Создание ситуации успеха на уроках математики как средство здоровьесбережения личности обучающихся
статья по теме

Блинова Надежда Викторовна

 

В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших — это проблема ориентации всей системы образования на здоровье сберегающее обучение и воспитание. Неспроста наше Правительство и президент заинтересованы в здоровом поколении.

О том, что здоровье детей в последние годы явно ухудшается, говорится часто. И одной из причин заболеваемости школьников является частое пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха. Чтобы выйти из такого положения нужно чаще на своих уроках применять методы и приемы, которые помогут ученику почувствовать себя успешным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха на уроках математики как средство здоровьесбережения личности обучающихся

Статья Блиновой Н.В. учителя математики МОУ СОШ № 17 г.Серпухова  Московскойобл.

«Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно»

Л.Н.Толстой

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

В.А. Сухомлинский

В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших — это проблема ориентации всей системы образования на здоровье сберегающее обучение и воспитание. Неспроста наше Правительство и президент заинтересованы в здоровом поколении.

О том, что здоровье детей в последние годы явно ухудшается, говорится часто. И одной из причин заболеваемости школьников является частое пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха. Чтобы выйти из такого положения нужно чаще на своих уроках применять методы и приемы, которые помогут ученику почувствовать себя успешным. 

         Беседы, наблюдения и опыт, помогают понять, что большинство детей теряет интерес от того, что испытывают на уроках математики серьёзные трудности. Поэтому уроки должны быть нацелены на создание условий для успеха каждого ученика, через успех – к самосовершенствованию и заботе о  здоровье каждого обучающегося.

          Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.

Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и педагог, разрабатывающий методы педагогического общения с детьми, У.Глассер убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Он стремится глубже исследовать проблему удовлетворения глубинных психологических запросов ребенка в условиях учебной среды. У. Глессер убежден, что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни. Многие люди сталкиваются с такими проблемами, как

  1. отсутствие теплых, доверительных отношений в семье;
  2. отсутствие чувства привязанности;
  3. смирение с отсутствием человеческих взаимоотношений;
  4. смирение со школьными неудачами;
  5. стремление жить сегодняшним днем;        
  6. отсутствие интереса к возможностям изменить свою жизнь;
  7. нежелание думать о будущем.

Их появление У. Глассер связывает с неправильным воспитанием в школе. Он считает, что учителя ведут себя слишком авторитетно по отношению к школьникам, вследствие чего дети чувствуют постоянное давление и унижение своей личности. Для. устранения этой проблемы Глассер предлагает изменить учебный процесс так, чтобы ученикам было интересно и увлекательно учиться, победить скуку и лень, которые неизменно царят во время уроков. Психолог считает, что для нормального развития личности, каждый человек должен испытать успех. Пусть это будет самый маленький и незначительный триумф, но именно он поможет забыть обо всех неудачах в прошлом. Предлагает другую схему отношения между учениками и учителями — дружескую. Именно в такой ситуации учебный процесс будет приносить максимальную пользу и можно будет избежать многих проблем в будущем. Большинство проблем, возникающих у людей, Глассер связывает с недостатком любви и заниженной самооценкой. Чтобы этого избежать, во время воспитания и взросления ребенок должен испытывать теплоту и чувствовать себя ячейкой общества. Ребенок должен расти в комфортной дружеской атмосфере, которая не подавляет его интересы и помогает развиваться .

 Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Вот какой алгоритм представлен в книге А.С. Белкина «Ситуация успеха. Как ее создать?»:

• Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность. Педагог ставит перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно   успешнее   выполнить   учебное   задание,   ощутить   себя   «творцом

обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения успеха.

  1. Организационный этап, или обеспечение деятельности. Задача педагога -
    обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные
    способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.
  2. Результативный этап,  или сравнение предполагаемой оценки с реальной.
            Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы
    обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в
    осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания.

    Многие современные педагоги высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

     Виталий Александрович Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Надежным путем создания ситуации успеха он считает дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении .

     Создание ситуаций успеха, по мнению Г.А. Цукермана, приводит к сотрудничеству учителей с учащимися. В условиях сотрудничества Цукерман выделил три ведущие характеристики действий учащихся:

- несимметричность   взаимодействия,   т.   е.   ребенок,    осуществляет   поиск недостающих ему знаний;

- познавательная инициатива ребенка, в процессе обучения ученик активен, понимает, что ему еще надо узнать;

- обращение с конкретным запросом нового знания, т. е. обращение в случае незнания к учителю без жалобы на свои трудности .

     На такой же позиции стоит И. Ф. Харламов, доктор педагогических наук. По его мнению, сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха .

         В концепции А.С. Смирнова в качестве основной цели педагогического процесса рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей ребенка, формированию у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах. Смирнов А.С. выделил следующие принципы организации учебной деятельности:

  1. отношение к ребенку как к субъекту;
  2. формирование личностного стиля взаимоотношений;
  3. создание положительного эмоционального фона;
  1. в   школе  ребенок  должен   чувствовать   себя  уверенно   и   защищено,   это
    становится  возможным  при   формировании  у   обучающихся  постоянного
    ощущения успеха.

Используя на своих уроках методы и приёмы из практики других преподавателей, я стараюсь совершенствовать их применительно к своим возможностям и условиям. Результат не заставит себя ждать. А главный результат для меня как учителя, какой бы методики я не придерживалась – радость в глазах ученика, удовольствие от урока, желание учиться.

1.Свою работу по данной теме начала с диагностики. Анализируя состояние здоровья школьников, я пришла к выводу, что остаётся достаточно высокий процент заболеваний ОРЗ, значительно увеличилось количество детей, страдающих миопией, нарушениями опорно-двигательной системы, желудочно-кишечными заболеваниями.

2.Исходя из диагностики были подобраны различные подходы к решению проблемы.

- Дифференцированно подхожу к оценке освоения новых тем учащимися. Если у ребёнка что-то не получается, неудовлетворительную оценку сразу не выставляю, даю дополнительные занятия, разрабатываю индивидуальные домашние задания, определяю время повторного испытания. Важна не сама оценка, а то, что ученик, в конце концов, сделал это задание самостоятельно.  Школьники должны понимать, что хорошую оценку необходимо заработать и что это им по силам, т.е. реально.

На уроках математики  дети познают математический мир, пробуют свои силы в решении математических задач, числовых  выражений, в нахождении корней уравнений.  

Создать на уроке ситуацию успеха, атмосферу доброжелательности мне, как учителю, помогают  психологические приемы, описанные в книге Белкина А.С.:

1.Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и тренируемся, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы выполнения задания или упражнения».

2.        Авансирование успешного результата.

Помогает выразить свою твердую убежденность в том, что мой ученик обязательно

справиться   с   поставленной   задачей.   Это,   в   свою   очередь,   внушает  ребенку

уверенность в своих силах и возможностях.

«У вас обязательно получиться...»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3.        Скрытое   инструктирование ребенка  в   способах  и  формах  совершения
деятельности

Помогает ребенку избежать поражения.  Достигается путем намека, пожелания «Возможно, лучше всего начать с...» «Выполняя задание, не забудьте о...»

4.        Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет

хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи, Алексей, товарищам не справиться...»

5.        Персональная исключительность.

Обозначает    важность    усилий    ребенка    в    предстоящей    или    совершаемой

деятельности.

«Только ты и мог бы....»

«Только тебе я и могу доверить...»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...»

6.        Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу...»

«Так хочется поскорее увидеть...»

7.        Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а   какой-то его

отдельной детали.

«Тебе особенно удалось задание под № 1245…»

«Больше всего мне в твоей работе понравилось...»

«Наивысшей похвалы заслуживает вторая часть твоей работы».

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим довольно часто сталкиваешься с другой проблемой - когда благополучный и хорошо успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в предлагаемых заданиях, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму, где между двумя ситуациями успеха располагается ситуация неуспеха.

Чтобы понять ребёнка, его надо любить и уважать. Говорю и убеждаю в том, что уроки математики — это не бессмысленная трата времени. Это требует наша жизнь. Это очень важная наука.

 Традиционные приемы, используемые учителями-предметниками, постоянно держу в своем ассортименте. Это похвала ученика при всем классе (прилюдно), запись благодарности в дневник, благодарность на клеящихся листочках, которые наклеивая в тетрадь со словами «Прекрасно!», «Замечательно!», «Чуточку постарайся!» и др.

Известно, что успех - это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития школьника. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить самочувствие ученика, ритм, стиль и качество его деятельности, характер взаимоотношений с окружающими. Радость успеха переживается человеком тогда, когда его ожидания совпадают или превосходят предполагаемый результат деятельности. Если же успех делается устойчивым, постоянным, то возникает цепная реакция, несущая неисчерпаемый заряд энергии человека, высвобождающая скрытые до поры широкие возможности личности. Мне нравится наблюдать за тем, как скованный  на первых уроках малыш постепенно расправляет свои плечи, становится  увереннее в своих возможностях. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние на здоровье обучающегося и  на качество его обучения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание ситуации успеха на уроках математики»

Если ученик в школе не научился сам ничего...

Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"

Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"....

Создание ситуации успеха на уроках математики

Большинство людей относятся к математике как к трудной, неинтересной и недоступной науке, без которой вполне можно обойтись.   Перед учителем математики стоит задача – управлять учебной деят...

Создание ситуации успеха на уроках математики в условиях сельской школы

 Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогает школа. Однако часто приходится слышать от учащи...

Создание ситуации успеха на уроках математики в классах КРО.

Происходящие в обществе процессы (негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации) особенно болезненно сказываются на детях. В последнее время психологи, педагоги и медицинские р...

Создание ситуации успеха на уроке математики с помощью электронной системы опроса SMART-Response XE

Статья содержит анализ опыта применения электронной системы SMART-Response XE для опроса учащихся, создания комфортных условий на уроке...

Создание ситуации успеха на уроке математики как один из элементов "технологии полного усвоения знаний".

" Знание только тогда знание, когда оно преобретено усилиями своей мысли , а не памятью"....