«Системно – деятельностный подход в социальном проектировании в ФГОС ООО»
статья по теме

Нестеренко Лариса Валерьевна

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний, заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nesterenko_l.v.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА РАДУЖНЫЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА№3»

ВЫПУСКНОЙ РЕФЕРАТ

 слушателя повышения квалификации

учителей иностранных языков  

«Системно – деятельностный подход

в социальном проектировании в ФГОС ООО»  

                                                                                                         Выполнила:

                                                                                                 Нестеренко Л.В.

                                                                             учитель английского языка                                                                                  

                                                              первая  квалификационная категория

 

г. Радужный

2013 г.

Содержание

Введение………….………………………………………………………………3

Глава I. Системно - деятельностный подход в обучении в рамках стандартов нового поколения ФГОС…………………………………………………………4

Глава II. Социальное проектирование как «методический прием организации учения»…………………………………………………………………….............6

Глава III. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно - деятельностного подхода ……………………………………………....8

Заключение …………………………..……………………………..…….…...10

Библиографический список ………………………………………….………..11

Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний,

 кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать.

В.А. Сухомлинский

Введение.

 Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю,   я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а получает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности называется деятельностным методом. Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в  учебную деятельность школьников преобразует его в системно-деятельностный.

Глава I. Системно - деятельностный подход в обучении обучении в рамках стандартов нового поколения ФГОС.

Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно – познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. [1].

Понятие системно – деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как  Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно – деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Огромную роль в реализации системно – деятельностного подхода сыграл педагогический коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Петерсона, разработав и внедрив «Технологию деятельностного метода обучения». [3].

Системно – деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта (развитие личности);

- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучащихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки.  Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

в) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

 Глава II. Социальное проектирование как «методический прием организации учения»

         Социальное проектирование — вид  деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. В результате социального проектирования  ребенок  формирует свою «Я-концепцию», устанавливает социальное взаимодействие с миром.  В результате совместной деятельности, в ходе которой  ребенок вступает во взаимодействие с социумом, формируется  «продукт» деятельности, имеющий для ребенка практическое значение. Социальное проектирование имеет четкую структуру: социальная проба, социальная практика, социальный проект. Проба, практика и проект могут существовать как самостоятельные виды деятельности, но чаще всего выступают как взаимодополняющие виды деятельности. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации. Кроме того, социальное проектирование является активной формой воспитания, поскольку эта форма способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа.          Следует заметить, что социальное проектирование играет ведущую роль в воспитании «порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»,  выпускника, способного самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Социальные проекты обогащает личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость их  использования во внеурочной деятельности.   В проектировании  ребенок может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет. Поэтому социальное проектирование ходе учебной деятельности школьника  можно рассматривать как «методический прием организации учения», позволяющий достичь в контексте национального воспитательного идеала высшей цели образования - гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Глава III. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно - деятельностного подхода.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10.  Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11.  Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12.  На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.)

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Все эти направления отражены в содержании «Технологических карт».  

Технологическая  карта  позволяет:

  1. реализовать  стандарт  образования;
  2. понять  и  в  системе  применить  предложенную технологию по формированию  у  учащихся  универсальных  учебных  действий;
  3. сформировать  целостную  картину  мира  за  счет  реального использования  «межпредметных  связей»;
  4. полностью   использовать  воспитательный  потенциал;
  5. определить  уровень  раскрытия  материала  и  соотнести  его  с изучаемым  материалом  в  последующих  классах;
  6. реализовывать  региональный  и   школьный  материал;
  7. реализовать  свой  творческий  потенциал;
  8. индивидуализировать  и  дифференцировать  учебный процесс.

Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на  достижение результатов, заявленных в  стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных и  метапредметных результатов.

Заключение.

Сущность системно-деятельностного подхода в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это есть главная задача новых образовательных стандартов.

В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни».

Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.

Библиографический список

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика №4, 2009.
  2. «Как разработать социальный проект» //http://eidos.ru/dist_teacher/
  3. Л. Г. Петерсон: «Интегративная технология развивающего обучения», Москва: НИИ школьных технологий, 2006.
  4. Л. Г. Петерсон:      Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности», М.; «Просвещение», 2010.
  5. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
  6. Творогова Г.А. Системно-деятельностный подход основа ФГОС, http://pedsovet.org.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт. 
  8. Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно-деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе»

Статья по теме «Системно-деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе»...

«Системно - деятельностный подход - методология внеурочной деятельности ФГОС»

Мастер-класс по теме Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности (вокальный кружок "Серебряные нотки")...

«Системно - деятельностный подход - методология внеурочной деятельности ФГОС»

Мастер-класс "Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности вокального кружка...

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, - от парадигмы знаний, умений и навык...

Системно-деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по английскому языку.

Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, в основе ...

Системно-деятельностный подход при проектировании и проведении урока.

Применение системно -деятельностного подхода в педагогической деятельности....

Мастер- класс «Системно - деятельностный подход в проектировании современного урока в соответствие требованиям ФГОС»

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развити...