Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса
статья по теме

Статья на тему "Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса».

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять  лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в  виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня  всё более востребованными. Исходя из этого, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Личностные универсальные учебные действия на уроках математики

1. Основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С  этой точки зрения все без исключения задания должны быть ориентированы на достижение личностных результатов, и предполагать не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах («Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»).

Разнообразные формы опроса (если у детей проблемы с выражением мысли им нужно давать опорные схемы, таблицы, планы ответов). А не только решать проблему за счет сокращения объемов предлагаемого материала. Также есть дети, которым сложно работать у доски при всем классе, задания которые должны быть оценены, можно предлагать выполнить на карточках, на рабочем месте. Чтобы тревожность за правильность ответа не накладывалась на тревожность ответа у доски.

Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано («Сравни свою работу с работами других ребят»).

Работа при самоподготовке тоже представляет собой один из ярких примеров осуществления индивидуального подхода:

– кто-то работает самостоятельно;

– кому-то нужно небольшая помощь;

– у кого-то проблемы с непониманием материала, здесь часто подключается сам педагог;

– кто-то нуждается в жесткой регламентации во времени или постоянном напоминании о включении в работу.

Таким образом, работа с математическим содержанием при использовании ИП позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

2. Наличие в курсе математики большого числа уроков, построенных на проблемно-диалогической технологии, даёт педагогу возможность продемонстрировать перед детьми ценность эффективного интеллектуального взаимодействия.

Оно может сложиться только в том случае, если дети в классе будут примерно одного уровня, поэтому удобно делить учащихся на группы в зависимости от их индивидуальных особенностей. Для того чтобы избегать ориентации на среднего ученика необходимо вводить задания, дифференцированные по уровню сложности, сильные ученики будут иметь возможность развития, повышаться будет их мотивация, а более слабые имеют возможность быть также успешными, сохранять единый темп работы.

Необходимо учитывать индивидуальный темп работы и время усвоения материала

 (нельзя у отдельных учащихся требовать сдачи материала в те же сроки, что у более сильных, они могут сдавать не с первой попытки, задания могут быть разные по объему).

В том случае, если дети научились работать таким образом, у них формируется и понимание ценности человеческого взаимодействия, ценности человеческого сообщества, сформированного как команда единомышленников, ценности личности каждого из членов этого сообщества.

3. Так как курс математики серьёзнейшим образом ориентирован на развитие коммуникативных умений, на уроках запланированы ситуации тесного межличностного общения, предполагающие формирование важнейших этических норм.

Если объединить учащихся в группы так, чтобы в группе были и сильные и слабые ученики, ученики с высоким темпом работы и с низким (взаимопомощь, взаимообучение), такая работа развивает  представление о толерантности, учит  терпению во взаимоотношениях и в то же время умению не терять при общении свою индивидуальность, т.е. также способствует формированию представлений о ценности человеческой личности. (Все задания, относящиеся к работе на этапе первичного закрепления нового, работа с текстовыми задачами в классе и т.д.)

4. На уроках математики важно включать исторический материал и рассказывать о созидательной работе учёных, военных, инженеров и о роли знания. Работая с  текстами   задач с историческим содержанием, учитель не может пройти  мимо личностной оценки описанных в них реальных исторических персонажей и ценности личного вклада человека в создание больших человеческих сообществ.

Процесс индивидуализации не может не касаться и воспитательной работы. ИП в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню воспитанности учащихся. В индивидуальной работе с детьми педагог-воспитатель должен руководствоваться следующими принципами:

1) установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «ученик-учитель-класс».

2) уважение самооценки личности ученика.

3) вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера.

4) создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания. 

Воспитание ученика, обладающего всеми УУД, невозможно без индивидуализации образования и воспитания; необходима работа по выявлению индивидуальных особенностей каждого школьника и учёту этих особенностей.

Индивидуализация учебно-воспитательного процесса – основное условие, точнее даже требование нашей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к организации учебного процесса на уроках русского языка.

Данный материал содержит примеры, подтверждающие необходимость  применения данной педагогической технологии  в тпроцессе обучения учащихся русскому языку....

Индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса – реальный путь повышения его качества

Тема, над которой я работала не один год,- организация уровневого обучения  с целью повышения  качества знаний учащихся. Под уровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитатель...

Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях внедрения ФГОС основного и среднего образования.

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

Компетентностный подход в организации учебного процесса на уроках английского языка

Данная статья посвящена методам и приёмам реализации компетентностного  подхода в процессе обучения иностранному языку....

Индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса – реальный путь повышения его качества.

Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова писателя, философа США Ральфа Уолда Эмерсона (1803-1882): «Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими». И с каждым годом раб...