Технология уровневой дифференциации
занимательные факты

Галсанова Лидия Галсановна

Уровневая дифференциация

Скачать:


Предварительный просмотр:

АФОРИЗМЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Каждый плохой учитель – Наполеон, в том смысле, что его рано или поздно ждет свой поход в Россию.

2. Не надо ругать страну, страна – это ты.

3. Если тебя преследует шум – это не нервы, это, представь себе, дети.

4. Надо быть отчаянным мазохистом, чтобы, будучи безразличным к детям, пойти работать в школу.

5. Методика и романтика – сестры не родные, но без их дружбы в учебном процессе ничего не получается.

6. Учитель, когда у тебя утром нет ни малейшего желания вставать и идти в школу, подумай о детях, и тебе станет легче.

7. Родители – они как дети: хотят всего, быстро и само собой.

8. Педагогический совет – это где мало педагогики и никаких советов.

9. Теперь известно, что в далекой древности бумагу изобрели не китайцы, а завуч.

10. Родители, если вам не нравится директор школы, дарите ему водку и пиво.

11. С годами дети становятся все хуже, учителя все лучше, деревья все меньше, а манную кашу есть не хочется.

12. Она так любит детей, что, когда ставит им двойки, начинает горько плакать и жаловаться на свою судьбу.

13. Истинными аристократами в школе являются учителя иностранного языка, труда и физкультуры. В качестве кандидатов в аристократы можно рассматривать учителей ОБЖ.

14. Ни в одной стране хорошие учителя не исполняют требований конституции о продолжительности рабочего дня: они работают всегда сверх мыслимой и немыслимой установленной конституцией нормы.

15. Выпускной вечер – это отпущение грехов.

16. Чужих детей учитель еще, слава богу, воспитает. Вот, что делать с собственными детьми – это, действительно, проблема.

17. Самый лучший способ мстить ученикам – задавать на каникулы как можно больше всевозможных заданий, пусть и ребенок, и вся его семья попомнят школу.

18. Хорошая школа – это где пахнет булочками, детством и летом.

19. Если учитель не любит поэзию, всякая зарплата покажется маленькой.

20. Учитель, если ты страдаешь от того, что у тебя никогда не было и нет дисциплины на уроке, ты надрываешься, кричишь, мучаешься, а дети кричат еще громче тебя… А в это время на складе расположились тысячи наименований, в скромном единстве, тихо, полный порядочек… Или, скажем, ежели помечтать, то быть смотрителем в каком-нибудь богом забытом захолустном краеведческом музее – тоже ничего…

21. Учительница, води детей в поход поближе к воинской части. Помни! Офицер, как честный человек, всегда обязан жениться!

22. Школа учит детей, ученый учит школу, чиновник поучает, родители считают, что научены горьким опытом, и все недовольны.

23. Руки и ноги прочь от школы и ее питомцев, только тогда что-то получится.

24. Первый урок – то сон красавицы младой, второй урок – надежды маленький оркестрик, третий урок – а за окном веселая пора, четвертый урок – уже обедом где-то вдруг запахло, пятый урок – душа обязана трудиться, шестой урок – его нам черт, наверное, принес, седьмой урок – и вы хотите, чтоб мы любили школу?

25. Вот я в их возрасте тоже ничего не знала, однако стала учителем. Ума не приложу, что получится из них!

26. Первый день я потерял портфель – и было это хорошо, второй день я потерял дневник – тоже было неплохо, третий день учителя уехали на конференцию – и это было прекрасно, четвертый день в школе травили крыс после выборов – и пела душа, пятый день – за десять рублей купил у соседа насморк и температуру 37,1 и не пошел в школу – поверил в то, что бог есть, шестой день – а у нас пятидневка!

27. Нашему директору петь бы в театре, а так чего кричит впустую.

28. Нашу школу показывали по телевизору – может быть, теперь начальство оставит нас в покое.

29. На старости лет многие вспоминают, как они хулиганили и срывали уроки. Где же такое количество уроков набралось?

30. Ученик, люби учителя! Во-первых, это не опасно; во-вторых, недорого; в-третьих, не надо жениться; в-четвертых, никаких обязательств и ответственности; в-пятых – авось на что-нибудь пригодится.

31. Если ты решил пойти учиться в педагогический институт, значит, ты больше ни на что не годен, кроме как бескорыстно и по-настоящему любить детей.

32. Учителя тоже любят шопинг, но он к ним совершенно безразличен, потому что обычно находится в другой стране.

33. Ночью на уроке так тихо, никто не мешает, можно в любом количестве получать любимые оценки, говорить каждому, что о нем думаешь, и это будет толерантно.

34. Учителя любят розы, поскольку они напоминают о шипах педагогической профессии.

35. Зачем учительнице муж, когда есть Лев Толстой, академик Павлов, Евгений Тарле, Пржевальский и много других достойных мужчин, с которыми интересно, от которых веет талантом, и не надо терпеть их зарплату, стирать, кормить, гладить и проч.

36. К урокам не хочется готовиться никому, но и из этого правила есть исключения.

37. На августовской конференции, как на юбилее, раздают слонов, припоминают все достижения, все себя любят, а иногда можно еще вкусно поесть.

38. Как только учитель заступил на работу в школу, ему нужно сразу выдать все медали, ордена, грамоты, дипломы, премии, пенсионное удостоверение, и пусть работает и ни о чем плохом не думает. Хорошо, когда слава и успех застигли тебя в начале пути, поскольку в конце пути вряд ли удастся вернуться к началу.

39. Люди, которые обвиняют учителя, что он дал плохой урок, делают это наверняка потому, что хорошо помнят свои уроки.

40. Пустой холодильник – главный друг школы.

41. Во сне всегда больше успехов, чем в жизни, и жалко, что школа это игнорирует.

42. Демократия – это когда дети требуют проведения классных часов и дополнительных уроков стереометрии и планиметрии.

43. Обращение к архитектору: неужели нельзя отменить улицы, строить дома без чердаков, подвалов и пивных, а попытку гадить в лифте всегда будет пресекать скунс.

44. Знания – это как Тина Канделаки: ярко, шумно, с претензией, а приглядишься – опять некая Собчак. Знания приходят и уходят, и только понимание становится вполне приличной пищей для ума.

45. Для Онегина и Печорина дети – Ленские и Грушницкие, для Герасима – Му-Му, для Чернышевского – сон Веры Павловны, для Пети Ростова – изюм, для муравья – стрекоза, для директора школы – основной элемент концепции, для армии – пополнение, и только настоящий и мудрый учитель вполне допускает наличие детей в школьной действительности.

46. Помню, когда я первый раз подготовила и с волнением и дрожью в голосе читала научный доклад, мудрые учителя что-то читали, писали и зачеркивали, молодые учителя с волнением и надеждой смотрели на секундную стрелку и куда-то за окно, остальные похрапывали с открытыми глазами, и только администрация бодро проявляла глубоко поддельный интерес.

47. Если бы я была министром образования, я сразу подала бы в отставку и вернулась бы в педагогический окоп рядовым учителем, потому что лучше сложить голову на переднем крае, чем цепляться за ЕГЭ.

48. Класс – это клетка, входя в которую я плотно закрываю дверь, и кто кого разорвет там на части, еще не ясно.

49. Учителю за уроки платят зарплату, а за выполнение домашних заданий никому платить не положено, и в этом я вижу горькую экономическую несправедливость. Поскольку дети родителям платить за выполнение домашних заданий не могут, а родители детям не хотят, – все вместе умывают руки.

50. Учитель – такой же человек, как все, только не совсем нормальный, поскольку нормальные люди живут по формуле «цена – качество», а учитель заучил только вторую часть формулы.

51. В конце третьей четверти ужасно хочется бежать обратно в первую четверть, чтобы что-то исправить, доделать, и вообще можно было бы работать еще лучше, вот только бы раскладушку поставить в классе и термос с горячим кофе, и чтоб директор хоть иногда своей теплой дланью проводил по голове и гордился бы мной.

52. Самый умный – это не тот, кто помнит, а скорее тот, кто забыл все наносное и ненужное.

53. Учитель мудр, потому, что он знает, что ждет детей в будущей жизни; а дети мудры, потому что они этого не знают, да и не хотят знать.

54. Орден педагогических иезуитов уж много веков придумывает всевозможные методики и технологии обучения, а дети как учились, так и учатся, как радовались солнцу, так и радуются, как шалили, так и шалят. И слава богу, что все технологии исчезают вслед за их авторами.

55. Педагогическая притча-байка. Один учитель стал всем ученикам за любое вяканье ставить пятерки. Задумались дети, удивились дети, почуяли в этом какой-то изощренный подвох и на всякий случай стали учиться, хорошо решать и отвечать, прекратили беситься и начали тянуть руку на уроке, по-доброму заглядывать учителю в глаза и рассказывать о своем любимом учителе всем, даже сомневающимся родителям.

56. В соседних классах узнали об этом чуде и стали подсылать лазутчиков и послов, покуда не вызнали тайну полностью, и потребовали соседи от своих учителей такую же малость. Но учителя были дидактами, методистами, законниками, и они написали письмо в Думу с требованием повысить учителям зарплату. Так общими усилиями эксперимент был провален, и только в одном классе один учитель так и продолжает ставить всем очень хорошие оценки.

57. Образовательные программы у нас очень насыщенные, так что, Иванов, смеяться нам с тобой некогда, пусть те, кто их составлял, смеются.

58. Олег Митяев очень хорошо сказал и поет про маленькую жизнь, а про большую жизнь он что-то ничего не сказал и петь не хочет.

59. Предлагаю слово педагог заменить на звучное слово Ямбург, а слово учитель – на слово Рачевский, и тогда каждый учитель сможет считать себя членом-корреспондентом Российской академии образования, как Ямбург, и членом Общественной палаты при начальстве, как Рачевский.

60. Перемена белья – понимаю, перемена в жизни – понимаю, но школьная перемена – ничего не понимаю: все куда-то бегут, глаза сумасшедшие, взгляд отсутствующий, звонка не слышат! Нам бы перемены взять и отменить, а вместо них сделать так, чтобы старшеклассники, взявшись за ручки, тихо ходили по коридору и напевали фугу Баха пополам с рондо каприччиозо Сен-Санса.

61. Учителя у нас плохие, а мы сами по себе выросли хорошими; дети у нас плохие и сами по себе вырастают хорошими; школа у нас плохая, а страна сама по себе хорошая. Что-то вы, товарищ, заливаете, так даже в сказках не бывает.

62. В авторитарной школе доклад директора слушает только завуч, так как она его и писала. В демократической школе никто докладов не слушает, потому что все считают себя умными и в душе давно уже готовы занять должность директора.

63. Когда директор школы постоянно говорит о дисциплине, собранности, организованности, значит, он опять потерял носки, расческу и документы.

64. Если учитель по вечерам сидит в школе, значит, он боится идти домой, потому что там или волки, или надо готовить ужин.

65. Если учитель с горечью сообщает, что у него кроме работы ничего в жизни нет, то, по-видимому, стоит пренебречь и работой, поскольку если сосудов менее, чем два, то вливаться и выливаться нечему и некуда, а в России это и бессмысленно, и невозможно.

66. Совершенным рецептом борьбы с учительской усталостью является улыбка. Но не такая, когда клюв открывается в презрительной ухмылке, а глаза остаются металлически холодными и пустыми, а добрая, без тени вымученной обязательности, светлая улыбка детства. Так что, дети, не забывайте о том, что учитель тоже нуждается в такой, казалось бы, малости, как улыбка навстречу.

67. 1 сентября – день мужества учителя, день знаний учителя, день защиты учителя, день любви к учителю, день прощения, день без двоек от учителя, день оценивания одежды и прически учителя, в общем, это и есть настоящий День учителя!

68. Учителя не любят совещания, потому что никто там с ними не совещается, потому что совещания напоминают задачи про две трубы – воды много, а куда все это утекает – черт его знает.

69. Администрация, наоборот, обожает совещания, собрания, советы, поскольку где еще можно блеснуть иностранными словами, замысловатыми текстами, художественным чтением инструкций вслух и, можно сказать, – умом.

70. Не верьте учителю, когда он кричит, наверное, съел что–то не то. Умный человек просто так кричать не станет, чай, здесь не чащоба.

71. Только невоспитанный человек может определять уровни воспитанности, воспитанный этого делать не станет.

72. Иногда вовремя подсказать важнее, чем одиннадцать лет учить.

73. Директор школы: Ну что, господа, труппа в сборе? Мы начинаем новый сезон. Нового ничего не предвидится. Опять «Коварство и любовь», «Война и мир», «Облако в штанах», «Секс в большом городе», «А зори здесь тихие». Образовательные программы. На войне как на войне. Школьный вальс и эшафот. Итак, занавес!

74. Разве дети могут полюбить учителя, который не научил их любить?

75. Волков теперь нет, так что на луну чаще воет учитель, которого загнали в такую тайгу, так обложили, что только высокая способность учителя к выживанию спасает его.

76. Чтобы учитель не ползал, а летал, ему, как и летчику, следует выдавать бортпаек.

77. Каждый плохой учитель – философ. Ибо всю жизнь он пытается ответить на основной вопрос философии: если все мужчины сволочи, то уж все родители подавно. А кто ж тогда дети? И что в этом семействе первично?

78. Новое педагогическое название некоторых телевизионных передач: «Смотрите, кто не пришел», «Как жутки эти шутки», «Учись, чтоб не попасть в дурдом – 2», «Пусть говорят камни во рту», «Новости с кладбища», «Согласные и гласные – к барьеру!», «Самый умный идиот», «Кривое зеркало пошлости», «Убойная лига животных», «Камеди швайхун клаб», «Звезды из туалетов».

79. Любовь к детям вполне может послужить основой для одиннадцатилетнего романа, а порой и для романа величиною с жизнь. Платоническая ценность этого романа отнюдь не снижает накала чувств, красоты отношений, способности к самопожертвованию.

80. Иногда по утрам учитель испытывает состояние «шаг вперед, два шага назад»; днем ему уже кажется, что чем дальше в лес, тем больше дров; ближе к обеду возникает мысль, что все-таки она вертится; в конце рабочего дня посещает сентенция: мал золотник, да дорог; вечером возникает подозрение, что хорошо то, что хорошо кончается; и опять поутру – и снова в бой, покой нам только снится.

81. Если учитель любит природу, то он легко может догадаться, что дети – часть природы, и это натолкнет его на правильные выводы. Если учитель любит природу вещей, то и к детям он будет относиться через призму материальных законов, а так как дети – штука необъяснимо-идеальная, то и оснований для конфликта уже достаточно.

82. Весь год учитель все знает, все умеет, все понимает, всех любит. В конце года лучше учителю поменяться местами с детьми, а самому взять посох и пойти по святым местам Руси, да чтоб была «буханка хлеба, да крынка молока, а счастьем будет небо и эти облака» (по мотивам В. Хлебникова).

83. Важнейшей защитительной особенностью учителя следует считать умение не слышать, не видеть, не замечать, не исполнять ничего из того, что скучно, бесполезно, уныло и абсолютно не нужно детям. Учитель, нервно и близко к душе принимающий любую постороннюю мелочь, никогда не придет к финишной прямой среди лучших и никогда не увидит экватора.

84. Один человек все ругал школу, и у него язык отвалился, жена его бросила, в самую глупую партию угодил, забыл таблицу умножения и имя малой родины. Другой человек всегда помнил о школе, помогал ей, знал, что с ней сопряжено будущее страны, и что же – стал он писателем-сатириком, выбрали его президентом Попечительского совета, его внуки по традиции школой довольны, а он доволен внуками.

85. Врачи дают клятву, поэтому медицинское обслуживание очень дорого. Может быть, учителям тоже нужно давать клятву?

86. Многие дети были бы безмерно счастливы, если бы основное образование заменили дополнительным, а посещение школы объявили бы свободным от посещения.

87. Хорошо бы приравнять учителя к армейским званиям: учитель-лейтенант, учитель-майор, учитель-полковник, учитель-генерал; или добавлять дипломатические ранги: учитель-атташе, учитель-консул, учитель-резидент (правда, это совсем другая епархия), учитель-посланник, чрезвычайный и полномочный учитель; или как в сельском хозяйстве: учитель-овцевод, учитель-семеновод, учитель-птицевод, учитель-растениевод, учитель-осеменитель.

88. Для ускорения обучения детям следует на грудь повесить номера, и тогда учитель, страдающий беспамятством и не запоминающий имена и фамилии, сможет быстро вызывать детей к доске по номерам и уверенно ставить двойки, если он не помнит другие оценки.

89. Жил-был один психолог, ходила она по школе и таинственно улыбалась за очень маленькую зарплату, потом она исчезла по беременности, и никто этого не заметил, кроме ведомости у бухгалтера. Так выпьем за то, чтобы психологов было не один, а два, чтобы во время уроков им было с кем поговорить.

90. Трудно поверить, что у учителей маленькая зарплата. Разве при маленькой зарплате учитель стал бы так много задавать на дом?

91. Теперь я точно знаю, что учителей очень плохо учат в педагогическом институте, иначе с чего бы они все время у всех все спрашивали, перепрашивали, чего-то выясняли.

92. Одна красивая девушка была очень плохим учителем, не умела давать уроки, была нелюбима детьми и родителями. Тогда, чтобы помочь ей исправиться, ее сделали директором школы, и она сразу стала умная и стала всех учить, да так, что у многих слезы на глаза наворачивались, а слабонервные стали даже размахивать заявлениями об уходе, чем очень веселили бывшую девушку. Мораль: кадры надо растить и повышать, а не ругать просто так без карьерного роста.

93. Если вы хотите, чтобы вас любили дети, приносите им каждый день конфеты, колу, попкорн, гамбургеры, сникерсы, орбит, американские мультфильмы, а в конце месяца сдавайте фантики, обертки и тару родительскому комитету на оплату.

94. Чтобы дети не говорили о вас плохо, рассказывайте им как можно больше сказок, басен, легенд и преданий о себе, где во всяком случае вы в любой ситуации побеждаете, и дети научатся правильно излагать свои и ваши мысли.

95. Воспитание – это когда учитель старается добиться, чтобы ребенок все делал не так, как делает учитель. Потому что великий дуализм школы в том и состоит, что школа учит тому, чего уже нет, чего еще нет и чего не бывает.

96. Главный инструмент успешного обучения и воспитания – юмор, и если учитель сумел сформировать или привить это свойство детям, то все остальное уже дело техники.

97. Учитель между точным знанием и верой всегда должен выбирать веру, поскольку в противном случае двоек не оберешься.

98. Многие дети уверены, что учитель – это волшебник, и было бы правильно не разуверять их в этом как можно дольше.

99. Учитель просто обязан во что-то верить, иначе с ним будет скучно, неинтересно и обычно.

100. Основным вопросом, позволяющим определить качество учителя, является его отношение к щам и борщам, ибо если он к ним безразличен, то совершенно невозможно представить, что же он тогда ест.

101. Учитель, позволяющий смеяться над собой, никогда не станет смеяться над другими.

102. Директор во время каникул любит приходить в школу и часто разговаривает сам с собой.

103. Учитель должен быть артистом в том смысле, что он должен уметь сыграть доброту, если ее не хватает в собственной душе, в том числе и независимо от усталости и болезненных состояний.

104. Профессионализм учителя выражается в количестве и качестве домашних заданий, которые он выдает, и в том отношении к этим заданиям, которое демонстрируют дети.

105. Учитель – это почти как чиновник – это должность, а воспитатель, педагог – это призвание, и только в пересечении этих двух состояний может быть достигнуто педагогическое богатство.

106. Учитель – это человек, который о своих учениках думает всегда хорошо и вообще никогда не говорит плохо о тех, кто на минуточку вышел.

107. Говорят, что, выйдя из школы, надобно забыть все, чему тебя там учили. Однако если дети забудут хорошего учителя, то при такой степени беспамятства ждать от них нравственной жизни не приходится, поскольку только у дураков будущее рождается вне связи с прошлым, как бы само по себе.

108. Даже если случайным ветром в школу занесло учителя-мужчину, ему неплохо бы помнить, что он рожден от женщины.

109. Учитель – это помесь мудреца, сказочника, лекаря, артиста, режиссера, садовника, поэта, а так посмотришь, вроде бы обычный человек.

110. Урок – это барщина, домашние задания – это оброк, курсы по выбору – малый бизнес, каникулы – коммунизм, выпускной вечер – акт капитуляции, ЕГЭ – гадание цыганки, частный вуз – неравенство между ценой и полученными знаниями.

111. Единственная достойная и простительная форма прогула уроков – это не дочитанная за ночь книга, принадлежащая к разряду высокой или строго научной литературы.

112. В свою очередь, единственным достойным видом свободного выноса из школы следует считать ежедневный вынос хотя бы одной гениальной, хорошей, интересной, замечательной, удивительной, свежей мысли, и если этого не произошло, значит, день потерян и для детей, и для учителей. Научите детей ежедневно и по желанию записывать те маленькие мысли и открытия, которые родились у него в ходе каждого дня.

113. Не мешайте плохому учителю пересказывать учебник, лучше займитесь каким-нибудь полезным делом, например, пишите на уроке стихи, или роман, или решайте задачи.

114. Часто улыбка учителя искажается непрофессионализмом зубного врача, но все-таки ее суть больше зависит от состояния души, и она может быть во всяком случае красива.

115. Оценка, которую поставил себе ученик, и если она еще совпадает с оценкой учителя, является достаточно хорошим условием для продления интереса к предмету.

116. Когда на уроке незримо витает ангел добра и тихой, порой застенчивой свежести и радости, память работает безотказно. Хуже, когда под грохот и скрежет канонады учительского голоса совершается насильственная операция по внедрению знаний в звонкие тыквы ученических голов.

117. Темы свежих докторских диссертаций:

  1.  Транспарентность учительской зарплаты как генетически имманентное свойство педагогических систем.
  2.  Роль «камчатки» – последних рядов в классе в развитии бизнеса в России и российской мафии за рубежом.
  3.  Экономика школьного образования – экономический феномен или экономический фантом.
  4.  Конституция и каторжная продолжительность рабочего дня хорошего педагога.
  5.  Формы летнего отдыха учителей как способ познания мира по атласу.
  6.  Наука как главный негативный фактор развития образования.
  7.  Национальный проект по отмене закона о сохранении вещества, или как один мужик никого не прокормил.
  8.  Подсознательное обучение несознательных.
  9.  Борьба с юношеской гиперсексуальностью при помощи погрузо-разгрузочных работ и сексуального воспитания.
  10.  Границы психических состояний учителя и создание в школах таможенной службы по демаркации этих границ.



Предварительный просмотр:

Выступление  по теме

« Современные педагогические технологии на уроках математики.  Технология уровневой дифференциации»

         Как только возникает чувство недовольства своей работой, вдруг отчётливо осознаёшь, что вокруг тебя всё стремительно меняется, а ты как будто стоишь на одном месте. Кажется, что мог бы достигнуть лучших результатов, скорее бы дошёл до поставленной цели, вызвал бы в учениках более живую реакцию, если бы урок был построен иначе. Недовольство собой, своей работой или её результатами неизменно приводит к поиску новых форм урока, методик, систем обучения.

        Я – учитель математики. Учитель математики – это человек, который имеет дело с ребёнком пять раз в неделю, преподаёт очень важный предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений.

       Каждый ребёнок – уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему – полгода, четвёртый – не воспринимает совсем.

       Как научить всех ?         Математика является одной из самых сложных дисциплин и вызывает трудности у многих    школьников. Как показывают многочисленные психолого – педагогические исследования, если уровнять многие факторы, которые влияют на уровень усвоения новых знаний, новые знания всё равно будут усвоены по-разному.

         Современный урок математики должен стать результатом творчества не только учителя, но и учащихся. Достигнуть этой цели можно посредством внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий. Поэтому в основе технологий, применяемых на уроках математики, должен быть заложен принцип высокой мотивации. Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик.

        В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии  
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Кейс – технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества. 
  • Технологии уровневой дифференциации 
  • Групповые технологии. 
  • Традиционные технологии (классно-урочная система)

     Хочу поделиться с вами опытом своей работы по теме:                                «Технологии уровневой дифференциации ».

        Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различном уровне.

        Главной педагогической установкой данной технологии  является формирование положительной мотивации учения у школьников. Ключевым моментом в организации учебного процесса является создание таких условий, при которых каждый из обучаемых испытал бы учебный успех, смог бы увидеть свои достижения и захотел ликвидировать пробелы в своих знаниях и умениях.

           Работу в данном направлении начала вести с того, что стараюсь добиться на уроках духа доброжелательности. Ведь известно, что тот предмет, который преподается в атмосфере дружелюбия и увлеченности, ребята любят больше всего. Знакомлюсь с детьми, посещая уроки выпускного класса начальной школы. Взяв пятиклассников, наблюдаю за ними в течение учебного года, анализируя способности детей.

        При работе с пятиклассниками и шестиклассниками стараюсь помнить наставления Я. А. Каменского о том, что учиться должно быть легко и приятно. Но, с другой стороны, учение без препятствий, без трудностей вызвало бы мало интереса, не вело бы к развитию учащихся. Трудности надо учить преодолевать.

        Уровневая дифференциация -  это организация учебной деятельности учащихся по условным микрогруппам, члены которых близки (сходны) по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении учебного материала, а иногда по психическому состоянию.

             Различают два уровня дифференциации: уровневая и профильная. Оба вида сосуществуют и взаимно дополняют друг друга на всех ступенях школьного математического образования.

        В основной школе преобладает уровневая дифференциация. На старшей ступени приоритет отдаётся профильному обучению. Вместе с тем дифференциация по содержанию может проявляться уже в основной школе, где она осуществляется через кружковые занятия и факультативы.

Существуют методики диагностики возможностей и уровня развития обучающихся, но в условиях дефицита учебного времени на уроках мы не всегда можем провести  комплексную научную диагностику, поэтому  используем результаты диагностических работ в начале учебного года и результаты годовых контрольных работ.

Доказано, что большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают. Поэтому в процессе обучения обычно выделяют три уровня учащихся, для которых дифференцируются как цели, так и формы обучения (Таблица 1).

Таблица 1. Уровневая  дифференциация

 

Группы учащихся

Цели обучения

Вид заданий

1

Низкий уровень (20%)

Пробудить интерес;

Ликвидировать пробелы;

Сформировать умение работать  по образцу.

Репродуктивные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания)

2

Средний уровень (65%)

Развить устойчивый интерес к предмету;

Закрепить и повторить имеющиеся знания;

Сформировать умение работать самостоятельно.

Продуктивные (применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.)

3

Высокий уровень (15%)

Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания;

Развить умение самостоятельной организации обучения.

Творческие

Уровневая дифференциация обучения предусматривает наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся.

Использование технологии уровневой дифференциации на уроке предполагает:

  • работу с несколькими группами учащихся на разных уровнях усвоения материала;
  • наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.

Некоторые способы уровневой дифференциации на уроках.

1. Дифференциация по объему учебного материала.

   Это, пожалуй, самый простой способ дифференциации. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.).

2. Дифференциация по уровню трудности.

Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности. Приведем пример дифференцированного задания по работе с текстом:

составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень);

 подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень);

 составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень).

3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются:

  • образец оформления ответа; памятки, планы;
  • карточки-помощницы с наводящими вопросами;
  • справочные материалы;
  • наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);
  • начало или частичное выполнение задания.

5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.

Методика дифференцированной работы на уроке

Изучение нового материала.

При изучении новой темы выделяется четыре этапа: изучение, усвоение, закрепление и углубление. В течение них должна быть усвоена тема. Объяснение нового материала обращено одинаково ко всем учащимся, хотя и не исключены сообщения внепрограммного материала для второй и третьей групп. Первая группа  в это время отрабатывает материал, записанный в тетрадь.

Учащиеся 3группы   переходят от обязательных заданий к творческим. Учащиеся  2 группы  сосредоточиваются на упражнениях, которые требуют хорошего понимания основных положений темы и умений сделать 1-2 логических шага в направлении развития этих положений. Учащиеся  1. группы снова и снова возвращаются к основным моментам объясненной темы.  

Проверка усвоения изученного материала.

При проверке усвоения материала проводится дифференцированно с  использованием заданий различного уровня сложности. Для  учащихся из 1. группы допускается использование составленного плана ответа, алгоритма к заданию. В работе на уроках используются   разноуровневые карточки. В этих карточках на первом этапе – решение обязательных заданий, на втором этапе – более сложные задания, на третьем этапе – задания, требующие творческого подхода. При получении такого задания каждый ученик определяет для себя этапы работы.

Организация текущего повторения.

При организации повторения ликвидируются выявленные пробелы в знаниях теоретического материала, разъясняются недочеты,  делается анализ ошибок, допущенных учениками в самостоятельных и контрольных работах. При разборе таких упражнений предлагаются каждой группе разные задания:

  • "выберите из данных ответов верный"; "исправьте ошибку" ( 1группе );
  • "назовите правило, которое применили"; "закончите решение" (2. группе
  • "поясните  причину  допущенной  ошибки";  "сформулируйте  определение использующихся понятий"; "придумайте подобное упражнение" (3 группе ).

Дифференцированная домашняя работа.

Каждой группе учащихся дается дифференцированная домашняя работа (особенно практическая часть). 1 Группе предлагаются задания, соответствующие обязательным результатам обучения. Группа 2 выполняет такие же задания, к которому добавляется  более сложная задача из учебника. Для группы 3 задания из учебника дополняются задачами из различных пособий (в старших классах – из пособий для подготовки к ЕГЭ).

Контроль знаний (проведение самостоятельных и контрольных работ).

Самостоятельные и контрольные работы содержат задания обязательного уровня и повышенного уровня сложности. Обучающие самостоятельные работы обычно состоят из трех видов заданий: решение по образцу (для группы 1); выделение главного в решении или нужного ответа из нескольких (для группы 2); работа с дополнительным материалом (для группы 3).  ( Приложение 1)

Тематические, итоговые контрольные работы составляются также разного уровня. Использование при проведении контрольных работ несколько вариантов позволяет говорить об индивидуальном подходе к каждому ученику.

        В старших классах я практикую зачетную систему после каждой пройденной главы. В 11 классе стараюсь зачеты, а иногда и контрольные работы, проводить в тестовой форме, т.к. второй год многие из выпускников выбирают государственную аттестацию в форме ЕГЭ.

        Дифференцированное обучение учащихся продолжаю на внеклассных занятиях по предмету. Само участие в факультативе, в кружковой работе, в математических состязаниях и олимпиадах. Внеклассная работа по предмету органически входит в учебно-воспитательный процесс, развивает у учащихся разносторонний интерес к математике

                           

Заключение:

        На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать ,что  данная  система обучения является  идеальной.

        На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.

        Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание 

 

"Все новое -это хорошо забытое старое."

Приложение 1

Тема: "Квадратные уравнения. Теорема Виета"

1.

I уровень

II уровень

1. Решить уравнения

2-13х+4=0
х
2-2х+1=0
2-12х=0
1/3х
2+9=0
2=0

2. Записать сумму и произведение корней уравнения:

х2+4х-5=0
2-6х-8=0

2=х-1
(2х+4)
2=3х2
0,5х
2+4х=0
-3/4х
2-1=0
-0,8х
2=0

2. Составить квадратное уравнение, зная его корни:

Х1= 4
Х
2= -8

III уровень

  1. При каких значениях в трехчлен 2+3в-1 и двучлен в2+3 принимают равные значения? Какие именно?
  2. Один из корней квадратного уравнения 2х2+16х+р=0 равен -5. Найти второй корень и р.

Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

У-1  ( на оценку «3»)    

9,4 + 1,6

2,75 + 14,09

7,66 – 1,54

15,3 – 3,2

У-2 ( на оценку «4»)

2,9 + 4,271

11,309 + 0,18

6,45 – 0,5976

53,001 – 9,2972

У - 3 ( на оценку «5»)

(91,1 – 33) – (0,43 + 7,7)

56 – (23,7 – 18,85) + 11,08

Решите уравнение

х + 7,564 = 8,245


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология уровневой дифференциации

В статье описывается опыт применения технологии уровневой дифференциации как средства обучения детей в одном классе с разными способносями ....

Из опыта работы по технологии уровневой дифференциации.

Из опыта работы по технологии уровневой дифференциации.Такой подход к обучению предложила детям в 7-ом «Б» классе. С 7-ого клас­са (второе полугодие) они начали сдавать зачеты по теории и отдель...

Технология уровневая дифференциация. Карточки- помощники для самостоятельной работы с учебником с учётом способностей учащихся. Тема: " Строение и значение систем внутренних органов рыб"

Данные карточки применяются как раздаточный материал при работе с учебником, при индивидуальном изучении данной темы и при изучении данной темы, используя групповые технологии. По образцу можно сделат...

Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках русского языка

Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и пс...

Технология уровневой дифференциации

Материал содержит рекомендации по использованию разноуровневой дифференциации. Данная технология обучения основана на педагогической системе, которая отличается четким выделением микроцелей и результа...

Технология уровневой дифференциации

В методической разработке приводится теоретический материал и разработки уроков...