Статья "Типы наглядности и их учет в обучении младших школьников родителями и педагогами"
статья по теме

Бычкова Ю.С.

Одним из направлений моего диссертиционного исследования является изучение типов восприятия учащихся. Собранные данные о ведущих и взаимодополняющих типах восприятия позволяют строить процесс обучения младших школьников с учтом индивидуальных особенностей детей, что соответствует  ФГОС Нового поколения. Данная статья поможет не только строить обучение корректно по отношению  к детям с разными модальностями, но выбирать разные формы и методы общения с ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бычкова Юлия Сергеевна

Типы восприятия и их учет в обучении младших школьников педагогами и родителями.

 

   Когда вы ясным зимним утром выйдете из дома и окажетесь на улице, что в первую очередь привлечет ваше внимание? Падающие снежинки, пороша на деревьях, улыбающиеся лица прохожих? Или, может, радостное чириканье воробьев и рев проезжающих машин? А, может, вы сразу почувствуете теплые лучи зимнего солнца и порыв ветра, взметнувший края вашей одежды? Не случайно объектом вашего внимания в первую очередь станут телесные ощущения, звуки или зрительные образы.

  Информацию об окружающем мире мы получаем посредством ощущений, которые возникают в результате воздействия соответствующих стимулов-раздражителей на органы чувств. Как известно, этих чувств у нас пять: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Способность ощущать дана всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные. В отличие от ощущений, которые находятся в нас самих, воспринимаемые образы предметов локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. (Р.С.Немов «Психология», М.1999г.).

  Процесс восприятия помогает нам объединять отдельные свойства предметов в целостный образ. Конечно, этот образ складывается в результате взаимодействия, скоординированной работы сразу нескольких анализаторов. Например, при виде апельсина у нас совмещаются зрительные, вкусовые, обонятельные и осязательные впечатления. Тем не менее, один из анализаторов получает наиболее значимые признаки о свойствах воспринимаемого объекта, перерабатывает больше информации. В зависимости от этого различают и виды восприятия: зрительное, слуховое и осязательное восприятие.

  В семидесятых годах Лорен Брэдвей также обратила внимание на наличие у детей индивидуальных особенностей усвоения информации и отметила влияние этих особенностей на способность к обучению. Она также пришла к выводу, что ведущий способ познания является врожденной особенностью человека.  Русский ученый И. П. Павлов также утверждал о врожденности ведущего способа познания. В зависимости от того, каким образом дети предпочитают усваивать информацию – глазами, ушами или посредством осязания и движений, Л.Брэдвей предложила употреблять такие термины, как «зритель», «слушатель» и «деятель». Мы также будем придерживаться этой терминологии, а ведущий способ познания будем называть зрительным, слуховым и деятельностным или кинестетическим.

  В случае раннего определения ведущего способа познания ребенка у родителей и педагогов появляется возможность во время игр, общения и занятий с ребенком привить ему недостающие навыки и развить имеющиеся. Вы спросите, зачем все это нужно – ну и пусть себе познает мир как ему удобнее! Однако для ребенка очень важно достичь определенного баланса в способах познания, поскольку вся наша жизнь и в частности обучение в школе апеллируют сразу ко всем органам чувств ребенка. Речь учителя и работа со звуком рассчитаны на слуховое восприятие, цифровой ряд, чтение – на зрительное, так что ребенок, вынужденный получать информацию преимущественно одним способом, неизбежно отстает в своем развитии от сверстника, у которого активно задействованы все способы познания. Б.А.Хилл считает, что существует определенная связь между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками – теми, что позволяют визуализировать, произносить, запоминать и воспроизводить полученную информацию, - и успешной учебой ребенка в школе.

  Следует отметить, что речь не идет о том, что какой-то из способов познания правильный или неправильный. Разумеется, не следует развивать какой-то один тип познания, игнорируя остальные. Способы познания не всегда однозначно выражены и часто встречаются в комбинированном виде, например, зритель-деятель. В этом случае, по нашему мнению, зрительный и деятельностный способ восприятия новой информации могут менять свою приоритетность в зависимости от внешних влияний, но все равно остаются ведущими на протяжении всей жизни человека.

Дошкольный возраст.

  Как известно, у ребенка в  возрасте от 4 до 7 лет ведущим видом деятельности, в процессе которого и происходит познание окружающего мира, является игра. Следовательно, большую часть информации о ведущем способе восприятия ребенка мы можем почерпнуть из наблюдений за его игрой, общением, детскими эмоциями.

           «Зритель» (визуал)      В игре предпочитает красочные игрушки, плюшевых                зверюшек, конструкторы, мозаики, книжки с картинками, рисование красками, наборы детской посуды, солдатиков и т.п.

                                                        В своей речи использует очень короткие предложения, иногда говорит не понятно.

                                                         Выражает свои эмоции при помощи мимики. Про визуалов говорят « все на лице написано.

             «Слушатель» (аудиал) обожает, когда ему читают, с удовольствием слушает кассеты и диски с музыкой и сказками, игрушки предпочитает звучащие или с «шумовыми эффектами» - музыкальные инструменты, детский радио-микрофон, пистолет, «мобильный телефон».

                                                         Что касается общения, аудиал очень любит поговорить, речь его удивительно чистая.

                                                           Выражает свои эмоции с помощью с помощью интонации и словесных описаний.

                «Деятель» (кинестетик) больше всего любит подвижные игры, лазить на шведской стенке, бегать, гулять на улице, кататься с горки или на качелях, играть с мячом, кататься на роликах, санках, самокате или велосипеде.

                                                            В общении  кинестетик больше полагается на неречевые способы общения.

                                                            Выражает свои эмоции с помощью жестов и движений.

 В результате наблюдения за игрой педагоги и родители детей предшкольного возраста будут иметь представление о ведущем и компенсирующем типе восприятия.

Школьный возраст.

  Чтобы определить тип восприятия  учителю поможет педагогическое наблюдение за жестами, движениями глаз,  речью ученика, его поведением на перемене. Владея информацией о ведущем типе восприятия, учитель грамотно построит образовательный процесс с учетом следующих рекомендаций.

Визуал.

 Этот ребенок спокоен на уроке, внимательно слушает учителя, добросовестно списывает задания в дневник и выполняет их, активен во время дискуссий.  Не увлекается шумом. Помнит все, что видел. Лучше задание прочитает сам, чем послушает других. Не приступит к работе, пока не заглянет в учебник. В тетради работает аккуратно, довольно опрятно. Говорит понятно, четко.

Его глаза направлены вверх. Вниз обращены глаза при выражении чувств и переживаний.

Вероятностные характеристики визуалов (Н.И.Хромов):

*  мыслят в картинках

*  создают зрительные образы

*  чувствуют форму

*  используют метафору

  Обучая визуалов, учителю необходимо опираться на зрительный сигнал.

Учителю рекомендуется

                                           * использовать зрительную наглядность: картинки, схемы,                                                   символы,  жесты, мимику,

* делать цветные пометки,

* использовать компьютер в процессе обучения, интерактивную доску,

* использовать графику, живопись, скульптуру в разных предметах обучения,

* использовать пантомиму.

Аудиал.

  Этот ученик легко отвлекается на уроках. Говорит лучше, чем пишет. Разговаривает всегда, на прогулке, во время письма. Помнит все, о чем говорил. Информацию воспринимает на слух. Предпочтет читать вслух. В речи не жестикулирует. Говорит с собой. Хорошо различает звуки. Повторит слово в слово услышанное. Любит музыку. Ему труднее дается математика и письмо (при письме использует фонетический подход и поэтому пишет неправильно). Не начинает работать, пока не проговорит задание. Может долго говорить сам, но и является хорошим собеседником.

Его глаза смотрят по горизонтали.

Вероятностные характеристики аудиалов:

  1. чувствуют тон, тембр, ритм,
  2. эмоциональны к музыке,
  3. воспринимают сложные музыкальные формы,
  4. может быть высокодуховным человеком.

Обучая аудиалов, учителю необходимо задействовать слуховой анализатор.

 Учителю рекомендуется  

      * использовать в процессе обучения музыку, песни, разные тембры голоса,

* обеспечивать музыкальное сопровождение при изучении разных дисциплин,

* использовать звуковое сопровождение при работе на компьютере.

Кинестетик (деятель).

  Такой ученик реагирует на тактильные поощрения, при этом часто сам прикасается к людям. В разговоре стоит близко к собеседнику. Одежда у него удобная. Физически ориентирован, много двигается. Для него характерно раннее мышечное развитие. Учится, делая, запоминает, проходя через опыт. Читая, указывает. У него много жестов. Иногда опущен вниз подбородок (у внутренних кинестетиков). Вспоминает общие впечатления от пережитого опыта. Говорит медленно, с длинными паузами. Мало использует жесты. В разговоре лаконичен, тактичен, использует слова, описывающие действия, отсчитывает внутренний ритм. Любит книги с активным сюжетом. Читает вслух. Пишет с нажимом, толсто и не так хорошо, чем аудиалы и визуалы. Помнит то, что сделано. Сильная интуиция, но слабость в деталях.

 Глаза кинестета направлены вниз.

Вероятностные способности:

  1. хорощо контролирует свое тело,
  2. умело общается с предметами,
  3. хорошо чувствует ритм,
  4. быстрая реакция,
  5. хорошие рефлексы,
  6. лучше учится двигаясь,
  7. увлекается активными видами спорта,
  8. прикасается к объектам,
  9. действует,
  10. хорошие навыки к ремеслам,
  11. использует инструменты,
  12. запоминает, что сделано,
  13. быстро адаптируется к условиям внешней среды,
  14. во время прослушивания играет с предметами,
  15. долго не может сидеть без движения,
  16. техническое мышление.

Обучая кинестетиков, учителю необходимо использовать

  1. физические упражнения, танцы, движения в обучении,
  2.  инструменты, драму, ролевые игры,
  3.  экскурсии,
  4. частые физ. минутки,
  5. раздаточный материал,
  6. работу с мелом или активные задания на интерактивной доске.

Зная способы восприятия учащихся, учителю удастся выбрать индивидуальный стиль обучения каждого ребенка, что позволить повысить качество знаний учебного материала.

  Много возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.

Визуал:    послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.

Аудиал:   если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.

Кинестетик:   чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Понаблюдаем за поведением детей на перемене.

Визуал:     чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиалы    используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".

Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

 Индивидуально нужно подходить к каждому ученику и в учебной работе:

- от визуала можно требовать быстрого решения задач;

- от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;

- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:

- визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;

- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;

- кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":

- с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;

- с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;

- с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

Даже замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":

- визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;

- аудиалу - сказать шепотом "тс-тс-тс";

- кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

  Ниже предлагается  специальный тест для родителей, позволяющий более или менее точно определить ведущий способ познания у ребенка младшего школьного возраста. Родителям предлагается ознакомиться с вопросами теста и выбрать наиболее подходящий вариант ответа. Каждый вариант ответа соответствует определенному способу познания. Характерным для ребенка типом восприятия является тот, который в результате насчитывает наибольшее количество баллов. Интересно  данный тест предложить и самим ученикам, чтобы узнать их мнение по восприятию к ним окружающего мира. Также учитель может ответить на вопросы теста об ученике. Сопоставив все полученные данные можно получить объективный взгляд о ведущем  и компенсирующем типах восприятия каждого ученика.

 

Определение ведущего способа познания ребенка.

Тест для родителей.

1. Любит ли ваш ребенок поговорить?

   а) Он очень рано начал говорить; любит придумывать новые слова, разговаривать по телефону; иногда я даже устаю от его болтовни.

   б) Разговаривает «по делу», не утомляя лишней болтовней;

предложения очень информативные и лаконичные.

   в) Разговаривать ему некогда, ему надо действовать!

2. Какая формулировка больше всего подходит вашему ребенку?

   а) Он может долго сидеть на одном месте, особенно если смотрит мультики или во что-то играет.

   б) Просидеть 5 минут на одном месте – это уже рекорд!

  в) Почему бы не посидеть и не послушать, о чем говорят взрослые?!

3. Что ваш ребенок любит больше?

  а) помогать вам в работе по дому; бегать, прыгать

  б) смотреть на себя в зеркало, изображать кого-то

  в) танцевать, петь, рассказывать стихи

4. Как вы можете охарактеризовать речь вашего ребенка с точки зрения звукопроизношения?

  а) Он не выговаривает лишь несколько звуков в допустимых пределах для своего возраста (Речь соответствует возрасту.)

  б) Иногда даже я плохо понимаю, что он говорит из-за того, что у него «каша во рту» или он очень торопится (Есть некоторые речевые нарушения.)

  в) У него очень чистая речь! (Речевое развитие выше возрастных норм.)

5. Если ребенок вас не слушается, какой метод из перечисленных вероятнее всего возымеет действие:

  а) мне достаточно строго и сердито посмотреть на него, погрозить пальцем

  б) приходится повышать голос или кричать, хоть я этого и не люблю

  в) иногда приходится как следует шлепнуть

  г) лучше всего действует лишение удовольствия (указать какого - «Не пойдешь гулять!», «Не буду читать сказку!», «Никаких мультфильмов!»)

6. Какие игрушки из перечисленных любит больше ваш ребенок?

  а) лучшая игрушка – велосипед или мяч!

  б) музыкальные инструменты, пистолеты, шумелки-гремелки

  в) конструктор, кубики, куклы, солдатики, пазлы, лото с картинками, компьютерные игры

7. Что любит больше?

  а) рисовать

  б) слушать кассету со сказкой, музыку

  в) танцевать

8. Как он себя ведет, когда ему читают книжку?

  а) Любит заниматься своими делами и время от времени подходит, чтобы перевернуть страницу или посмотреть картинку.

  б) Долго может сидеть и слушать, как ему читают.

  в) Если в книжке нет картинок, то она неинтересная! Любит соотносить рассказ с изображением на картинке.

9. Как он выражает свои эмоции чаще всего?

  а) при помощи интонации, фразами типа «О, боже!», очень театрально, иногда даже наигранно

  б) при помощи мимики - все на лице написано.

  в) при помощи жестов, движений (прыгает от радости; падает на пол, когда рассержен и т.п.)

10. Для того  чтобы он запомнил правила игры, ему достаточно

  а) просто рассказать правила игры

  б) продемонстрировать правила на примере

  в) легко сам разберется в процессе игры

11. Как вы считаете, какой способ восприятия новой информации у вашего ребенка развит больше остальных:

  а) зрительный,

  б) слуховой

  в) деятельностный

№ вопроса    Зритель    Слушатель    Деятель

   1                       б                   а                     в

   2                       а                   в                     б

   3                       б                   в                     а

   4                       а                   в                     б

   5                       а                   б                     в

   6                       в                   б                     а

   7                       а                   б                     в

   8                       в                   б                     а

   9                       б                   а                     в

   10                     б                   а                     в

  В ответе на 5 вопрос теста при выборе варианта г), балл получает тот вид восприятия, которого лишается ребенок. Если, например, для ребенка нет страшнее наказания, чем не идти гулять, значит балл ставится в колонке «Деятель». Если на него лучше всего действует угроза «Никаких мультиков!», значит ставим балл в колонке – «Зритель» и т.д.

  Следует особо обратить внимание на последний 11-й вопрос теста, который также получает дополнительный балл. Часто родители отвечают на этот вопрос не объективно,  приписывая своему ребенку именно тот способ познания, который они считают «наилучшим» и который они хотели бы видеть у своего ребенка. Тем не менее, это указывает нам на то, какой именно способ восприятия у ребенка родители поощряют и развивают больше остальных.

 

  Итак, ведущий способ восприятия новой информации оставляет за собой приоритет на всю жизнь, но «подтянуть» остальные способы познания до уровня ведущего и достичь определенного баланса между различными навыками восприятия можно, вовлекая ребенка в определенные виды деятельности.

  Создавая определенные условия для развития ребенка, внимательные родители и педагоги могут целенаправленно развивать недостающие  визуальные,  аудиальные или  кинестетические навыки у ребенка, удовлетворяя при этом и его приоритетные потребности восприятия. При этом необходимо учитывать характерный для ребенка способ познания (иначе  учебный процесс просто не вызовет у него интереса) и предлагать ученику такие задания, в которых бы сочетались имеющиеся навыки с теми, которые необходимо развить. Например, для развития навыков зрителя у «слушателей» и «деятелей» можно предложить детям рисование яркими фломастерами или красками (работа с ножницами и бумагой, пластилином и т.д.) под музыку или пластинку со сказкой. Для развития навыков слушателя у «зрителя» можно читать ему вслух раскладывающиеся книги с объемными красочными иллюстрациями. Для развития слушательских навыков у «деятеля» подойдет игра в жмурки или прятки, в которой нужно находить игроков по голосу или по определенному звуку.

  Важно своевременно определить ведущий способ познания ребенка, в этом случае у родителей и педагогов появляется возможность оказать необходимое влияние на развитие и обучение ребенка, на его уверенность в собственных силах и на его общение с миром.

Список использованной литературы.

 

 

1. Гриндер Д., Бендлер Р.  Из лягушек - в принцы. - Воронеж, 1995. - 240с.

2. Гриндер Д., Бендлер Р. Структура магии. - М., 1995. -290 с.

3. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. - Минск, 1995, - 220с.

4. Ллойд Л. Школьная магия. - М., 1994. -206 с.

5. Маркова А.К., Лидерс А.Г. , Яковлев Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.

6. Немов Р.С. Психология. - М.,2001. – 688c.

6. Ремеева А.Ф.      Индивидуально-типологические особенности познавательной деятельности подростков, обусловленные функциональной асимметрией мозга, и процесс обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1998. -23 с.

7. С.Л. Рубинштейн "Основы общей психологии".- М.,2007. – 584с.    

8. Степанов В.Г. Закономерности перцептивной деятельности школьников и взрослых// Вопросы психологии. - 1992. - N 2. - С.42-52.

9. Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости. - М., 2008. – 128с.

Бычкова Ю.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной компетенции в процессе обучения младших школьников

Основные задачи: вызвать у школьников интерес к урокам физкультуры, позволив  ощутить красоту и радость движения;формировать жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;обучи...

Дифференцированный подход к обучению младших школьников в коррекционной школе 8 вида.

основные педагогические технологии, применяемые учителем при работе с учащимися начальных классов коррекционной школы....

Использование средств наглядности для формирования речевой компетенции у младших школьников

Средства обучения имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать деятельность познавательных процессов учащихся...

Учет психологических особенностей младших школьников при обучении иностранным языкам

Учет психологических особенностей младших школьников при обучении иностранным языкам...

УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

УЧЕТПСИХОЛОГИЧЕСКИХОСОБЕННОСТЕЙМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВПРИ ОБУЧЕНИИИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ....

Методика обучения иностранному языку при учете психофизических особенностей младших школьников

Публикация представляет собой разбор методик преподавания английского языка с учетом психологии и физиологических особенностей младших школьников...

Использование методов наглядности при обучении младших школьников

Одним из необходимых и эффективных методов в музыкальном образовании детей является использование наглядных методов обучения....