Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"
статья по теме

Федорова Елена Александровна

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ikt.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Вырубовский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного  

«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Творческий отчёт по теме

«Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей   и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания».

 подготовила

учителя истории и обществознания

Фёдоровой Елены Александровны

д. Вырубово 2011

Содержание

  1. Введение………………………………………………………….2 стр.
  2. Аналитическая часть …………………………………………..4 стр.
  3. Проектная часть ……………………………………………….14 стр.
  4. Использованные материалы и Интернет – ресурсы……….18 стр.

2                                          

Введение.

В течение нескольких лет я работаю  над методической темой «Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей   и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания».

В своей работе  я столкнулась со следующей проблемой: на уроках истории и обществознании  учащимся приходится перерабатывать много информации, и это вызывает перенапряжение и усталость, что приводит к утере внимания и концентрации, снижению уровня усвоения  материала. Вопросы сохранения здоровья школьников и повышение качества их образования относятся к числу актуальных проблем современной педагогической практики. От качества жизни в школе зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Мною было отмечено стремительное падение здоровья у обучающихся. Именно поэтому я и выбрала данную тему.

Цели работы:

  • организовать и стимулировать познавательную деятельность учащихся;
  • обеспечить высокий уровень качества образования;
  • развивать творческий потенциал ребёнка, применяя ИКТ технологии;
  • сформировать способность действовать в ситуации открытого динамично развивающегося общества.
  • формирование  потребности в здоровом образе жизни у обучающихся, которая позволит им стать состоявшимися и успешными.

В процессе работы я столкнулась со следующими противоречиями:

  • между традиционными формами, методами и приёмами обучения и необходимостью использования новых приёмов по формированию познавательного интереса учащихся и  развитию потребности в здоровом образе жизни;
  • между интенсивностью обучения учащихся и сохранением здоровья обучающихся;

3

  • между традиционным подходом к обучению и необходимостью    воспитать самостоятельную личность;
  • между стремлением личности к творчеству, самовыражению и обязательным планом и режимом общеобразовательной школы.

Актуальность опыта заключается в том, что в настоящее время в педагогическом сообществе осознана важность и необходимость воспитания полноценной, здоровой личности. Предполагается отношение к ученику как неповторимой, цельной личности. Актуальность данного вопроса подтверждается «Законом об образовании» и «Концепцией развития школы», где насущной задачей, стоящей перед школой, является формирование у каждого школьника активной жизненной позиции и воспитание потребности в здоровом образе жизни через его пропаганду на уроках истории и обществознания.

 Сущность опыта заключается в создании на всех этапах обучения предпосылок для возникновения у учащихся потребности  в активной творческой деятельности, формировать понимание важности здорового образа жизни.

При создании своей системы работы я опираюсь на работы Игоря Павловича Волкова, Игоря Петровича Иванова, Генриха Сауловича Альтшуллера. В их работах значимыми для меня выступили следующие идеи:  

  • необходимость выявления, учёта и развития творческих способностей учащихся;
  • развитие познавательных и творческих способностей каждого ребёнка;
  • обучение творческой деятельности;
  • ознакомление с приёмами творческого воображения;
  • сохранение здоровья  обучающихся.

4

Аналитическая часть.

Анализ результатов деятельности, т.е. продуктивность труда учителя.

1. Качество знаний и обученность.

                                     

                                            История

Учебный год

Обученность

Качество знаний

2010-2011

   100%

64%

2011-2012

   100%

63,5%

2012-2013

    100%

73%

                                               Обществознание

Учебный год

Обученность

Качество знаний

2010-2011

   100%

65%

2011-2012

   100%

62,5%

2012-2013

    100%

77%

                          Результаты ЕГЭ.

ЕГЭ по обществознанию в 11 классе.

В 2011-2012 уч. году – 1 человек из 5

2012-2013 уч. год. – 2 человек из 5

Учебный год

Обучен

ность

Доля уч-ся, подтвердивших оценку в ходе ЕГЭ

2011-2012

100%

100%

2012-2013

100%

100%

5

Участие детей в районных конкурсах и олимпиадах.

Дети активно участвуют в олимпиадах и конкурсах

  • 2012 - 2013

Всероссийский






 










































































































Региональный

Всероссийский конкурс «Мультитест»

История


Всероссийский конкурс «Мультитест»

История



Всероссийский конкурс «Мультитест»

История

Всероссийский конкурс «Мультитест»

История


Всероссийский конкурс «Мультитест»

Обществознание



Всероссийский конкурс «Мультитест»

Обществознание



Всероссийский конкурс «Мультитест»

Обществознание


Общероссийская Олимпиада «Олимпус»

История


Общероссийская Олимпиада «Олимпус»

История



Общероссийская Олимпиада «Олимпус»

История


Общероссийская Олимпиада «Олимпус»

История


Общероссийская Олимпиада «Олимпус»

История


Общероссийская Олимпиада «Олимпус»

История


Общероссийская Олимпиада «Олимпус»

Обществознание


Общероссийская Олимпиада «Олимпус»

Обществознание


Общероссийская Олимпиада «Олимпус»

Обществознание



Общероссийская Олимпиада «Олимпус»

Обществознание



Общероссийская Олимпиада «Олимпус»

Обществознание


Общероссийская Олимпиада «Олимпус»

Обществознание


Общероссийская Олимпиада «Олимпус»

Обществознание


III Всероссийская предметная Олимпиада


Конкурс исследовательских работ «Подвиг души и духа» в номинации  церковное краеведение

Александра Захарова




Анастасия Строгова





Новиков Илья  




Гангур Виталий



Шалин Евгений





Сидорова Яна





Гангур Виталий




Фоменкова Виктория





Лосева Яна





Сидорова Яна




Захаров Игорь





Кудинкина Виктория



Перепечин Павел




Лосева Снежанна




Титов Антон




Фоменкова Виктория





Анастасия Строгова





Сидорова Яна




Лысиков Алексей





Перепечин Павел



Трошина Светлана



Новиков Илья

6






7





7





9





6





7






9





7






7





7





9





9





9





6





6





7






7






7





8





9






11




7

Диплом участника





Диплом участника




Диплом участника




Диплом участника




Диплом участника




Диплом участника





Диплом участника




Диплом лауреата





Диплом участника





Диплом участника



Диплом участника




Диплом участника




Диплом участника




Диплом лауреата




Диплом участника




Диплом лауреата





Диплом лауреата





Диплом участника




Диплом участника




Диплом лауреата





Сертификат




Участие

Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

Учебный год

Тема

Уровень

Участники

2009 - 2010

Открытый урок по краеведению «Тамбовский край в 1917 году»

              школьный

Учителя гуманитарного цикла, заместитель директора по УВР и заместитель директора по ВР




2010 - 2011

Неделя истории. Урок патриотизма

«Судьба генерала. Алексей Васильевич Воейков»

   


школьный                                

Учителя гуманитарного цикла,

заместитель директора по УВР и заместитель директора по ВР



2011 - 2012

Внеклассное  мероприятие, посвящённое героям первой чеченской войны «Помни о нас, Россия!»


школьный

Учителя гуманитарного цикла, заместитель директора по УВР и заместитель директора по ВР


2012 - 2013

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 – 9 классов «Сталинградская битва. Горячий снег»



школьный

Учителя гуманитарного цикла, заместитель директора по УВР и заместитель директора по ВР

Учебный год

Тема

Уровень

Участники

2011- 2012

Урок «Российский парламентаризм в нач. 20 – го века» 11 класс


школьный

Учителя гуманитарного цикла

2012 - 2013

Урок «Внешняя политика Ивана Грозного», 6 класс


школьный

Учителя гуманитарного цикла

9

Оценка эффективности педагогической деятельности.

       Эффективность образовательного процесса – это соотнесённость полученных результатов с целями.

Для проверки успешности реализации темы «Применение ИКТ как один из путей формирования  творческих способностей  и использования здоровьесберегающих технологий  на уроках истории и обществознания » были избраны следующие критерии и показатели:

Критерии

Показатели

Результат

Сформированность познавательного интереса учащихся.

Познавательная активность.

Наблюдается повышение познавательного интереса учащихся.

Отношение к предмету.

Рейтинг учебных предметов.

25% учащихся устойчиво отдаёт предпочтение истории и обществознании, особенно в 10 – 11-х классах.

На первое место при ранжировании ставит обществознание тоже 25% учащихся.

Таким образом, предпочтение истории и обществознании отдают 50% учащихся.

Это говорит о высоком уровне интереса к указанным предметам, положительном отношении обучающихся к предмету.

Развитие творческих способностей детей.

Творческая активность.

Воображение.

Развитость мышления.


Отсутствие боязни при создании творческих работ.

Развивается интерес к заданиям творческого характера. Активизируется мыслительная деятельность.

Развивается воображение.

Дети активно участвуют в творческих конкурсах.

Интерес к чтению.

Воспитывается внимательное отношение к слову.

Сформированность творческого потенциала.

1.Мышление конкретное-абстрактное.

2.Зависимость от групп-

самостоятельность.

3.Робость-склонность к риску.

4.Практичность-богатое воображение.

5.Консерватизм-склонность к новаторству.

 

Повысился уровень самостоятельности, богатого воображения, склонности к новаторству,

Результат успеваемости.

Обученность.

Качество знаний.

Стабильность результатов обучения.

Стопроцентная обученность

Высокое качество знаний.

Уровень самостоятельности.

Самостоятельность.

Повысился уровень самостоятельности.

Уровень формирования здорового образа мысли

Отношение к вредным привычкам.

Повысился уровень негативного отношения к курению и алкоголизму.

Из всего этого следует, что использование ИКТ на уроках истории и обществознания, способствует развитию творческих способностей детей,  стимулирует познавательную деятельность учащихся, а так же помогает  применению здоровьесберегающих технологий.

                        Проектная часть.                              14                                                                                       

В дальнейшей своей педагогической деятельности буду  продолжать работу по формированию познавательного интереса на уроках истории и обществознания, с помощью применения ИКТ, а так же продолжу работу по выработке методов применения здоровьесберегающих технологий,  но наряду с традиционными методами обучения в старших классах планирую  развитие  проектной деятельности исследовательского характера.

 Цели:

  • сформировать интерес к исследовательской работе;
  • развивать творческий потенциал, читательскую наблюдательность;
  • сформировать умение творчески применять знания;
  • развивать умение использовать ИКТ.

 Прогнозирование результатов обучения.

1. Сформируется  устойчивый  интерес  к творческой исследовательской работе.

  1. Дети освоят основные элементы проектной деятельности.
  2. Научатся обобщать, делать вывод, формировать оценочные позиции.
  3.  Смогут познать себя, свои возможности.
  4.  Произойдёт развитие творческого потенциала ребёнка.

     6.    Приучатся  к      самостоятельной работе с информацией.

     7.  Научатся  решать творческие исследовательские проблемы с заранее  

           неизвестным решением.

     8. Возрастёт активность учащихся в творческих конкурсах, литературно –  

         поисковых экспедициях и иных мероприятиях школьного, районного уровня с выходом на более высокий уровень.

Прогнозирование собственной деятельности.

 1. Познакомлю учащихся с видами ученических проектов в зависимости от объекта исследования.

2.Разработаю алгоритм проектной исследовательской деятельности.

4. Познакомлю со структурой проектной работы.

5. Организую индивидуальные консультации по каждой теме.

6. Совместно с каждым учащимся определим путь исследования, выберем методы, необходимые для работы с информацией.

7. Разработаю систему критериев оценки работ учащихся.

Обязательные условия:

  • сотрудничество учителя с учеником в ходе роектной исследовательской работы;
  • принцип добровольности;
  • коллективное обсуждение работ.

Виды ученических проектов в зависимости от объекта исследования.

1. Проекты, в которых анализируется развитие современного общества (Глобальные проблемы и роль России в их разрешении)

2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких позиций  (Роль РКП (б) в Великой Отечественной войне).

3. Проекты, предполагающие интеграцию обществознания и географии.

(Экономика России в переломные 90-е гг.)

4. Исследования, посвящённые изучению жизни выдающихся людей Тамбовщины и Никифоровского района. (Наша гордость – наши земляки).

5. Работы, посвящённые пропаганде здорового образа жизни (Особенности здорового образа жизни народов России)

                                 

                     Алгоритм исследовательской деятельности.

  1. Определить проблему и объект исследования
  2. Выдвижение гипотез – путей решения проблемы.
  3. Планирование деятельности по реализации проекта.
  4. Сбор информации и её структурирование.
  5. Творческая работа учащихся  с статьями, монографиями по заданной проблеме.
  6.   Повторное обращение к теме и переосмысление её  результатов с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме.
  7. Проведение  социологических  опросов, исследование отношения учащихся к данной проблеме.
  8. Оформление работы. Создание  презентации.
  9. Самоанализ и самооценка.
  10. Защита.

         Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию.

                       

                                     Структура работы.

  • Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предлагается решить, выдвижение гипотезы, продолжительность проекта и его задачи, продукты, оборудование;
  • Основная часть (даётся обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается точка зрения, проводится анализ материала, делаются обобщения).
  • Заключение: делаются выводы, идёт опровержение или подтверждение гипотезы  в конце работы прилагается список использованной литературы.

18

Использованные материалы и Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

В работе рассказывается как учитель использует здоровьесберегающие технологии на своих уроках и делится опытом с коллегами...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙНА  УРОКАХ  ИСТОРИИ  И  ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

    Одним из слагаемых успешного обучения в школе является состояние здоровья, с которым ребенок поступил в школу. А вот дальнейшее сохранение и укрепление здоровья школьников зависит...

доклад на тему: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

Доклад на тему" Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания" предназначен для учителей истории и обществознания на заседании методического объединения...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

Здоровье - один из важнейших компонентов благополучия человека, одно из неотъемлемых прав человека, от которого зависит успешное социальное и экономическое развитие страны. Поэтому проблема поддержани...