Зачёт как особая форма контроля знаний
статья (10 класс) по теме

Абанина Диана Петровна

 

     В  учебно – воспитательном процессе большое значение имеет  проверка и оценка знаний, умений и навыков. Процесс контроля знаний производит корректировку учебного процесса, от которого  зависит результат учебной деятельности школьников, воспитывается положительная мотивация обучения, объективная самооценка, чувство ответственности перед коллективом.

     В педагогической работе часто применяются зачёты как особая форма организации контроля знаний, умений, навыков обучающихся. Зачёты позволяют объективно оценить результаты учебной деятельности каждого ученика, своевременно выявить пробелы в знаниях, организовать корректировку обучения для предотвращения неуспеваемости, способствуют выработке прочной системы знаний школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zachyot_kak_osobaya_forma_kontrolya_znaniy.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

ЗАЧЁТ КАК ОСОБАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

     Важным звеном в учебно–воспитательном процессе является про-верка и оценка знаний, умений и навыков. Контроль знаний обеспечи-вает обратную связь «ученик-учитель», а также оперативную коррек-тировку учебного процесса. От этого зависит результат учебной дея-тельности учащихся, воспитывается положительная мотивация обуче-ния, правильная самооценка, чувство ответственности перед коллек-тивом.

     В педагогической практике часто используются зачёты как особая форма организации контроля знаний, умений, навыков обучающихся. Зачёты позволяют объективно оценить результаты учебной деятельности каждого ученика, своевременно выявить пробелы в знаниях, организовать корректировку обучения для предотвращения неуспеваемости, способствуют выработке системы знаний как основы развития школьников.

     Зачёт, как контроль, выполняет образовательную, воспитательную, развивающую функции. При организации работы в группе учащиеся анализируют ответы товарищей, дополняют и исправляют их. Так лучше усваивается материал, совершенствуются знания, т.е. просле-живается образовательная функция. При подготовке к зачёту у уча-щихся формируется чувство ответственности, дисциплинированности, т.е. проявляются воспитательные функции зачёта. Развивающая функция выражается в формировании устойчивого внимания, памяти, самоконтроля и самооценки.

     В преподавании применяются разные типы зачётов – тематические, по нескольким темам программы, итоговые на одном или двух уроках, во внеурочное время, а также в виде зачётной недели в конце полуго-дия или года. Например, зачёты целесообразны по важным темам в 8 классе: «Первоначальные химические понятия», «Основные классы неорганических соединений», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»; в 9 классе: «Элект-ролитическая  диссоциация»,  «Неметаллы»,  «Металлы»;  в  10 классе

«углеводороды», «Кислородсодержащие органические соединения»; в

11 классе – итоговые зачёты по курсу общей химии.

     Формы проведения зачётов разнообразны и зависят от возраста, подготовленности, индивидуальных особенностей учащихся. В педагогической практике  применяются разные формы зачёта.

1. Зачёт по типу экзамена, при котором учащиеся отвечают членам комиссии по билетам, составленным из вопросов темы, письменно или устно.

2. Групповой зачёт, при котором группы получают задания и каждый член группы по очереди отвечает на свои вопросы, а остальные исправляют, дополняют и оценивают ответ товарища.

3. Зачёт с использованием ИКТ гарантирует объективную, спокойную обстановку и экономию времени.

4. Зачёт по типу КВН позволяет использовать элементы игры, например, химическое лото, химический лабиринт, химическая эстафета, химический бой, блицтурнир т. д. Они делают зачёты более интересными и увлекательными для учащихся.

5. Зачёт-карусель проводится поэтапно по вопросам разных тем, при котором обучающиеся работают по индивидуальным зачётным листам и получают общую итоговую оценку.

6. Зачёт по маршруту помогает решать комбинированные задания, при котором группы получают «маршрут движения» и в соответствии с ним сдают зачёт, переходя от одной станции к другой.

7. Зачёт-аукцион позволяет получить более полную, насыщенную фактами, примерами информацию по мировоззренческим проблемам, основным теоретическим вопросам курса. Определённую сумму баллов за ответ получает ученик, последним дополнивший ответ на поставленный вопрос.

     На подготовительном этапе учитель отбирает тему, определяет форму зачёта, определяет методику его проведения на основе цели, задач обучения, содержания, форм, методов и средств достижения цели с учётом подготовки учащихся, особенности коллектива.

     Какова роль учителя на зачёте? В разных ситуациях он может выполнять роль наблюдателя, эксперта, советчика, члена комиссии. Эту роль определяет сам учитель.

     Перед зачётом проводится предварительная работа с учащимися. Учитель сообщает ученикам тему и срок зачёта, знакомит с содержанием зачёта. При изучении темы к зачёту учитель составляет план работы, памятки-алгоритмы,  вопросы,  задачи,  упражнения  для

самостоятельной работы дифференцированного характера.

     При подготовке к зачёту отрабатываются разные виды деятельности: работа с компьютером, оценка своей работы и работы товарищей по группе; проведение коллективного обсуждения вопросов темы. Проводятся самостоятельные работы для углубления, расширения знаний учащихся, формирования умений и навыков, развития логического, творческого мышления. Большое значение имеет проведение семинара или  урока по обобщению, систематизации знаний, умений, навыков, облегчающих подготовку к зачёту. В процессе изучения темы составляется технологическая карта, в которую выставляются оценки за разные виды деятельности и отмечается индивидуальная работа с учащимися.

Образец технологической карты

Я должен (на) знать или уметь

Самооценка

Оценка консультанта

Общая оценка группы

Оценка учителя

Домашнее задание

     Рассмотрим, как можно организовать зачёт по маршруту по теме «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений» в 8 классе.

     Для проведения этого урока класс разбивается на 6 групп (команд). В классе столы ставятся так, чтобы каждая группа на определённом этапе находилась на своём месте. Перед уроком капитаны команд получают маршрутные листы. За каждым столом ребята работают по 5 минут. Оценивает выполнение задания жюри из учеников старших классов. По звонку ребята заходят в класс и занимают тот стол, который указан первым в маршрутном листе.

    Задание 1. «Химическое домино» построено на основе обычного домино. В процессе игры учащиеся показывают умения составлять формулы четырёх классов неорганических соединений. Домино имеет четыре серии: оксиды, основания, кислоты, соли.  За неправильно составленные формулы снимаются баллы. Общее число баллов – 20.

    Задание 2. «»Найди меня» заключается в том, чтобы из перечня веществ нужно выписать формулы кислот, солей, оснований, оксидов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, всего 15 баллов.

     Задание 3.   «Эксперимент»,    где   определяются   знания,   умения

обращаться с химическими реактивами, химической посудой. Нужно показать одно из свойств основания, определить тип реакции. Общее число 10 баллов.

     Задание 4. «Химическая эстафета», в которой нужно составить уравнения химических реакций согласно генетической связи неорганических веществ. Оценка 4б.

     Задание 5. «Счастливый билет» выполняется по карточкам. Один из игроков выбирает любую из них и, выполняя задание, защищает честь команды. Максимальное количество баллов -3б.

     Задание 6. Домашнее задание даётся заранее: составить кроссворды, вопросы викторины, задачу и т.д. Оценка 10б.

Подведение итогов: жюри суммирует баллы и объявляет их перед классом, отмечает лучших учащихся, обращает внимание на недостатки.

    Итак, зачёт как особая форма контроля позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков учащихся. При этом учащиеся получают возможность лучше усвоить материал и подготовиться к экзаменам, к учебной работе в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     

1.Л.И. Ельцова, Л.А. Коробейникова. Зачётная форма проверки знаний учащихся. - М.: Педагогика, 1990.

2.Е. А. Кошелева. Совершенствование методики проверки знаний и умений учащихся. – М.: Педагогика, 1990.

3.З.Д. Рыбникова, А.В. Рыбников. Неорганическая химия. 8-9 классы. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В данной статье предоставлены материалы, отражающие важность использования устных форм контроля знаний на уроках иностранного языка....

Зачеты как форма контроля знаний учащихся и методика их проведения

из опыта работы: контроль знаний составляет важную часть учебного процесса , его систематичность и планомерность способствуют повышению качества обучения. Уроки-зачеты можно отнести к одному из перспе...

Тестирование как одна из форм контроля знаний

Работа рассказывает о видах и формах тестирования...

биологический диктант как форма контроля знаний и умений учащихся

Доказываю,что биологический диктант действительно нужен.Привожу примеры используемых мною диктантов...

Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля

Формы контроля знаний,умений и навыков на уроках иностранного языка – функции, объекты, виды и формы контроля...

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность ...