Мой первый опыт в Podcast "Аудирование в ЕГЭ"
учебно-методический материал (11 класс) по теме

Ширеторова Людмила Галсановна

Создание образовательного Интернет-ресурса для развития аудитивных умений с использованием социального сервиса Podcast для подготовки к сдаче раздела ЕГЭ «Аудирование» (часть 1)

Алгоритм действий учителя: 


Подготовительная работа:

При учете особенностей социального сервиса Podcast и его методических возможностей в обучении английскому языку, выявим номенклатуру речевых умений аудирования, которые возможно развивать посредством учебных материалов Podcast:
• понимать цель текста, воспринимаемого на слух;
• понимать тематику текста, воспринимаемого на слух;
• понимать логику изложения информации, логику аргументирования (в соответствии с фактами и событиями в определенной последовательности) - 

1. Наметьте цели и задачи разрабатываемой методики. 
2. На основе использования сайта www.podomatic.com создайте собственную страницу.
3. Ясно и кратко определите для учащихся тематику своей страницы.
4. На своей странице, в соответствии с 3 уровнями сложности заданий, предлагаемых в разделе ЕГЭ «Аудирование», обозначьте темы, которым будут посвящены материалы и задания страницы.


Работа с обучающимися: Подготовьте краткую информацию для учеников и разместите ее на своей странице в директории www.podomatic.com - 

1. Представьте в доступной для учеников форме цели и задачи предстоящей работы по развитию аудитивных умений,
2. Познакомьте с сервисом Podcast и его особенностями,
3. Разъясните тематику предполагаемых заданий, логику их выполнения (в соответствии с 3 уровнями сложности).
5. Разъясните критерии оценки работы каждого учащегося с заданиями, которые будут находиться на Вашей странице сервиса Podcast. 

Моя практическая работа:  Миникаст London Shops http://minicasts.podomatic.com/play/3853347/6341203

Создание аудиотекстов с использованием социального сервиса «Audacity» (часть 2)

Алгоритм действий:

1. Используйте директорию audacity.sourceforge.net/ , загрузите и установите на личный компьютер программу «Audacity». Откройте программу. Ознакомьтесь с краткой инструкцией.
2. Подберите текст на английском языке и запишите свой голос с помощью программы Audacity. Для записи голоса с микрофона откройте программу Щелкните кнопку "Запись". По окончании записи щелкните кнопку "Стоп".
3. Удалите шум с записи. Во время записи почти всегда присутствует шум, он концентрируется на определенных частотах, которые можно вычесть из общего спектра. Для очистки – сделайте следующее: 
• выделите участок в паузе при записи голоса, 
• откройте из меню «Эффекты» фильтр «Удаление шума»
• в окне «Удалить шум» щелкните кнопку "Создать модель шума",
• выделите всю дорожку,
• снова откройте фильтр «Удалить шум». Подберем уровень фильтрации, передвигая ползунок. Можно предварительно прослушать, что получилось. В завершении щелкнем "Удалить шум".
4. Микшируйте фонограммы – Ваш голос и фоновую музыку: 
• Подготовьте файлы для микширования: запись, сделанную с микрофона и аудиодорожку фонограммы.
• Выберите из меню «Проект» - «Импорт звукового файла» (raw – файл) (голоса и фонограмм).
• Прослушайте готовую запись. Используйте стрелочку для сдвига дорожек во времени. 
• Если какая-то дорожка слишком громкая относительно другой, используйте в меню «Эффекты» команду «Усилить». 
• В конце экспортируйте вашу запись в один из форматов.
• разместите готовую запись на страницу своего подкаста в директории Podcast www.podomatic.com под названием «Audacity_1+ ваша фамилия»
5. Увеличьте или уменьшите темп второй половины вашего текста:
• выделить участок – используйте инструмент выделения , нажать кнопку мыши и не отпуская передвинуть вправо. 
• клавиша "пробел" –воспроизведение выделенного участка.
• для уменьшения или увеличения выделения, щелкните клавишу SHIFT и передвиньте курсор в требуемом направлении.
• использовать в меню «Эффекты» команду «Смена темпа».

5. Разделите текст на фрагменты:
• Пауза, дублирование иди разделение (в меню «Эффекты»):
- Пауза (Silence) - эта операция спрямляет выделение (заполняет тишиной). Сочетание клавиш для команды - CTRL+L
- Дублирование (Duplicate) – при дублировании создается новая дорожка, скопированный в клипборд материал копируется на новую дорожку. Функция полезна при работе с эффектами. Сочетание клавиш для команды - CTRL+D
- Разделить – то же, что и «Дублирование», но с переносом. Сочетание клавиш команды - CTRL+Y

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Podcast53 КБ
Package icon Podcast826.41 КБ
Файл Audacity696.12 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретическое занятие № 1 
Сроки освоения первой темы: с 1 апреля по 7 апреля 2013 года включительно.
8 апреля 2013 года публикуется вторая тема, участники, которые не выполнят первое задание, будут отчислены с курса. Просим понимать, что количество участников достаточно большое, поэтому выполнять задания с опозданием не разрешается.

Участники, до сих пор не загрузившие свои материалы на платформу журнала, должны загрузить свои работы до 15 апреля 2013 года, иначе они не будут допущены к третьей теме.

Обучение аудированию в методике преподавания иностранных языков


В методике преподавания иностранных языков обучение аудированию имеет большое значение, так как аудирование представляет собой сложный процесс, который требует специальной и методичной подготовки со стороны учителя и учащегося. Перед каждым учителем стоит задача тщательного планирования и организации развития данного вида речевой деятельности для формирования определенного уровня аудитивных навыков учащихся в соответствии с требованиями образовательного стандарта. 
Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, представляющий собой одновременное восприятие и понимание речи на слух. [4]. Как самостоятельный вид речевой деятельности, аудирование имеет свои цели, задачи, предмет и результат. Аудирование невозможно автоматизировать полностью, а лишь частично – на уровне узнавания фонем, слов и грамматических конструкций. [2]
Аудирование тесно связано с другими видами речевой деятельности. Аудирование и говорение представляют собой две стороны одного явления – устной речи. Аудирование и чтение направлены на восприятие и смысловую переработку информации, что объясняет общность речевых механизмов рецептивных видов речевой деятельности. [7]
Важно также отметить что пропускная способность слухового канала ниже зрительного, и процент запоминаемой информации, воспринимаемой на слух, составляет около 20 % , что осложняет обучение аудированию как виду речевой деятельности.
Тем не менее, необходимость обучения аудированию обуславливается несколькими факторами:
1. через слух поступают образцы иноязычной речи, которые закладываются в долговременную память;
2. невозможно научить другим видам речевой деятельности без развития слухового анализатора, так как слухо- рече-моторые образы входят во все виды речевой деятельности;
3. при обучении аудированию у учащихся развивается слуховой контроль, т.е. человек, когда говорит, контролирует себя через слух;
4. развивается слуховая память, без которой невозможна успешная учебная деятельность и нельзя овладеть иностранным языком. [6]
Исследователями установлено, что аудирование занимает до 40-60% всего учебного времени на уроке. 
Аудирование включает в себя слухо-произносительные и рецептивные лексико-грамматические навыки, формирование которых обеспечивает владение аудированием. [5]
Аудирование можно классифицировать на два основных вида: коммуникативное и учебное. 
Следует четко различать, что коммуникативное аудирование представляет собой цель обучения и является сложным речевым умением понимать речь на слух при ее одноразовом воспроизведении. 
В процессе учебного аудирования формируется речевой слух и навыки узнавания лексико-грамматического материала и умения понимания и оценки прослушанного. Учебное аудирование – средство обучения, служащее для введения и закрепления языкового материала, создания прочных слуховых единиц, что создает условия для овладения устной речью.
При аудиторной и самостоятельной работе допускается многократное прослушивание одного материала, что позволяет понять содержание, языковую форму аудиотекста более полно и точно и выполнить предлагаемые послетекстовые упражнения.

Различают также в зависимости от коммуникативной установки: 
-аудирование с пониманием основного содержания –skim listening, 
-аудирование с полным пониманием – listening for detailed comprehension, 
-аудирование с выборочным извлечением информации – listening for partial comprehension, 
-аудирование с критической оценкой – critical listening.[6]

Skim Listening - Аудирование с пониманием основного содержания, с извлечением основной информации; ознакомительное аудирование - предполагает обработку смысловой информации звучащего текста с целью отделить новое от известного, существенное от несущественного, закрепить в памяти наиболее важные сведения – для развития таких умений, как прогнозирование содержания текста по заголовку перед прослушиванием, определение темы и коммуникативного намерения говорящего, перечисление основных фактов, ответы на вопросы по основному содержанию, составление плана прослушанного, резюме и аннотации. [1]

Listening for Detailed Comprehension - Аудирование с полным пониманием содержания и смысла, или детальное аудирование - требует высокой степени автоматизации навыков, концентрации внимания и напряженной работы памяти. В процессе обучения аудированию с полным пониманием учащиеся слушают текст, выполняя такие послетекстовые задания (роst activities): пересказ текста с подробным изложением содержания, ответы на вопросы ко всем фактам, составление подробного плана, завершение текста, придумывание дополнительных фактов. [3]

Listening for Partial Comprehension - Аудирование с выборочным извлечением информации или «выяснительное» аудирование - предполагает следующее задание – вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую информацию, например, важные аргументы, детали, ключевые слова, примеры или конкретные данные, игнорируя ненужное. Быстрое и безошибочное 
восприятие подобной информации требует достаточных фоновых знаний и представлений о ситуации и участниках общения. 
Critical Listening - Аудирование с критической оценкой - этот вид аудирования включает в себя способность отличить факты от мнений, оценить точку зрения автора (говорящего), делать умозаключения, интерпретировать, понимать подтекст.

В зависимости от соотношения с экспрессивной устной речью и ее формой, воспринимаемой на слух выделяют такие виды аудирования, как:
1) Interactional Listening - аудирование как компонент устно-речевого общения;
2) Listening to interaction - восприятие на слух и понимание диалога или полилога;
3) Transactional Listening - восприятие на слух и понимание монологической речи.[3]

Interactional Listening - Аудирование как компонент устно- речевого общения - участники данного вида аудиования выступают попеременно в роли говорящего и в роли слушающего, например, при телефонном разговоре. 
Специфические умения: умение активно добиваться понимания- вербально реагировать на помехи, возникающие в процессе слушания, переспрашивать, задавать уточняющие вопросы, просить повторить, объяснить, выразить мысль иначе, то есть перефразировать сказанное. 

Listening to Interaction - восприятие на слух и понимание диалога или полилога, когда слушающий сам не участвует в устно-речевом общении. Понимание затрудняется особенностями произношения, тембра голоса, темпа речи участников разговора, неожиданной сменой реплик, паузами и повторами. 

Transactional Listening / Non – interactional listening - Восприятие на слух и понимание устной монологической речи, направленной на передачу информации, например при прослушивании лекций, аудиозаписей литературных произведений, информационных радиопередач, при просмотре документальных видеофильмов и телепрограмм. [3]

Контрольные вопросы на усвоении теории:

Задание 1. Ответьте на вопросы:
1) Легко ли вы понимаете иноязычную речь на слух? Что вам помогает (мешает)? 
2) Согласны ли вы с тем, что человек в совершенстве овладел иностранным языком, если может легко понимать речь детей до 5 лет? 
3) Объясните тот факт, что в ходе международных экзаменов по иностранному языку раздел «аудирование» представляет наибольшие трудности для русскоязычных студентов? 
4) Как вы относитесь к такому утверждению: свободное владение языком не означает, что любой текст, который воспринимается на слух, необходимо понять и запомнить во всех деталях.

Задание 2. Ответьте на вопросы:
1) Подберите синоним определению «аудирование».
2) Когда аудирование выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, а когда является средством формирования смежных коммуникативных навыков и умений? 
3) Является ли аудирование частью устной речи?
4) Каковы факторы обучения аудированию?
5) Каково основное различие коммуникативного и учебного аудирования?
6) Допустимо ли при самостоятельной работе прослушивать один материал несколько раз?
7) Какие виды аудирования выделяют в соответствии с коммуникативной установкой? 
8) В процессе какого вида аудирования возможно добиться адекватного реагирования на особенности произношения говорящих?

Для выполнения задания:

Используя кнопку ‘Reply’ (ответить) в теме данного сообщения, напишите свои краткие ответы на поставленные вопросы (на русском языке).


Литература

1. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе : учеб. пособие / И. Л. Бим. – М. : Просвещение, 1988. – С. 190–200.
2. Гальскова, Н.Д.; Гез, Н.И.Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика (методическое пособие для студентов лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Нальскова, Н.И. Гез. – 3-е изж., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – с. 162-186
3. Елухина, Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способностей устно общаться //Иностр. языки в школе. 1996. № 4 С. 25-29
4. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — c.357-362
5. Колесникова, И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр „БЛИЦ», «Cambridge University Press», 2001. — c.161-189.
6. Кулиш, Л.Ю. Виды аудирования / Сост. Леонтьев А.А. // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. - М.: Рус. яз., 1991. С. 224-225.
7. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей/ Е.Н. Соловова. – М: Просвещение, 2002. – с. 124-140

Теоретическое занятие № 2
Сроки освоения второй темы: с 8 апреля по 12 апреля 2013 года включительно.
13 апреля 2013 года публикуется третья тема, участники, которые не выполнят второе задание, будут отчислены с курса. Просим понимать, что количество участников достаточно большое, поэтому выполнять задания с опозданием не разрешается.



Сетевые социальные сервисы «Podcast» и «Audacity» в обучении английскому языку

Актуальность обучения иностранным языкам в настоящее время занимает значительные позиции. Современные технологии обучения на основе ресурсов сети Интернет предоставляют возможность планировать и организовывать процесс обучения, использую необходимую информацию в достаточном количестве. 
Обучение аудированию с использованием социальных Интернет-сервисов должно строиться на основе следующих принципов:
- принцип интерактивного обучения – формирование интерактивной личности;
- принцип имманентности – последовательное ведение обучения на иностранном языке с акцентом на осмысление языковых явлений, одновременное развитие всех видов речевой деятельности;
-принцип отбор материала с учетом изученной лексики;
-принцип учета степени трудности текстов в связи с ожидаемыми действиями учащихся;
-принцип совместной работы;
-принцип использования имитационного обучения;
-принцип осознанности учащимися их обучаемой деятельности;
-принцип аутентичности;
-принцип индивидуальности;
-принцип самостоятельности учащихся;
-принцип учета социокультурных особенностей страны изучаемого языка.
Развивать аудитивные умения возможно на основе сервисов «Podcast» и «Audacity». 

Podcast является видом социального сервиса, который позволяет прослушивать, просматривать, создавать и распространять аудио- и видеопередачи в сети Интернет.
Подкаст - отдельные файлы либо регулярно обновляемая серия ресурсов в Интернете Работать с контентом данного сервиса можно в любое удобное для пользователя время и в любом месте. Всё, что необходимо, - это скачать выбранный файл на свой компьютер. Учащиеся могут как прослушивать, так и просматривать подкасты, а также создавать свои собственные по любой тематике, любой длительности и качества. Наиболее удобный способ воспользоваться podcast – директорияwww.podomatic.com, где содержатся и аутентичные подкасты, и созданные для учебных целей. На странице директории возможно работать с различными категориями, доступными для скачивания, познакомиться с возможностями сервиса и принять непосредственное участие в ее пополнении. 
Процесс создания и публикации подкаста происходит в несколько этапов:
• Поиск идеи подкаста, определение его тематики. Перед записью периодических подкастов, как правило, составляется его план, облегчающий процесс повествования при записи.
• Подготовка оборудования. Как правило, для записи используют цифровой или аналоговый микрофон. 
• Запись подкаста. Захват звукового сигнала производится либо программными, либо аппаратными средствами. 
• Монтаж. При монтаже подкаста синхронизируется порядок следования и наложения звуковых дорожек, удаляются шумы и помехи, накладываются различное музыкальное оформление. 
• Публикация подкаста. Готовый подкаст, как правило, публикуется на различных подкаст-терминалах, блогах и сайтах, посвященных данному подкасту.
Для преодоления объективных трудностей учащихся при аудировании podcast необходимо помнить о соблюдении трех стандартных стадий процесса обучения аудированию: до прослушивания, во время прослушивания и после прослушивания, так как на каждой стадии формируются определенные умения, необходимые для эффективного аудирования на иностранном языке. В соответствии с данной моделью обучения и следует планировать и организовывать работу с материалами Podcast. Для примера предлагается авторский примерный алгоритм действий учителя по созданию интернет-ресурса с использованием социального сервиса Podcast. (см. приложение 1)

Audacity – сетевой социальный мультимедийный сервис для создания аудиотекстов (русский интервейс), свободный и простой в использовании редактор. Это многоплатформенный аудиоредактор звуковых файлов, ориентированный на работу с несколькими дорожками. Программа была выпущена и распространяется на условиях GNU General Public License. Работает под управлением операционных систем: Microsoft Windows, Linux, Mac OS X и других. 
Audacity обеспечивает выполнение следующих функций:
• импорт и экспорт файлов WAV, MP3 (с использованием кодировщика LAME MP3), Vorbis, FLAC и других форматов;
• запись с микрофона, линейного входа и других источников;
• запись с одновременным прослушиванием имеющихся дорожек;
• запись до 16 каналов одновременно (необходима многоканальная звуковая карта);
• индикаторы уровня записи и воспроизведения;
• изменение темпа с сохранением высоты тона;
• изменение высоты тона с сохранением темпа;
• удаление шума по образцу;
• воспроизведение множества дорожек одновременно (без поддержки многоканального звука — при воспроизведении используются только два канала, в которые микшируются все дорожки);
• сведение дорожек с разными качественными характеристиками с автоматическим преобразованием к заданным характеристикам проекта в режиме реального времени;
• результаты могут сохраняться во множество форматов, обеспечиваемых библиотекой libsndfile.

Авторы проекта Russian Podcasting, положившего начало буму подкастинга в России, рекомендуют использовать Audacity для записи и сведения подкастов.
Audacity доступен в директории audacity.sourceforge.net/. Подроная информация доступна на www.audacity.ru/p1aa1.html иwiki.audacityteam.org/wiki/Audacity_Wiki_Home_Page. Подробная инструкция по использованию редактора Audacity представлена в книге В.А Горюнова, А.Н. Стась «Обработка и монтаж записей с использованием Audacity - linux.armd.ru/common/img/uploaded/files/Audacity.pdf.

Для примера предлагается авторский примерный алгоритм действий учителя по созданию интернет-ресурса с использованием социального сервиса Podcast. (см. приложение 2)

Таким образом, такие современные технологии обучения на основе ресурсов сети Интернет, как Podcast и Audacity, благодаря своим техническим особенностям, предоставляют возможность планировать и организовывать процесс обучения аудированию наиболее эффективно и в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. 

Контрольные вопросы:
1) Что подразумевается под понятием «интерактивной» личности?
2) Как Вы понимаете принцип «имманентности»?
3) Подберите синоним понятию «podcast».
4) С помощью какого сервиса возможно убрать лишний шум с аудиозаписи?
5) Возможно ли с помощью сервиса Podcast планировать и организовывать работу с аудиоматериалами?
6) Каковы основные плюсы использования сервиса Audacity?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Страница сервиса Audacity в сети Интернет audacity.sourceforge.net

Слайд 2

Варианты сервиса Audacity для версий софта audacity.sourceforge.net / download

Слайд 3

Запись голоса Стоп

Слайд 4

Импорт звукового файла

Слайд 5

Из меню «Эффекты» - в фильтр «Удаление шума» Создать модель шума Удалить шум ОК Подберем уровень фильтрации Подбираем уровень фильтрации

Слайд 6

Изменение темпа (скорости воспроизведения)

Слайд 7

Изменение высоты тона без изменения темпа (скорости воспроизведения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Первый опыт работы..."

Статья "Первый опыт работы..."...

Доклад «Введение ФГОС ООО: первый опыт, проблемы, пути решения.»

Введение ФГОС ООО: первый опыт, проблемы, пути решения.Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования.За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении...

«Внедрение ФГОС среднего общего образования. Первый опыт, проблемы, пути решения».

laquo;Внедрение ФГОС среднего общего образования.Первый опыт, проблемы, пути решения».Статья из опыта работы школы....

Модульный курс краткосрочных программ дополнительного образования как первый опыт построения индивидуального образовательного маршрута

В методической разработке предложена создание двугодичного учебного курса, состоящего из коротких мини-курсов "модулей".Это поможет учащимся начальной школы познеакомиться с несколькими учеб...

Промышленный дизайн. Первый опыт.

В  нашей школе открылся Центр образования  естественно-научного профиля  «Точка роста» в рамках федерального проекта «Современная школа». На обновленной мат...

Статья на тему "Мой первый опыт работы с учащимися в дистанционном формате"

В статье я рассказываю о том времени, когда нас вперые перевели на дистанционный формат обучения. Этот вид обучения не был налажен и никто не знал как можно вести занятия по танцам онлайн. Я решили по...