"Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся."
статья по теме

"Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся."

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся. Учитель математики МОУ Советской СОШ Онипченко О.П.

Слайд 2

“ Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный” М.Монтель.

Слайд 3

В рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.

Слайд 4

Исследования бескорыстный поиск истины процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний. Проектирование решение практической задачи создания какого либо заранее планируемого объекта

Слайд 5

создание любого проекта требует проект. проведения исследования в том или ином направлении. результатом проведенного исследования может быть

Слайд 6

Особенности исследовательской деятельности учащихся Деятельность школьный Учебно- исследовательский Научно- исследовательский Различный уровень обучености учащихся

Слайд 7

Самостоятельная исследовательская деятельность Начальная школа Основная школа Старшая школа

Слайд 8

Творческая активность 1. Способность творчески мыслить – способность к поиску решения в условиях неопределённости, может вызвать затруднения, но способствует большей самостоятельности. 2.Способность к сотрудничеству – умения сформулировать свою мысль, слушать идеи своих одноклассников, вникнуть в суть предложения товарища, аргументировать и критиковать и находить перспективные идеи. 3.Мотивация творчества - познавательная активность учащихся вызвана в этом случае внутренней мотивацией, желанием найти неизвестное, что сопровождается положительным настроем желание решать творческие задачи.

Слайд 9

Вывод: Наиболее активным и продуктивным методом является использование исследовательского подхода в организации образовательного процесса так в индивидуальной, так и в групповой формах организации занятий.

Слайд 10

Литература: Белова Г.В. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, 2004 Корнышова С.С. Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся. Чучуй Л. А.Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики Мещанинова О. О.«Проектная и исследовательская деятельность учащихся при изучении математики»



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Советская средняя общеобразовательная школа.

Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся.

                                                                                                                              Учитель математики

Онипченко О.П.

                                                                            2011 год

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,

чем мозг, хорошо наполненный”

М.Монтель.

В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.

Организация учебно – исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к научно – исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам научно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов. В настоящее время проектно – исследовательская деятельность становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через научно – исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Проектная деятельность включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов. К сожалению,  часто  не видят разницы между исследованием и проектированием, а исследовательское обучение отождествляет с обучением по «методу проектов».

Таким образом, возникла необходимость обратиться к теории. Чтобы в этих различиях разобраться, обратимся к общепринятой трактовке понятия «исследование». Исследование обычно понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. И если проектирование — это решение практической задачи, способное принести какую-то пользу, то исследование — бескорыстный поиск истины. «Исследовательское обучение» — особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере культуры. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний. Это один из видов познавательной активности человека. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. Таким образом, проектирование  и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. В отличие от проектирования исследование - всегда творчество. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это не более чем побочный эффект. Заметим, что создание любого проекта требует проведения исследования в том или ином направлении. И наоборот, результатом проведенного исследования может быть проект. Таким образом, имея серьезное принципиальное отличие, одна форма деятельности органично вплетается в другую.

Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Одна из задач моей работы – применение знаний, полученных на уроке на практике. Для того, чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне представляется весьма важным аспектом методической работы в школе: формирование исследовательской культуры каждого ученика. В отличие от олимпиад исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:

1)Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

2) Проектно – исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.

Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм. Причем классические ЗУН, на уроках с пользованием исследовательской технологии отрабатывается нисколько не хуже, чем на обычных. В работе оказываются востребованными все те знания, умения и навыки, что были получены учащимися в  процессе изучения темы, а также важнейшие общеучебные умения  Сравним это с обычным уроком хотя бы по параметру активности в деятельности. А по речевой активности? По мотивации? По инициативе, которую обязательно проявят здесь наиболее заинтересованные учащиеся? А по уровню коммуникации?. Можно с уверенностью утверждать, что на таких  уроках  формируются те самые предметные и общие  компетенции, развитием которых так озабочена современная система образования .

Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п. Как правило, учитель может подготовить с учащимися одну работу, так что вполне можно организовать ежегодные ученические чтения, и это не станет перегрузкой ни для него самого, ни для членов жюри. На таких мероприятиях дети могут (и даже чувствуют потребность) делать устные сообщения по выбранной теме, учатся отвечать на вопросы оппонентов и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, они учатся грамотно излагать прочитанное, четко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности и т.д. При этом ученику понадобится дома в течение нескольких месяцев работать над темой, готовить свой отчет и устный ответ, глубже осознавая материал, выбранный для рассмотрения. Тематику может предлагать и учитель, который сам заинтересовался какой-либо темой, и ученик. Между учеником и учителем возникает двойственный союз, основанный на принципах сотрудничества и сотворчества. Немаловажное значения для проведения исследовательской работы по предмету и пробуждение интереса достигается при использовании в образовательно-воспитательном процессе современных информационных технологий. Развивая информационную компетентность, необходимо подготовить ученика к восприятию, пониманию, обработке, переработке различной научной информации. Оснащение кабинета математики компьютером, мультимедийным проектором, электронными пособиями и учебниками способствуют качеству современного образовательного процесса.

 Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Для обучающихся в начальной школе

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним, проблема  исследования  должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность  исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами  исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

 Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу.

Для обучающихся в основной школе

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь  исследовательская деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Презентация результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции.

Для обучающихся в старшей школе

Формирование надлежащего уровня компетентности в  исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение  исследования) должно достигаться к концу 10 класса. Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы.  Перспективно широкое использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др. 

На современном этапе школа становится творческой лабораторией. При развитии творческой активности необходимо уделять развитию не какой- либо отдельной составляющей, а формировать опыт творческой деятельности. Необходимым условием для этого является создание атмосферы сотрудничества и комфорта, в центре внимания которой находится ученик. Климат доверия в коллективе позволяет самореализоваться каждому, и участвовать в общем решении проблем.

Опыт творчества учащихся формируется при развитии основных компонентов: способности творчески мыслить, мотивация творчества, решение учебных творческих задач, опыт использования различных научных знаний при решении проблем, способность к творческому сотрудничеству

1. Способность творчески мыслить – способность к поиску решения в условиях неопределённости, может вызвать затруднения, но способствует большей самостоятельности. Творческое мышление – это способность к выявлению проблем, «между сложившимися противоречиями между явлениями и фактами, использование свойств веществ и возможностями применения предметов».

2.Способность к сотрудничеству – умения сформулировать свою мысль,

слушать идеи своих одноклассников, вникнуть в суть предложения

товарища, аргументировать и критиковать и находить перспективные идеи.

3.Мотивация творчества - познавательная активность учащихся вызвана в

этом случае внутренней мотивацией, желанием найти неизвестное, что сопровождается положительным настроем желание решать творческие задачи.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод. Наиболее активным и продуктивным методом является использование исследовательского подхода в организации образовательного процесса так в индивидуальной, так и в групповой формах организации занятий.  

Организуя исследовательскую работу учащихся, педагог должен так формировать систему уроков и внеурочных занятий, использовать разнообразные приемы и формы, чтобы создавалась интегрированное исследовательское образовательное пространство. Пространство, которое  формирует  творческую активность учащихся.

А творческая активность – это способность человека действовать в условиях неопределённости; осмысливать и переосмысливать свои действия; осуществлять поиск решения. Новые знания можно получать в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные.

Своё выступление я хочу закончить цитатой :

« Цель моей работы как учителя – не оценка и не экзамен и даже не набор математических знаний, умений и навыков. Цель – развитие личности ученика. Учебные исследовательские работы учат грамотно решать проблемы, неважно, научные они или житейские. В решении проблем растет и развивается личность» Учитель математики, Галина Валентиновна Белова.

Литература:

Белова Г.В. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, 2004

Корнышова С.С. Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся.

Чучуй Любовь Анатольевна,Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения учебной мотивации при изучении математики

Мещанинова О. О.«Проектная и исследовательская деятельность учащихся при изучении математики»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала лицеиста на уроках географии

Творческий потенциал заложен в человеке, а уровень его реализации определяется ценностными ориентациями, мотивами, направленностью личности, способностями, условиями, в которых она развивается. Учебно...

Групповая форма работы, как фактор развития творческого потенциала учащихся.

В статье рассмотрена групповая форма работы при обучении  английскому языку. Проанализированы характеристики, основные формы  групповой работы. Выявлено что, групповые формы работы способств...

Проектно – исследовательская деятельность, как форма развития творческого потенциала учащихся на уроках технологии.

Современное общество предлагает учащимся совершенно разные виды деятельности, которые увлекают их все больше и больше. Цифровое пространство и интернет-сообщество предлагают учащимся целый спектр разв...

"Внеурочная деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся". Из опыта работы.

В этой презентации я представила игровые формы внеурочной работы по немецкому языку на примере долгосрочного проекта "Театр на немецком языке"....

Внеклассная деятельность как фактор развития творческого потенциала обучающихся

Все дети от природы талантливы и любознательны,но, по мере их роста, желание узнать как можно больше у многих уменьшается, и задача школы - поддерживать и развивать стремление детей к постижению новог...

Исследовательская деятельность – как фактор развития творческих способностей

Важным компонентом развития творческой личности является исследовательская работа. Поисковая деятельность «захватывает» школьников, формирует их познавательную активность, такие качества л...

Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития творческого потенциала школьников.

Статья "Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития творческого потенциала школьников" поможет учителям - преподавателям творческих дисциплин шире познакомиться с проектно...