Формирование правовой компетентности школьников на основе деятельностного подхода
статья по теме

Чарнецкий Сергей Николаевич

статья для журнала "Педагогическое образование и наука". - 2012. - №12

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vak_deyatelnostnyy_podkhod_v_pravovom_obrazovanii.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правовой компетентности школьников на основе деятельностного подхода

С.Н.Чарнецкий, соискатель кафедры управления образовательными системами МГПУ, учитель обществознания и права ГБОУ СОШ №1234, Email: mongooserpro@mail.ru

В статье дан анализ результативности использования деятельностного подхода при формировании правовой компетентности школьников, показана актуальность применения технологий развивающего и проблемного обучения для социализации личности подростков.

Ключевые слова: правовая компетентность, деятельностный подход, префигурация, витагенные технологии

При формировании правовой компетенции очень важно, чтобы учащиеся почувствовали, что знание права имеет непосредственное отношение к их жизни, осознали ответственность, которая связана с правонарушение, научились уважать права других людей, решать конфликты в повседневной жизни в правовом поле.

Знания должно передаваться учащимся не в готовом виде, а только на основе самостоятельного осмысления, что повышает практическую значимость правового образования. Развитие умения мыслить, критически осмысливать полученную информацию, самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность, вести диалог, обосновывать свою точку зрения возможно только как результат деятельностного подхода к преподаванию права в школе. Одной из приоритетных задач правого образования является создание реальных условий для применения школьниками правовой компетентности на уроках и во внеурочное время, т.е. при организации практической деятельности учащихся, способствующей накоплению позитивного опыта применения правовых знаний в моделируемых ситуациях и в реальной жизни, опыта правомерного и социально активного поведения по реализации и защите прав и свобод человека и гражданина.

Поэтому основой формирования правовой компетентности является опыт учащихся, освоенный в житейских и учебных ситуациях и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности; приобретенный в ходе проектной деятельности, ролевых игр, практикумов, тренингов, дискуссий, решении проблемных ситуаций.

Основная задача учителя в процессе правового обучения – добиваться того, чтобы ученики почувствовали, что право имеет непосредственное отношение к их жизни, осознали ответственность, которая связана с правами, научились уважать права других людей, умели решать конфликты в повседневной жизни. На уроках права необходимо инициировать самостоятельную активность учащихся.

На основе новых информационных и педагогических технологий развивающего и проблемного обучения стало возможным изменить, причем радикально, роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы старшеклассника, выступить в качестве проводника в массиве разнообразнейшей информации, научить думать, анализировать, рассуждать, рефлексировать, уметь пользоваться справочными пособиями. Создание проблемных ситуаций и проектная деятельность способствует переводу обучения с преподавания на управление самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Традиционные приемы преподавания права, таким образом, не позволяют достичь основной цели – повышению мотивации учащихся и повышению качества образования. Т.И. Шамова отмечает: «Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Овладение системой ведущих знаний и способов деятельности возможно лишь при условии повышения уровня активности школьников в познавательной деятельности. Кроме того, активность в познании играет важную роль для формирования активной жизненной позиции личности и выступает в качестве одной из важных задач воспитания учащихся [5, с.57]. Уроки права должны иметь практическую направленность посредством включения в курс решения правовых задач, обоснования порядка защиты прав и свобод гражданина. Особую роль при этом играет разбор жизненных ситуаций (правонарушений).

Изучение основ права должно проходить с точки зрения нужд и интересов обыкновенного гражданина, который может стать жертвой преступления, свидетелем, а также и обвиняемым и подозреваемым. Ведь в повседневной жизни мы постоянно вступаем в правоотношения: покупка товаров в магазине, приобретение билета на транспорт, отправка посылки по почте, аренда жилья, получение отпуска и т.д. Этот уровень правовых знаний вызывает наибольший интерес у учащихся, ведь здесь они могут опереться на свой жизненный опыт. Главный акцент в преподавании курса права должен быть сделан на воспитании «законопослушного гражданина», который может столкнуться с нарушением закона. Все уроки права должны быть практико-ориентированными, то есть на занятии необходимо демонстрировать применение полученных знаний, отрабатывать умения и навыки, которые понадобятся в реальной жизни каждому человеку. В такой практике работы учителю приходиться не только формировать новые знания, но и зачастую исправлять сложившиеся стереотипы. Главное преодолеть иллюзию простоты освоения права как учебного предмета. [1, с. 24]. Это и есть реализация компетентностного подхода на практике. В связи с этим нет необходимости в заучивании определений, понятий, статей кодекса. Главный акцент должен быть смещен в сторону решения правовых задач с открытым ответом (без готового решения). Учитель при этом является организатором процесса обучения, а не просто источником информации.

Для формирования правовой компетентности учащихся могут быть использованы различные педагогические технологии, которые в современной педагогике подразделяются на два типа:

  • традиционные (учитель передаёт учащимся знания, формирует умение и навыки, опираясь на изложение правового материала и его воспроизведение учащимися, которое носит репродуктивный характер),
  • инновационные, которые создают для учащихся возможность занимать активную (инициативную) позицию в учебном процессе, стимулируют поиск учащимися решения проблем, обогащают их личностный опыт. Именно инновационные, интерактивные технологии в изучении права дают возможность формировать правовую компетентность. Нетрадиционные формы уроков создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания юридических казусов, повышают интерес к предмету практически у всех учащихся. Полученные знания становятся более прочными.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет постоянный обмен знаниями, идеями, способами деятельности.  Тем самым реализуется один из концептуальных принципов современного образования  принцип партнерства. Здесь проявляется специфика префигурации, о которой писал американский антрополог М. Мид, когда взрослые и дети учатся вместе, осваивая новое знание и компетенции.

Интерактивная деятельность на уроках «Основ права» предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника урока задач [6, с. 61]. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего (учителя), так и одного мнения над другими. Но «активным в учении может быть только тот ученик, который осознанно оперирует предметом деятельности, что возможно при условии, если он имеет определенные знания о предмете и владеет способами деятельности» [5, с. 115]. Активная позиция способствует более глубокому осознанию и усвоению учащимися правовых норм, обостряет чувство ответственности.

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Научиться творчески, юридически мыслить можно только в том случае, если для этого созданы условия. В ходе обучения в русле новой технологии правового образования учащиеся «проживают» весь познавательный цикл в единстве эмпирического и теоретического познания. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет постоянный обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Современные технологии обучению права связаны с формированием правовой активной и компетентной личности. Деятельностная основа в преподавании права обеспечивает успешность усвоения школьниками системы знаний и создает условия для их применения в жизни. Большую эффективность с точки зрения познавательной активности школьников в преподавании права показывают витагенные технологии, технология «дебаты», и технология критического мышления. Критерий, определяющий выбор именно этих технологий – деятельностная позиция ребенка на уроке, демократизация учебного процесса. Витагенность – это необходимость опоры на жизненный опыт ученика. Ведь использование жизненного опыта учащихся в преподавании права актуализирует интеллектуальный потенциал школьников [3, с. 26].

В результате практико-ориентированного обучения, основанного на усилении деятельностного подхода через ситуационное моделирование, конструирование некой жизненной ситуации, школьники приобретают  умения   использования норм права при решении учебных и практических задач, осуществлении исследований по правовым темам, ведении диалога и дискуссий. Ведь, по словам Л.С. Выготского, формирование любых умений, способностей, личностных качеств (в том числе и универсальных учебных действий и умения учиться в целом) возможно только в деятельности.

Правовое образование органично связано с правовым воспитанием и выходит за рамки учебного предмета. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Только единая система правового образования и воспитания способствует формированию правовой компетентности. Анализ литературы и образовательной практики показывает, что успешная реализация модели формирования  правой  компетентности школьников возможно при наличии соответствующих педагогических условий, к которым мы относим:

1) актуализацию знаний  правового характера в процессе изучения старшеклассниками гуманитарных и обществоведческих дисциплин дисциплин;

2) специально разработанную воспитательную программу «Подросток и закон»;

3) разработку и внедрение авторских элективных курсов «Выбирающему профессию юриста», «Экономика и право»;

4) развитие детского самоуправления;

5) участие подростков в правовой викторине «Я и мои права», школьных и молодежных моделях ООН;

6) регулярном проведении декад правовых знаний.

Правовая компетентность  учащихся  будет успешно формироваться и развиваться  при создании целостной системы правового пространства школы.

Литература:

  1. Крицкая, Н.Ф. Работа с терминами на уроках права// Право в школе. – 2009. –№ 2. – С. 24-26
  2. Певцова, Е.А. Теория и методика обучению праву. - М.: Владос, 2003.- 400с.
  3. Силина, Л.В. Из опыта работы по использованию современных педагогических технологий, методов и приемов обучения на уроках права//Преподавание права в 2007/2008 учебном году. – М.:МИОО, 2007. – С. 24-31
  4. Хуторской, А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 63 с.
  5. Шамова, Т.И. Избранное. – М.: Центральное издательство, 2004. – 320 с.
  6. Чарнецкий, С.Н. Использование нетрадиционных форм уроков в преподавании экспериментального курса «Основы правовых знаний»// Преподавание права в 2007-2008 учебном году/Сост. И.В. Козленко. – М.: МИОО, 2007. – С. 60-62

Students' legal competence development based on the activity approach

S.N.Charnetskiy, postgraduate student of the Moscow State Pedagogical Univetrsity,  teacher of history and law of the school №1234 (Moscow)

        The analysis of the effectiveness of the activity approach usage in legal competence development among students is given in this article, the relevance of the developing and problematic education technologies for students' personal socialization is outlined

        Key words: legal competence, activity approach, prefiguration, vitagenny technologies


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности школьников на основе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал коммуникативные способности, мыслительную творческую активность учащихся? Представленная статья  "Формирование...

Нравственно-правовое образование как средство формирования нравственно-правовой компетентности школьника

Статья подготовлена для сборника Современная российская школа: социально-ориентированная модель управления: Сборник статей Шестых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления...

Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.

В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении....

Проект "Моделирование как средство формирования ключевых компетенций на основе деятельностного подхода".

В проекте представлена теоретическая часть, включающая в себя сведения о целях и задачах метода моделирования в учебном процессе, классификации видов моделирования, свойствах и этапах создания модели....

Доклад «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка у младших школьников на основе деятельностного подхода»

Деятельностный подход вносит существенные изменения в процесс обучения иностранному языку. Он является внутренним условием движения личности к цели, выступает как готовность и способность личности к о...

Использование синергетического подхода в формировании исследовательской компетентности школьника при подготовке к НПК.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в школе требует грамотного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового ...