Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс
методическая разработка (8 класс) по теме

Костина Елена Павловна

Реакции соединения

Реакции разложения

Реакции замещения

Реакции обмена

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока № 2

 «Реакции соединения»

в теме «Типы химических реакций»

ГБОУ СОШ № 544

Костина Е.П.

Тема урока:  

Реакции соединения

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели и задачи урока:

  1. Обучающие:   
  • Дать понятие о реакциях соединения;
  • Продолжить формирование умения  записывать уравнения химических реакций;
  • Познакомить учащихся с новой формой записи химических процессов – цепочкой превращений;
  • Закрепить знание химической  номенклатуры на уравнениях химических реакций, умение расставлять коэффициенты.
  1. Развивающие: 
  •  Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над причинами его изменения;
  • Раскрыть связь между химическими знаниями и  повседневной жизнью человека;
  • Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
  1. Воспитательные:  
  • Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.

Планируемые результаты (учащиеся должны):

  • знать определение «реакции соединения»;
  • уметь определять исходные вещества и продукты реакции;
  • уметь расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций;
  • выделять признак, на основании которого реакцию относят к реакции соединения.

Ход урока

Содержание

Методы и методологические приёмы, приборы, оборудование

I Организационный момент

II Актуализация знаний

Запишите уравнение реакции разложения нитрата серебра, если в результате неё образуются кислород, оксид азота (IV) и серебро.

Слайд 2

Слайд 3

III Изучение нового материала

   Вы написали уравнение реакции разложения. Дайте определение этому типу реакции.

    Понятие «Реакция соединения» является противоположным понятию «реакция разложения»

   Самостоятельно сформулируйте и запишите в тетрадь определение – «реакции разложения»          

Слайд 4

   Предлагаю вам схемы уравнений реакций. Вам необходимо их закончить.

Задание:

Закончите уравнение реакций, схемы которых:

Fe + H2O + O2 → Fe(OH)3

Fe + Cl2 → FeCl3

Слайд 5

Слайд 6

   Вам необходимо смоделировать схемы реакции разложения и соединения, используя данные фигуры:

 

 

Слайд 7

   Новая форма записи химических процессов – цепочка превращений, генетический ряд («что из чего»)  

   Рассмотрим цепочку превращений неметалла              

 Слайд 8

Р → Р2О5 → Н3РО4

  • Объясните суть данной формы записи
  • Как выдумаете, с каким веществом должен вступить в реакцию фосфор, чтобы образовался оксид фосфора (V)?
  • Запишите уравнение химической реакции

4Р + 5О2 → 2Р2О5

  • С каким веществом должен вступить в реакцию оксид фосфора (V), чтобы образовалась ортофосфорная кислота?
  • Запишите уравнение химической реакции

Р2О5 + 3Н2О → 2Н3РО4

  Выполните самостоятельно упражнение (цепочка превращений металла):

Запишите уравнения реакций соединения, протекающих согласно схемам:

Li → Li2O →LiOH

S → SO2  O2 → SO3 → H2SO4

Слайд 9

Слайд 10

IV Первичное закрепление

Написать Диамант (реакции разложения, соединения)

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

V Домашнее задание

  • § 30 упражнение 1(д);
  •  Написать сказку на тему «Реакции разложения, соединения»

 

Упражнение 1

Запишите уравнения реакций соединения, протекающих согласно схемам:

P → P2O3 → P2O5 → H3PO4

    Слайд 11

Выполнение упражнения

Само – или взаимопроверка

Беседа с классом, записи в тетрадь, выполнение упражнения, само – или взаимопроверка

Моделирование, фигуры, лист, клей. Представление своих моделей

Приложение 1

Беседа, самопроверка, один ученик работает на обратной стороне доски

Самостоятельное выполнение упражнения, само – или взаимопроверка

Диамант, работа в группах, представление диаманта

Приложение 2

Приложение 1        

        

Приложение 2

Диамант

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Разработка урока № 1

 «Реакции разложения»

в теме «Типы химических реакций»

ГБОУ СОШ № 544

Костина Е.П.

Тема урока:

Реакции разложения

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели и задачи урока:

1. Обучающие:   

  • Дать понятие о реакциях разложения;
  • Продолжить формирование умения  записывать уравнения химических реакций;
  • Закрепить на уравнениях химических реакций  знание химической  номенклатуры, умение расставлять коэффициенты;
  • Закрепить понятия: «исходные вещества», «продукты реакции»;

2. Развивающие: 

  • Развивать познавательную активность, умение наблюдать   окружающий мир, задумываться над причинами его  изменения.
  • Раскрыть связь между химическими знаниями и   повседневной жизнью человека;
  • Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.

Планируемые результаты (учащиеся должны):

  • знать определение «реакции разложения»;
  • уметь определять исходные вещества и продукты реакции;
  • уметь расставлять коэффициенты;
  • выделять признак, на основании которого реакцию относят к реакции разложения.

Ход урока

Содержание

Методы и методологические приёмы, приборы, оборудование

I Организационный момент

II Изучение нового материала

  1. Информационный ввод учителя

     Сегодня на уроке вам предстоит познакомиться с первым типом химических реакций – реакциями разложения.

     Одной из главных задач сегодняшнего урока перед вами является самостоятельно сформулировать определение реакции разложения.

     Давайте запишем на доске ваши предположения.

Слайд 2

  1. Изучение нового материала

Слайд 3

   Перед вами схема химической реакции:      

А + В = С + Д

  • Из чего состоит уравнение реакции? (исходные вещества, продукты реакции, коэффициенты)  
  • Исходные вещества, продукты реакции (вещества) – на какие типы они делятся? (простые и сложные)

    Предлагаю вам, проанализировав уравнение предложенной реакции, заполнить «древо предсказаний»            Слайд 4

   

                         Прогноз               Т                Прогноз

                                                      Е          Аргументы

                         Аргументы         М

                                                      А

        

1-я реакция:

   В 1774 г. английский химик Дж. Пристли, используя стеклянную двояковыпуклую линзу, направил пучок солнечных лучей на оксид ртути (II) и получил кислород.

  • Запишем уравнение этой химической реакции.

2HgO = 2Hg + O2

  • Заполняем «древо»    

   Слайд 5

2-я реакция:

   В промышленности разложение известняка (карбоната кальция) используют для получения негашёной извести (оксида кальция)

  • Запишем уравнение химической реакции

CaCO3 = CaO + CO2

  • Заполняем «дерево»      

Слайд 6

3-я реакция:

   Одним из способов получения кислорода является разложение перманганата калия KMnO4

  • Запишем уравнение реакции

2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

  • Заполните «древо»          

Слайд 7

                                                                            продукты реакции - 2

       исходное вещество -1                  Р                    простые вещества

           сложное        Е

                                                       А

                К           Hg, О2       продукты реакции

        HgO        Ц        2

исходное        И

вещество -1        И        сложные

        

сложное        Р

        СаСО3        А        СаО, СО2

        З        продукты

        исходное        Л        реакции

        вещество        О        - 3

        -1        Ж        сложные

        KMnO4        Е        K2MnO4,        и

        сложное        Н         MnO2,        простые

        И         О2

                                                       Я

   

Определение – «реакции разложения»

   Исходя из заполненной схемы, сформулируйте определение понятия «реакции разложения»

Слайд 8

   Реакции разложения – реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется два и более новых веществ.

Катализаторы, ферменты

   Инструктаж по ТБ

  • Запрещается ходить во время урока, загромождать проходы портфелями;
  • Будьте внимательны при работе с химическими реактивами
  • Запрещается пробовать вещества на вкус;
  • Запрещается смешивать вещества без разрешения учителя;
  • После окончания работы приведите рабочее место в порядок.

Слайд 9

   

Л.О.: Получение кислорода из пероксида водорода

  Слайд 10

Ход выполнения

1

Наблюдение

Ход выполнения

2

Наблюдение

Вывод

Налить в пробирку пероксид водорода;

Нагреть, не доводя до кипения;

Внести тлеющую лучинку.

Налить в химический стакан на 1/3 пероксида водорода;

Аккуратно всыпать немного порошка оксида марганца (IV);

Внести в верхнюю часть стакана тлеющую лучинку

Ход выполнения

1

Наблюдение

Ход выполнения

2

Наблюдение

Вывод

Лучинка загорается через некоторое время

Вспыхивание лучинки практически мгновенно

В опыте № 2 скорость реакции больше, чем в опыте №1

 

Мы научились управлять скоростью химической реакции разложения пероксида водорода.

  • Что помогло ускорить эту реакцию? (MnO2)
  • Запишем уравнение проделанной реакции

2О2 = 2Н2О + О2

  • Обратите внимание, в уравнении реакции нет MnO2, что это значит? (вещество ускоряет химическую реакции, оставаясь к концу реакции неизменным)

     Вы только что дали определение «катализатор», запишите его в тетрадь.

Катализатор – вещество, ускоряющее  химическую реакцию, но само в ней не участвующее.

  • Вспомните, в каких случаях вы используете перекись водорода дома? (обеззараживание раны)
  • Бурно ли выделяется кислород при этом? (да)
  • Какой вывод вы можете сделать? (в крови есть катализатор)

Биологические катализаторы белковой природы называют ферментами.

Слайд 11

III Первичное закрепление

Слайд 12

Выполнить упражнения:

  • Учебник стр. 29, упр. 1 (а,в);

Запишите уравнения реакций разложения, схемы которых:

а) Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O

в) HNO3 → H2O + NO2 + O2

  • Запишите уравнение реакции разложения нитрата калия, если в результате образуется нитрит калия и кислород

Слайд 13

IV Рефлексия

Закончите следующие фразы:

я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...

Слайд 14

V Домашнее задание

Слайд 15

§29, упр. 1 (б,г)

Упражнение 1

Запишите уравнения реакций разложения, схемы которых:

б) Ca3(PO4)2 → CaO + P2O5

г) Cu(NO3)2 → CuO + NO2 + O2

Беседа с классом, запись темы урока в тетрадь, записи на доске

Беседа с классом

Приём «Древо предсказаний»

Приложение 1

Запись уравнений реакций в тетрадь, проверка;

Заполнение «Древа»

Подведение под понятие

Запись определения в тетрадь

Инструктаж по ТБ

Выполнение Л.О. и заполнение таблицы, пероксид водорода, оксид марганца (IV)

Приложение 2

Запись определения в тетрадь

Самостоятельное выполнение упражнений

Само – или взаимопроверка

Рефлексия

Приложение 3

        

Приложение 1

        

Приложение 2

Ход выполнения

1

Наблюдение

Ход выполнения  2

Наблюдение

Вывод

Налить в пробирку пероксид водорода;

Нагреть, не доводя до кипения;

Внести тлеющую лучинку.

Налить в химический стакан на 1/3 пероксида водорода;

Аккуратно всыпать немного порошка оксида марганца (IV);

Внести в верхнюю часть стакана тлеющую лучинку

Приложение 3

Закончите следующие фразы:

я познакомился с ...
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Разработка урока № 3

 «Реакции замещения»

в теме «Типы химических реакций»

ГБОУ СОШ № 544

Костина Е.П.

Тема урока:

Реакции замещения

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели и задачи урока:

  1. Обучающие:   
  • Дать понятие о реакциях замещения;
  • Продолжить формирование умения  записывать уравнения химических реакций;
  • Закрепить на уравнениях химических реакций  знание химической  номенклатуры, умение расставлять коэффициенты;
  • Дать понятие о ряде активности металлов;
  • Изучить условия взаимодействия металлов с растворами кислот и солей.
  1. Развивающие: 
  • Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над причинами его  изменения;
  • Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.
  • Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
  1. Воспитательные:  
  • Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.

Планируемые результаты (учащиеся должны):

  • знать определение «реакции замещения»;
  • уметь определять исходные вещества и продукты реакции;
  • уметь расставлять коэффициенты;
  • уметь выделять признак, на основании которого реакцию относят к реакции замещения;
  • уметь наблюдать химический эксперимент и делать правильные выводы на основании наблюдения.

Ход урока

Содержание

Методы и методологические приёмы, приборы, оборудование

I Организационный момент

II Изучение нового материала

  1. Информационный ввод учителя

  • Вспомним типы реакций, которые мы изучили

(реакции соединения и разложения).

  • В чём заключается суть этих реакций?

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым типом химических реакций – реакции замещения. Рассмотрим суть данных реакций, условия их протекания и самостоятельно сформулируем определение «реакции замещения».

Слайд 2

  1. Взаимодействие металла с кислотой

Предлагаю вам  посмотреть демонстрационный эксперимент, в ходе которого необходимо заполнить следующую схему –  «ёлку»

Слайд 3

Zn + HCl

               

                    Исходные вещества

                       

                            Наблюдения

                   Уравнение реакции

                     Продукты реакции

Д.О.:

Zn + HCl                        

  • Какие продукты реакции образуются в результате взаимодействия металла и кислоты? (водород и соль)

  • Все ли металлы взаимодействуют с кислотами?

Предлагаю вам следующий эксперимент:

Д.О.:

  Са         Mg         Zn          Cu

           

                     HCl

  • Какой вывод вы можете сделать?

(металлы по – разному реагируют с кислотами, некоторые металлы с кислотами не реагируют)

Для прогнозирования возможности протекания реакций между кислотами и металлами обратимся к ряду напряжений металлов.

  • Какая «особенность» в ряду напряжений МЕТАЛЛОВ вам показалась странной?

(наличие водорода)

  • Найдите в ряду напряжения те металлы, которые реагировали с соляной кислотой в эксперименте. Где они стоят относительно водорода?
  • Найдите в ряду напряжений металл, не прореагировавший с кислотой. Каково его место в ряду напряжений относительно водорода?
  • Сделайте вывод на основе ваших наблюдений.

С кислотами взаимодействуют металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода

Уравнения реакций:

Ca + 2HCl → CaCl2 + H2

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

Cu + HCl →

  1. Взаимодействие металлов с солями

   Ряд активности металлов также можно использовать для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами  и солями

   Обратимся к эксперименту:

Д.О.:

 Нитрат           Сульфат       Сульфат          Нитрат

 магния            цинка           меди                серебра

                                    

  Zn                      Zn                   Zn                  Zn

  • В каких пробирках прошла реакция?
  • Напишите уравнения реакций.
  • Используя ряд активности металлов и результаты эксперимента, сделайте вывод о условиях взаимодействия металла с солью

Свободный металл должен располагаться в ряду напряжения металлов левее металла, входящего в состав соли

Уравнения реакций:

Zn + CuSO4 = Cu + ZnSO4

Zn + 2AgNO3  = 2Ag + Zn(NO3)2

  • Все реакции, которые вы наблюдали сегодня на уроке, относятся к реакциям замещения. Посмотрите на записи в тетради и самостоятельно дайте определение реакциям замещения.

Реакции замещения – это реакции, в которых атомы простого вещества замещают атомы одного из химических элементов в сложном веществе.

III Первичное закрепление

     Даны вещества: железо, золото, серная кислота, сульфат меди (II), сульфат железа (II), - напишите уравнения возможных реакций.

Слайд 4

Слайд 5

IV  Рефлексия

Выберите квадратик определённого цвета

Красный - я активен и уверен на уроке,

Жёлтый - я чувствовал себя неуверенно, работал мало;

Зелёный - у меня возникло много вопросов, мне есть, над чем поработать дома... 

Слайд 6

V  Домашнее задание

§31, упражнение 1 (у), упражнение 2

Упражнение 1

Какие реакции называются реакциями замещения? Сравните их с реакциями соединения и разложения.

Упражнение 2

Запишите уравнения следующих реакций замещения:

А) оксид железа (III) + алюминий →

Б)  оксид железа (III) + водород →

В) хлорид меди (II) р- р + алюминий →

Г) оксид свинца (IV) + углерод →

Д) бромид железа (III) р – р + хлор →

Слайд 7

Беседа с классом, запись темы урока в рабочую тетрадь

Демонстрационный опыт (цинк, соляная кислота)

Можно использовать Оверхет проектор, опыт проводить в чашке Петри

Анализ объектов с целью выделения признаков

Приём «Ёлка»

Заполнение схемы, учитель – организатор, один из учеников – проверяющий

Записи в тетради

Беседа с классом

Постановка проблемного вопроса

Демонстрационные опыт (соляная кислота, кальций, магний, цинк, медь)

Записи в тетради

Работа с рядом активности металлов

Выделение признаков, формирование выводов на основе эксперимента

Записи в тетради, запись уравнений возможных реакций

Работа с рядом активности металлов

Демонстрационные опыт (цинк, нитрат магния, сульфат цинка, сульфат меди, нитрат серебра)

Выделение признаков, формирование выводов на основе эксперимента

Записи в тетради, запись уравнений возможных реакций

Подведение под понятие. Самостоятельная формулировка определения.

Самостоятельное выполнение упражнения, само – или взаимопроверка



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Разработка урока № 4

 «Реакции обмена»

в теме «Типы химических реакций»

ГБОУ СОШ № 544

Костина Е.П.

Тема урока:

Реакции обмена 

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели и задачи  урока:

1. Образовательные:

  • Дать понятие о реакциях обмена;
  • Продолжить формирование умения  записывать уравнения химических реакций;
  • Закрепить на уравнениях химических реакций  знание химической  номенклатуры, умение расставлять коэффициенты;
  • Закрепить понятия: «исходные вещества», «продукты реакции»;
  • Дать понятие реакции нейтрализации как частного случай реакции обмена;
  • Познакомить с условиями течения химических реакций между растворами до конца (правило Бертолле).

2. Развивающие:

  •  Развивать познавательную активность, умение наблюдать   окружающий мир, задумываться над причинами его  изменения.
  • Раскрыть связь между химическими знаниями и   повседневной жизнью человека;
  • Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии;
  • Учащиеся убеждаются в необходимости привлечения средств науки химии к пониманию и описанию процессов, идущих в окружающем мире;
  • В процессе лабораторного опыта осознают необходимость точного выполнения алгоритма деятельности.

Планируемые результаты (учащиеся должны):

  • знать определение «реакции обмена»;
  • уметь определять исходные вещества и продукты реакции;
  • уметь расставлять коэффициенты;
  • уметь выделять признак, на основании которого реакцию относят к реакции обмена;
  • уметь наблюдать химический эксперимент и делать правильные выводы на основании наблюдения.

Ход урока

Содержание

Методы и методологические приёмы, приборы, оборудование

I Организационный момент

II Изучение нового материала

Инструктаж по ТБ

  • Запрещается ходить во время урока, загромождать проходы портфелями;
  • Будьте внимательны при работе с химическими реактивами;
  • Запрещается пробовать вещества на вкус;
  • Запрещается смешивать вещества без разрешения учителя;
  • После окончания работы приведите рабочее место в порядок.

Слайд 2

Реакции обмена

Слайд 3

  1. Цель: сформулировать определение реакций обмена

Задание: В ходе лабораторного опыта заполнить предлагаемую схему:

Исходные вещества

Тип исходных веществ

Наблюдение

Уравнение реакции

     Продукты реакции

Тип продуктов реакции

Опыт 1: Взаимодействие иодида калия и нитрата свинца

Ход опыта:

1 Капнуть в ячейку планшетки 3 – 4  капли иодида калия

2 Сюда же капнуть 3 – 4 капли нитрата свинца

  • Вы познакомились с реакцией обмена, самостоятельно сформулируйте определение – «реакции обмена»
  • Сравните своё определение с определение в учебнике на стр. 39

2. Цель: знать сущность реакций обмена на примере взаимодействия между солью и щёлочью

Опыт 2: Взаимодействие сульфата меди и гидроксида натрия

Задание:

  • Выполнить лабораторный опыт

Ход опыта:

1 Капнуть в ячейку планшетки 3 – 4  капли сульфата меди

2 Сюда же капнуть 3 – 4 капли гидроксида натрия

  • Записать уравнение реакции;
  • Описание наблюдений;
  • К какому типу относится данная реакция

3. Цель: знать сущность реакций обмена на примере взаимодействия между растворами солей

Опыт 3: Взаимодействие хлорида бария и сульфата натрия

Задание:

  • Выполнить лабораторный опыт

Ход опыта:

1 Капнуть в ячейку планшетки 3 – 4  капли хлорида бария

2 Сюда же капнуть 3 – 4 капли сульфата натрия

  • Записать уравнение реакции;
  • Описание наблюдений;
  • К какому типу относится данная реакция

4. Цель: знать сущность реакций обмена на примере взаимодействия соли и кислоты

Опыт 4: Взаимодействие карбоната натрия и соляной кислоты

Задание:

  • Выполнить лабораторный опыт

Ход опыта:

1 Капнуть в ячейку планшетки 3 – 4  капли карбоната натрия

2 Сюда же капнуть 3 – 4 капли соляной кислоты

  • Записать уравнение реакции;
  • Описание наблюдений;
  • К какому типу относится данная реакция

5. Цель: знать сущность реакций обмена на примере реакции нейтрализации

Опыт 5: Взаимодействие гидроксида натрия и соляной кислоты

Задание:

  • 1.Выполните лабораторный опыт.

а) В ячейку планшетки прилейте 5-7 капель раствора гидроксида натрия, добавьте 1 каплю фенолфталеина.

Ответьте на вопросы:

  • Что наблюдаете?
  • О чём говорит изменение  окраски? 

б) Добавьте в эту же ячейку осторожно несколько капель раствора соляной кислоты

Ответьте на вопросы:

  • Что наблюдаете?
  • Укажите признак и условия протекания реакции.
  • Запишите уравнение реакции, укажите ее тип.
  • Запишите определение реакции нейтрализации, пользуясь учебником с.40
  • В чём сущность реакции нейтрализации

6. Цель: знать условия протекания реакций между растворами до конца (правило Бертолле).

Задание:

  • Самостоятельно познакомиться с правилом протекания реакций обмена между растворами веществ на стр. 41 учебника
  • Выписать правило в тетрадь
  • Возможны ли реакции между:

А) хлоридом натрия и гидроксидом калия

Б) нитратом алюминия и гидроксидом натрия

Ответ обоснуйте

Правило протекания реакций обмена:

Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода.

Ш Первичное закрепление:

Стр. 42, упражнение 3

Запишите уравнения реакций обмена между растворами:

А) хлорида кальция и фосфата калия;

Б) серной кислоты и гидроксида железа (III)

Слайд 4

IV Рефлексия

  • Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?
  • С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно, не интересно)

V Домашнее задание

§32, упражнение 4; повторить §29 -32

Слайд 5

Упражнение 4

Какие из реакций обмена, схемы которых:

А) BaCl2 + AgNO3 →

Б) Cu(NO3)2 + NaCl →

В) Pb(NO3)2 + K2S →

Г) MgCl2 + K2SO4 →

Д) HNO3  + ZnSO4 →

Е) Ca(NO3)2 + H3PO4 →

Ж) Ba(NO3)2 + Na2SO4 →

Будут протекать до конца?

                

Прослушать ТБ

Записать тему урока

Инструктивные карточки – приложение 1

Проделать опыт (капельный способ), записать схему в тетрадь

Запись определения в тетрадь, сравнение с определением в учебнике

Выполнить предложенное задание  Проделать опыт (капельный способ)

Выполнить предложенное задание

Проделать опыт (капельный способ)

Выполнить предложенное задание

Проделать опыт (капельный способ)

Выполнить предложенное задание

Проделать опыт (капельный способ)

Выполнить предложенное задание, выписать правило

Выполнить упражнение, само – или взаимопроверка

Рефлексия


 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Реакции обмена

  1. Сформулировать определение реакций обмена

Опыт 1: Взаимодействие иодида калия и нитрата свинца

  • В ходе лабораторного опыта заполнить предлагаемую схему:

         Исходные вещества

     Тип исходных веществ

                     Наблюдение

         Уравнение реакции

           Продукты реакции

   Тип продуктов реакции

Ход опыта:

1 Капнуть в ячейку планшетки 3 – 4  капли иодида калия

2 Сюда же капнуть 3 – 4 капли нитрата свинца

  • Вы познакомились с реакцией обмена, самостоятельно сформулируйте определение – «реакции обмена»
  • Сравните своё определение с определение в учебнике на стр. 39
  1. Взаимодействие соли и щёлочи

Опыт 2: Взаимодействие сульфата меди и гидроксида натрия

  • Выполнить лабораторный опыт

Ход опыта:

1 Капнуть в ячейку планшетки 3 – 4  капли сульфата меди

2 Сюда же капнуть 3 – 4 капли гидроксида натрия

  • Записать уравнение реакции;
  • Описание наблюдений;
  • К какому типу относится данная реакция
  1. Взаимодействие между растворами солей

Опыт 3: Взаимодействие хлорида бария и сульфата натрия

  • Выполнить лабораторный опыт

Приложение 1 (продолжение)

Ход опыта:

1 Капнуть в ячейку планшетки 3 – 4  капли хлорида бария

2 Сюда же капнуть 3 – 4 капли сульфата натрия

  • Записать уравнение реакции;
  • Описание наблюдений;
  • К какому типу относится данная реакция
  1. Взаимодействие соли и кислоты

Опыт 4: Взаимодействие карбоната натрия и соляной кислоты

  • Выполнить лабораторный опыт

Ход опыта:

1 Капнуть в ячейку планшетки 3 – 4  капли карбоната натрия

2 Сюда же капнуть 3 – 4 капли соляной кислоты

  • Записать уравнение реакции;
  • Описание наблюдений;
  • К какому типу относится данная реакция
  1. Реакции нейтрализации

Опыт 5: Взаимодействие гидроксида натрия и соляной кислоты

  • Выполните лабораторный опыт

а) На планшетку прилейте 3 капли раствора гидроксида натрия, добавьте 1 каплю фенолфталеина

 Ответьте на вопросы:

  • Что наблюдаете?
  • О чём говорит изменение  окраски? 

б) Добавьте осторожно несколько капель раствора соляной кислоты

Ответьте на вопросы:

  • Что наблюдаете?
  • Укажите признак и условия протекания реакции.
  • Запишите уравнение реакции, укажите ее тип.
  • Запишите определение реакции нейтрализации, пользуясь учебником с.40
  • В чём сущность реакции нейтрализации

Приложение 1 (продолжение)

  1. Условия протекания реакций между растворами до конца

Посмотрите на записанные уравнения реакций и дополните схему:

Условия протекания реакций между растворами до конца

Образование ???                              Выделение ???                                  Образование воды

  • Возможны ли реакции между:

А) хлоридом натрия и гидроксидом калия

Б) нитратом алюминия и гидроксидом натрия

     Ответ обоснуйте

  1. Закрепление

Стр. 42, упражнение 3

  • Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?
  • С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно, не интересно)

  1. Домашнее задание

§32, упражнение 4; повторить §29 -32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.

Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока по теме: «Определение массового выхода продукта химической реакции»

Тема урока: «Определение массового выхода продукта химической реакции», 8 класс (общеобразовательный уровень).Цели урока:Главная дидактическая цель урока:-выработать умение применять знани...

Методическая разработка урока химии по теме "Неорганические основания и кислоты" (11 класс)

Углубленное изучение химии. Неорганические основания и кислоты....

Методическая разработка. Урок: Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций и видах реагирующих частиц.

Представленный материал помогает систематизировать информацию о типах химических реакций и видах реагирующих частиц. Составленные задания позволят закрепить знания по классификации и номенклатуре...

Методическая разработка урока химии по теме "Основания" (АООП ООО глухих), 9 класс.

Урок химии по теме "Основания" (9 класс) для обучающихся с нарушением слуха (глухих)....

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...