Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Здоровьесбережение на уроках математики

    Описаны способы, как  повысить интерес к предмету, используя здоровьесберегающие технологии

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Здоровьесберегающие технологии на уроках  математики в гуманитарном классе.

                                                                          «Здоровье  не  всё, но  все  без  здоровья – ничто.»  

                                                                                                                                                    Сократ

     Одной из проблем современной школы является проблема сохранения здоровья учащихся. Не секрет, что за период обучения в школе у большинства детей показатели здоровья резко снижаются. Основными причинами такого состояния обычно называют недостаток физической активности, особенности питания, общую организацию обучения, неудовлетворительное состояние классных комнат. Но источниками отрицательного воздействия на здоровье являются не только и не столько внешние по отношению к учебному процессу названные факторы, но и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организации деятельности.

    Математика – один из основных предметов в школе. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно также, что затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а следовательно, к снижению качества здоровья.

    Здоровье сберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

    Данные технологии должны удовлетворять принципам  здоровьясбережения:

    1.  «Не навреди!» - Все методы должны быть научно обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вред здоровью ученика и учителя.
    2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося. – Всё используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизическое состояние участников процесса.
    3. Принцип непрерывности и преемственности. – Работа ведется каждый день и на каждом уроке, а не от случая к случаю.
    4. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. – Объём учебной нагрузки и сложность материала должна соответствовать возрасту учащихся.
    5. Комплексный и междисциплинарный подход . – Единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
    6. Успех порождает успех.- Акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
    7. Активность. – Активное включение, любой процесс снижает риск переутомления.
    8. Ответственность за своё здоровье. – У каждого ребёнка надо  стараться сформировать ответственность за своё здоровье, только тогда он реализует свои ЗУН по сохранности здоровья.

     Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на три основные группы:

    1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
    2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся;
    3. Психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.

    Нельзя забывать о гигиенических условиях проведения урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. Они выделены в  рекомендациях по проведению урока:

    1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей)
    2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач)
    3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
    4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех.
    5. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
    6. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
    7. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

     Эти нормы СанПиНа многие знают, и я на них не буду заострять ваше внимание, остановлюсь подробнее на второй и третьей технологии.

     Вторая технология оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся. Она должна в себя включать:

    1. Правильную,  методически грамотную организацию урока;
    1. Использование различных каналов восприятия (аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие);
    2. Учет зоны работоспособности в течении трудового дня и трудовой недели (максимальная трудоспособность у детей бывает на втором и третьем уроке, если  брать работоспособность в течении недели, то максимум будет достигнут в четверг);
    3. Распределение интенсивности умственной деятельности на уроке. ( с 5 по 20-25 минуту урока);
    4. Организация физминуток.

     Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от деятельности учеников на уроке. Преобладающий вид деятельности письмо – рекомендуется гимнастика для снятия общего утомления (упражнение №1 и №2); преобладающий вид деятельности слушание – рекомендуются дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий головного мозга, активизировать детей на уроке (упражнение №3 и №4); преобладающий вид деятельности чтение, использование ИКТ – рекомендуется гимнастика для глаз (упражнение №5). Мною приведены варианты таких упражнений, которые можно использовать для учащихся средней школы.

    Упражнение №1:

    Мы все вместе улыбнемся,

    Подмигнем слегка друг другу,

    Вправо, влево повернемся

    И кивнем затем по кругу.

    Все идеи победили,

    Вверх взметнулись наши руки.

    Груз забот с себя стряхнули

    И продолжим путь науки.

    Упражнение №2:

    Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

    А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

    На счет раз – кулак сожмем, на счет два –  в локтях согнем.

    На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

    Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

    Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

    На счет шесть прошу всех сесть.

    Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

    Упражнение №3:

    Носиком дышу, дышу глубоко,

    Глубоко и тихо, как угодно.

    Выполню задание, задержу дыхание…

    Раз, два, три, четыре –

    Снова дышим: глубже, шире.

    Упражнение №4:

    Чтобы сильным стать и ловким,

    Приступаем к тренировке.

    Носом вдох, а выдох ртом.

    Дышим глубже, а потом

    Шаг на месте, не спеша.

    Как погода хороша!

    Не боимся мы пороши,

    Ловим снег – хлопок в ладоши.

    Руки в стороны, по швам.

    Хватит снега нам и вам.

    Размахнись рукой – бросок!

    Прямо в цель летит снежок.

    Упражнение №5:

    Рисуй глазами треугольник

    Рисуй глазами треугольник.

    Теперь его переверни

    Вершиной вниз.

    И вновь глазами

    ты по периметру веди.

    Рисуй восьмерку вертикально.

    Ты головою не крути,

    А лишь глазами осторожно

    Ты вдоль по линиям води.

    И на бочок ее клади.

    Теперь следи горизонтально,

    И в центре ты остановись.

    Зажмурься крепко, не ленись.

    Глаза открываем мы, наконец.

    Зарядка окончилась.

    Ты – молодец!

    Третья технология: психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности. В них  применяются личностно-ориентированные технологии; создается благоприятный психологический климат; присутствует охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни; снятие  эмоционального напряжения путём использование ИКТ, игровых технологий, оригинальных задач, введение  в урок исторических экскурсов, использование литературных произведений и стихов. Это очень необходимо для повышения интереса к  предмету математики в гуманитарных классах. Я в большей степени использую эту технологию на своих уроках. Приведу некоторые примеры:

    Друзья мои, легко найти
    Площадь параллелограмма:
    Вы помножьте а на b
    И на синус гамма.
    S=absinγ

    S трапеции ты знаешь.
    Посчитай, я подожду.
    Полусумму оснований
    Ты умножь на высоту.
    S = ((а+b)/2)h

    Площадь треугольника 
    Знать, конечно, надо нам:
    Мы умножим а на h
    И разделим пополам.

    S = ah/2

    Как мы косинус считаем,
    Ты спроси медузу.
    — Делим прилежащий катет
    На гипотенузу.
    Синус вычислить сумеет
    Зверь любой из дальней чащи:
    На гипотенузу делит
    Катет противолежащий.
    Чтобы
    тангенс получить,
    Нужно катеты делить.
    Вы в числителе берёте
    Тот, что для угла напротив.

    Тот, который прилежит,
    В знаменателе лежит.
    Если дробь перевернуть,
    Это тоже верный путь!

    Ты с конца прочти, дружок,
    Как ложится «
    снег на ток».

    Использование пословиц и поговорок ( «не было бы счастья, да несчастье помогло» - метод доказательства от противного, « на двух якорях корабль крепче держится» - через две точки можно провести только одну прямую, « Мастер на все руки: и швец, и жнец и на дуде игрец» - медиана в равностороннем треугольнике), отрывков из известных песен (« Гляжусь в тебя как в зеркало, до головокруженья…» - симметрия, « От чистого истока в прекрасное далёко я начинаю путь» - луч) и  известных  стихов («Дни растущие, а ночи – что ни сутки, то короче» С. Маршак – убывающая функция и обратная пропорциональность, « А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»        И. Крылов – от перестановки слагаемых сумма не меняется) способствует не только психологической разгрузке, но  установлению и укреплению межпредметных связей, а также  воспитательным целям.

    Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности ребёнка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые бы могли бы нанести вред его здоровью.