Технология саморазвития школьника по Селевко
статья на тему

Ширеторова Людмила Галсановна

Технология саморазвития школьника по Селевко

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г.К. Селевко

проректор по научной работе,

профессор Института развития

образования Ярославской области,

г. Ярославль

Технология саморазвития личности школьника

В Ярославле состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Технология саморазвития личности: первые шаги». На конференцию собрались ученые и педагоги 37 регионов РФ, состоялся заинтересованный обмен мнениями по проблемам развивающих технологий в образовании.

В течение десятилетий в советской школе господствовал ошибочный взгляд, что воспитание, т.е. воздействие на человека извне, чуть ли не всемогуще, что оно может в короткий срок переделать личность человека. Совершенно не бралась в расчет и не стимулировалась внутренняя активность личности, направленная на нее саму, не учитывались ее потребности и способности к самосовершенствованию, самоактуализации. А именно эти факторы современная гуманистическая психология и педагогика выдвигают на первый план в развитии личности.

Кроме того, выпускники школы должны быть подготовлены к новым общественным, рыночным отношениям: обладать самостоятельностью, предприимчивостью; быть социально защищены, нравственно стойки, закалены, чтобы противостоять всякого рода отклонениям, соблазнам в окружающей жизни; подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; здоровы физически и психически. Для выполнения этих задач школа очень нуждается в надежных образовательных технологиях, готовящих личность новой формации.

Возможный вариант такой технологии сегодня уже есть: это первая в России технология саморазвития, построенная на основе психолого-педагогических знаний подростковых особенностей и охватывающая весь учебно-воспитательный процесс. Одной из главных ее целей является формирование человека саморазвивающегося, самосовершенствующегося.

Разрабатывали новую концепцию ярославские ученые и учителя-практики под руководством профессора Германа Константиновича Селевко. Идея технологии саморазвития возникла на базе разработанной и осуществленной школой № 19 г. Рыбинска авторской модели «Школы доминанты самосовершенствования личности».

Школа расположена рядом с домом, в котором провел свои детские годы выдающийся русский психо-физиолог, мыслитель, академик А.А. Ухтомский. Дом был сохранен благодаря усилиям детей и преподавателей школы, и в настоящее время в нем расположен музей А.А. Ухтомского.

Изучая и используя наследие А.А. Ухтомского в течение ряда лет, педагогический коллектив разработал и начал осуществлять модель школы, основанной на широком использовании идей А.А. Ухтомского. В дальнейшем выяснилось, что эти идеи наилучшим образом подходят для реализации технологии развивающего обучения в среднем и старшем звене, где познавательная изначальная мотивация учения значительно ослабевает. На смену ей должна прийти мотивация, опирающаяся на другие потребности саморазвития личности. Новая педагогическая система, включающая внутренние, потребностные нравственно-волевые мотивы саморазвития и названа «технологией саморазвития личности школьника». Она является наиболее естественным продолжением современных систем развивающего обучения в начальной школе.

1. «Ахиллесова пята» технологий Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Одной из важнейших мировых тенденций в образовании является переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к развивающим технологиям.

Идеи развивающего обучения берут свое начало еще в работах И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинского. Научное обоснование этих идей было в начале прошлого века дано в трудах Л.С. Выготского. Свое дальнейшее развитие они получили в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, А.С. Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон единого процесса.

Обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей целостной совокупности качеств личности:

  • ученик является субъектом, а не объектом обучения;
  • обучение идет впереди развития, в зоне ближайшего развития, стимулируя и ускоряя его;
  • провозглашается и обеспечивается приоритет формирования способов умственных действий, ведущая роль теоретического знания, мышления;
  • делается ставка на активизацию познавательных интересов, познавательных потребностей;
  • учебная деятельность ученика организуется как целенаправленная, включающая все психологические этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и рефлексивный анализ результатов.

В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. Технология Л.В. Занкова направлена на общее, целостное развитие личности, технология Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова акцентирует развитие теоретического мышления, технологии творческого развития (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) отдают приоритет развитию в эстетической, технической или общественной сферах.

Но вот что важно: после начальной школы уровень познавательной мотивации у детей катастрофически падает. Возникает проблема 1: как сохранить мотивацию к учебе?

2. Потребности и развитие

Мотивы — направленность ребенка на отдельные поступки, виды деятельности — представляют особую форму проявления потребностей личности. Потребности, выражающие нужду человека в чем-либо, вызывают его активность, деятельность в соответствующей сфере и определяют интенсивность и направление развития личности. Особо выделяются высшие человеческие потребности — социальные и духовные, которые и являются первопричинами психического развития человека: познавательные, самоутверждения, самовыражения, самоопределения, потребности в безопасности, в самореализации.

Потребности вызывают мотивы, мотивы ведут к действиям, к взаимодействию с окружающей средой, в процессе которого и происходит усвоение личностью социального опыта — развитие.

Познавательная мотивация основывается на познавательной потребности (базовый животный ориентировочный инстинкт). В своем социальном развитии она проходит следующие стадии: любопытство, любознательность, направленный интерес, склонность, осознанное самообразование, творческий поиск, стремление к истине.

Потребность в самоутверждении выражается в стремлении занимать достойное место в обществе, иметь в чем-то преимущество перед окружающими, быть не хуже других, быть уверенным в себе, становиться лучше других, т.е. совершенствоваться.

Потребность в самовыражении проявляется в стремлении показать, проявить себя, свои способности, лучшие качества, нравиться другим и себе. Она вызывает желание общаться, испытывать эстетические переживания.

Потребность в самоопределении выражается в поиске личностью наиболее подходящей для себя роли, своего места в жизни, в духовном поиске.

Потребность в безопасности, защищенности — это желание ощущать любовь, симпатию, эмоциональную близость окружающих, не чувствовать страха; стремление к общению, защита своих принципов.

Потребность в самореализации — стремление построить свое счастье, стремление к осуществлению, использованию всего своего потенциала, всех возможностей, полученных от природы и приобретенных в опыте; также стремление достичь своих целей, сделать то, к чему чувствуешь предназначение; стать тем, кем хочешь. Осуществляя себя, используя свои возможности, строя свою жизнь, человек растет, развивается, формирует свою личность.

Итак, высшие духовные потребности человека в познании, самоутверждении, самовыражении, безопасности, самоопределении, самоактуализации — это стремления к развитию и совершенствованию себя, то есть к саморазвитию, самосовершенствованию. По результатам социально-педагогических обследований относительный уровень интересов школьников-подростков к различным учебным предметам и видам деятельности представляет следующую «пирамиду» (слева). Объем времени, отводимого учебными планами школы, изображается в относительной шкале «перевернутой» пирамидой (справа).

Математика

Химия

Физика

История

География

Литература

Биология

Технология

Искусства

Физкультура, спорт

Общение

Развлекательные мероприятия

Математика

Химия

Физика

История

География

Литература

Биология

Технология

Искусства

Физкультура, спорт

Общение

Развлекательные мероприятия

Проблема 2: как удовлетворить потребности детей, являющиеся основой саморазвития и главным мотивационным фактором поведения?

Чтобы человек мог удовлетворить свои потребности, необходимо создать ему соответствующие условия: свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт. Удовлетворение той или иной потребности происходит в процессе деятельности. Механизм удовлетворения этих потребностей — познание, испытание и реализация своих возможностей. Потребность направляет эту деятельность, буквально ищет возможности (объекты и способы) своего удовлетворения. Именно в этих процессах удовлетворения потребностей и происходит присвоение опыта деятельности — социализация, саморазвитие личности. Процессы саморазвития самопроизвольны, спонтанны.

Механизм потребностей настолько силен, что если они не удовлетворяются в положительной, прогрессивной сфере развития, то обращаются к отрицательной (асоциальное поведение, стремление к обладанию, к власти, деньгам, славе любым путем, даже путем обмана, присвоения чужого и т.д.). Массовая школа сегодня не предоставляет достаточного пространства для удовлетворения всего диапазона потребностей ребенка в положительной сфере, более того, некоторые актуальнейшие потребности детей игнорируются.

3. Два этапа педагогического процесса

Как заметил Л.С. Выготский, «всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание»[2].

Собственно воспитательное воздействие представляет внешнюю часть педагогического процесса — организацию и функционирование воспитательных средств, форм, методов, приемов.

А самовоспитание — вторая, внутренняя часть процесса — это субъектная психическая деятельность ребенка; она происходит на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий. Это и есть процессы саморазвития: самовоспитание, самоуправление, самообучение, самоопределение и т.д. Они представляют, во-первых, удовлетворение потребностей личности. Во-вторых, они происходят на базе приобретенных в процессе жизнедеятельности личности определенных опыта и качеств. И третье: они могут происходить на неосознанном и на сознательном уровнях. Личность начинает сознательно, свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя, воспитывая (совершенствуя) себя.

Этот факт является важнейшим для педагогики. Его суть в том, что развитие человека идет не только по заложенной в нем наследственной программе (биогенные факторы) и зависит не только от социогенных (педагогических) воздействий, но и руководится накапливаемым жизненным опытом и складывающимися качествами (психогенными факторами).

Возникает проблема 3: как (и возможно ли) повлиять на эти внутренние процессы саморазвития и самосовершенствования, задавая им определенное педагогически целесообразное направление?

4. Коммуникация с личностью

Итак, нам надо наладить связь с внутренним миром личности, чтобы повлиять на процессы саморазвития. Это невозможно сделать, минуя одну из важнейших компонент самоуправляющего механизма личности — Я-концепцию.

Я-концепция — это система осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение. Как интегральное качество Я-концепция включает самомнение, самоуважение, самоуверенность, самосознание, самооценку, самостоятельность и другие качества, начинающиеся со слова «само». Она включает и важнейший для процессов саморазвития и самосовершенствования фактор — уровень притязаний личности, т.е. представление о том, какого «места» среди людей она заслуживает.

Особенностью школьного периода развития является преобладание эмоциональной составляющей Я-концепции: у ребенка существует прямая и быстрая связь эмоций и поведения. В старших классах роль сознательной составляющей Я-концепции несколько увеличивается, возникает способность «сначала подумать, потом сделать», отсрочить непосредственное удовлетворение, потрудиться ради будущего. Р. Бернс выделяет в эмоциональной компоненте Я-концепции три ведущие эмоции:

  • чувство успеха, уверенности в общественном признании, в импонировании другим людям (Я нравлюсь);
  • уверенность в способности к той или иной деятельности (Я способен);
  • чувство значимости, защищенности в своем круге общения, самоуважения (Я значу) [1].

Положительная, мажорная, Я-концепция (Я нравлюсь, способен, значу) способствует проявлению потребностей личности в положительной сфере, эффективному ее развитию, успеху. Недаром говорят: ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем. Наличием положительной Я-концепции объясняется известный парадокс Сухомлинского: «Чтобы ребенок хорошо учился, надо… чтобы он хорошо учился»[21].

Отрицательная, минорная, Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не значу) в такой же степени ухудшает результаты, тормозит развитие или способствует направлению потребностей личности в отрицательную сторону. Говорят: ничто так не предвещает неудачу, как неуверенность, заведомое ее ожидание. По данным известного психолога 3.И. Калмыковой, 98% неуспевающих страдает отрицательной Я-концепцией[4].

Таким образом, наличие + Я-концепции — основное условие активизации процессов саморазвития.

От природы (от потребностей) личности присуще стремление к положительной Я-концепции: это и является главным мотивом поведения ребенка.

Я-концепция составляет часть общей структуры личности, в значительной мере определяющей ее саморазвитие. Она служит важным регулятором процессов самовоспитания, источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя, определяет характер приобретения нового опыта и особенности его интерпретации, осуществляет регуляцию социального поведения личности, способствует достижению внутренней согласованности личности.

Действительный уровень Я-концепции большинства школьников находится между +Я и –Я, довольно легко смещаясь в ту или другую сторону под воздействием внешних обстоятельств, условий образовательной среды, отношению к ребенку окружающих людей, учителей.

Проблема 4: как создать и поддерживать положительную Я-концепцию у учащихся?

5. Доминантность в психическом развитии

Мотивы и вызываемое ими поведение личности могут быть ситуативными и долговременными, устойчивыми и неустойчивыми. Это зависит от многих причин, в том числе от законов человеческой психики. Одним из таких законов, играющих важнейшую роль в развитии личности, является закон доминанты.

Фундаментальный общебиологический принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых систем любых уровней организации, выдвинул и обосновал русский ученый А.А. Ухтомский. Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой личности.

Доминанта — временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека определенную направленность и активность в данной сфере. Доминантный очаг может представлять собой функциональное образование в структуре личности, обеспечивающее стойкую направленность внимания, выполнение какой-либо целенаправленной и системной деятельности. Доминанта способна стягивать другие внешние раздражители, подкрепляя тем самым активность психики в данной сфере и тормозя работу других сфер.

Психологическая доминанта может выступать как мотивация, ориентация, установка, господствующая потребность личности в реализации той или иной направленности, являясь мощным активатором деятельности. По словам А.А. Ухтомского, доминанта — это «центр, вокруг которого группируются вся деятельность, поведение, творчество человека»[22].

Доминанты могут различаться и по условиям возникновения, и по окончательным векторам. Достижения, к которым они приводят, тоже могут разительно отличаться по своей ценности и по богатству результатов: это может быть творческое вдохновение искусства, но может быть и навязчивая асоциальная идея, предрассудок поведения. Жизнь каждой исторической личности — пример доминантного поведения.

Вся жизнедеятельность человека представляет собой совокупность, цепь сменяющих друг друга доминант; они могут быть более или менее сильными, осознаваемыми и неосознаваемыми, ситуативными, средней продолжительности и долговременными (сравним: ближние, средние и дальние перспективы, по Макаренко). Если создать у школьников устойчивую доминантную установку на самосовершенствование, это разрешило бы многие сегодняшние трудности воспитания и обучения.

Проблема 5: можно ли извне влиять на механизм доминантности, задавая ему необходимую направленность и силу?

6. Рождение технологии

Итак, на пути построения дальнейшей разработки теории развития личности, развивающего обучения выстроились пять проблем. Попробуем решить их.

Решение проблемы доминанты (5). В конце 80-х годов, в период подъема инновационного движения, педагогический коллектив с. ш. № 19 г. Рыбинска, работая над освоением наследия А.А. Ухтомского, буквально «наткнулся» на идеи, дающие решение ряда вышеобозначенных проблем. В работах ученого содержатся ясные и четкие указания по воспитанию доминант самосовершенствования личности человека. Ухтомский не только считал, что возможно и необходимо создавать и управлять доминантами поведения и психического развития, но и дал конкретные рекомендации по воспитанию и коррекции доминантного поведения: «Если вы хотите поддерживать определенный вектор поведения или определенную деятельность на данной высоте, нужно все время воспитывать данную доминанту»[22].

По А.А. Ухтомскому, самые важные для человека и общества доминанты поведения, которые следует воспитывать, — это доминанта постоянного нравственного совершенствования, доминанта на лицо другого человека и доминанта творчества, искания истины.

Согласно указаниям А.А. Ухтомского, чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными в психическом развитии, необходимы три группы условий.

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, наличие определенного опыта успеха и достижений.

3. Адекватные целям стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

Выполнение этих условий составляет организационную основу новой технологии. Доминанта самосовершенствования личности становится в педагогическом процессе целью и средством, включая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.

Самосовершенствование личности — процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества.

В технологии саморазвития личности ставится многообещающая цель  создать и поддерживать у учащихся доминанту на самосовершенствование, на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя. Создание у учащихся доминантной мотивации на самосовершенствование, формирование в школе культа самосовершенствования личности поможет в решении многих сегодняшних проблем образования, в частности главной проблемы в создании мотивации учения без внешнего принуждения.

Решение проблемы потребностей (2). Технология саморазвития личности включает в себя все сущностные особенности развивающих технологий, но имеет принципиально новое качество, заключающееся в том, что деятельность ребенка организуется как удовлетворение не только познавательных потребностей, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

  • в самоутверждении (через самоуправление, свободу выбора занятия по интересам);
  • в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление и реализация своих способностей и сил в положительной деятельности);
  • в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
  • в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

На удовлетворение этих потребностей направлена вся учебно-воспитательная работа школы, включая клубную сферу, социум, все его воспитательные институты.

Проблема влияния (3) на внутриличностные процессы саморазвития решается в новой технологии и прямыми, и косвенными путями. В учебный план школы с 5 класса вводится обучение детей сознательному управлению своим развитием: они получают методологические знания о своей внутренней психической организации, знакомятся с механизмами, управляющими изнутри их мыслями, чувствами, поведением. Подростков готовят к эффективной организации своего учения, саморегуляции поведения Таким образом, активизируется действие психогенных факторов развития личности.

Еще раз о проблеме мотивации (1). Учебно-воспитательный процесс, дающий удовлетворение всех интересов и потребностей ребенка, повышает уровень общей мотивации к школе, к школьной жизни, компенсируя тем самым убывание чисто познавательного интереса к учебным предметам. Введение человековедческого психолого-педагогического курса значительно расширяет арсенал инструментальных средств, используемых педагогами для индивидуализации процесса обучения и решения проблем мотивации.

Решение проблемы 4. Создание положительной Я-концепции заключается в применении личностно ориентированной педагогики, личностного и индивидуального подходов к ребенку, построение системы сотрудничества педагогов и взрослых. Ребенок должен учиться победно, быть результативным и поощряемым во внеурочной среде.

Итак, в технологии саморазвития провозглашается новая для российской школы и приоритетная цель: формирование самосовершенствующейся личности.

7. Три подсистемы модели

«Технология саморазвития личности школьника» ставит целью активизацию психогенных факторов развития, педагогическое руководство процессами саморазвития, побуждение школьников к самосовершенствованию. На общепедагогическом уровне технология саморазвития личности включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы.

1. Подсистема «Теория» отвечает первому условию А.А. Ухтомского. Эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания, влияния личности на саму себя определяется уровнем осознания ребенком целей и возможностей своего развития. В технологии саморазвития ребенку открывается «тайна» процессов, идущих в его психике; серия специальных предметов и курсов знакомит учащихся с теоретическими понятиями и закономерностями самопознания, самовоспитания, самообразования. В учебный план школы вводится существенный, принципиально важный компонент — курс «Самосовершенствование личности» (с 1 по 11 класс).

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности, он является теоретической базой для всех учебных предметов и для внеурочной деятельности.

2. Подсистема «Практика» предназначена для выполнения второго условия А.А. Ухтомского и охватывает, по существу, всю внеклассную составляющую работы школы, представляет организацию опыта самостоятельной и творческой деятельности учащихся, сопровождаемой удовлетворением разнообразных потребностей самосовершенствования. Эта деятельность реализуется во внеурочных занятиях ребенка во второй половине дня. Учащиеся вовлекаются в широкую и многообразную внеклассную творческую деятельность по интересам, которая дает практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности.

Ставится цель — дойти до каждого учащегося, предоставить каждому возможность проявить себя в одной из сфер дополнительного образования.

Развитие самостоятельности, умений и навыков самосовершенствования учащихся происходит в различных укрупненных структурах: «воспитательные центры», «открытый университет самосовершенствования», научное общество учащихся, ученическое самоуправление. Формы деятельности учащихся разнообразны: разновозрастные отряды, полемические клубы, тренинг общения, работы исследовательского характера, смотры, конкурсы, конференции. Широко практикуются игры различного характера.

В научных обществах учащихся большое внимание уделяется развитию исследовательских умений, способности учеников самим получать информацию, осваивать новые, ранее неизведанные пространства знаний и навыков.

Переходя от одной возрастной ступени к другой, ребенок остается все время в среде, которая представляет для него опыт творчества, преодоления, достижения, самоутверждения.

При этом клубная (внеклассная, внеурочная) творческая деятельность учащихся выступает примерно в одинаковом соотношении с изучением основ наук.

3. Подсистема «Методика». Третья группа условий, необходимых, по А.А. Ухтомскому, для эффективного формирования доминанты самосовершенствования, — это стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды жизнедеятельности ребенка, адекватные поставленным целям. Свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческое горение, стремление окружающих к самосовершенствованию — вот психологический климат, способствующий формированию доминанты самосовершенствования. Большие изменения претерпевает организация учебного процесса (способы деятельности ребенка). Она приобретает следующие принципиальные черты:

  • превращение педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;
  • перенесение акцента с преподавания на учение;
  • использование не только познавательной, но и всей потребностной мотивации деятельности учащихся;
  • ставка на самостоятельную и творческую деятельность учащихся;
  • активизация и стимуляция процесса осмысливания учения, выход субъекта в рефлексивную позицию;
  • перенесение центра тяжести педагогического процесса в сторону формирования самоуправляющих механизмов личности — СУМ;
  • систематическое и последовательное формирование общеучебных умений и навыков.

В содержании учебных предметов особо акцентируются те разделы, которые имеют большее значение для самовоспитания (проблемы нравственности, мировоззрения, общения и др.). Сами методы предметного обучения становятся одной из главных целей учебно-воспитательного процесса. На протяжении периода обучения учащийся «пропускается» через большинство важнейших общешкольных технологий (методов и способов работы), которые образуют постепенно усложняющуюся и развивающуюся систему вовлечения ребенка в процесс самостроительства личности.

Таким образом, технология саморазвития личности поднимает идею развивающего обучения на новую ступень и является сегодня наилучшим продолжением развивающих технологий начального звена.

8. Концептуальные положения

  • Технология саморазвития личности — это педагогическая политехнология, основанная на использовании мотивов саморазвития и самосовершенствования личности.
  • Максимальное удовлетворение всех потребностей духовного саморазвития ребенка: в самопознании, в самовоспитании, в самоутверждении, в самоопределении, в самообразовании, в саморегуляции, в самореализации.
  • Использование потребностей самосовершенствования для мотивации учебной деятельности детей как огромного резерва повышения качества школьного образования.
  • Формирование доминанты самосовершенствования — мотивация на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя, переход от воспитания к самовоспитанию.
  • Внутренние процессы саморазвития личности определяются организацией внешней части педагогического процесса, в которой должны быть предусмотрены:
  • вооружение учащихся теорией (методологией) собственной психической деятельности;
  • предоставление учащимся выбора деятельностей для удовлетворения потребностей самосовершенствования;
  • ознакомление учащихся с возможными стилями деятельности по самосовершенствованию, определение индивидуального оптимального стиля для каждого ребенка, создание адекватных условий уклада жизнедеятельности.
  • Отношения участников педагогического процесса определяются гуманно-личностным подходом, педагогикой сотрудничества.

Самосовершенствование личности

По В.В. Давыдову, чем более сложна деятельность, тем больше роль предварительной теоретической ориентировки, содержательных обобщений [3]. Деятельность по самостроительству личности, бесспорно, относится к числу самых сложных. Теоретические основы этой дeятeльнocти отражены в целом ряде наук: философии, психологии, логике, методологии, этике и эстетике. Однако в школьном обучении по этой проблеме, кроме скудных рекомендаций «учись учиться», почти ничего не содержится. А как отмечал Л.С. Выготский [2], ряд процессов развития без обучения возникать вообще не может (в том числе осознание задач и возможностей самовоспитания, саморегуляции и др.).

В технологии саморазвития личности предусмотрено целенаправленное и системное обучение детей основам теории самосовершенствования личности. Для этого служит курс «Самосовершенствование личности».

Логика курса

Развитие ребенка идет нелинейно и одновременно во всех направлениях. Но в школьном периоде можно выделить некоторые сенситивные периоды для проявления определенных потребностей и развития функций самосознания. К ним привязаны и разделы курса «Самосовершенствование личности» по классам; кроме того, в логике курса прослеживается

иерархическая структура потребностей, обоснованная А. Маслоу[6].

  •   7–10 лет — познание окружающего мира, первичная социализация — «Этика поведения».
  • 10–11 лет — самопознание — «Познай себя», 5 класс.
  • 11–13 лет — самовоспитание, самообучение — «Сделай себя сам», 6 класс; «Научи себя учиться», 7 класс.
  • 13–14 лет — самоутверждение — «Утверждай себя», 8 класс.
  • 14–15 лет — самоопределение — «Найди себя», 9 класс.
  • 15–17 лет — самоактуализация — «Управляй собой», 10 класс; «Реализуй себя», 11 класс.

Для каждого из разделов разработаны программа, учебное пособие и методические рекомендации.

По аналогии с моделью развития личности Э. Эриксона можно построить поэтапную модель саморазвития и самосовершенствования личности школьника от 1 класса до выпуска из 11 класса (рис.1). На рисунке обозначены возможные негативные направления, отклонения от нормального хода развития. Эти отклонения возникают по различным причинам, а в значительной мере от недостатка или отсутствия знаний и умений у учащихся в соответствующей сфере самосовершенствования.

Курс «Самосовершенствование личности» является сквозным, т.е. представляет единое целое из всех своих разделов по классам с 1 по 11. В настоящее время в стадии разработки находятся программа и методическое пособие для детского сада «Я вхожу в мир сам» и пособие для студентов вузов «По жизни с идеей».

1–4 классы. «Этика поведения». Для младшего школьника характерно внимание к моральной оценке поступка, стремление быть хорошим в оценке окружающих. Этому отвечают специальные уроки человечности — этики поведения, на которых ребенку помогают определить свою моральную позицию, почувствовать и постигнуть важность соблюдения этических правил. Кроме того, он обучается рефлексии, получает сведения о некоторых своих психических качествах, своем «Я».

5 класс. «Познай себя». С 5 класса начинается систематизированное изложение понятий и проблем самосовершенствования личности, психолого-педагогический курс представляет для ребят как бы «психологию и педагогику для себя» и на уровне своего возрастного развития. Естественно, что первой его частью является изучение своей психики, так как процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. Ребенок должен осознать, кто он есть, как он себя оценивает, что и почему с ним происходит. Поэтому курс начинается с доступного пятиклассникам обзора психологических качеств личности, как бы приводя в некоторую систему имеющиеся у них представления о своей личности, помогая детям понять себя, создать осознаваемый образ своего «Я».

В дальнейшем познание себя пронизывает все разделы курса, включая 11 класс. В рубриках программы, называемых «развивающее повторение», в каждом классе предусмотрено расширение сведений по психологии личности. Аналогичная концентрическая структура «развивающего повторения» предлагается и для других разделов.

6 класс. «Сделай себя сам». Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собственные физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.

Самовоспитание — это процесс намеренного изменения своих качеств, возведение человеком себя самого на более высокую ступень физического, духовно-нравственного, социального и творческого развития.

Пособие «Сделай себя сам» поможет школьникам выдержать жизненные трудности, опираясь на свои внутренние силы, организуя себя, воспитывая в себе волю, выносливость, самостоятельность, целеустремленность. Особое место в книге занимают беседы о воспитании воли, трудолюбия, ответственности, создании мажорного настроения. Даются советы, как научиться дружить и выполнять общественные поручения, стать организованным деловым человеком. Интересными для подростков являются темы: «Ваш досуг», «Скажи себе: нет! (Перевоспитание вредных привычек)», «Как работать над собой» и «Ваш дневник».

7 класс. «Научи себя учиться». В традиционной образовательной технологии самообразование является вторичным процессом, и только с переходом человека к самостоятельной жизни оно становится основным средством его духовного развития и обогащения. Однако именно в школе необходимо заложить те основы самостоятельного труда, которые получат дальнейшее развитие после ее окончания.

Курс «Научи себя учиться» направлен на осознание подростком своего знания или незнания, на развитие умений добывать знания, планировать, самоорганизовываться, работать с информацией, умений самооценки и самоконтроля, необходимых в процессе обучения и самообразования. Этот курс очень тесно связан с предметным преподаванием. Учителя-предметники могут использовать рекомендации курса в своей работе, сочетая их с различными советами и памятками, имеющимися в предметной области.

8 класс. «Утверждай себя». В этом разделе рассматриваются проблемы самоутверждения подростка в различных сферах его жизнедеятельности.

В восьмом классе (переходный, критический возрастной период) под влиянием биологических и социальных факторов приоритетное развитие получают утверждение своего «Я» в социальном пространстве личности в общении с окружающими людьми; потребность в признании своего «Я», своего имени, своей внутренней психологической сущности и внешних физических данных; своей сущности как представителя пола (половая идентификация); потребность в признании в своей группе, коллективе (в определенных социальных ролях); реализация своих прав среди людей, притязание на взрослость.

Процессы самоутверждения часто сопровождаются искаженными, негативными способами общения: обидами, оскорблениями, задевающими честь и достоинство другого человека; насильственными физическими и психическими воздействиями на людей, особенно на тех, кто слабее или не может дать отпор посягательству. Девиантные формы поведения, связанные с самоутверждением, по современным данным, проявляются у 60% подростков.

Курс «Утверждай себя» поможет правильному, положительному самоутверждению личности в различных сферах: социальной, духовно-нравственной, половой, деловой, творческой, даст возможность развить у подростков защитные способности, чтобы противостоять внешним посягательствам.

9 класс. «Найди себя». Каждый акт самосовершенствования предполагает какое-то самоопределение личности. Но в 9 классе проблема самоопределения личности приобретает чрезвычайно актуальный характер: учащиеся должны сделать выбор своего дальнейшего жизненного пути, выбор направления своего профессионального развития. Поэтому акцент делается на профессиональное самоопределение, но важное место отводится и осмыслению жизненных и духовных ценностей.

Одна из задач курса — создание системы целевых ориентаций подростка, которые бы определили ближайшие, средние и более дальние перспективы. По А.С. Макаренко, «чем богаче жизненная перспектива личности, чем богаче ее внутренний мир и культура, тем меньше ее зависимость от непосредственного окружения»[6]. Педагог помогает подростку увидеть в своем окружении доступную близкую цель, которая принесет радость (например встреча, игра, подарок).

Затем подросток определяет для себя и перспективу средней дальности: стремление к какому-то событию, отдаленному по времени, ожидание которого создает у него приподнятое настроение, побуждает к активной деятельности. Такого рода перспективами для подростка могут быть: включение в работу кружка, секции, участие в походе по родному краю, путевка в спортивно-трудовой лагерь и др.

И наконец в качестве дальней перспективы учащемуся предлагается выбор профессионального направления. Ставя большую цель подготовки и приобретения профессии, подростки активизируют свою деятельность, стремятся к искоренению своих недостатков, легче включаются в процесс самовоспитания.

10 класс. «Управляй собой». Курс «Управляй собой» учит подростка владеть собой — управлять своим внешним обликом и поведением, а также физическим и психическим состояниями. Умение владеть собой понимается, прежде всего, как способность действовать, поступать, управлять своими эмоциями, разумом и поведением в соответствии с соображениями своего высшего самоуправляющего механизма — сознания, выбирающего оптимальный путь взаимодействия с окружающей средой.

Однако эмоционально-волевая и действенно-практическая сферы личности не всегда подчинены холодному рассудку, особенно в «бунтующем» возрасте, когда возникает поведение, отклоняющееся от устанавливаемых обществом норм. Чтобы обуздать свое поведение, научиться «властвовать собой», надо знать законы саморегуляции, уметь их применять.

Курс «Управляй собой» дает обзор классических форм воздействия на свое внутреннее состояние и внешнее поведение, включает различные тренинги, упражнения.

11 класс. Курс «Реализуй себя» обращен к старшим школьникам, будущим выпускникам. Самореализация — это процесс и результат осуществления, реализации человеком своих жизненных сил, возможностей и способностей, своего предназначения в процессе своей жизни, в своей судьбе.

Самореализация составляет сущность жизни, является важнейшей стороной человеческого счастья. Потребность в ней заложена в человеке природой, в процессе развития она проявляется в форме интересов, стремлений, ценностных ориентаций и социальных установок, целей жизни. Это стремление к самореализации, еще не имеющей завершения, называют самоактуализацией. По А. Маслоу, самоактуализация означает активное переживание, постоянный духовный рост и выбор: движение вперед или отступление[7].

Самоактуализация — это доверие к своему Я, а не опора на авторитеты, честность перед собой и другими, это способность принять ответственность за свои действия и решения.

Самоактуализация — это прежде всего — труд, чтобы в будущем делать хорошо то, к чему человек стремится.

Одиннадцатиклассники уже живут этим ближайшим будущим, связывая его с выбранной профессией, со статусом будущего Мужа или Жены, Отца или Матери, Человека и Гражданина. Социально важными качествами в современных условиях становятся предприимчивость, конкурентоспособность, деловитость. Обостряются требования ко всем трем сторонам социализации личности (социальной адаптации, автономизации и социальному закаливанию).

Курс «Реализуй себя» готовит юношей и девушек к важнейшим социальным ролям, в которых будет реализоваться положительная программа послешкольной жизни — ролям труженика, семьянина и гражданина.

Диагностика и рефлексия

Умения самосовершенствования. Представление личности о себе самой в области владения умениями самосовершенствования адекватно, прежде всего, сумме знаний об этих процессах. Ограниченность или недостаточность этих знаний делают личность беспомощной перед лицом обстоятельств и ситуаций, ведут к негативным отклонениям от нормального хода развития.

В большинстве случаев подростки не знают, что они имеют возможность сами, по своей воле, изменить свое самочувствие, эмоции, поведение, мышление, изменить себя, формировать свою личность. В повседневной жизни эти процессы спонтанно возникают и сами уходят, и поэтому подростки часто считают, что они целиком и полностью зависят от внешних условий. Подросток, конечно, понимает, что одни и те же условия по-разному переживаются разными людьми, но тот факт, что они по-разному могут переживаться им самим, — понимается с трудом.

При изучении курса каждый этап самосознания завершает самооценка, которая включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически, рефлексировать свое поведение, что является основой выработки устойчивых критериев самосовершенствования.

Одна из главных целей курса «Самосовершенствование личности» — формирование адекватного «Я» в области осознания умений и способностей воспитывать, развивать, совершенствовать свою личность. Этому способствует систематическое обращение к самооценке различных аспектов Я-концепции, сопровождаемой рефлексивным анализом. Пример: аспект «Я-самоутверждение».

Умеете ли вы (способны ли) утверждать себя? (8 класс)

Я умею общаться (коммуникабелен)

Я пользуюсь авторитетом

Я умею сходиться с людьми

Я умею уйти от конфликта

Я могу идти против общего мнения

Я уважаю других

Я добиваюсь своего

Я принципиален

Я знаю себе цену

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

Результаты самооценки как по отдельным умениям самоутверждения, так и в целом (по пятибалльной системе) суммируются и усредняются по классу. Полученные средние служат отправным критерием относительной качественной самооценки учащихся.

Внеурочная деятельность

Особенностью воспитательной системы в школе, осуществляющей технологию саморазвития личности (в дальнейшем тексте — «школы саморазвития») является ее направленность на самовоспитание и самосовершенствование школьников, переход от воспитания к самовоспитанию.

Внеурочная (внеклассная, клубная, досуговая) деятельность детей в школе саморазвития должна удовлетворять их потребности в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самоуправлении, самореализации с помощью специфического содержания, методов и форм, обеспечивающих переход от воспитания к самовоспитанию.

Изучение школьниками теоретической базы самовоспитания — учебного курса «Самосовершенствование личности» — придает всей жизнедеятельности ребенка особый смысл, «изнутри» направляющий его деятельность и поведение. Основное содержание курса на протяжении всех лет обучения составляют способы самоорганизации собственной деятельности детей на основе общечеловеческих нравственных принципов. Это создает благоприятную воспитательную ситуацию: любое мероприятие, любой поступок личности направляется и оценивается с позиций соответствия высшим целям развития и совершенствования личности.

Внеурочная сфера рассматривается как практика удовлетворения потребностей саморазвития в положительной деятельности, применения рекомендаций теоретического курса, как полигон индивидуальных проб, проверок ребенком того, что дается в теории.

Для процессов саморазвития правильно организованная внеурочная деятельность имеет особую психолого-педагогическую ценность. В свободной добровольной деятельности по интересам выражены все необходимые для полноценного формирования личности этапы: целеполагание (развитие свободы воли), планирование и организация (инициатива, творчество), реализация намеченных целей (трудолюбие, способности), анализ и оценка результатов (совесть, честность, честь). Необходимо организовывать ситуации успеха с последующей позитивной оценкой педагога и группы.

Организация внеурочной деятельность учащихся имеет в технологии саморазвития особое значение; она призвана:

  • удовлетворять разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности;
  • предоставлять подростку свободу выбора и смены деятельности или ее элементов;
  • делать досуговую деятельность второй половины дня учащихся управляемой и подчиненной целям воспитания и самовоспитания;
  • создавать гуманную развивающую среду жизнедеятельности детей во внеурочное время;
  • создавать отношения сотрудничества, сотворчества, соуправления всех участников педагогического процесса;
  • предоставлять подростку дополнительные возможности для самовыражения, самоутверждения, самоопределения и самореализации в положительной деятельности;
  • осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подбирать такую деятельность для каждого индивида, в которой он наиболее успешен;
  • стимулировать социально-педагогические пробы ребенка, поддерживать его желание попробовать себя в возможно большем множестве деятельностей;
  • развивать уверенность подростка в себе, самоуважение, самоутверждение, творческое раскрепощение.

Модели организации внеурочной деятельности учащихся

Сегодня ни одна школа не имеет возможности предоставлять детям широкий выбор во всем спектре, во всей гармонии интересов. В работе экспериментальных школ Ярославского региона сформировались различные модели внеурочной деятельности, сориентированные на создание условий осуществления практики самосовершенствования личности школьника в той или иной сфере деятельности.

Модель творческих учебно-воспитательных объединений. Учителя-предметники развертывают в своих областях широкую внеклассную работу: сами ведут кружки, секции, руководят творческой деятельностью, организуют работу центров дополнительного образования, возглавляют профильные структуры.

Направление «Художественное

творчество личности»

Учебные предметы:

литература, русский язык, ИЗО, музыка, труд

классы доминанты на художественно-эстетическое совершенствование

Я

творю

выдумываю

пробую

музыка

танцы

живопись

театр

видео

прикладное

искусство

формы деятельности

Кружки, клубы:

Музыкальный театр

Театральный

Фольклорный

Умелые руки

Изостудия

Бальные танцы

Хоровое пение

Мероприятия:

Выставки

Смотры

Конкурсы

Праздники

Викторины

Концерты

В структуре воспитательной работы выделяются три общих объединения: художественное творчество, общественное творчество и техническое творчество детей.

В рамках художественного направления происходит формирование образа «Я — художественное творчество» (я творю, выдумываю, пробую). Главная задача — дать ребенку попробовать себя в творчестве, воспитать эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, интерес к творчеству, стремление вносить красоту в жизнь. Творческие коллективы: хоровой, театр миниатюр, фольклорный ансамбль, бального танца. Формы деятельности разнообразны: это лекции-концерты, концерты художественной самодеятельности, концерты благотворительные, для родителей, детских садов, дома престарелых, участие в русских народных праздниках, музыкальные викторины, конкурсы рисунков и поделок, творческие выставки.

В начальной школе руководители кружков в своей работе руководствуются технологией И.П. Волкова. Вводятся творческие книжки школьника.

Класс доминанты на какой-либо вид деятельности — это такая организация учебно-воспитательного процесса, когда и в урочной, и во внеурочной работе приоритет отдается этому виду деятельности. Эта модель воплощена в работе с. ш. № 19 г. Рыбинска (директор В.В. Журавлев).

Модель «Дифференциация обучения и воспитания по интересам школьников» воплощена в работе культурологического комплекса на базе с. ш. № 59 г. Ярославля (директор Г.Л. Квитницкая). В школе 8 учебных отделений, представляющих профильное обучение с 1 по 11 класс: музыкальное, языковое, нравственно-патриотическое, экологическое, математическое, изобразительного искусства, прикладного творчества и физической культуры. Внеурочная работа представлена восемью воспитательными центрами, являющимися «зеркальным отражением учебных отделений».

Модель «Школа самоуправления» (с. ш. № 4 г. Переславля Ярославской обл., директор Л.К. Дурынина) формирует чрезвычайно важную сферу саморазвития личности — Я-гражданское — через участие школьников в деятельности органов общественного самоуправления.

Я

гражданин

Патриот

Законопослушный

Общественно активный

Модель «Гимназическая Академия Наук» (гимназия № 8 г. Рыбинска, директор С.В. Смирнова). Суть учебной научно-исследовательской деятельности в том, что в рамках различных форм образовательной работы (профильные предметы, курс «технология», группы дополнительного образования, лагеря труда и отдыха, экспедиции) учащиеся выполняют исследовательские проекты в различных областях естественных и гуманитарных наук. Руководителями этих работ являются школьные учителя и специалисты из профильных научных учреждений.

Обычно в школе научные общества учащихся (НОУ) немногочисленны. Но в модели гимназии задачи НОУ становятся доминирующими, оно привлекает к научно-исследовательской деятельности достаточно много учащихся, давая им возможности самовыразиться, самоутвердиться. Это воплощается в деятельности Рыбинской Гимназической Академии Наук (РГАН), которая заменила ранее существовавшее НОУ.

Участвуя в работе Академии, ученик занимает активную поисковую позицию, пытаясь найти ответ на интересующие его вопросы. Разрабатывая выбранную тему исследования, он не ограничивается учебником и учебными материалами, а обращается к различным информационным источникам. В рамках работы в Академии совершенствуются и структурируются навыки работы с большими объемами информации, осваивается модель научного поиска в школьных условиях. Цель участия в деятельности Академии заключается в том, чтобы учащиеся не просто усваивали выводы чьих-то мыслительных операций, а производили их самостоятельно, моделируя настоящую исследовательскую деятельность.

Уклад жизнедеятельности

Третью группу условий, необходимых, по А.А. Ухтомскому, для эффективного формирования доминанты самосовершенствования, составляют стиль и методы внешних воздействий, а также уклад окружающей среды жизнедеятельности ребенка, адекватные поставленным целям. Среда, в которой происходит формирование доминанты на самосовершенствование, должна содержать соответственно ориентированную систему поддержки и помощи этому процессу. Свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческое горение, стремление окружающих к самосовершенствованию — вот климат, способствующий формированию доминанты самосовершенствования.

Наиболее сильное влияние на создание этого климата имеют четыре сферы жизнедеятельности ребенка: семья со своими культурными традициями, уличная детская среда с особым стилем общения, средства массовой информации и школа. 

По данным педагогической печати, влияние школы на развитие ребенка в настоящее время составляет до 20–30% от всех воздействующих на него факторов. В технологии саморазвития личности этот показатель должен возрасти до 70–80%. Для этого требуется создание в учебном процессе такой деятельностной среды, которая направляла бы ребенка на самосовершенствование, формировала бы соответствующие умения и навыки, корректировала доминанты в нужном направлении, предоставляла бы возможность саморазвития.

При организации учебного процесса ставятся задачи: превращение педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса; перенесение акцента с преподавания на учение; использование не только познавательной, но и нравственно-волевой мотивации деятельности учащихся; ставка на самостоятельную творческую деятельность учащихся; активизация и стимуляция процесса осмысления учения, выход субъекта в рефлексивную позицию; перенесение центра тяжести педагогического процесса в сторону формирования способов умственных действий; систематическое и последовательное формирование общеучебных умений и навыков.

В содержании учебных предметов особо акцентируются те разделы, которые имеют большое значение для самовоспитания (проблемы нравственности, мировоззрения, общения и др.). Сами методы предметного обучения перестраиваются. На протяжении периода обучения учащийся «пропускается» через большинство общешкольных технологий (способов работы), которые образуют постепенно усложняющуюся и развивающуюся систему вовлечения ребенка в процесс самостроительства личности.

Эта среда, стиль, воспитательный фон, создаваемые во время учебной деятельности, определяются двумя основными факторами: личностными отношениями и организацией учебного процесса, двух его частей: преподавания и учения. В традиционной системе обучения переоценивается преподавание и недооценивается учение.

Отношения «Учитель — Ученик», как было отмечено в концептуальных положениях технологии саморазвития, определяются гуманно-личностным подходом. Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования в положительной сфере, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных, творческих доминант деятельности.

В современных образовательных технологиях имеется немало средств, форм и методов, которые могут быть использованы для создания необходимого фона условий для формирования в школе культа самосовершенствования личности.

Личностный подход, педагогика сотрудничества

Отношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Базу этих отношений в технологии саморазвития составляет личностный подход и педагогика сотрудничества. Это означает гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникальность личности, принятие его мнения и позиции; готовность к безоценочному отношению к нему как к личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируются сотрудничество, сотворчество, соуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса. Так создается и поддерживается положительная, мажорная Я-концепция школьников.

«Развитие» развивающих технологий

Технология Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Технология Г.К. Селевко

Ученик является субъектом, а не объектом обучения

Субъектность деятельности подростка проявляется не только при решении учебной задачи, а охватывает выполнение крупных учебных целей, разнообразную внеурочную деятельность, поведение в жизненных ситуациях, планирование дальних жизненных целей

Обучение идет впереди развития, в зоне ближайшего развития, стимулируя и ускоряя развитие

Ведущая роль обучения в развитии выступает как осознанное с позиций усвоенного в обучении опыта, как опережающее управление личностью своим развитием (построение и реализация программ самосовершенствования)

Приоритет формирования способов умственных действий (СУД)

Приоритет формирования самоуправляющего механизма (СУМ) личности

Ведущая роль теоретического знания, мышления, выражающаяся в дедуктивном структурировании учебного материала

Ведущая роль теоретического сознания выражается в овладении подростком методологией своей деятельности (учебной и внеучебной), в осознании им действия самоуправляющих механизмов личности

Целенаправленная учебная деятельность в концепции РО включает все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ результатов (на уровне рефлексии). Однако эта деятельность направлена лишь на удовлетворение познавательной потребности, на изменение личностью самой себя как субъекта учения — познания, т.е. представляет собой на внутриличностном уровне процесс самообучения

Полноценная целенаправленная деятельность, включающая все этапы (целеполагание, планирование и организацию, реализацию цели и рефлексивный анализ результатов), развертывается не только в процессе ученья, но и во всех других сферах жизнедеятельности детей и попадает под целесообразное педагогическое руководство

Мотивация — познавательная

Делается ставка на активизацию, «раскручивание» познавательного интереса, познавательной потребности (вся методика РО представляет собой систему приемов, вызывающих и стимулирующих познавательную мотивацию)

Основная мотивация — совершенствование себя

Наряду с познавательными мотивами в педагогическом процессе широко используются, стимулируются, «раскручиваются» внутренние социальные, нравственные и эстетические мотивы самосовершенствования личности. Деятельность ребенка организуется как удовлетворение не только познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности

Ситуации-пробы

В серии пособий по самосовершенствованию личности содержится более сотни ситуаций-проб, охватывающих обширную тематику жизненных ситуаций. Они могут использоваться и как домашние задания к конкретным урокам.

В таких ситуациях-пробах подростку предоставляется свобода выбора способа социального поведения и рекомендуются правильные с позиций общечеловеческой культуры решения. В обсуждениях и дискуссиях по конкретным ситуациям у школьника формируется отношение к принципиальным вопросам этики, эстетики, философии, политики. До того как реальная жизнь поставит школьника в определенные ситуации, у него уже будет позиция, осмысленная в социальном и личностном значении. Таким образом, он станет более подготовленным к встрече с жизненными ситуациями, к принятию адекватных самостоятельных решений.

Социальные ситуации-пробы также стимулируют у учащихся доминантную установку на самосовершенствование, вселяют веру в собственное «Я», формируют убеждение, что причины неудач человека кроются, прежде всего, в нем самом, а не в тех обстоятельствах, которые окружают человека.

Курс «Самосовершенствование личности» может быть использован школой в различных вариантах: как отдельный психолого-педагогический курс, как образовательно-воспитательный документ, как пособие в помощь классному руководителю, воспитателю, социальному педагогу. Но все варианты будут способствовать одному – воспитанию нравственного человека, уверенно идущего по жизни, ибо, как утверждали древние, все победы в мире начинаются с победы над собой.

В настоящее время в рамках межрегиональной экспериментальной площадки «Технология саморазвития личности учащихся» при Ярославском ИРО работают более ста локальных экспериментальных площадок в Ярославском регионе и различных школах РФ.

Координаты: тел. (0852) 32-10-73; e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1996.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991.

3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: Интер, 1996.

4. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. — М.: Знание, 1982.

5. Левина О.Г. Сборник социально-педагогических задач-проб для учащихся средней школы. — Ярославль: ИРО, 2001.

6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 7 т. — М., 1985.

7. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.

8. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. — М.: РИПКРО, 1996.

9. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности // Народное образование. — 1995.

№ 8.

10. Селевко Г.К. Освоение технологии саморазвития личности школьника. — Ярославль: ИРО, 2001.

11. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. — М.: Народное образование, 1999.

12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.

13. Селевко Г.К. Что такое технология саморазвития школьников? // Народное образование. — 2000. № 9.

14. Селевко Г.К., Бабурина Н.И., Левина О.Г. Найди себя (IX класс). — М.: Народное образование, 2001.

15. Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Управляй собой (Х класс). — М.: Народное образование, 2001.

16. Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя (V класс). — М.: Народное образование, 2001.

17. Селевко Г.К., Маркова Н.Н., Левина О.Г. Научи себя учиться (VII класс). — М.: Народное образование, 2001.

18. Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя (VIII класс). — М.: Народное образование, 2001.

19. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя (XI класс). — М.: Народное образование, 2001.

20. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К., Левина О.Г. Сделай себя сам (VI класс). — М.: Народное образование, 2001.

21. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 2 т. — Киев, 1979.

22. Ухтомский А.А. Доминанта души. — Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000.

23. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник. — Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997.

24. Ухтомский А.А. Интуиция совести. — СПб.: Петербургский писатель, 1996.

25. Шемшурина А.И. Этическая грамматика для учащихся 1–2 кл. — Л., 1991.

26. Шемшурина А.И. Этическая грамматика для учащихся 3 кл. — Л., 1992.

27. Шемшурина А.И. Этическая грамматика для учащихся 4 кл. — Л., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология саморазвития личности школьника"

Данная презентация отражает систему работы классного руководителя по технологии Г. Селевко...

Общепедагогические технологии по Г.К. Селевко

Одним из ведущих исследователей в области педагогики является профессор Г.К. Селевко. В его книге  «Современные образовательные технологии» мы можем найти классификацию педагогических техно...

Образовательные технологии (по Г.К.Селевко)

Перечень технологий для аттестации учителя...

Особенности реализации технологии «Саморазвития личности А.А. Ухтомского — Г.К. Селевко» в рамках воспитательной системы гимназии.

Работа стала победителем муниципального открытого фестиваля педагогическихидей "Инновационный поиск - 2012"...

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения. (Г.К.Селевко)

Новые информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).Когда компьютеры стали широко использов...

Технология саморазвития Г.К. Селевко

Технология саморазвития  Г.К. Селевко...

Технология саморазвития Г.К. Селевко и стандарты ФГОС 2022

Технология саморазвития  Г.К. Селевко как основа реализации ФГОС 2022....


 

Комментарии

Кондратьева Лариса Геннадьевна

Содержание материала и построение обучения позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле.

приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используются все формы внеклассной работы, но с одним условием - работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке (изделия, модели, макеты, устройства, сочинения, литературные и музыкальные произведения, изобретения, исследования и т.п.).