Экспедиционно-методическая деятельность учителей гимназии № 23 города Краснодара по освоению опыта немецкой системы образования
статья по теме

Лысенко Надежда Борисовна

С 2011 года коллектив педагогов гимназии №23  работает над реализацией инновационного проекта по теме «Экспедиционно-методическая деятельность учителя по освоению опыта европейской системы образования как средство внедрения технологии компетентностного обучения   в условиях перехода ОУ на новые ФГОС». В современных условиях опыт западных моделей обучения может рассматриваться в качестве рефлексивно оцениваемых ориентиров, стимулирующих творческое развитие отечественного учителя, ориентированного на реализацию ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспедиционно-методическая деятельность учителей гимназии № 23 города Краснодара по освоению опыта немецкой системы образования.

С 2011 года коллектив педагогов гимназии №23  работает над реализацией инновационного проекта по теме «Экспедиционно-методическая деятельность учителя по освоению опыта европейской системы образования как средство внедрения технологии компетентностного обучения   в условиях перехода ОУ на новые ФГОС». В современных условиях опыт западных моделей обучения может рассматриваться в качестве рефлексивно оцениваемых ориентиров, стимулирующих творческое развитие отечественного учителя, ориентированного на реализацию ФГОС. Одним из многочисленных мероприятий в рамках проекта стало взаимное посещение делегациями учителей и учащихся из Берлинской гимназии им. Гете в апреле 2013 года Краснодара и ответный визит делегации из Краснодара в марте 2014 года.

В рамках экспедиции, 13 учащихся Краснодарской  гимназии №23 проживали в семьях вместе с воспитанниками гимназии им. Гете, совместно посещали уроки, внеклассные и спортивные мероприятия. Помимо этого для них были организованы экскурсии по историческим и культурным объектам Германии. Гимназисты  имели  уникальную  возможность познакомится не только с немецкой культурой, но и увидеть изнутри особенности немецкой школы, попробовать свои силы на уроках вместе с немецкими школьниками. Учителя в данной экспедиции не только посетили уроки в гимназии им. Гете, которая является частным учебным заведением, но и познакомились с системой образования и методиками обучения в двух государственных школах Берлина.  

Система образования в Германии представляет собой классическую трехстепенную структуру, состоящую из начальной, средней I и II, и высшей школы. Государство гарантирует всем гражданам получение обязательного среднего образования (9 лет), а в целом система школьного образования рассчитана на 12–13 лет. Все дети, достигшие шестилетнего возраста, начинают обучение в начальной школе (Grundschule). Обучение в начальной школе может продолжаться от четырех до шести лет, нагрузка составляет от 20 до 30 часов в неделю. В начальных классах, особенно в первые два года, широко применяется комплексное обучение. Немецкий язык, математика, краеведение, музыка, физкультура, религия преподаются в комплексе. Лишь в 3 и 4 классах выделяются отдельные предметы, хотя язык, краеведение и музыка продолжают преподаваться в комплексе.

Начальная школа им. Ханны Хёх, которую посетили в рамках экспедиции, является в своем роде экспериментальной. В ней Краснодарские учителя познакомились как с системой начального образования Германии в целом, так и с особенностями конкретного учебного заведения. Управляющие органы земли, на которой находится школа, позволили ей строить образовательный процесс не до 6-го класса, как большинство начальных школ Германии, а до 10-го, а в перспективе возможно и до 12-го класса.  В целом это говорит о достаточно высокой внутренней свободе образовательного учреждения, ограниченной лишь рамками основного Закона об образовании. Из 610 школ Берлина такую систему за основу выбрали в двадцати одной  начальной школе. Директор школы пояснил, что на такой шаг, в качестве эксперимента они решили пойти в связи с тем, что демографическая ситуация в районе школы очень динамична. Из 800 детей, посещающих школу 60 % - дети иммигрантов (в среднем по немецким школам эта цифра составляет 30%),  около 50 % - это дети из семей, живущих на пособии, поэтому общий уровень обучающихся данной школы ниже среднего уровня по Берлину. Все в методиках и принципах обучения этой школы направлено на  то, что бы развить способности самых слабых учащихся, каковых здесь достаточно высокий процент. На пути реализации этой непростой задачи администрация и педагогический коллектив решают три, тесно связанные между собой задачи.

Первая, это четкое и подробное планирование. План составляется индивидуально для каждой группы детей, а если надо, то и для каждого ребенка.

Вторая, это блоковое обучения. Между блоками нет звонков.  По мнению администрации, звонок, это лишний стресс для детей. Кроме того, более продолжительные блоки позволяют отводить больше времени на индивидуальную работу и личностно – ориентированный подход. Всего три учебных блока: с 8. 00 до 10. 00, с 10. 00 до 12. 00 и с 14. 00 до 16. 00.  Таким образом, между вторым и третьим блоками большой перерыв, во время которого дети кушают и отдыхают. Большую продолжительность учебных блоков по времени компенсирует частая смена видов деятельности, а так же особые помещения, в которых проводятся уроки.  Очень важно, как все в них размещается (фото в приложениях). Это очень большие комнаты, в которых нет стен, а помещение делится на сегменты легкой, очень функциональной  передвижной мебелью.  Ученики в этом открытом пространстве вольны перемещаться как хотят. Если  в какой-то момент ребенок не чувствует в себе достаточно сил для занятий, он может отдохнуть или переместится в другой сегмент помещения, где другая группа занята чем-либо отличным от того чем он только что занимался. Эта школа стала логическим продолжением немецкой системы образования, где главное не столько передача детям некого абстрактного знания, сколько воспитание у них свободы и духа сотрудничества.

Третья задача, которая решается в этой школе, это обеспеченность персоналом. В группе из 20 -25 детей работают 2 педагога (один учитель и один воспитатель), и кроме того, одной из новаций этой школы является помощь волонтеров из числа родителей или студентов педагогических ВУЗов.  В каждой группе их так же по два. Это позволяет усилить индивидуальную работу с теми детьми, которые особенно в этом нуждаются и не могут работать вместе со всей группой в силу тех или иных причин.

По окончании каждого класса происходит некая проверка уровня компетенций, которыми дети овладели в течение года. В этой школе оценки, в привычном понимании, нет до 8го класса. Методика такой безоценочной проверки переведена, проанализирована и в настоящее время адаптируется к условиям гимназии №23.  Интересно, что существует лист самооценки, в котором ребенок самостоятельно определяет, насколько он овладел той или иной компетенцией, а затем учитель рядом ставит свою оценку. Таким образом, отдельно можно оценить уровень критичности и объективности ребенка по отношению к себе. Существует система промежуточной диагностики, которая осуществляется один раз в полгода. Диагностика разрабатывается непосредственно в школе, на уровне методобъединения.

При подаче нового материала, учитель обязательно учитывает, что этот материал должен быть прикреплен к тому, что ребенок уже знает и умеет. Особая сложность заключается в том, что нет единой шкалы, так как дети приходят с разным уровнем подготовки. Но в дальнейшем выравнивания не происходит. В немецкой школе это не является необходимым. Считается, что ребенок осваивает тот уровень, на который способен и ему не надо тянуться за кем-то. Но при этом есть нижний уровень компетенций, который обязателен для всех, и перевод в следующий класс происходит лишь по достижении этого уровня.

Главный инструмент обучения в начальных школах Германии – активное обучение. Учебное время можно поделить примерно следующим образом: 1/3 непосредственно процесс обучения, 1/3 групповые проекты, 1/3 индивидуальная работа. Много внимания уделяется привитию способности самостоятельно обучения и вообще самостоятельности во всем. Ребенок должен сам знать, что он будет  делать на том или ином этапе урока. В специальном дневнике, который так же переведен и адаптируется педагогами – экспериментаторами к условиям российской системы образования,  ученик самостоятельно намечает траекторию обучения, ставит себе цели, а впоследствии сам отмечает, что ему удалось и насколько, а чего не удалось достичь вовсе. Оценивается не только уровень знаний, но и то, насколько он был внимателен, дружелюбен, как содержал свое рабочее место в чистоте, как он взаимодействовал с окружающими и т. д. Опять идет развитие корректной и критичной самооценки. Проверяя такой дневник, если учитель наблюдает несоответствие оценки ребенка (в ту или иную сторону) относительно реальной, возникает предмет для разговора. Учитель  исключительно в устной форме  корректирует ребенка. Во время такого разговора учитель может понять, что позволило ребенку оценить себя именно так, почему он так думает. А ребенок, в свою очередь, понимает, где он был не прав и что он оценил не верно. На каждой странице такого дневника есть место для отметки родителя (что в течение недели они сделали вместе, что вызвало затруднения). Таким образом, подобный дневник является не только инструментом контроля, но и прекрасным инструментом коммуникации, где учитель может видеть, насколько тот или иной родитель внимателен к своему ребенку, а в случае не достаточного исполнения взрослым своих обязанностей, указать ему на это.

После окончания начальной школы учащиеся продолжают учебу в средних школах. Средние общеобразовательные школы в Германии многотипны, и между ними есть заметные различия. Каждый тип общеобразовательной школы предлагает учащимся большой круг возможностей для дальнейшего обучения желаемой профессии. Соответственно, выбор школы и дальнейшее обучение в Германии зависит от того, специалистом какого направления и какого уровня видит себя в будущем сам ребенок или его родители. Обучение в Германии строится по принципу: чем способнее ребенок, тем больше у него возможностей получить качественное образование. Поэтому учащиеся могут сделать выбор будущей специальности или хотя бы уровня образования уже после начальной школы. Средние школы в Германии делятся на несколько типов: гимназия, реальная, основная, профессиональная и объединенная школы.

Наиболее слабые ученики после начальной  направляются для дальнейшего обучения в так называемую  «основную школу» (нем. Hauptschule), где обучаются 5 лет. Основная цель этой школы — подготовка к малоквалифицированной профессиональной деятельности. Здесь дается базовое образование. Средняя нагрузка 30–33 часа в неделю. После окончания этой школы можно начать работать или продолжить обучение в системе профессионального образования.

Ученики со средними результатами идут в «реальную школу» (нем. Realschule) и обучаются там 6 лет. После окончания реальной школы можно устроиться на работу, а наиболее способные могут продолжить обучение в 11-м и 12-м классах гимназии. В гимназии такой ученик получает образование классического типа (в основном гуманитарное). После окончания гимназии дается аттестат зрелости, дающий право на поступление в университет.

Гимназия (нем. Gymnasium) — наиболее престижный тип средней школы, диплом которой позволяет без вступительных экзаменов поступить на большинство факультетов университета и продолжить обучение в Германии. Продолжительность обучения в гимназии — 9 лет, с 5 по 13 класс. В отличие от других типов средних школ, слабые ученики, те которые не справляются с программой, могут быть отчислены из гимназии. Одно из таких учебных заведений,  гимназия им. Томаса Манна стала очередным этапом педагогической экспедиции. В старших классах вводятся предметы по выбору (от 2 до 7 часов в неделю). В целом образование в гимназии носит преимущественно гуманитарный характер. Ученики тринадцатого класса гимназии считаются абитуриентами. В тринадцатом классе гимназии ученики готовятся к учебе в высших учебных заведениях. По окончании тринадцатого класса гимназии ученики сдают экзамены по основным школьным предметам. Уровень обучения в 12-м и 13-м классах и уровень выпускных экзаменов в гимназии очень высок и по Международной классификации стандартов образования ЮНЕСКО ISCED (International Standard Classification of Education) соответствует уровню 1–2 курса высших учебных заведений стран с десятилетней или одиннадцатилетней системой школьного образования. Средняя оценка всех выпускных экзаменов является важнейшим критерием для получения места для обучения в высшем учебном заведении.

Система  преподавания в немецкой гимназии отличается тем, что нет определенного набора ЗУН для каждой параллели, как это есть в российской школе. Определенный набор знаний и компетентностей выстраивается на учебный блок с 1 по 7, затем с 8 по 10 и, наконец,   в 11 – 12 классах. По окончании учащимся каждого блока проводится  диагностика. Элементы диагностических работ разрабатывают внутри каждого образовательного учреждения. Как пояснил директор гимназии им. Томаса Манна, в немецких школах до 7 класса в процессе обучения задачи образования и воспитания поделены примерно поровну. В дальнейшем, на первый план выходит только образование (особенно в гимназиях) и помощь школы в социализации и профессиональной ориентации подростков. Все УМК в немецких школах ориентированы на стандарты и переиздаются каждый год.

Что касается методик обучения, они в немецких школах различны, даже в пределах одного образовательного учреждения. У учителя есть полная свобода в выборе таких методик, главное результат, который получает учитель на выходе. Но, тем не менее, приоритет отдается личностно-ориентированному подходу. Учитель на уроке  обязан использовать самые разнообразные методики обучения, в ходе урока оперативно менять одну форму на другую, организовывать работу так, что бы  разные группы учащихся делали различные виды работы и впоследствии менять их. Отдельной работы с одаренными детьми в немецких школах не ведется. Есть задача поддерживать определенный уровень, который представлен в том или ином типе общеобразовательной школы. Если педагоги или родители считают, что ребенок особо одарен в той или иной сфере, то он переводится в специализированную школу, с углубленным изучением какой-либо дисциплины или вида искусства.

В старших классах начинает формироваться аттестат гимназиста, начиная с 11 класса. По окончании обучения гимназисты сдают 3 профильных экзамена.  Один из них обязательно устный, один письменный, а один представляет собой защиту индивидуального проекта. В каждой земле Германии выпускные задания готовят сами. Единого федерального экзамена нет.

В гимназии им.  Гете, которая стала основным объектом экспедиции,  практикуется индивидуальный подход к учащимся и много внимания уделяется проектной деятельности. В каждом классе реализуются не менее четырех проектов в течение года. Они, как правило, не связаны одной целью, но укладываются в концепт школы. Эти проекты оформляются соответствующим образом и хранятся в гимназии 5 лет. В гимназии есть возможность достаточно часто проводить выездные уроки, уроки в музеях на выставках и так далее. Особенность такого урока заключается в том, что перед выездом каждый ученик получает папку с заданием, которое должен выполнить по результатам экскурсии. Представить задание на следующий день соответствующим образом. Делегация из Краснодара посетила несколько таких уроков. Результатом стали разработки музейных уроков, адаптированные для условий Краснодарской гимназии. Огромное значение уделяется воспитанию в ребенке самостоятельности. Самостоятельность в процессе обучения должна проявляться во всем. Например; в ходе реализации индивидуального проекта, объяснить учителю, что тебе необходимо, самостоятельно все подготовить, точно выполнять все требования (если защита проекта предполагает 5 минут, то это должно быть именно 5 минут). Если в ходе урока что-то непонятно, то ребенок должен сам подойти к учителю и сказать, что именно ты не понял. Каждый предмет в журнале оценивается обязательно как в устной, так  и письменной части.

Работа со слабоуспевающими учащимися ведется исключительно индивидуально.  Зачастую такие занятия проводятся вне помещения, где идут уроки основной группы. Когда такой ученик подтягивается до общего уровня группы,  он возвращается обратно в класс. Во время занятий со слабоуспевающими учащимися на ребенка заполняется особый лист, в котором анализируются компетенции, разрабатывают план индивидуальной работы, определяют, достигнута ли цель.

В целом, подобные экспедиции, анализ и использование зарубежного педагогического опыта являются очень полезными  для преодоления барьеров, стоящих на пути модернизации современной Российской школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация результатов деятельности учителя русского языка и литературы Горестовой Ольги Юрьевны. Система работы.

Презентация к публичному выступлению перед профессиональным сообществом учителей русского языка и литературы. В презентации отражены результаты работы за три последних года....

Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)

Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье расс...

Проектная деятельность учителя литературы и психолога - путь к решению вопроса современного образования и воспитания

Нравственно-социальная адаптация школьников через интеграционную модель, основанную на аксиологическом (ценностном) подходе....

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования.

1. Важное звено в работе учителя – подготовка к уроку. Учитель готовится к цепочке уроков. Начинает с рабочей программы, учебно-тематического планирования с учетом требований к знаниям, умениям и навы...

«Экспедиционно-методическая деятельность учителя по освоению опыта европейской системы образования как средство внедрения технологии компетентностного обучения в условиях перехода ОУ на новые ФГОС»

Основной проблемой национальной системы образования на сегодняшний день является ее низкая социальная эффективность, невостребованность получаемых учащимися образовательных результатов вне самой систе...

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования...