План-конспект урока музыки (6 класс) по теме:
Урок в 6 классе по теме: "Жизненная сила музыки П.И.Чайковского".

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_v_6 klasse.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе

Составила учитель музыки 1 категории МБОУ «СОШ № 2» г.Стерлитамака респ. Башкортостан

Чернова Любовь Витальевна

Тема:

 «Жизненная сила музыки П. И. Чайковского.»

Цель: Осознать силу музыки П. Чайковского , воспевающую красоту, богатство и силу ,

человека ; красоту , богатство и силу самой жизни.

Задачи:

1 .Обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке Чайковского; 2.Понимание роли русского музыкального фольклора в творчестве композиторов -классиков;

3.Совершенствование навыков исполнения музыки.

Музыкальный материал : «Па - дет де» из б. «Щелкунчик»; «Танец маленьких лебедей» из б. «Лебединое озеро»; «Неаполитанская песенка» ; Финал симфонии №4; фрагмент концерта № 1 для фортепьяно с оркестром ; хор оп. «Евгений Онегин» ; М. Минков «Дорога добра». Хор «Отче наш»

Ход урока.

Музыкальное приветствие «Добрый день» Учитель:

Тихо , тихо рядом сядем -Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде Разноцветном , расписном. И раздвинулись вдруг стены -

Вся Земля видна вокруг Плещут волны речки пенной ,

Чутко дремлют лес и луг Вдаль бегут степные тропки , Тают в дымке голубой... Это музыка торопит, И ведёт нас за собой. Учитель читает стихотворение на фоне звучания музыки «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

Учитель:

-        Ребята , чью музыку вы сейчас услышали ?

  1. А кто узнал откуда этот музыкальный фрагмент ?
  2. Сегодня мы ещё раз поговорим об этом композиторе и его удивительной музыке . И узнаем в чём сила музыки этого композитора ?

1 .Рассказ о творчестве П. И. Чайковского .

-        Есть не далеко от могучей реки Комы старый заводской город - Воткинск . За двести лет он разросся , но и сейчас там стоит огромный прославленный машиностроительный завод. Но город Воткинск знаменит не только заводом. В 1840 году 7 мая здесь в двухэтажном доме, в семье горного начальника родился Петя

Чайковский, будущий композитор. Восемь лет он прожил в этом городе, в дружной, заботливой, сердечной семье. И сколько он себя помнил музыка всегда звучала вокруг него. Мать его Александра Андреевна замечательно играла на рояле и пела. Играл на флейте и пел отец. Музыке Пётр Ильич начал учиться в Петербурге.

Позже уже в Москве Чайковский занялся педагогической работой и конечно же композиторской. Давно нет Петра Ильича , но память о нём будет вечно жива. В Москве в центре города есть улица и концертный зал, которые носят имя великого композитора. Есть в России и город - Чайковск. В нашей стране проводится конкурс имени П. И. Чайковского, на который приезжают музыканты из разных стран мира. С нами всегда его музыка, она радует и волнует людей всего мира. Она всегда искренна, всегда правдива.

Слушайте музыку Чайковского, любите её, она сделает вас добрее, духовно богаче и чище.

Не найти гениальней и проще Ритмов тех, что подскажет капель, Соловей, растревоженный в роще, Пастуха зоревая свирель... Всё впитается в чуткую душу И вернётся мелодией вдруг... Тихий мальчик из Воткинска слушал Звуки милой природы вокруг.

С.Широбоков

11 Основная часть

Учитель:

  1. Вот вы сейчас узнали музыку П. И. Чайковского и сказали, что это фрагмент балета « Щелкунчик» А какие вы знаете ещё балеты у Чайковского?
  2. («Лебединое озеро», «Спящая красавица»)
  3. Верно. Послушайте пожалуйста стихотворение Маргариты Алигер и догадайтесь о каком произведении идёт речь.

«Танец маленьких лебедей»

помогая ходу истории, пробуждая совесть и честь, героические оратории и симфонии в мире есть. Но меж ними храня и милуя, Беззаветно любя людей, Существует улыбка милая-Танец маленьких лебедей.

В беспросветные дни весенние И в дремучий, лютый мороз, После грозного потрясения, злых обид и черных угроз. Вдруг почувствуешь легче дышится И внезапно душе твоей Ни с того, ни с сего послышится Танец маленьких лебедей.

Неожиданное спасение, Белый плеск лебединых крыл Зашумели ключи весенние Драгоценных душевных сил Дело доброе не забудется, И наказан будет злодей, До поры пока сердцу чудится Танец маленьких лебедей.

Учитель:

  1. Вы догадались о каком музыкальном фрагменте идёт речь в этих стихах?
  2. А откуда этот фрагмент?
  3. Давайте его послушаем.

Слушание. « Танец маленьких лебедей». Учитель:

  1. Нам теперь трудно представить, что музыка этого балета не вызвала у современников композитора воодушевления, даже писались такие отзыва: «бедность фантазии, однообразие тем и мелодии» и т. п. Но Чайковский работал , писал музыку и верил, что она завоюет сердца людей. Получилось ли у него это? Сегодня мы без труда узнаём многие его произведения.
  2. Пётр Ильич много путешествовал. Он был во Франции и Италии, в Америке и Германии. Слушал там народные песни, запоминал и обрабатывал их.

Слушание « Неаполитанская песенка» Учитель:

  1. Композитор очень любил народное творчество, в своих симфонических произведениях он отражал эту любовь к народным песням.
  2. Сейчас вы услышите фрагмент Симфонии №4, где в основу темы финала , композитор положил мелодию хорошо знакомой вам русской народной песни. А какой вы мне скажите сами.

Слушание. «Фрагмент финала Симфонии №4». Учитель:

-        Кто узнал эту песню? (« Во поле берёза стояла»)

-        Верно. А вот ещё фрагмент тоже знакомой вам музыки. Это концерт №1 для фортепиано с оркестром» В основу этой части легла народная песня. Какая?

Слушание. «Фрагмент концерта №1»

( Украинская народная песня « Веснянка»)

Учитель:

-        Давайте вспомним эту песню.

Исполнение

Учитель:

-        Кроме симфонической инструментальной музыки, балетов, Чайковский ещё написал много опер.

-        Какие оперы вы знаете у Петра Ильича? («Евгений Онегин», « Пиковая дама»)

  1. Правильно. В число его опер входят и такие как « Орманская дева», «Мазепа», «Черевички». И др.
  2. Давайте послушаем хор из оперы « Евгений Онегин»
  3. « Уж как по мосту, мосточку ».

Слушание. Хор из оперы «Евгений Онегин» Учитель:

  1. Узнали эту песню?
  2. Давайте её вспомним.

Исполнение.

-        Вот видите, как часто композитор обращается к народному фольклору. Как вы думаете почему?

(Потому что он любил свою Родину; восхищался красотой русской природы; любил свой народ и его обычаи)

  1. Правильно
  2. И люди отвечали ему той же любовью. Сегодня сердца миллионов людей завоёвывает глубокая задушевность и красота его музыки, её яркий русский колорит, доступность.
  3. Вспомните историю, как знаменитый русский хирург С. Юдин, по его собственным словам, перед особо трудными операциями привык у себя в кабинете перелистывать страницы партитуры шестой симфонии П. И. Чайковского. Для чего он это делал?

(для того , чтобы услышать внутри себя музык; ему нужна предельная собранность, сосредоточенность, воля, мужество и спокойствие)

  1. Верно.
  2. Ребята, послушайте ещё произведение Чайковского и скажите какое чувство вызывает у вас эта музыка?

Слушание. Хор « Отче наш» Чайковского

Учитель:

-        Какими словами можно охарактеризовать эту музыку? (Возвышенная, духовная, успокаивающая, душевная, молитва)

-        Мы ещё раз убедились, что музыка этого композитора понятна и близка нам, потому что она вызывает в нас те эмоции, которые мы переживаем в жизни.

Итог урока:


-        В каких музыкальных жанрах писал композитор?

( Оперы, балеты, симфонические и инструментальные произведения, концерты, вокальные произведения)

  1. Понравилась ли вам музыка Чайковского?
  2. А кому что понравилось больше?
  3. Как вы думаете , в чём же заключается сила музыки Чайковского? Почему же мы спустя столько веков слушаем его музыку, узнаём, любим, понимаем?

( в доступности, искренности, тесной связи с жизнью, в стремлении к радости, к любви к человеку и к природе)

  1. Музыка играет огромную силу влияния на человека. Я надеюсь, что и ваши сердца затронула музыка Чайковского и вы с интересом будете слушать её и дальше. Ведь музыка этого композитора нас учит идти только по дорогам любви и добра.
  2. А сейчас давайте вспомним песню Минкова « Дорога добра»

Исполнение песни

-        В чём смысл этой песни?

  1. Как вы понимаете слова « Иди дорогою добра»? Вокально-хоровая работа.
  2. Ребята какому композитору мы посвятили наш урок?
  3. В чём же сила музыки этого композитора?

Выставление оценок

Д/задание: « Я попрошу вас сходить в библиотеку и подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве П. И. Чайковского »


ТЕСТЫ   ПО     МУЗЫКЕ 5 класс.

1.        Как называется песня без слов?

а) романс,        6) серенада;       в) вокализ;        г) пьеса.

2.        какому русскому поэту посвятил Г Свиридов кантату II часть которой
называется «Поет зима, аукает»?

а) Есенину;        6) Пушкину;      в) Лермовтову     г) Тютчеву.

3.        Как называется пьеса, предназначенная к постановке на сцене,
написанная для музыкальных жанров (например, оперы балет)?

а) сценарий;      6) либретто,      в) роман;        г) сказка.

4.        На какой ipyiine инструментов симфонического оркестра «играли»
герои басни И. Крылова?

а) деревянно-духовой;        6) медно духовой,      в) ударной;

г) струшт-смычковой.

5.        Назовите многочастное произведение для солиста, хора и
симфонического оркестра.

а) сюита;        б) баллада;        в) оратория:,      г) кантата.

6.        Назовите автора гимна Башкортостана.

а) Ф.Идрнсов;        б) Р. Сабитов;    в) Д. Хасаншнн;        г) Н.Даутов.

7.        Какой русский композитор написал «Богатырскую» симфонию?

а) П. Чайковский;    б) М.Мусорскнн;      в) А. Бородин;   г) С. Прокофьев

8.        Какой из композиторов не является австрийским композитором?
а) Гайдн;
        6) Э. Григ;        в) В Моцарт;        г) Л. Бетховен.

9.        Какой русский композитор написал оперу-сказку «Садко»?

а) Н. Римский- Корсаков;        6) М. Глинка;       в) П. Чайковский; г) А. Бородин.

10.        Сколько исполнителей участвуют б квинтете?

а) четыре;        6) шесть;        в) пять;        г) семь.

  1. Назовите основную тему творчества П.И.Чайковского.
  2. Что Вы знаете о Ф.Шопене (назовите направление и жанры, в котором работал композитор, любимый инструмент, знакомые Вам произведения)
  3. Почему песни Микиса Теодоракиса пели молча?
  4. Что обозначает слово «ПОЛИФОНИЯ»?
  5. Назовите произведения Н.А.Римского - Корсакова.
  6. На сколько периодов можно поделить творчество С.В.Рахманинова?
  7. Кто из композиторов является автором песни «Баллада о солдате»?
  8. Почему М.И.Глинку называют «основоположником русской классической музыки»?
  9. Какое произведение М.П.Мусоргского рассказывает о русской истории?
  10. В чем сила музыки?

По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Конспект урока музыки в 3 классе по теме "Звучащие картины.Прощание с масленицей"

Вниманию представлен конспект урока музыки, проведенного в 3 классе по теме "Звучащие картины. Масленица". ...

Хотел бы ты посетить Лондон?

Звуковая презентация к открытому уроку английского языка для слушателей курсов учителей иностранного языка при Магаданск...

Warning: extreme weather ahead (Elementary)

 На сайте издательства Macmillan ежемесячно предлагаются темы для работы на уроках. К ним прилагаются упражнения дл...

урок "Все действия с обыкновенными дробями" 6 класс по учебнику Виленкина

Конспект урока, технологическая карта и материалы к уроку....

Технологическая карта к уроку "Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение художественного произведения "

Технологическая карта содержит основную информацию к уроку "Знакомство с деятельностью Петра Первого через изучение худо...

Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»

 На  уроке  учащиеся знакомятся   с особенностями эпистолярного жанра....

Дидактический материал для 9 класса по теме «Арифметическая прогрессия»

Дидактический материал для 9 класса по теме «Арифметическая прогрессия» соответствовает программе 9 класса  составл...

11 правил,которые подростки не узнают в стенах школы

Это материал для бесед с выпускниками школы.Многие из них, вступая во взрослую жизнь видят ее сквозь "розовые очки". Дан...

Олимпиадные задания. Английский язык. 8 класс.

 Задания к школьному этапу  Всероссийской олимпиады по английскому языку для учащихся 8-х классов. 4 варианта ...