Метапредметная внеурочная деятельность в начальной школе в рамках введения ФГОС
статья по теме

Подрезова Ирина Ивановна

В статье рассматривается общекультурное направление внеурочной деятельности в начальной школе. В рамках общекультурного направления анализируются формы работы театральной студии "Мир кукольного театра".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подрезова И.И., учитель русского языка и литературы

Самсонова Н.Н., учитель технологии

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36 г. Томска

Метапредметная внеурочная деятельность в начальной школе в рамках введения ФГОС

        Сегодня перед современной школой стоит задача не столько дать ребенку как можно больший объем знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Во ФГОСах общего образования определены условия  достижения этой задачи: формирование способов деятельности, освоенных обучающимися на базе одного или  нескольких учебных предметов и  применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных  вопросов.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

        Целью внеурочной деятельности  является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1-4-х классов. Реализация метапредметного подхода позволяет сформировать   определенные умения: преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,  использовать различные способы поиска  и обработки  информации учебного материала.

        Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

        В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Духовно-нравственное и общекультурное направление направления включают широкий спектр видов деятельности. Рассмотрим организацию внеурочной деятельности в рамках данных направлений  на примере художественно-эстетической деятельности. Основой в системе эстетического воспитания можно считать искусство: музыку, живопись, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

        Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем школьном возрасте является кукольный театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей школьного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.

        Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается выразительность речи. В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них.

        В рамках внеурочной деятельности в МАОУ СОШ № 36 г. Томска для обучающихся 3-х классов была организована театральная студия «Мир кукольного театра».

        В основу образовательного процесса положена студийная форма обучения и технология   мастерских. Студия - нетрадиционный способ занятий,   инициирующий   поисковый, творческий характер деятельности обучающихся.

        В мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться своим индивидуальным образовательным маршрутом, знания в мастерских не даются, а извлекаются в процессе практической деятельности. Занятия носят групповой характер. Учебная группа делится на микрогруппы по возрасту и степени обученности. Работа в малых группах позволяет использовать уникальные способности каждого ребенка, дает ему возможность самореализоваться.

Цель театральной студии: 

  • приобщение детей к творчеству;
  • развитие их способностей (литературных, актерских, оформительских);
  • воспитание чувства коллективизма, чувства прекрасного; 
  • создание условий для творческого развития  личности ребенка  посредством театрализованных игр.

Задачи программы:

  • сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества;
  • раскрыть специфику театра как искусства: познакомить с историей,  видами кукольного театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.);
  • развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности, научить детей изготавливать куклы;
  • повышать интерес к коллективной сотворческой деятельности учащихся и их родителей, способствующей укреплению семейных связей;
  • создавать условия для возникновения положительных эмоций в процессе занятий  театрализованными играми.

Схема работы театральной студии:

1. Организационный период

(знакомство с особенностями кукольного театра, овладение навыками сценического мастерства, выбор материала для постановки спектаклей).

2. Основной период

(изготовление кукол, распределение обязанностей при подготовке спектаклей, репетиции (индивидуальные и коллективные), закрепление навыков сценического мастерства).

3. Итоговый

(проведение праздников с показом спектаклей кукольного театра, подведение итогов, закрепление навыков сценического мастерства).

Форма проведения занятий:

  • учебное занятие (беседа);
  • творческая мастерская;
  • мастер-класс;
  • участие в выставках;
  • посещение музеев, театров.

        На занятиях учащиеся знакомятся с театральными профессиями, учатся сами изготавливать различные виды кукол, работают над искусством  публичного выступления. В основе занятий лежит метод проектов.

        В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

        Проектно-исследовательская деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка. Особое значение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами уроков, адаптируются к современным условиям жизни.

        Для учащихся начальной школы, учитывая их возрастные особенности, более приемлемы творческие проекты. Результатом творческих проектов могут быть  спектакли, игрушки, фотовыставки,  игры, электронные презентации и др.

Творческий проект (показ спектакля по народной сказке «Репка» посредством разных видов кукол):

  1. Изготовление плоских бумажных кукол и декораций (используются в теневом театре и на ширме).
  2. Изготовление объемных бумажных кукол.
  3. Изготовление пальчиковых кукол.
  4. Изготовление тканевых перчаточных кукол.
  5. Изготовление декораций к спектаклю.

             Творческий проект (грим и костюмы к сказке «Репка»):

  1. Создание эскиза лица на бумаге (виды эмоций).
  2. «Гримировка лица» (рисунок) при помощи цветных карандашей и красок.
  3. Создание образа любимого персонажа при помощи грима (на учениках).
  4. Разработка эскизов костюмов для любимого героя сказки.
  5. Создание бумажных костюмов.
  6. Пошив элементов костюма для куклы (любимой игрушки).
  7. Итоговый спектакль «Репка» (актеры-ученики).

Таким образом, результатом  программы «Мир кукольного театра» является:

  • развитие и реализация творческого потенциала обучающихся;
  • овладение навыками актерской профессии;
  • создание творческого театрального коллектива, объединенного единой целью, способного проводить выступление кукольного театра;
  • предоставление возможностей для общественного признания, оценки,
    самореализации ребят;
  • создание условий для самовыражения ребят и их дальнейшей
    профессиональной ориентации;
  • учащиеся приобретают элементарные навыки по изготовлению простейших кукол, начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.

Литература

  1. ФГОС. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191с. – (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте ФГОС.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные ста...

Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте ФГОС.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные ста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                 Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

Внеурочная деятельность в начальной школе как способ формирования и развития метапредметных результатов у младших школьников.

Реализация здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в физкультурно-оздоровительной работе. В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому...

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе в рамках введения ФГОС»

Игра способствует улучшению качества восприятия, памяти, воображения и мышления. Помимо этого, игра создает на уроках благоприятный эмоциональный фон, повышает интерес к предмету и способствует развит...