Учебно - исследовательская деятельность учителя английского языка (мои публикации)
статья

Ширеторова Людмила Галсановна

Публикации по теме: Проектно - исследовательская деятельность учителя английского языка (в сборнике БГУ )

Выступление  на I Всероссийской научно-исследовательской конференции в БГУ  (презентация доклада)

Методика организации исследовательской деятельности учащихся в школе (из опыта работы) Сборник БГУ  (публикация и доклад на 

III Всероссийской научно-исследовательской конференции в БГУ )

Проектно - исследовательская деятельность на уроках английского языка (в сборнике БРПК )

Победители и призеры олимпиад и конференций прошлые годы

Элективный курс " My native land Buryatiya"

Исследовательская деятельность учителя английского языка в сельской школе  (публикации и выступления  на 

IV Всероссийской научно-исследовательской конференции в БГУ

Исследовательская деятельность учителя английского языка в условиях реализации ФГОС ( 2 место в   Региональном Этапе

Международной ярмарки социально- педагогических инноваций, приглашение на Международную Ярмарку в г. Пермь)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики  Бурятия

МО Тарбагатайский район

МОУ « Селенгинская средняя общеобразовательная школа»

Научно – исследовательская работа учителя английского языка

                                                        Учитель: Ширеторова Людмила Галсановна

                                                                                             

2011 год

г. Улан – Удэ

Учитель – кто он?. Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко  благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела.

                                  С.Л. Соловейчик.

  1. Профессиональная автономия

        Сегодня нам, учителям ИЯ, приходится работать в сложной ситуации, так как в методике обучения иностранным языкам в последние годы произошли изменения.

        Если мы раньше страдали от недостатка интереса и потребности в изучении иностранных языков со стороны общества, отсутствия новейшей научно-методической литературы, недостатка информации о стране изучаемого языка и контактов с его носителями, то теперь учитель имеет доступ к многообразным зарубежным и отечественным материалам по иностранному языку.

        В настоящее время нелегко ориентироваться в потоке методической литературы по изучению иностранных языков.

        Появилась необходимость в профессиональной автономии – способности и умении думать и действовать  в профессиональной области независимо от чужой воли, обстоятельств, собственных страхов, самостоятельно осуществлять выбор и принимать ответственное решение, ставя цели и вырабатывая свои индивидуальные стратегии их достижения.

        Уметь работать в постоянно меняющихся условиях многообразии образовательных программ, учебников и  образовательных учреждений, вырабатывать способность адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать на современные процессы социального и экономического развития общества.  

        Диапазон профессии учителя требует непрерывного самообразования постоянного обновления, уточнения и пополнения профессионально значимых ЗУН.

Хорошо известно, что работа учителя носит творческий характер и связана с исследовательской деятельностью. Учитель исследователь владеет современными методами педагогического поиска, способен творчески подходить к решению проблем обучения и воспитания молодежи, проводить научно- исследовательскую работу (НИР) с целью повышения эффективности и качества обучения и воспитания в школе. Исследовательская деятельность педагога сегодня рассматривается не как его право, а как профессиональная обязанность. Эта позиция отражена в Национальной доктрине образования РФ до 2025 г., где заложены в качестве концептуальной идеи «участие педагогических работников в научной деятельности», «интеграция научных исследований с образовательным процессом», в новых требованиях к квалификации педагогических и руководящих работников при присвоении им квалификационных категорий и в др. нормативных документах. Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися.

Исследовательская компетенция учителя ИЯ является одной из составляющей профессиональной компетенции учителя ИЯ, знания     + навыки и умения в превосходной степени, =это опыт и мастерство ( не только опыт, но и личность Зимняя И.А.), т.е. профессиональная компетентность.

2. Научное решение проблем

Учитель должен быть готов к изучению, анализу и прогнозированию развития личности, владеть средствами диагностики и методиками оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся, демонстрировать результаты реализации направлений образовательной политики, при использовании педагогических технологий ориентироваться на результаты апробации/адаптации в условиях своего образовательного учреждения. Таким образом, исследовательские умения должны входить в состав общепрофессиональных умений педагога. В процессе включения в исследовательскую работу значительная нагрузка возлагается на учителя как на научного руководителя. Сложность  этой роли заключается в том, что учителя этому никто не обучал и не «вооружил» методической литературой.  Все  ли педагоги владеют основами методики исследования и готовы к практической работе по организации исследовательской деятельности учащихся? Необходима курсовая подготовка учителя.  Сегодня это очень актуально.

        Учитель-исследователь владеет современными методами педагогического поиска, способен творчески подходить к решению проблем обучения и воспитания молодежи, проводить НИР с целью повышения эффективности и качества обучения и воспитания в школе.

        Научное решение проблем выбора целей, содержания, форм и методов эффективного обучения в конкретных условиях конкретного учителя  становится возможным на основе анализа деятельности учителя – мастера, в том числе, его исследовательской деятельности.

        В исследовательской деятельности учителя ИЯ – гностические умении, которые служат предпосылкой для эффективной реализации конструктивно-планирующей, организаторской и коммуникативно – обучающей деятельности, и собственно – исследовательские умения, лежащие в основе НИР учителя.

  1. Умение подбирать и работать с научной литературой для совершенствования теоретических знаний, обобщать результаты изучения теории в виде аннотации , реферата доклада, сообщения.
  2. Умение наблюдать, изучать,  анализировать опыт учителей с целью его обобщения и использования в практике преподавателя.
  3. Умение ставить исследовательские задачи, формулировать гипотезу, планировать и проводить опытную работу и эксперимент, обрабатывать и обобщать результаты проделанной работы в виде доклада, сообщения, научной статьи.

Виды НИР:

  1. Участие в методических конкурсах.
  2. Поиск научных источников.
  3. Участие во встречах с учеными страны.
  4. Участие в оформлении стендов по научной работе.
  5. Участие во встречах с учителями – исследователями.
  6. Участие в эксперименте.

В процессе обучения иностранному языку нам приходится осуществлять различные исследовательские функции.

Для того чтобы грамотно планировать уроки, мы обретаем адекватные  средства обучения, вовремя реагируем на изменения в учебном процессе, анализируем собственную деятельность как на уроке, так и вне урока и своевременно корректируем их.

  1. Рефлексивная функция учителя иностранного языка в научном самоанализе своей профессиональной деятельности. Для выполнения этой функции учителю необходимо владеть специальным знанием  и умение (гностические и исследовательские).
  2. Функция обобщения ППО. Умение наблюдать, изучать, анализировать опыт учителей с целью его обобщения и использования в технике преподавания. (участие в конкурсе «Учитель года – 2003 год»)
  3. Внедрение результатов научных исследований  в учебный процесс.  Проекторная методика, языковой портфель, научно – исследовательская конференция «Шаг в будущее», НИР с учащимися.

Проектная методика. Одна из возможностей развития профессиональной автономии учителя в процессе преподавания. Не все методы можно успешно применить для развития автономии при обучении ИЯ. Одним из наиболее эффективных в этом отношении мы считаем проектную методику, которая нацеливает его на эмансипацию обучаемого, устранения его зависимости от преподаваемого путем самоорганизации и самообразования в процессе создания конкретного продукта или решение проблемной ситуации, взятой из реальной жизни.

Автор методических проектов – американский философ и педагог Джон Дьюи.

Принцип методических проектов:

  1. Связь идеи с реальной жизнью.
  2. Интерес к выполнению со сторон всех его участников.
  3. Ведущая роль консультативно – координирующей функции учителя.
  4. Самоорганизация и ответственное отношение участников проекта.
  5. Нацеленность на создание конкретного продукта.
  6. Монопредметный и межпредметный характер проектов.
  7. Временная и структурная завершенность проекта (маленькие, средние, большие структуры: подготовительной, основной, заключительный).  

Метод проектов – самостоятельное добывание знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного обращения с реальной жизнью, развивая и них самостоятельность, независимость, инициативность и рефлексию (способность познавать и понимать самого себя, свои внутренние психологические акты и состояния).

Языковой портфель

Российский языковой портфель, в основу которого  положены  документы Совета Европы, как «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком» и «Европейский языковой портфель».

Он призван внедрять в практику преподавания иностранного языка:

  1. перспективную образовательную идеологию в областях ИЯ;
  2. развивать и поддерживать заинтересованность учащихся в изучении  ИЯ на протяжении всей жизни;
  3. вооружать учащихся надежным инструментом для определенных своих достижений в овладении иностранным языком;
  4. дать учителю оценивать уровень достижения каждого учащегося в овладении  ИЯ и вести коррективы в педагогическую деятельность;
  5. обеспечивать учащимся социальную мобильность в рамках единой Европы.

3 части языкового портфеля: паспорт, языковая биография и досье.

Уровней владения 4: А1(уровень выживания), А2 (допороговый уровень), Б1 (пороговый), Б2 (продвинутый).

Уровни владения

Первый уровень А1 – уровень выживания с V – IX классы с планом 3-4 раза в неделю.

Второй уровень А2 – допороговый в школах, лицеях, гимназиях с I –II кл.

Третий уровень Б1 – пороговый в школах с углубленным изучением  ИЯ.

Четвертый Б2 – пороговый продвинутый школы лингвистического портфеля (10 часов в неделю).

  1. Изобретательская функция. Работа учителя приобретает новый смысл, когда учитель стремится не просто грамотно и правильно воплотить  те или иные методические рекомендации, методы, приемы обучения, а стремится изобрести и разобрать новые формы и средства обучения (авторская программа «Моя Бурятия»).
  2. Самообразовательная функция. Диапазон профессии учителя требует непрерывного самообразования по Языковой Н.В., углубления и расширения теоретических знаний на основе индивидуального чтения научно-методической литературы, формирование умения осуществлять связь между теорией и практикой путем решения методических задач.

К технологиям профессионального творчества относятся:

  1. Диагностика и идентификация – умение  определять тип профессиональной системы и ее структуру. Проводится тестирование и специальная контрольная работа.
  2. Экспертиза – умение оценивать эффективность каждой  структуры элемента профессиональной системы и предложить ее усовершенствование. Проводится путем  сравнения полученных результатов диагностики с требованиями государственных стандартов.
  3. Исследование – умение изучать особенности различных средств, в которых функционирует профессиональная система. Проводится путем посещения уроков своих коллег, обсуждения учебного процесса на семинарах и педсоветах. Это необходимо для согласования своей профессиональной деятельности с деятельностью других учителей.
  4. Проблематизация – умение определить и решить проблемы функционирования профессиональной системы. Поиск решений проблем с помощью различных методов, форм преподавания или изменения его содержания.
  5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ – УМЕНИЕ РАЗРАБОТАТЬ ПРОЕКТЫ НОВЫХ ВАРИАНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. Проектирование такой системы преподавания своего предмета, которое обеспечит решение обнаруженных проблем.
  6. Прогнозирование – умение составлять перспективный план развития профессиональной системы или заданных условий. Перспективное планирование результатов учебной деятельности, которое осуществляется в процессе составления тематического плана. Это – по сути дела научно образованный прогноз – необходимо как система перспективных целей, в соответствии с которыми осуществляется вся профессиональная деятельность.

        Будущим выпускникам предстоит жить в технологическом обществе, самостоятельно  решать проблемы, проводить исследования профессионального  и общесоциального содержания, давать  экспертные заключения, создавать проекты, т.е. заниматься всеми важнейшими видами творческой деятельности, необходимыми для достижения успеха в обществе.

        Для целенаправленной творческой деятельности недостаточно владеть методами творчества, необходимыми развивать в себе качества  творческой личности и планировать свою карьеру с учетом закономерности жизненной стратегии творческой личности.

        Анализ работ учащихся свидетельствует о развитии познавательных функции школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, об освоении  опыта творческой деятельности, умение грамотно и компетентно излагать результаты исследований. Под руководством учителя происходят чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащихся. Создания условий для  НИР школьников позволяет реализовать право на получения качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников.

        Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям – мощное средство, позволяющее увлечь   новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе.  Внедрение  НИР в педагогическую деятельность учителя повысит уровень профессиональной компетентности учителя ИЯ и обеспечит конкурентоспособность его на рынке труда. Неумение вести педагогический поиск, ошибки в исследовательской работе зависят больше всего не от отсутствия способностей, а от недостатка необходимых знаний и умений.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Ширеторова Людмила Галсановна, учитель английского языка,

МБОУ «Селенгинская СОШ», Тарбагатайский район

Методика организации  исследовательской деятельности учащихся в школе

(из опыта работы школы)

«Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой поисковой

исследовательской работе»

А.Н.Колмогоров

Сегодня перед школьным образованием поставлены новые задачи. Главная задача управления образованием состоит в создании  условий для запуска, поддержки и реализации инновационных процессов, направленных на изменение качества образования и демократизация образования.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться. Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни».

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.

В чем же теперь заключается роль школы? Это интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя).

В XXI веке главной задачей школы становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в стремительно меняющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Ведь развитие личности происходит лишь в процессе деятельности и обучения.

Данная ситуация требует от современного педагога широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, но не в традиционной форме урока, а в исследовательской  и проектной деятельности,  так как целостная система универсальных (общеучебных) знаний и умений не может появляться иначе, чем в ситуации разрешения надпредметных  проблем, в опыте самостоятельной деятельности.

Появляется необходимость внедрения в учебный процесс новых форм и способов ведения  образовательной и воспитательной деятельности. Одной из самых  оптимальных форм является исследовательская деятельность учащихся, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира и себя в этом мире.

Говоря о научной и исследовательской деятельности, надо сказать, что данный вид деятельности не может носить массовый характер и проводится с увлеченными, способными и подготовленными детьми. В овладении методами и приемами исследовательских навыков на уроках участвует весь класс, а для работы над НИР выбираются только те немногие ученики, которые имеют желание проводить исследование по выбранному явлению. Не у всех учеников хватает терпения довести исследование до конца. По данным исследователей в школьном коллективе доля учащихся, имеющих способности и склонности к творческой, научной и исследовательской деятельности колеблется от 5 до 20%. При современном личностно – ориентированном подходе в обучении воспитании такие дети должны иметь возможность для развития своих способностей.

Как быстро меняется отношение к научно-исследовательской деятельности. Сегодня современная школа стоит перед необходимостью пересмотра устоявшихся традиционных форм обучения учащихся. Научно-исследовательскую работу ведут не только ученики старших классов, но даже совсем маленькие дети младших классов.

Когда мы были студентами, мы начинали вести  научно-исследовательскую работу только на старших курсах. Считалось, что студенты гуманитарных вузов не в состоянии вести научно – исследовательскую работу, вносить реальный вклад в науку. Поэтому создавалась лишь видимость активной научно-исследовательской работы студентов, ибо те проблемы, которыми они занимались, не представляли особого научного интереса и не были ориентированы на практику. Это имело прямое отношение и к подготовке учителя, ведь работа учителя носит творческий характер и связана с исследовательской деятельностью. Серьёзной проблемой организации исследовательской деятельности учащихся в школе является отсутствие соответствующих навыков и умений у большинства педагогов.

В современных условиях подготовка школьников к самостоятельной научно-исследовательской работе ведется периодически, от конференции до конференции  нам, учителям, просто не хватает времени, мы занимаемся  своей главной работой: проводим уроки, классные часы, проверяем тетради и дневники, принимаем участие или организуем общешкольные мероприятия.

В сельской школе на учителя возложено много общественных обязанностей в силу финансовой зависимости бюджета школы от количества учеников.

Должность заместителя по воспитательной работе в нашей школе перевели на полставки, кроме этого она проводит свои уроки на полную ставку, является классным руководителем, и пишет бесконечные положения и отчеты для районного управления образования.

В школе нет завуча по научной работе, каждый учитель самостоятельно готовит учащихся к участию в научно - практических конференциях всех уровней совершенно бесплатно.

В настоящее время одной из задач школы стала необходимость создания условий для индивидуально – творческого развития ученика, предоставление ему возможностей для реализации себя в познании по своим способностям.

 В нашей школе создана система исследовательской деятельности учеников. Организация исследовательской деятельности учащихся по программе «Ученик-исследователь» ведется с 2005 года. В школьном  научном обществе учащихся НОУ состоят почти все старшеклассники, ученики 7-8 классов посещают экологический клуб «Планета.ru», юнощи старших классов являются активными членами клуба «Поиск» с 2004 года. Выпускник нашей школы Мясников Павел – командир республиканского поискового отряда «Рысь» уже 4 года. Наши выпускники и сегодняшние ученики ежегодно выезжают на раскопки погибших солдат Сибирской стрелковой дивизии в город Подольск и на Халхин -Гол в Монголию, и привозят останки тех солдат на родину для захоронения. Поисковая работа по уточнению погибших и пропавших без вести ведется членами клуба постоянно, в школе функционирует Музей Боевой Славы, где собран богатый материал. Это заслуга учителя истории Болоневой Надежды Филипповны. На базе нашей школы ежегодно проходит республиканская поисковая конференция, где бойцы отряда «Рысь» отчитываются по проделанной работе.

Исследовательские умения и навыки формируются также и на спецкурсах по предметам. Учащиеся нашей школы посещают следующие элективные курсы: «История Бурятии», «Декоративно-прикладное искусство семейских Забайкалья», «Экология растений Бурятии», «География Бурятии», «Азбука исследовательской работы», «Проектно-исследовательская работа по английскому языку» и др. Эти курсы позволяют выстраивать индивидуальную траекторию образовательного пути учащихся с учётом его склонностей, интересов, помогают ему сделать осознанный выбор профиля обучения в старших классах.

Существенным становится вопрос выбора темы и проблемы исследования ученика совместно с учителем. Важно, чтобы толчок к исследованию шёл «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведётся к формальному выполнению необходимых действий.

Участвуя в работе НОУ, ученики совершенствуют свои знания в определенной области и приобретают навыки экспериментальной и научно – исследовательской работы под руководством учителя. В этих условиях развиваются личностные качества обучающихся, совершенствуются учебные компетенции. Работа и участие в школьном научном обществе учит аргументировано отстаивать свою точку зрения, рефлексивно оценивать собственную деятельность.

В ходе научно-исследовательской деятельности развиваются следующие навыки и качества обучающихся:

- навык самостоятельной исследовательской деятельности;

- навык работы с научно-познавательной литературой;

- инициативность и творчество;

- использование, расширение и углубление школьных знаний;

- навык совместной работы с различными специалистами;

- самоутверждение обучающихся в данной предметной области и вера в свои силы.

Исследования учащихся в нашей школе – важнейшая составляющая образования. Учебные исследования помогают выявить интересы детей, выстроить индивидуальный образовательный путь ученика. В ходе исследовательской деятельности ученики учатся самостоятельно ставить и решать познавательные задачи, ориентироваться в информационных потоках, заниматься эффективным самообразованием. Ученики задумываются над актуальными проблемами современности, учатся их анализировать, видят причины и последствия разных явлений. Именно эти качества необходимы современному человеку.

Идея создания системы работы по развитию способностей учащихся путем последовательной исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время возникла в процессе подготовки учащихся нашей школы к олимпиадам, научно – практическим конференциям, проектам, конкурсам в старших классах. Вскоре появилась необходимость системной работы по развитию способностей учащихся путем последовательной исследовательской деятельности и с более раннего возраста в связи с малым количеством учащихся старших классов. Доля учащихся старших классов составляет 16%, из них доля призеров различных исследовательских конференций на муниципальном уровне – 30% ежегодно, на республиканском уровне – 7%.

Под научно – исследовательской деятельностью мы понимаем образовательную работу, которая связана с решением обучающимися творческой, научной и исследовательской задачи и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранной темы, собственный экспериментальный материал, анализ полученных данных и вытекающие из него выводы.

Исследовательская работа в то же время в основном направлена на такие практические умения, как: поставить и сформулировать проблему исследования; умение выдвинуть и теоретически обосновать гипотезу; наметить план работы; провести исследование; обработать и проинтерпретировать данные; написать научный доклад или статью; публично защитить основные тезисы исследования.

Первым практическим шагом в нашей работе явилось определение основных исследовательских умений и навыков в строгом соответствии с порядком их формирования, что отражено в списке:

·  выявление (видение) проблемы;

·  постановка (формулирование) проблемы;

·  формулирование предмета как объекта исследования, постановка цели;

·  прояснение неясных вопросов;

·  формулирование гипотезы;

·  планирование и разработка учебных действий;

·  выбор методов исследования;

·  сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

·  проведение исследования;

·  анализ и синтез собранных данных;

·  сопоставление полученных данных и умозаключений;

·  обработка результатов;

·  проверка гипотез;

·  подготовка, написание работы;

·  структура текста;

·  публичная защита.

Ученики в ходе исследования осуществляют последовательную и поэтапную работу.

I этап – теоретический: сбор предварительной информации по вопросу исследования, знакомство с различными точками зрения разных ученых.

1. Выбор темы исследования

2. Формулировка темы

3. Обоснование актуальности темы

4. Изучение научной литературы

5. Определение гипотезы

6. Цели и задачи исследования

7. Определить предмет и объект изучения

Рекомендациивначале изучается литература и источники, опубликованные в текущем году, затем по реферативным журналам – материалы за предыдущие пять и более лет. Используется система «Интернет» для информационного анализа. По рекомендации руководителя изучаются монографии по данному вопросу; при работе с литературой и источниками рекомендуется составление базы данных в виде картотеки или на компьютере.

Карточка: 

1 – заголовок (главная мысль текста);

2 – текст из литературного источника;

3 – ссылка, откуда взят текст (автор, название произведения, название журнала, год издания, номер журнала, страницы текста).

Результат I этапа:

1 – составляется обзор литературы, который представляет собой самостоятельный раздел проектно-исследовательской работы или реферата;

2 – обзор литературы должен содержать краткое изложение результатов, их критический анализ, а также выводы о возможности использования этих результатов в собственных исследованиях;

3 – формулируются цель и задачи исследования, рабочая гипотеза.

II этап - практический: проведение собственных исследований, используя научный, доступный и посильный метод исследования данного явления. Обработка и анализ результатов: сравнение полученных результатов с имеющимися образцами, проведение анализа. Построение причинно – следственных связей, поиск путей решения выявленных противоречий. 

 Разработка и организация выполнения работы:

1 – поиск аналогов научного и технического решения данной проблемы с помощью руководителя темы;

2 – анализ особенностей объекта исследования;

3 – выбор и обоснование методов исследования при решении поставленных задач;

Методы исследования можно разделить на: теоретические, исторические, математические, эмпирические. Рассматривая метод как способ достижения цели, ученик и учитель в исследовании могут использовать следующие методы: наблюдение, сравнение, счёт, измерение, эксперимент, анализ и синтез, формализация и т.д.

В проведении исследования с использованием того или иного метода следует использовать соответствующие картотеки (протокол), где обозначается: время, место, выборка испытуемых, если речь идёт о людских ресурсах, учёт контрольной группы, первоначальные данные исследования и т.д.

4 – организация и проведение экспериментальной части (если она присутствует в исследовании).

Результаты II этапа работы:

1 – составление календарного плана;

2 – уточнение цели, задач и гипотезы исследования;

3 – уточняются ожидаемые результаты.

III  этап – оформление научно – исследовательской работы в печатном виде.  Составление и оформление работы. План работы над рефератом

Эта работа может быть докладом, рефератом, творческой работой и проектно-исследовательской работой.

 Реферат (монографический или тематический) представляет собой самостоятельное средство учебно-научной коммуникации. Хороший реферат – тоже научная работа. Ценность реферата в его полноте и качестве предварительного изучения научной литературы и ее критическом анализе.

Умения и навыки учащихся, требуемые при работе с литературой:

·       умение использовать рациональные приёмы в работе с литературой;

·       умение определять структуру и логику изложения научного содержания исследования;

·       умение формулировать выводы и предложения.

Целевое назначение реферата и его основные функции:

·       информативная (какая основная информация заключена в реферируемом документе);

·        индикативная (описание первичного материала);

·        функция поиска информации и документов;

·        ознакомительная (источник для получения справочных данных);

Структура реферата.  В электронном виде и на бумажном носителе в текстовой программе Word: поля — 2 см со всех сторон; полуторный интервал; 12 кегль; абзац (отступ) — 1,25; шрифт — Times New Roman. Объем материалов до 8-10 страниц. Все упомянутые в тексте персоналии должны быть с инициалами. Библиографические ссылки при цитировании приводятся в виде подстраничных сносок. Указываются автор, название, место и год издания, страница.

После титульного листа публикуется план реферативной работы:

Введение (один машинописный лист): обоснование темы реферата, её актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определяются цели и задачи работы; приводится обзор источников и литературы.

Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может состоять из двух – трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части: глубоко и систематизированно излагается состояние изучаемого вопроса; обсуждаются противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, анализируются и оцениваются с особой тщательностью.

Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения, как решить существенные вопросы лучше и иначе, чем до сих пор.

Библиография.

 Творческая работаТворческая работа может быть различной по форме и содержанию: сочинение; рассказ, повесть, стихотворение собственного сочинения, эссе; краеведческая работа, носящая описательный характер собранного материала по объектам изучения; сценарий школьного спектакля, творческого вечера; описания на заданную тему, например, для младших школьников рассказ «Мой дед – солдат той войны» и т.д.

IV  этап – подготовка к защите результатов исследования, изготовление презентации с использованием мультиамедиа.

Таким образом, в школе выстраивается система обучения учебно-исследовательской деятельности и возможностей для включения учащихся в самостоятельное исследование в период обучения в школе с 8 по 11 класс.

Важную роль здесь играет сотрудничество учителя и ученика: учитель владеет умениями и навыками, умеет научить, а школьник готов взять эти знания, так как заинтересован в грамотном выполнении своей исследовательской работы или проекта.

От учителя требуется глубокая самооценка, сотрудничество с наиболее увлеченными, способными и подготовленными детьми, постоянный рост профессионального уровня. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Дело педагога-руководителя - управление процессом обучения и исследования, воспитание и развития личности ученика, а также создание и поддержание творческой атмосферы.

Продемонстрировать результативность деятельности научного общества учащихся представляется возможным через отслеживание динамики  показателей роста призовых мест в конкурсах и конференциях на различных уровнях.

В нашей школе ученики старших классов ежегодно в декабре защищают учебно – исследовательские проекты по выбранному предмету. Сначала они выбирают предмет исследования, формулируют проблему и самостоятельно проводят исследование. В основном, ученики консультируются с учителями в ходе исследования. Процент выполнения учебно – исследовательского проекта учениками довольно высокий. Лучшие работы получают рекомендации на районный НПК «Шаг в будущее», где получают высокие оценки и принимают участие на республиканском уровне.

Ученики - исследователи представляют результаты своих работ на следующих уровнях:

на школьном, районном и республиканском (если выигрывает районный) этапах научно-исследовательских, научно-практических и краеведческих конференциях, «Первые шаги», «Шаг в будущее», «Сибирская весна», «Серебряная Альфа», «Моя малая Родина», «Летопись родного края», «Республиканская ономастическая конференция», конкурс «Чудесный клад Бурятии», республиканская открытая олимпиада «Созвездие», республиканская открытая научно-техническая олимпиада БГУпо информатике.

2008-2009  учебный год. В школьной конференции «Моя родословная» приняли участие ученики 1-11 классов, особенно отличились младшие школьники, они представили свои родословные творчески (вышивки, картины, презентации) и выступали в национальных костюмах. Учащихся, желающих принять участие было так много, что конференция проходила в каждом звене.

8 работ наших учащихся заняли призовые места на муниципальном уровне научно-практической конференции «Шаг в будущее»,  краеведческой конференции «Моя малая родина» и на «Давыдовских чтениях». На республиканском уровне работа «Web-дизайн Женский костюм семейских  Забайкалья» приняла участие в III открытой научно-технической олимпиаде по информатике БГУ и получила диплом. Тюменцева Ольга со своей творческой работой «Моя родина Тунка» на республиканской краеведческой конференции «Моя малая родина» заняла 2 место.

2009-2010 учебный год. Больщая часть учащихся школы включена в исследовательскую деятельность.  В этом году учащиеся 2-8 классов выступали со своими исследованиями на школьной конференции «Птицы-друзья наши верные». Каждый класс защищал свой коллективный  проект о птицах. В январе прошла традиционная школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее», где ученики 7-11 классов представляли свои исследовательские проекты по разным секциям.

На муниципальном уровне 8 работ наших учащихся заняли призовые места. На республиканской НПК «Шаг в будущее» работа «Наушники – это дань моде или опасность для здоровья?» Ширеторовой Туяны заняла 3 место, Родионова Виктория с работой «Мужской костюм шотландцев и семейских» и Гордеева Кристина приняли участие.

2010-2011 учебный год. На школьной конференции представили свои работы 15 учеников, из них получили рекомендации на районную конференцию 5 работ. Ученицы 9 класса  Мункуева Татьяна и Борисова Наталья с работой «Загрязнение окружающей среды села Солонцы»  заняли 1 место на районной НПК «Шаг в будущее» и заняли призовое место в республиканской НПК «Шаг в будущее».

2011-2012 учебный год. На районной конференции заняли призовые места 2 работы и были рекомендованы на республику. Ученица 9 класса Елизова Анастасия с работой «Оценка уровня физического развития учащихся 9 класса» и ученица 8 класса Болонева Дарья с работой  «Фронтовая тетрадь» выступили  на республиканской конференции «Шаг в будущее».

На районном конкурсе «Чудесный клад Бурятии» в 2008 году 4 призовых места, 1 место на республиканском уровне заняла Мункуева Татьяна, в 2009 3 призовых места в районе, в 2010 призовых места 3.

Научно-исследовательская деятельность – это творчество, которое прежде всего приносит радость и гордость проделанной работой, успех независимо от результатов, опыт публичных выступлений и общения с интеллектуалами.

Литература

1. Алексеев Н. Г., Леонтович  А. В., Обухов  А. В., Фомина  Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.

2. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев /Под. ред. Обухова А.С. -   Ижевск, 2007.

3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.

4. Исследовательская деятельность школьников. Интернет-портал  //http://www.researcher.ru/servermap.html



Предварительный просмотр:

Победители и призеры научно-практических конференций и олимпиад

Год

Мероприятие

Участник

Класс

Название работы

муниц

республиканский

учитель

2008

 НПК

«Шаг в будущее

Леонова Полина

11

Физики – лауреаты нобелевской премии

3

ЧистяковаВ.В. физика

Ширеторова Туяна

9

Web-дизайн

Женский костюм «семейских»  Забайкалья

2

ЧистяковаВ.В. информа

тика

Слепнева Светлана

2

участие

Болонева Н.Ф. история

III открытая научно-техническая олимпиада по информатике БГУ

Ширеторова Туяна

9

Web-дизайн

Женский костюм «семейских»  Забайкалья

3

ЧистяковаВ.В. информа

тика

Краеведческая конференция «Моя малая родина»

«Давыдовские чтения»

Болонева Елена

10

Традиционная медицина старообрядцев

2

Тюменцева Л.В. биология

Тюменцева Ольга

8

Моя родина

2

2

Торгашина Т.С. литература

Мясников Павел

9

3

Родионова Виктория

8

Летопись родного края

2

НПК

 «Шаг в будущее»

Ширеторова Туяна

10

Подростковая депрессия

2

Болонева Н.Ф. история и

обществознание

2009

Гордеева Кристина

11

1

Ширеторова Туяна

10

Наушники –это дань моде или опасность для здоровья?

2

3

ЧистяковаВ.В. физика

Гордеева Кристина

11

3

Шадрина Ю.В. биология

Мункуева Татьяна

8

2

Борисова Наталья

8

2

Родионова Виктория

9

Костюм шотландцев и семейских

2

Ширеторова Л.Г. английский

Кокорина Ксения

8

Обращения в английском и русском языках

Уч.

Григорьев М

Имена собственные

Уч.

Кузнецов Иван

10

Сила трения

2

Трифонова Л.Н.

Краеведческая конференция «Моя малая родина»

Родионова Виктория

9

Традиции семейских

1

2

Торгашина Т.С. литература

2010

НПК

 «Шаг в будущее»

Родионова Виктория

10

Делайте добрые дела

2

Гордеева Кристина

11

Молодежная субкультура: Скинхеды

1

участие

ШиретороваЛ.Г.

английский язык

Родионова

Виктория

10

Мужской костюм шотландцев и семейских

2

III республиканские физкультурно-спортивные сосотязания по предмету «ФК»

Осипова Яна

9

1

Слепнева И.П.

Физ.культура



Предварительный просмотр:


                                                           Автор: учитель английского языка

                                                                                   Ширеторова Людмила Галсановна

                                                                           МБОУ « Нижнесаянтуйская СОШ»

                                                             Тарбагатайский район

                                                          Республика Бурятия

Научно- исследовательская деятельность учащихся в сельской школе

«Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе»
А.Н.Колмогоров

Цель проекта   Создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся  в сельской школе.

Задачи проекта: Формирование навыков исследовательской работы,  самостоятельного поиска нужной информации,    развитие познавательного интереса,  аналитического и творческого мышления, решение практических задач повседневной жизни,  расширение кругозора.

Концептуальность

 Ведущая  педагогическая  идея: Личностно – деятельностный подход,  ядром которого является познавательное и личностное развитие ребенка, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

 Авторская позиция:

Организация специальной работы по формированию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся.

Обучение учащихся целеполаганию и планированию.

Обучение учащихся организации и регулированию собственных действий, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Предоставление ученикам возможностей самим творить знания, создавать образовательную продукцию по предмету.

Социокультурный  подход, формирование культуры общения,  развитие собственной нравственности и  интеллекта.

 Актуальность проекта (значимость решения данной проблемы)

  •  Проблема состоит в том, что окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в этом потоке новой информации, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей деятельности.       
  •   Практическая и социальная значимость состоит в том, что  выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация научно-исследовательской деятельности. Тем более, что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы и позволяющей создавать новое знание.
  •  Актуальность состоит в том, как создать для детей с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у учащегося исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него исследовательской позиции.

Новизна (инновационность) проектной идеи

  • Введение в образовательный процесс  МБОУ « Нижнесаянтуйская СОШ» научно- исследовательской деятельности как   педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют об её оптимальности.
  • Результативность как критерий инновации означает определённую устойчивость положительных результатов в деятельности учителей.
  • Результативность

Год

Количество

участников

Количество призовых мест на НПК

Количество призовых мест  на олимпиаде

муниц. этап

Респ.уров.

Муниц.уров.

2010

26

1

4

5

2011

22

2

5

4

2012

21

2

3

13

2013

10

5

Механизмы реализации проекта Формы и средства НИР

  • Проблемное ведение уроков базисного компонента образовательного плана общеобразовательной школы по предметам (дискуссии, выступления, рефераты учащихся).
  • Введение в сетку образовательного плана в качестве компонента  ОУ элективных курсов углубленного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.
  • Программы дополнительного образования с применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по программам дополнительного образования.
  • Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий  и постановка индивидуальных исследовательских задач с определением результата работы в виде отчетных творческих работ.
  • Реализация общешкольных проектов на основе научно-исследовательской деятельности на уровне ОУ.

Проведение научно-практических конференций, смотров и конкурсов – использование различных форм презентации научно-исследовательской деятельности.

Методы

  • Общая схема хода научного исследования:
  • Определение проблемы, которая выделяется для более детального изучения.
  • Проблема  должна найти отражение в теме исследования.
  • Обоснование актуальности выбранной темы.
  •  Определение объекта и предмета исследования.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования.
  • Одним из методов развития познания, а также структурным элементом теоретического обоснования является гипотеза – предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.
  • Выбор методов (методик) проведения исследования.
  • Описание процесса исследования.
  • Обобщение результатов исследования.
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
  • Самая важная из основ научно-исследовательской деятельности – процесс установления истинности или ложности гипотезы и есть процесс познания.

План реализации проекта с указанием промежуточных целей, задач, сроков и результатов деятельности.

  • Проект реализуется в течение 2013-2015 годов, состоит из трех этапов:

    1 этап (подготовительный) – август – октябрь 2013 года;

    2 этап (практический) – ноябрь – 2013 – август 2015 года;

    3 этап (рефлексивно -обобщающий) - сентябрь – декабрь 2015 года. 

Блоки реализации проекта

Название

Содержание деятельности

Нормативно-

правовой

Формирование пакета локальных актов, регламентирующих деятельность школы

по реализации проекта

организационный

Подготовить условия для реализации проекта

методический

Организация временных научно-исследовательских групп для реализации

проекта, формирование банка методических материалов

информационный

Информирование педагогов, родителей, учащихся о реализации и итогах проекта,

размещение материалов на сайте школы, выпуск брошюры

мотивационный

Разработка системы поощрений подростков в ходе реализации проекта

кадровый

Подбор педагогов в соответствии с потребностями и необходимостью

качественной реализации проекта

Содержание проекта: Подготовительный этап апрель-май 2013

  1. Проведение методического семинара с учителями – предметниками для выявления учащихся  с развитыми творческими способностями и склонных к учебно-исследовательской деятельности.
  2. Индивидуальные беседы с подростками для создания мотивационной среды для участия в научно-исследовательской деятельности.

Создание методической карты-сопровождения для работы с педагогами-предметниками

Деятельный этап

  1. Погружение. Сентябрь 2013
  2. Составление консультантом  индивидуальной стратегии работы над проектом, рефератом, научно-исследовательской работой: составление индивидуальных расписания консультаций; формулирование проблемы  (актуальности), целей и задач проекта, реферата, научно-исследовательской работы; сентябрь – декабрь 2013
  3. Осуществление подростком личностного присвоения проблемы; выбор темы работы, принятие, уточнение и конкретизация цели и задач работы над проектом, рефератом, научно-исследовательской работой. Январь-февраль2014
  4. Презентация  май 2014
  5. Обобщение и резюмирование полученных результатов консультантом, подведение  итогов обучения, оценка умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте - сопровождению);
  6. Подростки демонстрируют умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата, дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
  7. Совместный выбор презентаций и  разработка стратегии презентации.
  8. Подготовка и выступление на научно-практических конференциях     школы, района и республики         учащихся  октябрь2014 - апрель2015

Оценочный этап Сентябрь-декабрь2015 года

  • Рефлексивный анализ и диагностика деятельности подростков в ходе работы над  проектом, рефератом, научно-исследовательской работой;
  • Оценка создания ситуации успеха у подростков, занимавшихся научно-исследовательской работой;
  • Составление консультантом отчёта о проделанной работе, а также написание проблемно-ориентированного анализа по реализации проекта.

Предполагаемые конечные результаты внедрения проекта.

  • 1.  Вовлечение максимально возможного числа учащихся и педагогов в научно-исследовательскую и проектную деятельность.
  •  2.      Повышение уровня успешности детей в КТД и мероприятиях, спланированных в образовательной Программе школы;
  • 3.       Повышение уровня удовлетворенности  родителей и учащихся организацией  жизнедеятельности в  школе;
  •  4.      Дополнение материалами методического банк, из этого будет следовать высокий уровень эффективности его функционирования;
  •  5.       Повышение процента участия в учебной деятельности образовательного учреждения родителей детей, вовлеченных в научно-исследовательскую деятельность;
  • 6.           Разработанные учебные программы элективных курсов и спецкурсов углубляющих и обогащающих содержание образования, учебные материалы, обогащающие и углубляющие содержание профилирующих предметов, учебные программы занятий, направленных на развитие одаренности детей.
  • 7.        Научно обоснованная система организации  исследовательской работы в школе. Предполагаемые конечные результаты внедрения проекта.
  • 8.       Достижения учеников и научных руководителей на научных конференциях  школьного, муниципального, регионального, федерального и международного уровней.

Предполагается, что в результате реализации проекта выпускник  школы будет обладать следующими качествами личности:

  • Уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике
  • Критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи.
  • Грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения.
  • Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
  • Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

Публикации и цифровые издания о представляемом проекте

  • Материалы научно-исследовательской работы педагогов (сборники статей, статьи в педагогических журналах).
  • Отчет школы перед общественностью.
  • Сборники научно-исследовательских работ учеников.
  • Публикация на персональных сайтах учителей школы методических рекомендаций по проведению занятий различной направленности с использованием инновационных технологий. 

Возможные формы распространения результатов проекта.

  • Открытая НПК школы «Я познаю мир».
  • Организация на базе школы районной школы-конференции по сопровождению и организации научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся.
  • Создание на информационном портале школы открытого форума «Развитие одаренности детей в целостном образовательном процессе»


Предварительный просмотр:

                                                                                                                           Л. Г.Ширеторова,

учитель английского языка  МБОУ «Куйтунская ООШ»

с. Куйтун Тарбагатайский район

 Материалы  Регионального Этапа

Ярмарки социально -педагогических инноваций,

 посвященной 70-летию Победы

МАОУ "Саган- Нурская СОШ"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Обратимся к последней, самой главной фразе мудрости «…я делаю – я усваиваю”.

        Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации, залогом которых выступают осознанность, активность, самостоятельность и положительная мотивация к процессу познания и учения в целом.

        Особая роль в формировании метапредметных результатов обучающихся принадлежит исследовательскому подходу в обучении, актуальность которого в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в настоящее время подтверждена мощной учебно-исследовательской компонентной в структуре основной образовательной программы основного общего образования. В практической деятельности реализация программы проектной и учебно-исследовательской деятельности способствует позитивной социализации школьников и достижению качественных образовательно-воспитательных результатов, в том числе личностных и метапредметных. 

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:

•  видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее: «Все дети талантливы» ;

•  создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: «Учиться победно!»;

•  исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка: «Ребенок хорош, плох его поступок»;

•  предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности «В каждом ребенке - чудо; ожидай его!».

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. 

Исследования учащихся в нашей школе – важнейшая составляющая образования. Учебные исследования помогают выявить интересы детей, выстроить индивидуальный образовательный путь ученика. В ходе исследовательской деятельности ученики учатся самостоятельно ставить и решать познавательные задачи, ориентироваться в информационных потоках, заниматься эффективным самообразованием. Ученики задумываются над актуальными проблемами современности, учатся их анализировать, видят причины и последствия разных явлений. Именно эти качества необходимы современному человеку.

Идея создания системы работы по развитию способностей учащихся путем последовательной исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время возникла в процессе подготовки учащихся нашей школы к олимпиадам, научно – практическим конференциям, проектам и конкурсам. Вскоре появилась необходимость системной работы по развитию способностей учащихся путем последовательной исследовательской деятельности и с более раннего возраста в связи с малым количеством учащихся старших классов. Доля  одаренных учащихся  составляет 27%, из них доля призеров различных исследовательских конференций на муниципальном уровне – 40% ежегодно, на республиканском уровне – 5%. Здесь даны показатели только по НПК.

В школе выстраивается система обучения учебно-исследовательской деятельности и возможностей для включения учащихся в самостоятельное исследование в период обучения в школе.

Продемонстрировать результативность деятельности научного общества учащихся представляется возможным через отслеживание динамики  показателей роста призовых мест в конкурсах и конференциях на различных уровнях.

В нашей школе ученики ежегодно в декабре защищают свои учебно – исследовательские проекты по выбранному предмету в рамках школьной НПК "Шаг в будущее". Сначала они выбирают предмет исследования, формулируют проблему и самостоятельно проводят исследование. В основном, ученики консультируются с учителями в ходе исследования. Процент выполнения учебно – исследовательского проекта учениками довольно высокий. Лучшие работы получают рекомендации на районный НПК «Шаг в будущее», где получают высокие оценки и принимают участие на республиканском уровне.

2010 год. Афанасьева Ирина заняла 1 место на районной НПК "Шаг в будущее", 3 место на республиканской в секции "Русский язык" с работой "Происхождение названий села Куйтун и его окрестностей", 1 место на Ономастической конференции "Мир имён" и стала лауреатом региональной НПК "Эврика" в г. Новосибирск. Тихонова Кристина заняла 1место на НПК "Шаг в будущее" и приняла участие в республиканской НПК. Мясникова Вика заняла 1 место в районной НПК "Шаг в будущее", Спиридонова Надя - 3 место, Спиридонова Алена - 2 место, Власов Алеша - 2 место и все дети приняли участие в республиканской НПК "Шаг в будущее". 2011 год. Абрамова Алена заняла 1 место,  Мишкова Надя - 2 место в районной НПК "Шаг в будущее". 2012 год. Абрамова Алена заняла 1 место,  Давыдов Ваня - 2 место, Трифонов Виталий  - 2 место в республиканской Ономастической НПК "Мир имен", все работы были рекомендованы на российскую НПК в г. Москву. Кравцова Настя заняла 2 место, Мясникова Настя - 2 место в районной НПК "Шаг в будущее" и обе девочки приняли участие в республиканской НПК. 2013 год. Спиридонова Наташа заняла 2 место в НПК "Шаг в будущее", Половникова Настя заняла 3 место, и обе девочки приняли участие в республиканской НПК "Шаг в будущее". 2014 год. Калыкова Карина заняла 1 место  в районной и республиканской НПК "Шаг в будущее" с работой  "Жертвы политических репрессий села Куйтун".  Ученик 3 класса Пальшин Георгий стал победителем районной НПК "Первые шаги". 2015 год.  Половникова Настя - 1 место в районной и 1 место в республиканской НПК "Шаг в будущее". Исследовательская работа «Памятники письменности жителей села Куйтун». Спиридонова Наташа - 3 место в районной и 3 место в республиканской НПК "Шаг в будущее". Исследовательская работа «Говоры семейских села Куйтун и старообрядцев, выходцев из села Романовка в Маньчжурии: сравнительный анализ, диалектный тип». Белобородов Петр - 3 место в районной и участие в республиканской НПК "Шаг в будущее".

        Научно-исследовательская деятельность – это творчество, которое прежде всего приносит радость и гордость за проделанную работу, успех независимо от результатов, опыт публичных выступлений и общение с интеллектуалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»

Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...

Проектно-исследовательская деятельность на английском языке как средство реализации требований ФГОС во внеурочное время

Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации требований ФГОС во внеурочное время...

Внеурочная исследовательская деятельность по английскому языкую

Задачи, направления учебно-исследовательской работы. Роль учителя и ученика на уроке....

«Исследовательские технологии учебно-внеурочной деятельности по английскому языку как инновационная составляющая ФГОС»

Исследовательские технологии учебно-внеурочной деятельности по английскому языку как инновационная составляющая ФГОС...

«Исследовательская деятельность по английскому языку как инструмент реализации ФГОС»

Использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют у учащихся умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение делать выводы....

Учебно-исследовательская работа по английскому языку на тему: «Ложные друзья переводчика»

Данная работа предназначенна для обучающихся  7-9 классов. Главной целью данного проекта является изучение «ложных друзей переводчика», для того,чтобы избежать ловушек ложного пе...