Коммуникативные универсальные учебные действия
статья по теме

Скобникова Ирина Евгеньевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педсовет17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет.

Тема: Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникация – это не просто обмен информацией (например, учебной), но это  аспект смыслового общения и социального взаимодействия, начиная  с установления контактов , вплоть до сложных видов кооперации, организации совместной деятельности.

Общение ребенка начинается с раннего возраста, но уровень развития коммуникаций в процессе становления детей весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это  и побуждает разработчиков новых государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных.

Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов  и в семье, и в коллективе при совместной деятельности. Ученые выделяют три типа младших школьников с точки зрения их стиля общения в школе: 1- эгоцентричный ≈20%,   2- неуверенный ≈30%, 3- дружелюбный ≈50%.  Первая и вторая группы учащихся отличаются низким уровнем успешности в общении, они испытывают наибольшие затруднения в развитии коммуникативных умений. Третью группу школьников отличает ярко выраженная, позитивная  Я-концепция и наличие положительного отношения к одноклассникам. Чтобы быть успешным, нужно уметь адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Недостаточная степень коммуникативной готовности детей к школьному обучению может иметь серьезные последствия. У значительного числа детей они приобретают хронический характер, постепенно переходя в устойчивые и неблагоприятные черты характера. Поэтому без формирования базовых коммуникативных  универсальных учебных действий в ходе обучения обойтись нельзя.

Выделяют два вида коммуникативных форм деятельности:

  1. Общение и взаимодействие с учетом позиции другого человека. В этом случае универсальные учебные действия заключаются в умении понимать других людей, умение сотрудничать с другими людьми (работать в группе в разных ролях),  предотвращать и  преодолевать конфликты (идти на уступки, влиять на поведение  другого человека, умение взглянуть на ситуацию с другой стороны) и т.д.
  2. Речевая культура: умение доносить свою позицию, оценку; высказывать свою точку зрения в монологе, диалоге, устно или письменно, обосновывать собственное мнение; самостоятельно критично оценивать свою точку зрения.

Задание.

Распределите  предложенные примеры коммуникативных УУД на две группы коммуникативных форм деятельности:

1.Учу задавать /отвечать на вопросы

2.Учу убеждать другого человека

3.Создаю ситуацию для обсуждения

4.Учу передавать содержание в сжатом или развернутом виде

5.Учу работать в группе

6.Учу строить монологическое высказывание

7.Учу критически относиться к своей позиции и признавать свою неправоту

8.Учу вносить  вклад в совместные действия

Существуют различные виды инновационных уроков,  в которых предусматриваются коммуникативные действия:

-Уроки самостоятельной деятельности. Цель таких уроков: формирование и развитие механизмов независимости школьников, утверждение самостоятельных качеств личности. Такие уроки имеют воспитательный характер.

-Урок-исследование. Цель – использование, развитие и обобщение опыта учащихся, получение конечного результата. Отличает эту форму урока открытая форма совместной деятельности и сотрудничества учащихся и педагога.

-Групповые технологии. Такие уроки предполагают работу учащихся  в микрогруппах, по вариантам, зачет в парах. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями.

-Проектная деятельность. Проект - это развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, находить решение. Развитие уверенности  в свои силы, творчество.

-Уроки-тренинги.  Это форма отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Это могут быть соревнования, взаимный контроль, индивидуальные и групповые тренинги.

-Проблемные уроки. Проблема - это  противоречие, которое может проявляться в каких-либо действиях, явлениях, фактах. Цель таких уроков - активация познавательной деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы  учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с ...

Дидактическая игра как средство формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.

Требования ФГОС к формированиюуниверсальных учебных действий.Сущность коммуникативных УУД. Пути и возможности формирования коммуникативных УУД при использовании дидактических игр в учебном процессе....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

Формирование Коммуникативных Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка

Данное обобщение опыта содержит необходимую информацию по успешному формированию корммуникативных УУД на уроках английского языка...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках немецкого языка посредством информационно-коммуникативной технологии».

Иностранный язык как предмет включает  знание родного языка и логическое мышление,  общее интеллектуальное и культурное развитие обучающегося. Существует мнение, что иностранный язык дается ...

Коммуникативные универсальные учебные действия и формирование коммуникативной культуры старшеклассников.

Формирование коммуникативной культуры школьников возможно при формировании коммуникативных УУД. В статье говорится о том, что входит в понятие "коммуникативная культура школьника" и какие фо...