировать вам свои умения. А вы подумайте, чем отличается музыка, которую они сыграют.

(Ребята играют р. н. п. «Во саду ли, в огороде» по одному) .

У: Чем отличаются звучание этих инструментов?

Д: Отличаются тембром.

У: Что такое тембр?

Д: Тембр - специфическая окраска звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу.

У: Как исполняли герои музыкальное произведение?

Д: По одному, т.е.

(Прикрепляю на доске табличку: СОЛО)

У: А как еще можно исполнить?

Д: Всем вместе.

(Прикрепляю на доске табличку: ТУТТИ)

4.ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

У: Каждый знает, что в гостях время пролетит интересно и незаметно, если разговор будет вестись вокруг темы, которая интересна всем.

Ребята, а вам интересны эти необычные слова? Так какую же музыкальную тему на правах хозяев предложите вы для взаимной беседы?

Д: соло и тутти.

ТЕМА УРОКА: Соло и тутти.

У: Ребята, а что мы сегодня на уроке с вами узнаем, какие цели перед собой поставим; исходя из темы урока?

ЦЕЛИ:

Д; Должны узнать, что такое СОЛО и ТУТТИ

У: Хорошо! Ребята! Мы с вами в 3 классе слушали симфоническую сказку «Петя и волк» С.С. Прокофьева, где композитор охарактеризовал каждый образ именно присущим ему инструментом: птичку – флейта, утку – гобой, кошку – кларнет, Петю – квартет струнных инструментов и т. д. Так что же нам надо понять?

Д; Почему композиторы некоторые произведения пишут для соло, а некоторые  -  для тутти.

У: Поэты нам передают содержание и образы путём – слов, художники путём – красок и кистей, композиторы – путём звуков.  У каждого инструмента своё звучание.  Так над чем мы ещё поговорим?

Д: О тембре звука.

У: А ещё, какую роль играют тембры музыкальных инструментов для понимания образов в исполнении соло и тутти. 

 Ребята, а вы все знаете как звучат различные инструменты?

Д: Нет.

У: Так что надо сделать?

Д: Узнать, как они звучат.

Планирование деятельности:

У: Я предлагаю составить план нашей работы на уроке .

  • Слушать музыку
  • Учиться различать соло и тутти.
  • Выяснить, какую роль играют тембры музыкальных инструментов для понимания образов в исполнении соло и тутти.

5. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

1. (Дети сидят за столами по группам)

У: Работать над новой темой мы будем в группах. У вас лежат на столах иллюстрации инструментов и характеристика к ним. Вы должны познакомиться с текстом о представленных музыкальных инструментах и выделить в этих описаниях только характеристику голоса этого инструмента.

(Учащиеся работают в группах.)

1 группа:

2 группа:

3 группа:

4 группа:

У: Представьте, пожалуйста, результат вашей работы. (шесть карточек в каждой группе и шесть ответов)

У: Хорошо, молодцы! Вы услышали словесную характеристику звучания, а теперь я думаю, пришёл черёд услышать ещё раз как они звучат и проверить себя.

(Игра «Звуки музыкальных инструментов»).

У: Оцените свою работу:

Что вам нужно было сделать?

Удалось ли правильно назвать инструменты?

Вы выполнили это задание самостоятельно или вам потребовалась помощь?

2.

У: А теперь давайте прослушаем, с помощью какого инструмента создается образ белки?

(Прослушивание музыки «Три чуда»)

Д: Флейты.

У: Так что же такое соло?

Д; Это когда один музыкант играет на инструменте или поёт.

У: А ещё какое чудо было?

Д; Богатыри выходили из моря.

                                                                                                                                                                                                                                         

 У: С помощью каких инструментов создаётся образ богатырей?                                                                                                                                                       А их много было? Как они шагали? Весь оркестр играл? Значит, как можно назвать этот способ исполнения?

Д: Тутти

У: А что такое тутти?

Д:

У: Какую роль играют соло и тутти в музыкальном произведении?

Д: Чтобы показать образ одного персонажа композитор выбирает солирующий инструмент, а сразу много образов – тутти.

 (Инсценирование басни.)

У: Что-то мы забыли про наших музыкантов. Давайте их попросим сыграть что-нибудь. Как пытались играть музыканты?

Д: Вместе.

У: т.е. тутти. А почему не получилось?

Д: Не было дирижера.

У: Кто такой дирижер?

Д: Руководитель оркестра.

У: Что такое оркестр?

Д:

Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

У: Наши артисты пытались пересаживаться, но у них совместная игра не шла на лад. В чём-то артисты были правы. Ведь у каждого из инструментов свой тембр звука и своя громкость звучания, и они должны быть правильно рассажены в оркестре. Я предлагаю вам внимательно ознакомиться с тем, как инструменты расположены в оркестре и поиграть в игру.

(Игра «Рассади оркестр»)

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

У: Давайте подведём итог работы на уроке.

Что узнали нового, с чем познакомились?

Что у вас получилось лучше всего?

В чём испытывали затруднения?

Над чем надо ещё поработать?

Что запомнилось, понравилось на уроке?

(На столе у ребят карточки)

Если и вам понравилась наша беседа, то прилепите эти нотки с улыбкой к мажору, а кому не понравилось наше общение – нотки с грустью – к минору.

Д:

У: Я очень рад и мне приятно было поговорить с вами! Спасибо за приём!

На этом наша беседа подошла к концу. До новых встреч.

Методические материалы к уроку.

  1. Искусство. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012г.
  2. Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия, Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2010.
  3. Портрет и биография Н. А. Римского-Корсакова http://biopeoples.ru/genius/1416-nikolay-rimskiy-korsakov.html
  4. Портрет А.С. Пушкина http://tnu.podelise.ru/pars_docs/refs/234/233602/233602_html_44307521.jpg
  5. Три чуда из оперы Н.А. Римского-Корсакова http://www.youtube.com/watch?v=eAWgF3wkf5s


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

План открытого урока. Тема: «Клеточное строение растений».

Тип урока:  Изучение нового материала.Вид урока:  Лабораторная работа. Оборудование: микроскопы, один на ...

Тренировочные задания по русскому языку ГИА задание А3

Знакомство с тестовыми заданиями ГИА  задание А3...

Мой организм

Практическая работа для 7 класса...

промежуточная контрольная работа по математике

Данная контрольная работа выполнена в формате ГИА....

Русский фольклор. Русские народные песни, хороводы, плясовые наигрыши, игры.

Открытый урок во 2 классе по теме: Фольклор. На уроке дети узнают  как зародилась русская народная песня, жанры нар...

Страницы прошлого листая...

Игра по краеведению...

Презентация к уроку. Сочинение-описание «Зимнее утро в лесу». 6 класс

Русский язык. 6 класс. Программа Т.А.Ладыженской. Тема урока в учебнике и тематическом планировании "Описание природы". ...

Урок "Наш край в период Московской битвы"

 Урок проходит в школьном музее Боевой славы.В связи с тем, что Битва за Москву тесно связана с историей нашего кра...