ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся
статья по теме

Абрамов Василий Иванович

 

Cистеме общего образования принадлежит  важная роль в подготовке человека к жизни  в быстро изменяющемся обществе.  В связи с этим  школу можно рассматривать как  важнейший институт гуманизации и   демократизации общества, формирования новых жизненно важных установок личности и коммуникативных возможностей человека.

Одна из основных целей общего образо­вания — формирование коммуникативной компетентности выпускников, основанной на общении и сотрудничестве_в_образовательном процессе, а главный его результат — раз­витие у них толерантности, ответственности  за выполняемое дело, способности к коллективному решению социальных и личностно значимых проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialogovye_tekhnologii.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

Cистеме общего образования принадлежит  важная роль в подготовке человека к жизни  в быстро изменяющемся обществе.  В связи с этим  школу можно рассматривать как  важнейший институт гуманизации и   демократизации общества, формирования новых жизненно важных установок личности и коммуникативных возможностей человека.

Одна из основных целей общего образования — формирование коммуникативной компетентности выпускников, основанной на общении и сотрудничестве_в_образовательном процессе, а главный его результат — развитие у них толерантности, ответственности  за выполняемое дело, способности к коллективному решению социальных и личностно значимых проблем.

В соответствии со пецификой естественно-научного образования, его ведущими целями (овладение основами естественных  наук, формирование, научной картины мира, экологической культуры и др.) развитие коммуникативной компетентности в рамках данной образовательной области  предлагает:                                               

•  решение проблем на основе внутри-предметной и межпредметной интеграции, что отражает логику развития естествознания и составляет ядро развивающего обучения;

•  сотрудничество, основанное на проблемно-поисковом познании явлений природы, фиксации и обсуждении его результатов, предполагающее разностороннее использование языка науки;

•  коммуникабельность участников образовательного процесса, т. е. их участие в проектировании и решении проблем, передаче информации, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий,  чему способствует и международный характер научного языка;

•  активное общение, включающее коммуникацию (передачу информации), интеракцию (взаимодействие и обмен знаниями, умениями и результатами деятельности), перцепцию (восприятие друг друга). Именно их единство делает успешным сотрудничество участников образовательного процесса;

•  направленность предметов естественнонаучного цикла на изучение комплексных проблем экологического характера, как правило имеющих не только социальную, но и личностную значимость, что повышает интерес к их решению и сотрудничеству.

В  формировании коммуникативной компетентности учащихся большую роль играют

методологические, теоретические, экспериметально- практические, символико-графические, компьютерные и другие умения, специфика которых, определяется  предмётным содержанием, особенностями естественно-научного познания, предполагающего обязательное общение с активным использованием языка науки.

При формировании коммуникативной компетентности целесообразно использовать диалоговую технологию, которая относится к технологиям личностно ориентированного обучения. В её основе лежат познавательная деятельность и межсубъектное взаимодействие участников образовательного процесса, реализуемые прежде всего в диалоге. Организация этих процессов осуществляется на основе индивидуального подхода и адаптации системы обучения к особенностям каждого ученика.

Интерес к диалоговым формам общения в системе образования, как и в других областях социокультурной деятельности, возник в ходе развития демократических начал образования, потребовавших таких стратегий обучения, которые максимально активизировали бы совместную деятельность учащихся по освоению человеческой культуры. В связи с этим диалогизацию образовательного процесса мы рассматриваем в качестве важного дидактического принципа проектирования системы обучения.

Основа любой технологии — целеполагание, проектирование и осуществление образовательного процесса, рациональная организация и гибкое управление деятельностью его участников, направленные на достижение намеченных результатов — овладение основами науки, формирование коммуникативной компетентности, коммуникативной и экологической культуры.

Важнейшими компонентами диалоговой технологии являются проблемность, общение, сотрудничество. На их основе организуются разнохарактерная и разноуровневая деятельность учащихся, групповое создание проектов по решению комплексных проблем, активного общение. Это способствует саморазвитию и самореализации учащихся, формированию коммуникативной компетентности и_культуры. В. процессе диалога происходит paзвитие самостоятельности   и критичности  мышления,  инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему.

Диалоговая технология включает в себя .поисково-исследовательские и проектные методы, групповые и индивидуальные формы деятельности и её рефлексию, разные виды межсубъектного общения и сотворчества, их оценку. Мы использовали следующие формы деятельности: дискуссию, диспут, групповую проектную деятельность, защиту межпредметных проектов, обсуждение, и решение комплексных экологических проблем и др. Диалоговая технология может включать и элементы других технологий, их использование в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося.

Несмотря на значимость и актуальность диалога в обучении, педагогическая практика ещё недостаточно ориентирована на подготовку учащихся к активному общению и сотрудничеству. Групповые формы, диалоговые методы обучения в большинстве случаев применяются стихийно, без учёта их структуры и влияния на развитие личности.

Для организации диалога_в процессе обучения_необходимо_найти противоречия и проблемы в учебном материале, сформулировать основные требования  к ведению диалога, подобрать специальные задания, выбрать форму и структуру диалога.

Большое значение в диалоге имеет равноправное общение. Для его организации  полезно_использовать следующие  методические приемы:

  • формулирование проблемы и анализ способов её решения;
  • выражение собственной точки зрения в контексте иных;
  • эффективное слушание и понимание собеседников;
  • выделение различных смыслов, сопоставление различных мнений;
  • оценку смысла и значения поступающей информации;
  • выделение различных причинно-следственных связей;
  • логический анализ накопленных фактов, мнений, точек зрения;
  • разные интерпретации информации;
  • выражение оценочных  суждений и самооценку;
  • формулирование выводов о значимости и перспективности диалога.

  В ходе диалога формируется речевая культура, подразумевающая культуру общения; навыки публичного выступления и обсуждения проблем. А это часть коммуникативной культуры, которая включает умение слушать и понимать собеседника, .анализ разных точек зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения.

При использовании диалоговой технологии особое значение  приобретают диалогическая позиция учителя — терпимое отношение к  различным взглядам учащихся, готовность принять взаимоисключающие точки зрения на проблему и найти коллегиальное решение с учётом доказательности и аргументированности позиций участников диалога, а также жизненный опыт учащихся как источник проблем для обсуждения. Целесообразно применять диалогические задания, выполнение которых зависит от создания позитивной эмоциональной среды: свободного обмена мнениями, идеями в обстановке живого обсуждения.

Одна_из целей обучения в диалоге состоит в создании комфортных условий обучения,  при которых каждый ученик чувствует успешность, интеллектуальную  состоятельность, что делает продуктивным сам процесс овладения знаниями. Все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.

Активное использование диалоговых форм требует серьёзной методической подготовки учителя и обучения школьников приёмам ведения дискуссий и диспутов, умениям сдерживать свои эмоции, уважительно относиться к мнениям своих товарищей, даже если они имеют противоположную точку зрения.

На этапе подготовки учителя и учащихся к диалогу мы обращаем особое внимание на выбор темы и проблем, форм проведения диалога. На этапе проведения диалога важны чёткая организация и вовлечение каждого учащегося в диалог, управление процессом. При подведении итогов необходимо проанализировать и оценить усвоение знаний и умений в рамках изучаемой темы, уровень сформированное  коммуникативной компетентности и культуры учащихся, достижение целей занятия.

Приведём несколько положений, характеризующих культуру ведения диалога.

•  Критиковать идеи, а не человека.

•  Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы.

•  Побуждать каждого участвовать в обсуждении и усваивать нужную информацию.

•  Выслушивать соображения каждого, даже если с ним не согласен.

•  Пытаться разобраться в том, что непонятно.

•  Сначала воспринять все высказанные идеи и факты, относящиеся к разным точкам зрения, а затем пытаться совместить их так, чтобы это способствовало пониманию проблемы.

•  Стремиться осмыслить и понять разные взгляды на проблему.

•  Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов.

Практика показывает, что внедрение  диалотовых форм обучения способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного урока, пониманию учащимися предметного содержания, усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных, обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений, развитию у учащихся способности к переносу знаний в новые условия. Кроме того, у учащихся вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой  проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.

Данный материал посвящен чтению как средству формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

Необходимостью повышения интереса учащихся к занятиям русским языком, поскольку недостаточный уровень интереса тормозит успешно обучение. Падение ин­тереса к чтению художественной литературы, низкая к...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

формирование умений и навыков  речевого общения или коммуникации через использование текста в качестве дидактического материала. ...

«Визуализация как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка». 2 часть. Результаты первого этапа.

В данной работе представлен аналитический материал по изученной проблеме «Визуализация как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка", диагностичес...