ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
учебно-методическое пособие на тему

Томникова Марина Вячеславовна

Технологию педагогических мастерских называют диалоговой,полицентрической, рефлексивной. Она вызывает, тренирует,развивает способность к аналитической деятельности: анализу произведения в ситуации общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, интерпретации, к самоанализу и самоконтролю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tekhnologiya_tvorcheskoy_masterskoy.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Томникова Марина Вячеславовна

МБОУ «Новосельская СОШ» (Суздальский район)

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,  

кроме тех, которые проявляются в результате

активного участия хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н.Колмогоров

   Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы создать условия для развития способностей всех его представителей. К сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать себя. Очень многое зависит от семьи, от школы. Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя разглядеть способности ребенка, а задача школы — развить его способности и создать все условия, чтобы они были реализованы. Никто не станет отрицать, что сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний, а это лишает детей радости открытия, убивает интерес к обучению, и в результате теряется способность к творчеству.

   Проблему творчества в разное время изучали  психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, педагог В.П. Пархоменко, Е.С.Полат и др.  Современный подход к обучению требует от нас, учителей, поиска новых форм преподавания. Обучение должно быть творческим, активным, поисковым.

   Считаю, что педагогическая технология «Творческая мастерская» способствует развитию креативных способностей учащихся.

Эта необычная система обучения была разработана французскими

педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название «Французская группа нового образования» - ЖФЭН. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции.
В России об этой технологии узнали в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт—Петербурге.

  С данной технологией я познакомилась впервые, прочитав книгу педагогов-мастеров из Санкт-Петербурга Н.И Беловой и Н.Н. Наумовой "Экология в мастерских : Методическое пособие". - СПб.: "Паритет", 2004. - 224 с. (Серия "Педагогическая мастерская ").

  Принципы построения мастерской отличаются от традиционной педагогики, но не противоречат ей. Атмосфера, создаваемая на занятиях, стимулирует творческое развитие личности. Главное правило мастерской: все способны! На своих занятиях постулаты мастерской записываю на доске, и вместе с ребятами их прочитываем: «каждый имеет право высказать свою точку зрения», «уважай мнение партнера», «каждый имеет право на ошибку», «важно все: наши знания, чувства и эмоции».

  Следует отметить, что в настоящее время доминирующей формой обучения все-таки остается классно-урочная , но и в рамках урока  можно создать условия для проведения мастерской.  Очевидно, что процесс творческого освоения программного материала, обучение как открытие предполагает несколько иной взгляд на организацию деятельности участников мастерской, которая будет строиться как исследование. Учитель перестает быть всезнающим оракулом, знания приобретаются через личный опыт  ребенка, самостоятельное «строительство» знаний  на основе критического отношения к существующим сведениям, информации, а также решения творческих задач.

  В ходе  мастерской ученикам  предлагаю задания, постепенно подводящие их к осознанию познавательной проблемы, определяющие примерную последовательность движения к ее решению,  но каждый участник мастерской ставит для себя собственный, наиболее важный и актуальный на данном этапе саморазвития вопрос, подбирает соответствующие своим личностным особенностям варианты его разрешения.

  Таким образом, в мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям.  Позиция педагога предполагает консультирование школьников, помощь им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности. В процессе ведения мастерской создаю условия для выявления проблемы, постановки вопросов  и путей их решения.  Таким образом происходит формирование нового знания, выстроенного на основе личного опыта.

  Уникальность мастерской заключается в том, что все могут проявить свои таланты, а главной задачей педагога-мастера является обеспечение сопровождения самостоятельного творческого исследования в рамках мастерской.  Атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам, пробуждение у него личной заинтересованности в изучении проблемы позволяет обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания и взаимообучения,  взаимовоспитания.

  В мастерской исключается официальное оценивание работ ученика, доминирует самооценка через афиширование и работу в группах.  

  Существует некий общий алгоритм построения процесса. Сначала индуктор, который предполагает создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика. Мастеру необходимо подобрать такие индукторы, которые в комплексе будут воздействовать на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности ученика . В качестве индуктора могут быть использованы совершенно разные явления – загадочно звучащее слово; стихотворение; неизвестное понятие, термин; изображение незнакомого предмета, животного, человека, памятника архитектуры, картины, исторического события; непривычный звук, шум, музыкальный отрывок; запах, цвет, графический знак, загадка; необычное задание.… Этап индукции является базовым,  так как именно он должен мотивировать участников мастерской на активную деятельность. Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме и создание условий для ее творческого разрешения.

  Рассмотрим этап индукции на примере творческой мастерской «Икона в творчестве А.С. Пушкина» ». Стратегическая цель мастерской -   на примерах произведений А.С.Пушкина  определить, в каких формах присутствует икона в творчестве великого русского писателя.

  Лейтмотив занятия: А.С.Пушкин – великий национальный писатель, свято соблюдающий законы жизни русского народа (соборность) В качестве индуктора были поставлены вопросы: что такое икона? для чего нужна икона?как она обычно выглядит? каково её цветовое решение?

   Следующий этап — самоконструкция, индивидуальная деятельность учащихся, она предполагает переход от эмоций к реальным действиям. Здесь может быть записан ассоциативный ряд слов, ответ на вопрос, оформлен рисунок и т.д. После выполнения задания каждый ученик сообщает свою точку зрения на вопрос, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения. Все результаты фиксируются на доске, плакатах, в тетрадях. Данный этап предполагает личное видение решения проблемы, поэтому правильных и неправильных суждений быть не может. В моей мастерской процессе индивидуальной деятельности проектанты отвечали на вопросы, составляли ассоциативный ряд, опираясь на личный опыт. Некоторые примеры ответов:

  • Образ святого;
  • Молитва;
  • У нас нет в доме икон;
  • Икона – Бог- история – монастырь;
  • Образ – мир – свет – христианств;
  • Православие - священник

  Третий этап -  социоконструкция. Методисты предполагают парную работу. Я в своей практике этап социоконструкции провожу в малых группах. Взаимная оценка индивидуально созданных проектов, позволяет ученику сопоставить свои знания с опытом товарища, скорректировать их и выдвинуть появившиеся идеи, которые будут озвучены на следующем этапе мастерской. На данном этапе проектанты объединяются в группы. Использую приёмы «Зигзаг», «Мозаика».  Это самый плотный и продуктивный этап. В процессе мастерской группы учащихся получили пакеты с материалом (тексты из произведений А.С.Пушкина). Первые задания и тексты для всех групп одинаковы, затем каждая группа получает свой набор материалов и соответственно готовит сообщение, опираясь на вопросы . Приложения.

  Социализация - это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. На этом этапе ученик учится говорить. Мнение всех и каждого должно быть услышано. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.

 В мастерской по творчеству А.С. Пушкина первые три этапа повторяются несколько раз, это зависит от количества подобранного материала и подготовленного пакета заданий. В моей мастерской 5 пакетов с материалом для исследования. Здесь же проектанты работают над таблицей, заполняя её новыми сведениями. Приложение

  Результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, организуется афиширование работ учеников и Мастера, «презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов. На данном этапе формируется творческий коллективный  опыт. На нашем занятии по материалам таблицы учащиеся составляли кластер и афишировали его. Всего было 6 групп – шесть кластеров.

  Шестой этап — разрыв. Внутреннее осознание участниками мастерской того, чего они не знали и не чувствовали раньше.

  Последний обязательный этап – рефлексия. Это самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Внимание к информации, полученной в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном классе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей школьников. Этот этап особенно важен для учителя.  Вот примеры рефлексии моих « подмастерьев» (без корректировки):

  • Нужно гордиться, что в свое время жил такой великий поэт, и я думаю, что у каждого что-то осталось о Пушкине в душе;
  • Я задумался о вере: без веры нет народа;
  • Нельзя уничтожать святыню, не следует осквернять, все потом тебе скажется;
  • Во время мастерской я задумалась о Православии, какую оно играет роль в нашей повседневной жизни. Оказывается икона занимает важное место в творчестве А.Пушкина и он был ПРАВОСЛАВНЫМ и ВЕРУЮЩИМ!!!!
  • Я много узнала об иконах, их предназначении в нашей жизни. Если честно, я читала все произведения, над которыми мы работала, но никогда так внимательно не разбирала;
  • Мне захотелось поподробней узнать об иконах;
  • Мне понравилось. Я сильно задумался о том, почему я раньше не знал о том, что Пушкин был не просто поэтом, но еще и православным человеком. За это время я многое узнал, так здорово, хочется еще таких уроков

  • В начале урока нас плавно подготовили к серьезной, но одновременно к очень интересной работе. Теперь у меня Пушкин не только великий человек, но и просто православный человек;
  • Мне очень хотелось, чтобы было побольше провидино таких уроков. Задания были сложные но наша группа справилась со всем, Очень было удобно работать по группам.

  Таким образом, технологии «Педагогические мастерские»  создают условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности.

  Технологию «Педагогическая мастерская» применяю на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности с 2008 года. Мной создано и проведено несколько мастерских в том числе и для педагогов. Вот некоторые примеры педагогических мастерских.

  1.Творческая мастерская (построение знаний) «Икона в творчестве А.С.Пушкина

  2.Творческая мастерская (построение знаний) «Духовной жаждою томим...» (По повести Н.В.Гоголя «Портрет»). В процессе мастерской проектанты должны были ответить на вопросы: какую роль играет искусство в жизни человека? Каким должно быть искусство? В качестве индуктора вопрос: что объединяет два понятия «искусство» и «искуситель»? В процессе исследовательской деятельности фрагментов повести учащиеся нашли ответ на вопрос и афишировали результаты групповой работы.

  3. В качестве подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе мною создана и  проведена мастерская «Приемы компрессии текста».   Для деления учащихся на группы использовала прием «Зигзаг». Это способствовало удачно организовать индивидуальную и групповую работу. А прием «Мозаика» органично вписался в практический элемент мастерской.

  4. Мастерская «Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина» позволила расширить знания учащихся о творчестве великого художника слова.

  Все перечисленные мастерские опубликованы издательством «1 Сентября», некоторые материалы стали победителями Всероссийских конкурсов.

В заключении хотелось бы отметить, что Педагогическая мастерская — это особая технология, основанная на гуманистических представлениях о цннности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика.

  Технологию педагогических мастерских называют  диалоговой, полицентрической, рефлексивной. Она вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведения в ситуации общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, интерпретации, к самоанализу и самоконтролю.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Н.И Белова и Н.Н. Наумова  Экология в мастерских : Методическое пособие. - СПб.: «Паритет», 2004. - 224 с. (Серия "Педагогическая мастерская ").
  2. Н.И.Дереклеева Научно-исследовательская работа в школе.-М.: «Вербум-М», 2001.- 1 с.
  3. Т.Я. Ерёмина Урок-мастерская по литературе: 7-9 классы.- М.: Чистые пруды, 2007.-3с.  (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература». Вып. 3(15).)
  4.  Мастерская как педагогическая технология
  5. Образовательные технологии

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы.

В соответствии с ключевыми  задачами современного образования одним из основных видов УУД  являются коммуникативные навыки. Для успешной реализации формирования коммуникативных на...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Методичекая разработка на тему: "Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»

quot;Фрагменты уроков по литературе для учащихся восьмых классов с использованием технологии творческой мастерской на тему "Средства характеристики героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль&r...

Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы

Немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер писал «Воспитание призвано сформировать целостную личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нов...

Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий. Технология творческих мастерских."

Технология творческих мастерских или «французские демарши» является одним из направлений развивающего обучения. Авторами данной технологии являются французские педагоги, психологи, обществ...

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

Применение технологии мастерских на уроках математики позволяет организовать новый способ познавательной деятельности обучающихся. Цель мастерской – подтолкнуть к поиску, избавить от чувства стр...