Стимулирование творческой активности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время
материал по теме

Стребкова Наталия Сергеевна

Доклад на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет  05.11.2013        Стребкова Н.С.

«Стимулирование творческой активности  обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

      В современных условиях развития образовательной системы стоит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика, обеспечить усвоение им стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учёбе.


В условиях классно-урочной системы, когда в классе обучаются дети с разными способностями, это требование может быть обеспечено методически грамотным использованием и чередованием форм коллективной, индивидуальной и групповой работы. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время будет обеспечена в первую очередь через дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся.

Дифференцированный подход в обучении необходим, но он должен определяться не формой, а содержанием учебного процесса. На мой взгляд, самым эффективным и успешным уроком является тот урок, где создана проблемная ситуация.

Вот некоторые способы организации урока, которые приводят к активизации познавательной деятельности:

  1. Предлагается задача, которая решается только с опорой на жизненный опыт учащихся, их смекалку.
  2. 2. На доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть и неверные. Предлагается проверить их.
  3.  Дается обычная традиционная задача с традиционным решением. Предлагается найти более короткое , рациональное решение.
  4. На доске дан чертеж к сложной задаче и методом « мозгового штурма» осуществляется поиск ее решения.
  5. Рассматривается некоторая математическая проблема, которая еще не обсуждалась в классе. Ученики намечают план поиска ее решения. И другие.

    Важным условием проявления проблемного обучения является исследовательский характер работы учащихся в процессе обучения. Общепризнанно, что урок считается неэффективным, если учащиеся не работали активно и самостоятельно, не решали задач, требующих не только определенных знаний, но и сообразительности, догадки. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке проблемной ситуации.


         
    В школе развитие личности ребенка происходит в основном в процессе учебной деятельности. 


     
Целью  моей педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития учащихся на уроках математики, раскрытие индивидуальности ребёнка, что создаёт благоприятные условия для формирования учебно-интеллектуальных умений и навыков, для развития познавательной активности, профессиональной направленности личности.

             Достижению этих целей служит решение следующих задач:


  • объяснение материала на более высоком, чем минимальный, уровне;

  • чёткое выделение содержания учебного материала, который ученики должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне;

  • перед началом изучения очередной темы ознакомление учеников с результатами, которых они должны достичь;

  • формирование у детей стремления к состязательности, здоровому соперничеству, полной реализованности;

  • организация групповой работы учащихся по модели полного усвоения знаний с учётом интеллектуальных способностей и интересов учащихся.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики индивидуальную форму учебной деятельности тесно связываю с самостоятельной работой учащихся.


Дифференцированную и индивидуальную работу использую на всех этапах усвоения знаний и умений, так как это помогает активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках.

         
 С целью активизации внимания учащихся на уроке я использую различные методические  приёмы:

Интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;

Развитие пространственного мышления ;

Эффект незавершенного действия;

Прием построения системы подзадач, решаемых общим способом


       
 В зависимости от цели занятия применяю  различные методы обучения:


  • объяснительно-иллюстративный метод информирует учащегося о новых элементах знаний данного занятия;

  • репродуктивный метод характеризуется воспроизведением и повторением способа деятельности по заданию преподавателя;

  • проблемный метод ориентирует на осознанное усвоение знаний, формирует математическое мышление;

  • эвристический метод ориентирует учащихся к самостоятельному открытию тех или иных явлений или законов;

  • исследовательский метод служит самостоятельному поиску связи между уже имеющимися знаниями.



                 Новый
 вид и новое содержание требует иных принципов обучения. Вот некоторые из них:

движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями;

принцип интереса. Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка;

                       
 Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:


  • теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться - по способностям;

  • принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;

  • принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;

  • принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);

  • установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания;

  • принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;

  • мышление должно главенствовать над памятью.


                 
В качестве средств активизации учения школьников выступают:


  • учебное содержание

  • формы

  • методы

  • приемы обучения


                 
В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные.

Стандартный вид обучения является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль-оценка.

Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в свое практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения.

Для активизации познавательной деятельности я стремлюсь разнообразить методику проведения уроков, используя современные технологии, стараюсь создать на уроке ситуацию успеха и комфортную психологическую обстановку, повышая интерес учащихся к предмету.

На олимпиадах  по математике мои ученики занимают призовые места, являются победителями школьных и муниципальных этапов, принимают участие во Всероссийских олимпиадах , награждены  дипломами и сертификатами данных олимпиад.

Исходя из этого, я считаю, что реализация используемых мною методов и форм активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого учащегося.


           
Я применяю в своей работе разные виды уроков. 

Урок-лекция.

Лекционное изложение по математике сопровождается примерами, образцами решения упражнений и задач, применяются технические средства, наглядные пособия.

Урок-консультация.

При закреплении навыков по какой-либо теме проводится
 Урок – консультация. Он представляет собой своеобразную самостоятельную работу учащихся.  Во время закрепления полученных знаний ребята имеют возможность выполнить опережающие задания и получить дополнительные баллы, улучшая свои оценки. Положительные результаты таких уроков- консультаций налицо: не только исчезают пробелы в знаниях учеников по данной теме, но и закрепляются, вспоминаются и другие темы предмета. Ребята приучаются правильно оценивать свои возможности, причем иногда и рисковать. Урок-консультация позволяет учителю работать индивидуально с каждым учеником.

Урок-практикум.

На  
уроке –практикуме вырабатываю  у учащихся умения и навыки в решении задач определенного типа или вида.


Нельзя научиться математике, наблюдая этот процесс со стороны, поэтому на уроках – практикумах я стараюсь развивать самостоятельность учащихся при решении задач.

Блочное изучение.

Блочные уроки использую для изучения теоретического материала укрупненными блоками, чтобы высвободить не менее двух-трех уроков для решения задач.
Урок-турнир.

Уроки -турниры провожу в виде соревнований между группами учащихся класса.


Индивидуальная работа с учащимися является необходимым условием развития личности школьника и присутствует  в каждом моменте моего  урока.



         
Информационные технологии.

Чтобы детям в современной школе интересна была математика, я использую на уроках и дополнительных занятиях элементы информационных технологий: тренинги по подготовке к ГИА и ЕГЭ, презентации. Презентации помогают сделать урок более ярким и насыщенным, что способствует лучшему и более быстрому усвоению материала. Мои ученики создают компьютерные презентации с целью представления результатов своей  проектной деятельности, выступают на школьных ученических конференциях.

                   Здоровьесберегающие технологии

Использование здоровьесберегающих технологий  позволяет:

1. Создавать  на уроках комфортную образовательную среду на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися.

2. Провести  сравнительный  анализ здоровья, режима дня, учебной нагрузки и объема домашних заданий учащихся.

3.  Формировать  потребности учащихся в здоровом образе жизни.

4.  Осуществлять педагогическую и психологическую поддержку процесса социализации учащихся.

5. Развивать  мотивацию к обучению, учить использовать полученные знания в жизни.

6. Давать задания по предмету, несущие воспитательное воздействие, в том числе , формирующие здоровый образ жизни


               Тестовые задания.

Использую  тестовые задания  на уроках математики с 5-го класса.  Это обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, а также готовит учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ .


Использую дифференцированные средства обучения: таблицы, учебник, схемы, модели фигур и плоскостей, проекты, описание работ, чертежные и измерительные приборы, карточки для устной и письменной работы, дополнительную и справочную литературу.


                       
Домашняя работа тесно связана с работой на уроке и рассчитана главным образом на развитие самостоятельности учащихся и их творческого мышления. Обычно оно состоит из заданий:


  • для всех учащихся;

  • повышенной сложности;

  • индивидуального задания для ликвидации пробелов.

                      Внеурочная деятельность

Активность познавательной деятельности учащихся отмечается во время проведения факультативных занятий и внеклассных мероприятий, особенно во время проведения Недели математики в школе.



                   
Процесс обучения – всегда процесс творческий. Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:

1.Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работы.

2.Систематическое проведение внеклассных мероприятий и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инавационный опыт по теме "Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время".

Значимость данной темы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно мыслить, преобразовать знания, уметь ориентироваться на рынке труда....

ПРОГРАММА по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочное время

Программа планирует работу педагога по выявлению способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности, а также планирует работу учителя по созданию благоприятных условий для повышения и...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочное время.

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских н...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Данная  статья  отражает  опыт работы  учителя русского языка  и  литературы по развитию  творческих  способностей  учащихся  через  внеклассную...