Презентация по теме: Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы.
презентация к уроку по теме

Миронова Татьяна Юрьевна

 

В соответствии с ключевыми  задачами современного образования одним из основных видов УУД  являются коммуникативные навыки. 

Для успешной реализации формирования коммуникативных навыков учащихся в своей практике я использую французские мастерские.

Педагогическая мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся познавательные, творческие, коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию,исследовательскую деятельность.

В презентации представлены: сравнения с традиционным уроком, роль учителя в мастерской, алгоритм французской мастерской.

.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ средняя общеобразовательная школа №188 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга учитель начальных классов Миронова Татьяна Юрьевна 2012г.

Слайд 2

Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы

Слайд 3

Универсальные учебные действия личностный регулятивный познавательный коммуникативны й

Слайд 4

Виды коммуникативных действий . . планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; с умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд 5

Группы коммуникативных умений Информационно-коммуникативные умения: – вступать в процесс общения. – ориентироваться в партнерах и ситуациях общения. – соотносить средства вербального и невербального общения. Регуляционно-коммуникативные умения: – согласовывать свои действия , доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься – применять индивидуальные умения при решении совместных задач – оценивать результаты совместного общения, учитывать личный вклад каждого , принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение). Аффективно- коммуникативные умения : - делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Слайд 6

Технология французские мастерские «Французская группа нового образования» ( Groupe Francais d'Education Nouvelle ) возникла в 20-х годах ХХ века Анри бассис – педагог, поэт, драматург, общественный деятель.

Слайд 7

Технология французские мастерские с1987 г. группа Окончательно признана министерством образования Франции Санкт - петербург 1990 год

Слайд 8

Санкт - Петербургская академия постдипломного педагогического образования кандидат педагогических наук Белова Надежда Ивановна – участник пед.семинаров во Франции

Слайд 9

Педагогическая мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся познавательные, творческие и коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания, путем самостоятельного или коллективного открытия.

Слайд 10

Цели технологии в сравнении с традиционной системой Традиционная система Французские мастерские Формировать гармоническую личность. Создавать условия для самореализации обучающихся. Дать знания по конкретной теме. Предоставить возможность для конструирования собственного знания Проконтролировать и оценить сделанное. Реализовать возможности самооценки и самокоррекции . Сформировать умение. Помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество

Слайд 11

Роль учителя в проведении мастерской. Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам. Не дает конкретных, точных ответов. Исключает официальное оценивание работы учащего, но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и самокоррекции .

Слайд 12

построения новых знаний ценностных ориентаций и по самопознанию творческого письма смешанного типа Типы мастерских

Слайд 13

Алгоритм мастерской. 1этап. Индукция («толчок» к процессу) С оздание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. заинтересовать

Слайд 14

2 этап. Деконструкция (поставить в затруднительное положение). Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Если не знаешь, опираешься на опыт соседа(реконструкция). Построение этих элементов группой. задуматься

Слайд 15

3 этап. Социализация Работа в малой группе. Представление всем промежуточного и окончательного результата. Каждый выступает на основе своего опыта, не боясь высказывать мнение вслух. п.1 2 3 должны повторяться несколько раз, на основе узнанного + новое. все получится…

Слайд 16

4этап. Афиширование Представление «произведений» - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории на доску и ознакомление с ними . «Подарок» для других групп. смотрите все

Слайд 17

5 этап. Разрыв Кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления. Происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов И появляется информационный запрос, у каждого- свой. озарение

Слайд 18

6 этап. Рефлексия Отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе мастерской. Отсюда результат работы в мастерской описывается словами «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался». у меня получилось

Слайд 19

Благодарю за внимание



Предварительный просмотр:

IV Международный педагогический Форум

Санкт – Петербург 2012

Тема: Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы.

В соответствии с ключевыми  задачами современного образования одним из основных видов УУД  являются коммуникативные навыки, которые предполагают:

Виды  коммуникативных действий.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Группы коммуникативных умений учащихся:

Группа информационно_коммуникативных умений состоит из умений:

– вступать в процесс общения.

– ориентироваться в партнерах и ситуациях общения.

– соотносить средства вербального и невербального общения.

Группа регуляционно_коммуникативных умений состоит из умений:

– согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само_ и взаимоконтроля учебной итрудовой деятельности,

– доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься

– применять индивидуальные умения при решении совместных задач

– оценивать результаты совместного общения (критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение),оценить соответствие вербального

Группа аффективно_коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Разработчики нового проекта Государственных стандартов считают эту сторону развития одной из приоритетных, т.к. уровень развития школьников, в целом, далек от желаемого.

Для успешной реализации формирования коммуникативных навыков учащихся в своей практике я использую французские мастерские.

А что же такое – французские мастерские.

1.«Французская группа нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) возникла в 20-х годах ХХ века во Франции. В последние годы объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, а сейчас в роли президента ЖФЭН – его жена и соратник Одет Бассис.

но только с 1984 года группа окончательно признана Министерством образования Франции,  Группа разработала технологию «ATELIE», которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских. В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге.

Данная технология стала известной благодаря публикациям педагогов Санкт-Петербурга, которые участвовали в работе учительских семинаров во Франции и Петербурге: книг и статей Анатолия Арсеньевича Окунева, Надежды Ивановны Беловой, Галины Альфредовны Мейчик и других.

Мне, в свою очередь, довелось посетить курсы, проходящие в Академии постдипломного педагогического образования под руководством кандидата педагогических наук мастера Беловой Надежды Ивановны.

Педагогическая мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся  познавательные, творческие и коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания, путем самостоятельного или коллективного открытия.

Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и открытие нового.

Цели технологии (в сравнении с традиционной)

Традиционная технология  

Технология педагогических мастерских

Формировать гармоническую личность

Создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающихся

Дать знание по конкретному предмету или теме

Предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира.

Проконтролировать и оценить сделанное

Реализовать возможности самооценки и самокоррекции.

Сформировать умение

Помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.

Сравнивая цели традиционной технологии с технологией педагогических мастерских явно видно, что  в традиционной системе учитель дает готовые знания, вынуждает, диктует, подсказывает,  а в педагогической мастерской, ученик сам строит путь в открытии новых знаний, проживает увиденное и услышанное.

 Мастерство учителя состоит в том, чтобы дать возможность ученику самому до всего дойти и сделать вывод.

В работе педагогической мастерской большая роль отводится учителю, который:        

1. Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2. Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении темы (проблемы).

3. Работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания. Не торопится отвечать на вопросы.

4. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет оценок в журнал), но через афиширование работ  дает возможность появления самооценки учащегося и самокоррекции.

Мастерские бывают разных типов:

- Мастерские построения новых знаний;

- Мастерские ценностных ориентаций и мастерские по самопознанию;

- Мастерские творческого письма;

- Мастерские смешанного типа (чаще всего добавляется творческое письмо).

Но, какой бы вариант ее использования не выбрал педагог, он обязательно должен помнить, что главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции. Иначе, у участников мастерской не произойдет озарение - инсайт, не возникнет переживание радости открытия нового, познания неизвестного свободного творчества, не скованного авторитетными мнениями.

Алгоритм мастерской включает в себя несколько этапов.

1. «Индукция» («толчок» к процессу) — создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика.

Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

 Первый этап мастерской – индукция, предполагает создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика.

 Для решения выше обозначенной задачи используется набор индукторов – которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, заставят заинтересоваться его.

В качестве индуктора могут быть использованы - слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

Индуктор должен проходить через все этапы мастерской, обязательно опираться на личный опыт ребенка.

Не зависимо от числа индукторов, все они должны подбираться с учетом содержания мастерской, соответствовать возрасту, особенностям детского восприятия.

По сути, данный этап технологии можно рассматривать как базовый, определяющий успех всей мастерской, так как именно он должен мотивировать участников мастерской на активную деятельность. Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме и создание условий для ее творческого разрешения.

 

 2 этап.

Деконструкция (поставить в затруднительное положение).

Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Если не знаешь, опираешься на опыт соседа(реконструкция).

Построение этих элементов группой.

Следующий этап мастерской -  работа с материалом, (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.) смешение слов, явлений – своеобразный хаос,

предполагающий переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам.

Далее в группе заслушивается мнение каждого и совместно выбирается своя версия.

3 этап.

Социализация работа в малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Каждый выступает на основе соц. опыта, не боясь высказывать свое мнение вслух. Мысль и слово работают одновременно.

п.1 2 3 должны повторяться много раз, на основе узнанного + новое.

На третьем этапе осуществляется социализация, т.е. организуется работа в группах. От каждой группы идет представление промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Каждый выступает на основе соц. опыта, не боясь высказывать свое мнение вслух. Мысль и слово работают одноврЕменно.

Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, оформление общего проекта, совместную корректировку гипотезы.

 Вместе с этим работа в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний других обучающихся, сопоставить точку зрения с их мнением, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.

Работа в сотрудничестве, возможность действовать совместно с другими вызывает чувство защищённости, востребованности и принятости другими. Все, даже самые робкие и тревожные дети, преодолевают коммуникативный барьер, причём не индивидуально, а поначалу именно в составе группы.

4 этап. Афиширование.

Представление  «произведений» - работ учеников  и учителя (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории на доску и ознакомление с ними .

«Подарок» для других групп.

Одним из наглядных этапов выбранного решения является  - афиширование — представление  произведений учеников: текстов, рисунков, схем, проектов, которые прикрепляют к  доске, где и происходит  ознакомление с ними:  каждый может подойти, прочитать, посмотреть. Текст может зачитываться вслух автором или учителем.

5 этап.

«Разрыв»   — кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления. Происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов.

Разрыв, так определяется суть данного этапа, кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления. Таким образом, происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов.

У ученика может возникнуть информационный запрос, чтобы узнать больше по данной теме, и он обращается к различным источникам информации: книги, энциклопедии, словари, сеть интернет.

6 этап.

Рефлексия - отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе мастерской.

 Отсюда результат работы в мастерской описывается словами «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался».

Заключительным и обязательным этапом работы мастерской является рефлексия – обратная связь, где  участниками группы вербально отражаются чувства, ощущения, возникшие у них в ходе работы в мастерской, используя слова: «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался».

Это, в свою очередь, богатейший материал для самого учителя , т.к. внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном классе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей школьников.

Атмосфера взаимопомощи, сотрудничества, взаимной поддержки, создаваемая в мастерской, позволяет через взаимодействие учеников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания, самоконтроля и формирования коммуникативных навыков.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в курсе физической географии, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся.

"Усвоить науку можно лишь тогда, когда она поглощается с аппетитом"   Анатоль Франсуа Тибо...

Преподавание литературы с элементами риторики как эффективное средство формирования коммуникативных навыков учащихся.

Материал по поточно-групповому методу обучения литературе: статья представляет краткий анализ опыта работы в рамках муниципальной модели  "Основная школа - пространство выбора" по направлению "ли...

Презентация "Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС"

Описываются технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС...

Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы

Немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер писал «Воспитание призвано сформировать целостную личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нов...

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ (СТАТЬЯ)

Необходимость поиска новых путей и методик обучения иностранным языкам заставляет учителей школ обращаться к различным средствам и методам преподавания,  позволяющим  учащимся эффективно и т...

Психологический квест по формированию коммуникативных навыков обучающихся начальной школы с ОВЗ (коррекционное занятие)

Коррекционное  занятие посторонное  по  технологии квеста  ориентировано  на  формирование коммуникативных  навыков  детей  с ОВЗ,  обучающихся по...

Использование кейс-технологии на уроках французского языка как средство формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы

Использование новых образовательных технологий, в частности, кейс-метода в сочетании с традиционными формами обучения способствует оптимизации учебного процесса, позволяет продуктивнее усваивать пройд...


 

Комментарии

Шмыгова Ольга Викторовна

Татьяна Юрьевна, спасибо за великолепный материал по технологии "Творческие французские мастерские". Тема Вашей публикации актуальна и востребована в контексте перехода на новые стандарты образования.Спасибо за трансляцию Вашего педагогического инновационного опыта. С уважением и пожеланием удачи в работе, учитель МБОУ НШ №13, Шмыгова Ольга Викторовна.